Статистика трудовой миграции России 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистика трудовой миграции России



Согласно новому справочнику "Миграция и переводы", выпущенному Всемирным банком, в 2006 г. гастарбайтеры отправили домой из России 11,4 млрд. долл. Это пятый по величине показатель в мире после США, Саудовской Аравии, Швейцарии и Германии. С американским пиком - 42,2 млрд. долл. - равняться никто не может, но у остальных стран суммы сопоставимы с российской - от 15,6 млрд. до 12,3 млрд. долл. Что касается полученных переводов, по ним есть данные за 2007 г. У России их набралось на 4 млрд. долл. С этой суммой Россия не вошла даже в первую двадцатку стран-получателей. Лидируют Индия, Китай и Мексика - соответственно 27 млрд., 25,7 млрд. и 25 млрд. долл.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под термином «трудовые ресурсы»? Назовите возрастные границы трудоспособного населения.

2. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное население и неактивное население?

3. Какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?

4. Какие изменения в возрастной структуре населения происходят в России и в мире? Почему у нас в стране низкая продолжительность жизни?

5. В чем сущность трудового потенциала и каково его отличие от трудовых ресурсов?

6. Расскажите об индексе развития человеческого потенциала. Какими показателями он измеряется? Назовите их минимальные и максимальные значения.

7. Какими тенденциями характеризуются современные процессы международной миграции? Приведите примеры.

8. Охарактеризуйте влияние миграции на российскую экономику.

 

 

Раздел 4. интернационализация и интеграция мировой экономики

Транснациональные корпорации как результат интернационализации в мировой экономике

Понятие ТНК, цели создания

Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах и имеющая выход на международный рынок или компания, международный бизнес которой является существенным, т.е.на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах. Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК. Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК. К наиболее часто встречаемым организационным формам можно отнести стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Транснациональные корпорации представляют собой гигантские финансово-промышленные объединения, национальные (транснациональные) или интернациональные (многонациональные) по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли (Рис.36).

 

 

Рис.36. Основные характеристики процесса транснационализации и ТНК в мировой экономике.

ТНК часто делятся на три большие группы:

• Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

• Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

• Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

В масштабах мировой экономики ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства; более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. На их долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов и около 80% финансирования НИОКР. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее: наибольшую группу составляют американские ТНК; наиболее быстрорастущие ТНК — японские; европейские ТНК занимают наиболее значимые позиции в таких наукоемких отраслях как фармацевтическая, химическая, электротехническая.

Первой транснациональной компанией стал Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, Тамплие́ры (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Рыцари Христа и Храма Соломона — первый по времени основания из религиозных военных орденов. В 1135 году начал заниматься банковским делом. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков,. Однако современной роли и структуре ТНК более соответствуют основанные в начале XVII века Британская Ост-Индская компания и Голландская Вест-Индская компания.

Для определения транснациональных компаний существует специальный индекс транснационализации. Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:

I T = 1/3 (A I /A + R I /R + S I /S) x 100%,

Где I T — индекс транснационализации, %; A I — зарубежные активы; A — общие активы; R I — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; R — общий объем продаж товаров и услуг; S I — зарубежный штат; S — общий штат работников компании.

Основные цели, которые преследуют при создании транснациональных корпораций их учредители, сводятся к следующим:

• Стремление к техническому лидерству (примеры: Кодак, Ксерокс, Майкрософт («Microsoft Corporation»);

• Оптимизация размера, неосуществимого в рамках национальных рынков (пример: Макдональдс и др.);

• Доступ к иностранным ресурсам (примеры: «Форд мотор», «Дженерел Моторс» в Европе);

• Снижение себестоимости и усиление конкурентоспособности (пример: «Деллкомпьютер корпорейшн»);

• Борьба за новые рынки сбыта, преодоление барьеров (примеры: «Занусси» (Zanussi) – 23 % рынка Европы, Р&G – 40 % рынка детских пеленок Японии);

• Внедрение единой системы управления, рекламно-информационной службы (примеры: НЕСТЛЕ, Р&G);

• Установка прочного контроля над рынками иностранных государств;

• Рационализация налогообложения за счет специфических черт налоговых систем иностранных государств.

Этапы становления ТНК

В процессе своего становления современные транснациональные корпорации претерпели несколько эволюционных трансформаций, которые условно можно разделить на следующие этапы.

