Методологический эксперимент, его цель и значение для формирования методологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический эксперимент, его цель и значение для формирования методологии



   
 

Эксперимент — это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.Эксперимент методологический - эксперимент по разработке исследовательского или диагностического инструментария, сравнительному изучению эффективности различных инструментов познания, схем проведения экспериментальной работы, выявлению наиболее эффективных способов обработки данных, по перепроверке ранее полученных и представляющихся сомнительными данных с помощью разных исследовательских (диагностических) средств.

 

15.Научная деятельность, сущность научного познания Основная цель научной деятельности - получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира. Термин <знание> употребляется в трех основных смыслах:

1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

2) любая познавательно значимая информация;

3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия <истинное знание> и <знание> не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).

Продуктом научной деятельности выступают не только знания. Для их получения необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который распространяется на все сферы человеческой деятельности. Наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность как элементы профессиональной этики.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и научных исследованиях. Взаимосвязь техники и науки - один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического и социального прогресса. Техника в своих новейших формах (лазерные установки, компьютеры, интернет и т.п.) оказывает сильное влияние на культуру человечества, на психологию и сознание людей, их жизненные и ценностные ориентации, бытовые, профессиональные и многие другие условия их повседневного существования.

16.научная статья,требования к ее содержанию: Статья — составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника.Текст статьи — дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный научный материал. Он должен отвечать следующим основным формальным требованиям:точность и достоверность приведенных сведений;четкость и ясность изложения материала;доступность информации;лаконичность;логичность и последовательность;систематичность и преемственность излагаемого материала;четкость структуры;соответствие языка изложения материала нормам литературной русской речи.В состав текста научной статьи могут входить следующие элементы: сокращения, условные обозначения, ссылки, примечания, таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения.

18 организационные методы психологического исследования,примеры применения: К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков. Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами. Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п

19 организация психологичнской диагностики,понятие соц.желательности: социальная желательность-1.Те характеристики, которые обычно одобряются обществом и которые делают их обладателя социально привлекательным. 2. Предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным Для преодоления влияния С. ж. на результаты тестов типа самоотчетов предложен ряд методов. Во-первых, при разработке теста можно использовать формат вынужденного выбора ответов. Вслед за этим варианты ответов на любой пункт должны быть уравнены с т. зр. их С. ж. Во-вторых, можно отобрать тестовые пункты, к-рые в большей степени репрезентируют психол. понятие интереса, чем С. ж. Это требует использования стратегии разработки теста, предполагающей такую форму отбора пунктов из более широкой совокупности тестовых стимулов, при к-рой отбираемые пункты к.-л. образом оценивались на соответствие содержанию и устойчивость к искажающим влияниям (напр., С. ж.). В-третьих, можно разрабатывать тестовые инструкции таким образом, чтобы они снижали вероятность того, что респонденты будут отвечать исходя из С. ж. В такие инструкции, напр., может включаться подчеркивание анонимности исслед. или предупреждение о том что неточные ответы могут оцениваться. В-четвертых, влияние С. ж. может статистически исключаться из тестовых показателей на этапе обработки ответов. Это предполагает включение в состав теста специальной шкалы С. ж., оценки по к-рой затем использовались бы для корректировки показателя по интересующей психол. характеристике..

20 основные направления статистической обработки данных в психологии(Сидоренко):

психология молодая наука. Все,что молодо,сохраняеи гибкость и способность к изменению.психология изучает и исследует людей,ситуации,ищет свой путь в выявлении новых закономерностей и фактов.методы математической статистики могут оказать на этом пути неоценимую помощь.необходимо помнить,что достоверная статистическая тенденция - это все же не психологическая закономерность,а выпадающее из общей картины индивидуальные значения – не артефакт,а отражения,быть может,закономерности более высокого порядка,чем те,что выявляют с помощью математических методов

Количественный метод(математико-статистический)-получение числовых показателей измерения психологических явлений.Реализуется в 2 этапа:1)1-ичная обработка:упорядочевания,ранжирование,предстовления в табл-м виде.2)2-ичная обрабока:выдвижение стат гипотез,подготовка стат методов,формулирование выводов.Сопастовление гипотез,фактов и сущ закономерностей.Качественные методы(описательные). Методы использованые в исследовании должны отвечать требованиям:
1.валидность-пригодность для изучения.2.надёжность-получение результатов при повторном исследовании.3.стандартизация-созд.единой процедуры исслед-я,построение тестовых норм,адаптация для методик разработанных для разных стран.

