Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я круглая, красивая, Работаю я много.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПОРУССКОМУЯЗЫКУ 4 класс ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Рецензент: профессор кафедры начального образования Педагогической академии последипломного образования МО Л. Я. Желтовская Дидактический материал по русскому языку предназначен для учащихся 4-го класса. Он охватывает все темы программы 4-го класса, включая повторение изученного во 2-м и 3-м классах. СОДЕРЖАНИЕ I. Повторение пройденного во II и III классах: 1. Предложение.......................................................................... I. 1-7 2. Состав слова........................................................................... I. 8-9 3. Правописание гласных и согласных в корне слова....................... 1.10-13 4. Части речи.............................................................................. I. 14-21 П. Однородные члены предложения............................................. II. 1-11 III. Части речи: 1. Имя существительное.................................................................. III. 1-15 2. Имя прилагательное................................................................... III. 16-32 3. Местоимение............................................................................. III. 33-40 4. Глагол........................................................................................ III. 41-66 I. 1. Тема «Предложение» Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три повествовательных предложения. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу. Я круглая, красивая, Работаю я много. Бываю часто синею, А в книгах - очень чёрною. Знакома каждой строчке Узнали, кто я? I. 2. Тема «Предложение» Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Какие слова-«ключики» помогли вам дать правильный ответ? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком. В предложении стою Только сбоку, на краю. Обо всём я знать хочу, На страницу к вам лечу. И стою себе, стою, Всем вопросы задаю. I. 3. Тема «Предложение» Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком. Я самый весёлый на свете, Меня очень любят все дети. Ростом я с букву заглавную, Средь знаков-друзей Самый важный я. Я всем и всегда улыбаюсь. Скажите, как я называюсь? I. 4. Тема «Предложение» Прочитайте выразительно. Выпишите восклицательные и вопросительные предложения. Составьте и запишите короткий рассказ о своей любимой игрушке. Мишка, Мишка, как не стыдно! Вылезай из-под комода... Ты меня не любишь, видно? Это что ещё за мода... Как ты смел удрать без спроса? На кого ты стал похож? На несчастного барбоса, За которым гнался ёж...
(С. Чёрный.) I. 5. Тема «Предложение» Прочитайте стихотворение выразительно. Как вы представляете себе иву? Выполните интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначьте знаком (). Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначьте знаком (). Выпишите вопросительные предложения. Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дёрнул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить? (И. Токмакова.) I. 6. Тема «Предложение» Прочитайте. Подумайте, почему гриб-боровик получил такое название. Выпишите восклицательные предложения. Напишите названия грибов, которые вы знаете. Как образованы названия грибов? Произведите морфемный разбор этих слов.
Маслята Мы ходили за грибами. Я набрал полную корзину и поставил её под дерево. Только наклонился, чтобы срезать гриб, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, маслёнок схватила - и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга! Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! I.7. Тема «Предложение» Прочитайте стихотворение выразительно. О каком чуде говорится в стихотворении? Выпишите предложения, в которых содержится вопрос. Ты ещё не видел чуда? Никогда не видел чуда? Вот беда- Не видел чуда! Так сходи И посмотри. Ты увидишь Просто чудо, Удивительное чудо: Там, где магазин «Посуда», Возле дома номер три, Сквозь асфальт У перекрёстка Пробивается Берёзка. (Р.Сеф.)
I. 8. Тема «Состав слова» Подберите и запишите возможные ласковые обращения, уместные в разговоре с малышами. Выделите суффиксы. Образец: Оленька, Танюшка.
I.9. Тема «Состав слова» Прочитайте и сделайте вывод, о какой орфограмме идёт речь. Приведите несколько примеров на это правило. Три слова разберите по составу. 1. В слове после согласного есть звук [ й ]. Он находится после приставки.