До 20-х годов ХХ века: 1-е поколение ТНК (колониально-сырьевые), например, Бритиш Петролиум (1909), Юнанйтед Стейтс Стил, (1904). Особенности их структуры управления определялись историческими условиями формирования и развития и носили на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях развития фирмы. Так, например, американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов. Поэтому в их компаниях "Дженерал моторc", "Крайслер", "Форд мотор" и др. промышленные предприятия, входящие в производственные отделения, лишены всякой самостоятельности. Директора таких предприятий полностью подчинены распоряжениям руководства производственных отделений, в которые они входят. Трансформации их стратегий адаптировались к местным условиям принимающей страны. Например, экспансия капитала США в Канаду отличалась от экспансии в другие страны. Сырьевые ТНК поставили под свой жесткий контроль рынки целого ряда стран.

II этап в развитии ТНК и трансформации их стратегий можно обозначить как этап между двумя мировыми войнами (1918 - 1939 годы). Для него характерны крайняя экономическая и политическая неустойчивость, выразившаяся в конкретных глобальных и региональных экономических, финансовых и структурных кризисах. В этих условиях экономически окрепшие ТНК искали новые способы достижения своей основной цели. И уже во второй половине 20-х годов XX века в их стратегии появляется новый метод, дополняющий и модернизирующий сложившуюся к этому времени стратегию экспансии - вывоз промышленного капитала. В нем особенно преуспели мощные в финансовом и техническом отношении монополии США. В течении II этапа среднегодовые объемы капитала размещенного за границей возросли более чем в 3 раза, а объемы мировой торговли снизились почти в 2.5 раза. В стоимостном выражении соотношение между этими объемами складывалось как 6: 1. На II этапе своей деятельности в мировом хозяйстве ТНК широко используют в своих стратегиях тактику слияний и поглощений. Доля иностранных производственных филиалов, созданных путем поглощения, удвоилась и достигла 50%. Большинство этих предприятий были полностью американскими.

До 60-х годов ХХ века: 3-е поколение ТНК (военно-технические). В 50-х и 60-х годах отмечался активный переход многих крупных и средних ТНК к дивизиональной организационной структуре управления, получившей широкое распространение в США и других ведущих капиталистических странах.: Дженерэл Моторс, Каттерпилер и др. Переход к производственным отделениям способствовал развитию специализации и расширению производства.

4-е поколение ТНК (научно-техническое): 70- 80-е г.г. Возникновение инновационных ТНК, стратегии, которых формируются под влиянием научно-технического прогресса (НТП): Сейко, Ситезен, Электролюкс АТиТи др. Типичным примером трансформации стратегии может служить фирма Motorola. За свою семидесятилетнюю историю в зависимости от рыночных условий главным направлением своей деятельности она выбирала сначала производство автомобильных радиоприемников, затем телевизоров, потребительской электроники и полупроводниковых приборов и, наконец, стала компанией, ориентирующейся на персональные компьютеры, сотовые телефоны и пейджеры. Каждый переход был связан не только с использованием возможностей новых, быстро растущих рынков, но и с изменением самой компании. К середине 80-х годов матричные формы управления внедрили такие фирмы, как ИБМ, "Дженерал электрик", "Юнилевер", "Ханиуелл", ТВР, "Хьюжес эйркрафт", "Американ цианамид", "Тексас инструменте", "Авко", "Корборундум", "Катерпиллер трактор", ИТТ, "ЗМ", "Монсанто кемикл", "Нэшнл кеш реджистер" и др.

5-е поколение - глобальные ТНК (90-е годы). Примеры: Тойота, ИБМ, сети гостиниц Холидей, Хилтон, Шератон, и др. Глобальные корпорации избрали новую стратегию, в которой основными конкурентообразующими факторами стали повышение качества выпускаемой продукции и повышение интегральной производительности. Это обусловило переход к программно-целевой структуре управления. Каждый программный отдел состоял из программных групп, сформированных из специалистов функциональных отделов, продолжающих административно оставаться в составе этих отделов и подчиняться начальнику своего функционального отдела, а как работники программной группы - начальнику программного отдела.

Современный этап: 6-е поколение ТНК – транснациональные стратегические альянсы (ТСА) и сети: Боинг, Шелл, Эксон, БП и др. В настоящее время финансово-промышленные корпорации функционируют на Западе практически во всех важнейших отраслях хозяйства: в банковском деле, финансовой сфере, торговле, промышленности, на транспорте и др. Это не случайно, ибо практикой доказано, что холдинговая форма организации финансового капитала наиболее жизнеспособна, подвижна и эффективна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.30 (0.005 с.)