21особенностивыбора психодиагностического инстрементария,принцип дополнительности: Чем закономернее сообщение, тем меньше информации несет каждый его элемент. Из этого положения выведен очень важный для понимания психической деятельности учащихся принцип дополнительности: чем меньше информация, чем она менее конкретна, чем менее жестки ее рамки, тем больший допускается простор для творческой фантазии в этих заданных рамках, тем больше потенциально возможное содержание, зато тем выше неопределенность, тем больше многозначность, тем сильнее различается восприятие разных людей, тем больше творчества требуется от получающего информацию.Сама формулировка принципа дополнительности подтверждает сущность его содержания. Краткость обобщенных сообщений и команд дает возможность воспринимающему дополнять, конкретизировать и обдумывать практическое применение, используя при этом имеющийся опыт, расширяя тем самым свои знания и развивая умственные способности, в частности способности к творчеству.

22 особ.формир.выборки испытуемых,требов. К выб. стандартизации: К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования. Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических исследованиях важно требование однородности выборки. Важно подчеркнуть, что все требования, предъявляемые к любой выборке, сводятся к тому, что на ее основе психологом должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности, из которой взята эта выборка. Иными словами, выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Выборка стандартизации - множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы

23 парадигма исследования,основные положения парадигмы совр.естествознания: парадигма- это правила и стандарты научн.деят-ти принятые в научн. Сообществе.существование парадигм-это признак зрелости наук.исследования во многих областях науки сегодня осуществляются в рамках совр.естествознания.осн.положения этой парадигмы:1.время непрерывно напрвлено от прошлого в будущее.2.пространство,в котором происходит действие изотропно.3.события в мире происходят не зависимо от нашего знания о них,мир реален и объективен.в этой парадигме признается научным знаниям,которое удовлетворяет принципам верифицируемостии потенциальной опровержимости. научн. рез-т – любая теория, должна подтверждаться фактами.

24.Первичная статистическая обработка результатов психологического исследования, ее цель и содержание: Можно выделить качественные или статистические методы: это первичная и вторичная обработка. Первичная обработка включает в себя: первичный анализ-это выделение и рассмотрение каждого отдельного случая; первичный синтез- это установление связи между данными первичного анализа и выдвинутой гипотезой.

Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями имеются в виду показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов диагностики. К первичным методам статистической обработки относят: определение среднего арифметического, дисперсии, моды и медианы.

 

25 первые научные парадигмы в психологии,матадигмы(Юревич): Материалистическая и позитивистская парадигма психологии даже в начале 21-го века являются основными и «объяснительная методология», ориентированная на наблюдение, эксперимент и гипотетико-дедуктивный метод доминирующими в любом научном исследовании. Вся психология развивается в соответствии с установленными закономерностями и принятой академической психологией системой предписаний, сформированных в русле материалистической психологии. Они «предзаложены» в «структурной психология», «психофизике», «рефлексология», «психофизиология», «теория высшей нервной деятельности», «функциональная психология» – во всей научной системе, которую мы обозначили как физиологическую парадигму психологии.

 

26 пилотажное исследование,его цели и особенности проведения: Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.Существуют различные формы проведения пилотажного исследования. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.

27 план псих. Исследования,его содерж.и порядок разработки:

Программа исследования-это письменный документ, в котором определены оборудования, приборы, место, ожидаемые результаты. Программа исследования выступает как средство, которое за ходом выполняет действия. Для составления программы необходимо:1) определить место проведения исследования;2) определить время начала исследования;3) подготовить необходимые инструменты, данные (полные ил подробные);4) осуществить подбор континента. При необходимости сформировать экспериментальные группы. Нужно выявить что за люди, как с ними работать;5) подготовить необходимое кол-во бланков ответов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.011 с.)