Банковская система и финансовый капитал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская система и финансовый капитал



Ключевые позиции в промышленности, кредитно-денежной сфере и других

главных секторах американской экономики занимают крупные хозяйственные

объединения, сосредоточившие в своих руках значительную часть общественного

капитала, производства и реализации товаров и услуг. Укрупнение лидеров

всех сфер бизнеса— одна из наиболее типичных черт современной американской

экономики.

В условиях роста экономики число слияний и приобретений компаний

достигло рекордных величин. Общая среднегодовая сумма слияний и приобретений

компаний составляет около 879 млрд. долл. Этот процесс затронул все сектора

экономики — от энергетического до финансового. Вместе с тем существенную роль продолжает играть малый бизнес. Участие мелких и средних фирм в экспорте США составляет сейчас около 55%.

В США существует множество мелких и средних фирм. Многие из них

действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но и крупный капитал

не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность малого

бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка, возможность экономии на

многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд,

технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному

как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой

технологии.

Растущую роль в ходе преобразования американской экономики играет

«рисковый капитал»: на мелкие компании возлагается испытательная функция

рискованных научных поисков, отбор новшеств для ускорения нововведений.

Хотя доля небольших фирм в общих затратах частного капитала на НИОКР не

превышает 5%, на их счету в США около половины изобретений. Инструментом,

позволяющим мелким и средним компаниям взаимодействовать с крупными,

является кредитная система США.

 

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет

собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Основным

ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая

функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС состоит из совета

управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-

членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на

открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет

кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через

сферу кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. В 1980 и 1982 гг. Конгресс США принял законы о дерегулировании финансовых институтов.

Были устранены «потолки» процентных ставок по депозитам, унифицированы

резервные требования для банков и других финансовых институтов, расширены

возможности по привлечению средств и т.д. В результате усилились

конкурентные начала в деятельности кредитных институтов и расширилась сфера

регулирующих полномочий ФРС.

В область деятельности банков попали не только традиционные, но и новые

виды операций, которые раньше были прерогативой специализированных

финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции,

брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования

структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые сделки,

консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного

строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в

прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых

операций обслуживают крупные коммерческие банки.

Главным направлением изменений в структуре кредитно-банковской системы

США стала универсализация самых мощных финансовых институтов. Они ломают

традиционные ограничения в межштатной экспансии, перегородки между

депозитно-кредитными и инвестиционными операциями, сложившиеся принципы

устройства банковских и небанковских финансовых учреждений и их

государственного регулирования.

Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. Теперь друг с другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей»

появились магнаты другого типа: их собственность не привязана к

определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных

финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на

экономический потенциал национальных масштабов.

Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд серьезных

структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы

США. К их числу относится и проблема эффективного поддержания оборота

денежной наличности. Данные официальной американской статистики

свидетельствуют о том, что общий объем ежедневно вращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 2008 г. достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства - не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте,

сопровождался и ее относительным увеличением (примерно на 1,5% в период.

1990-2008 гг.), что напрямую связано с высоким уровнем развития

американской экономики, повышением уровня жизни практически всех слоев

общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время следует

ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории США и

13% для внешних потребителей американской валюты.

 

Бюджетная политика США

 

 

Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было

органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на

расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств

и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект.

Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика,

начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост

бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение

расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не

прекращается и в "мирные" годы. Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигли 1,7 трлн. долл.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,

особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных

факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов

США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов

на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.

Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета

многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в

качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")

расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -

сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на

социальное страхование).

С завершением холодной войны принято связывать и успехи

администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998

финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. К настоящему времени не произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.

В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы

обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития

событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов,

как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее

оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями

изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во

внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры

по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми

показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между

предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали

несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные

бюджетно-политические задачи выполнялись.

В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов

с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых

котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В

связи с этим можно выдвинуть предположение о повторении экономического тайфуна начала 1930-х., что и произошло в конце 2008 г.

Ликвидация "экономической проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. при Клинтоне это улучшение стало возможным благодаря удачному совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но

давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл.

- и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную

роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной

волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и

предсказывалось заранее, на середину 90-х годов.

Наиболее продолжительный период бескризисного развития американской экономики (1961—1969 гг. - 106 месяцев) принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные

стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов), причем

роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться

до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального бюджета),

в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при

возросшем дефиците бюджета.

Продолжение такого экономического и бюджетного курса должно, по

расчетам, было дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл.

Однако, эти прогнозы не оправдались. В настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы смягчить последствия финансового кризиса. Помехой могут послужить

политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный

иделогизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги

в своевременное действие.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите основные экономические показатели развития экономики США.

2. Назовите основные вехи исторического развития экономики США.

3. Какова отраслевая структура экономики Соединенных штатов?

4. Какие факторы говорят о постиндустриальном периоде развития США?

5. Какими основными чертами характеризуются экономические процессы, происходящие в экономике США на современном этапе?

6. Из каких основных компонентов состоит банковская система США?

7. Какие специализированные финансовых институты составляют финансово-кредитную систему США?

8. Назовите основные черты бюджетной политики США.

 

15. Экономические преобразования в странах центральной и восточной Европы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.03 с.)