Принцесса была Прекрасная, Погода была Ужасная. Днём Во втором часу Заблудилась принцесса В лесу. Смотрит: полянка Прекрасная, Па полянке земляника Ужасная. (Г. Сапгир.) I. 14. Тема «Части речи» Прочитайте. Ответьте на вопросы стихотворения. Как изменяется небо при удалении от поверхности Земли? Озаглавьте стихотворение. Спишите. Подчеркните имена существительные одной чертой, определите число. Что такое вышина? Тучи, ветер, тишина, А за тучами гуляют Солнце, звёзды и луна. Эту чудную картину Я увидел из окна! Замечательно В мороз погремучий Вдруг задать себе Вопрос почемучий: Вот - труба, над нею - дым, Интересно, что над ним? (Ю. Мориц.)
I. 15. Тема «Части речи» Прочитайте выразительно. В этом стихотворении есть слово, которое поэт придумал сам - шишкопад. Вспомните и запишите как можно больше слов, которые в русском языке образовались таким же способом. Укажите способ словообразования. Осень шагает В жёлтом пальтишке, По лесу грозно Идёт шишкопад! Это со звоном Падают шишки.
(Г. Граубин.)
I.16. Тема «Части речи» Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу. Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо!
(М. Бородицкая.)
I. 17. Тема «Части речи» Подумайте. Ответы запишите.
Какой овощ едят незрелым? I. 18. Тема «Части речи» Прочитайте. Дайте толкование слова «мглистый», выделите морфемы. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. (А. Н. Толстой) I. 19. Тема «Части речи» Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него. Придумайте несколько слов на это правило. Родной, далёкий, близкий, Чужой, знакомый, низкий. I.20. Тема «Части речи» Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках. И на пол свалился, Задев табурет. Упал табурет – Раскололся паркет. И пол провалился, И дом развалился. А так как стоял этот дом На пригорке, I.21. Тема «Части речи» Прочитайте выразительно. С помощью каких звуков поэту удалось передать шуршание осенних листьев? Спишите. Выделите слова, на которые попадает логическое ударение, условным значком ("). Попробуйте нарисовать на бумаге то, о чём вы прочитали. Выпишите глаголы, обозначьте время. Произведите фонетический разбор слова «листья». Сентябрь.
Шум большой В лесу стоит. Не медведь ли К нам спешит? - Это я! -Бормочет ёж. - Нынче тихо Не пройдёшь. И под лапками Мышат Листья Палые шуршат.
(И.Бирюков.)
Маленькая точка, Нам она нужна, Члены однородные Ею разделяем. Не забудьте же её, Это...
Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.
1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать. 2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Перро.) 3. По дороге Элли находит друзей - Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. Тютчев.) Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты - россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая Родина - Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая Родина. Растительный мир Подмосковья очень богат и разнообразен. Знаешь ли ты, что в Московской области произрастает около 1100 растений. Есть среди них вечнозелёные растения, сохранившиеся с доледникового периода: багульник брусника копытень и другие. Среди лесных пород больше всего берёз, потом идёт осина ель сосна, а вот широколиственных деревьев: дубов ясеня ольхи - осталось совсем мало. (Н. Г. Скегина и др.)
Ясень
Если ты услышишь слово «гжель», перед глазами возникает сине-белая посуда: вазы кувшины квасники кумганы (кувшины с носиком, ручкой и крышкой) фигурки в фарфоре игрушки чернильницы коробочки разделочные доски. Все эти чудеса народного искусства выполнены замечательными русскими умельцами - гончарами. (Н.Г. Скегина и др.)
Чёрный дрозд. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы -ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. Сначала большинство римских гладиаторов были рабами. По римскому праву они считались вещью, а не людьми. Поэтому хозяева могли принудить их выполнять любую работу: на полях и в рудниках, в каменоломнях и на море - в качестве ловцов жемчуга, вместо мулов для вращения водоподъёмных колёс и, разумеется, на аренах. Во многих местах Греции в честь богов регулярно устраивались праздничные состязания. Особой известностью пользовались игры, посвященные Зевсу Олимпийскому. Они проводились каждые четыре года в Олимпии, главном месте поклонения Зевсу в Элиде. Когда специальные вестники отправлялись из Олимпии созывать на Олимпийские игры молодежь со всей Греции, в стране объявлялся священный мир. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу. На размеченном поле шли кулачные бои. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из ветвей священной оливы. Поэты слагали им гимны, а в Олимпии ставили их мраморные статуи. Указание местожительства. Дождь. И снова всё молчит. Слёзы радост.. полились из глаз Железного Дровосека, когда он вновь увидел друзей. Страшила и Элли вытирали ему слёзы лиловым полотенц.., боясь, как бы не заржавели его челюсти. Даже Трусливый Лев прослезился. Он так часто вытирал глаза хвостом, что кисточка на конце его промокла: Льву пришлось бежать на задний двор и сушить хвост на солнышк...
(А.Волков.)
Берегите Жаворонка в голубом зените, На камнях играющего краба, Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрнолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало. (М. Пришвин.) Ветер был очень слабый. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом.
(По М. Пришвину)
Лесные шорохи. Что у нас во дворе? В сыр.. впадинах синели незабудки. Они были такие ярк.. и такие син.., будто в них отразилось весенн.. небо. Озёра незабудок окружили золот.. лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красн.. фонарики, зажжённые в зелёной траве.
(Н. Сладков)
А весенн.. солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн.. ветерок, прилетевший с тепл.. моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат.. ветви елей покрылись мягк.. светл.. почками. Это были молод.. побеги новой хвои, выглянувшие зелен.. глазками. Через мокр.., почерневший снег пробился своей жёлт.. головкой первый подснежник.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк) В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзов.. опушках зацвела иван-да-марья, показались лилов.. колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист.. ночи.. фиалки. А у глух.. ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
Незабудки (И. Соколов-Микитов.) Может быть, вы слышали об оренбургск.. пухов.. платках? Они очень красив.., тёпл.. и такие тонк.., что большой платок можно легко пропустить сквозь маленьк.. колечко. Эти знаменит.. на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск.. породы. Она выведена в нашей стране – в Оренбургской области. (Н. Пожарицкая) III. 33.Тема «Местоимение» Прочитайте. Выпишите местоимения по порядку: 1, 2 и 3 лица.
- Я бы переплыл через воду, сказал Страшила, - но вода смоет мои глаза, уши и рот, и я стану слепым, глухим и немым. - А я утону, проговорил Железный Дровосек, - ведь я очень тяжёлый. Если даже и вылезу из воды, сейчас же заржавею, а маслёнки нет. III. 34. Тема «Местоимение» Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение Вы пишется с заглавной буквы? Спишите.
III. 35. Тема «Местоимение» Прочитайте. Выпишите местоимения, определите падежи. Выполните фонетический разбор подчёркнутого слова. «Царь-девица? Так она, Что ль, тобой увезена?» -Вскликнул Месяц Месяцович. А Иванушка Петрович Говорит: «Известно, мной! Вишь, я царский стремянной; Ну, так царь меня отправил, Чтобы я её доставил В три недели во дворец; А не то меня отец Посадить грозился на кол».
(П. П. Ершов.)
III. 36. Тема «Местоимение» Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите. Укажите лицо, число и падеж местоимений. Слово - отгадку разберите по составу. III. 37. Тема «Местоимение» Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы название басен И. А. Крылова, из которых взяты эти предложения?
1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь... мастерица. 2. Смотри-ка, квакушка, что, буду ль... с него? 3. Очков с полдюжины себе... достала. 4. Как, милый Петушок, поёшь... громко, важно! 5. Кумушка,... странно это: да работала ль... в лето? 6. Смотри, уж... хрипишь, а... себе идёт вперед и лаю твоего совсем не примечает. 7. А..., друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Ш.38. Тема «Местоимение» Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род? Кот успокоился. - Ну ничего, дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт. III. 39. Тема «Местоимение» Прочитайте. Спишите. Подчеркните местоимения, укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами. Страшила тоже пошёл в лес, и ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но, когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова. (А.Волков) III. 40 Тема «Местоимение» Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.
Весёлый жук. Он весел и счастлив От пят до макушки – Она не успела Схватить за бока И съесть под кустом Золотого жука. Бежит он сквозь чащу, Поводит усами, И чаща встречает Его голосами. Зелёные стебли, Как сосны в лесу, На крылья его Осыпают росу… (Л. Квитко.)
III. 41.Тема «Глагол» Спишите. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? Слова-отгадки разберите по составу.
Осенью в щель заберётся, А весной проснётся. На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. В лесу у пня суета, беготня: III. 42. Тема «Глагол» Замените фразеологизмы синонимами.
Волком выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос. III. 43. Тема «Глагол» Прочитайте. Проверьте себя, умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь. «Не надо, - сказал я, - подушку взбивать, А также простынкой кровать накрывать, А также не надо кровать согревать Моим одеялом из шерсти верблюда! Я спать не пойду ни за что, никогда! Плясать Или просто за ухом чесать, Но спать, безусловно, я больше не буду! Кататься верхом на слоне - это да! III. 44. Тема «Глагол» Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени. Зимой в заснеженном лесу зелен.., в бел.. шапочк.. и бел.. шарфик.. ёлочка -перв.. красавица. Густ.. елов.. лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел.. укроет, и на ночь приютит. Ш. 45. Тема «Глагол» Прочитайте. Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов. От жары и опасности ящерица - круглоголовка зарывается в песок. Да так быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т, пасть раскроет - даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна. (Из «Энциклопедии для детей») Ш. 46. Тема «Глагол» Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончания. Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица - страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.
(Из «Энциклопедии для детей») Ш. 47. Тема «Глагол»
Прочитайте. Подумайте, как образовалось слово «поползень». Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение. III. 48. Тема «Глагол» Спишите, ставя глаголы в настоящем времени. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова. Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно. Старик чувствовал, что выбился из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но во сне старый Емеля все видел жёлтенького телёнка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку.) II. 49. Тема «Глагол» Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания. Ла.., квака..т, ползёт, Ду..т, прыга..т, идёт. Ш. 50. Тема «Глагол» Прочитайте. Вставьте пропущенное слово. Какими «ключиками» вы пользовались? Спишите. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна?...! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, - отсюда и название дерева. III. 51. Тема «Глагол» Прочитайте. О каком дереве говорится в старинной русской песне? Укажите суффиксы глаголов неопределённой формы. От неопределённой формы образуйте и запишите глаголы настоящего времени. Укажите спряжение. Первое дело - мир освещать, Ш. 52. Тема «Глагол» Прочитайте. Что вы узнали об эвкалиптах? Как это объяснить? Письменно продолжите текст, употребляя глаголы в настоящем времени. Обозначьте спряжение. Среди многих чудес, которые европейцы увидели в Австралии, были и эвкалипты. Леса из огромных деревьев с густой кроной почти не давали тени. Французский писатель Жюль Верн в романе «Дети капитана Гранта» так описывает это свойство эвкалиптов: «Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решётчатых жалюзи». Один из героев романа замечает по этому поводу: «В этой стране, где воздух сух, где дожди редки, почва иссушена, эти узкие листья, защищаясь от солнца и чрезмерных испарений, обращают к солнцу не свою лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа». «И ничего более эгоистичного», - отвечает ему другой герой произведения. (Продолжите его мысль.)
(Из «Энциклопедии для детей») Ш. 53. Тема «Глагол» Проспрягайте письменно глаголы бежать и хотеть. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению и называются разноспрягаемыми.
III. 54. Тема «Глагол» Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число. На палубе матросы Свистят, снуют, спешат. Канаты - паутинки. А парус - лепесток. Ведёт корабль утка, Испытанный моряк. - Земля! - сказала утка. -Причаливайте! Кряк!
(Английская народная песенка) III. 55. Тема «Глагол» Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. Выпишите глаголы в две группы. В леса-чудеса Мы поед.. м с тобой. Там брод..т у озера Лось голубой. Там чащу хвостом Подмета..т лиса, Чтоб чистыми были Леса-чудеса. В леса-чудеса Мы поед..м. Там встретимся С Умным Медведем, Заглян..м к Сове В дупло. В дупле у Совы Тепло и светло. (Г. Сапгир.) III. 56. Тема «Глагол» Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Попробуйте пофантазировать и закончите последнее предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение. Плоская, как большой блин, рыба камбала живёт всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядывает - не плывёт ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменяет свой цвет: на жёлтом песке она становится жёлтой, затаится на тёмном иле - и сама потемне..т, а на пёстрых камнях - и она пёстрая. Однажды на дно аквариума положили...
(Из «Энциклопедии для детей») Ш. 57. Тема «Глагол» Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы в две группы. Выделите окончания. Укажите лицо и число. У цапли клюв - пика. Долго стоит цапля на берегу - застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза..т воду. Удар - и добыча оглушена. Схват..т, подброс..т цапля свою поживу и проглот..т. Да так ловко лов..т, что проскакивает рыбка сквозь III. 58. Тема «Глагол» Прочитайте. Как вы представляете себе беззубку? Что вы узнали о ней? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжение. Беззубка - это ракушка, у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высун..т беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогн..т, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три сантиметра, отдохнёт и снова в путь. Она тихоход: за час мож..т проползти тридцать-сорок сантиметров. Через одну трубочку беззубка втягива..т воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест.
(Из «Энциклопедии для детей») Ш.59. Тема «Глагол» Как называются глаголы: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть? Почему? Проспрягайте письменно глаголы смотреть и дышать. Ш.60. Тема «Глагол» Прочитайте. О каком дереве идёт речь? Выпишите глаголы прошедшего времени. Укажите число и род. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья! Стой вечно зелёным!»
(Из «Энциклопедии для детей»)
III. 61. Тема «Глагол» Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки. Ветер В наш лес Песню донёс. Песню пролаял Охотничий пёс. Волк Эту песню Провыл на опушке. Дружно Проквакали Песню Лягушки. Бык Эту песню Как мог промычал. Рысь Промурлыкала. Сом Промолчал. Филин Прогукал. Уж Прошипел. А Соловей Эту песню Пропел.
(Г. Сапгир) III. 62. Тема «Глагол» Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы «подсказали бы» Магдалине Харитоновне? Запишите их. Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зелёных ягод не есть и ещё штук пятнадцать разных противных «НЕ».
(С. Голицын)
III. 63. Тема «Глагол» Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ. В дому своём не ленись. 2. На войну выйдя, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не придавайтесь, ни спанью. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. 3. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. 4. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. 5. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. 6. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. («Поучение Владимира Мономаха детям»)
III. 64. Тема «Глагол» Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ. Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком.«Ну где же быть военным!» - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!». Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов - бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. (С. П. Алексеев.) III. 65. Тема «Глагол» Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов выделите приставки. III. 66. Тема «Глагол» Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. Выделите окончания. Куда девается вода из моря. Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, потом из тумана делаются тучи. Тучи гон..т ветром и разнос.т по земле. Из туч вода пада.. т на землю. С земли стека..т в болота и ручьи. Из ручьев течёт в реки; из рек в море. Из моря вода поднимается в тучи, тучи разнос..тся по земле.
(По Л. Н. Толстому.) ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПОРУССКОМУЯЗЫКУ 4 класс ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Рецензент: профессор кафедры начального образования Педагогической академии последипломного образования МО Л. Я. Желтовская Дидактический материал по русскому языку предназначен для учащихся 4-го класса. Он охватывает все темы программы 4-го класса, включая повторение изученного во 2-м и 3-м классах. СОДЕРЖАНИЕ I. Повторение пройденного во II и III классах: 1. Предложение.......................................................................... I. 1-7 2. Состав слова........................................................................... I. 8-9 3. Правописание гласных и согласных в корне слова....................... 1.10-13 4. Части речи.............................................................................. I. 14-21 П. Однородные члены предложения............................................. II. 1-11 III. Части речи: 1. Имя существительное............
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.016 с.) |