III. 14. Тема «Имя существительное» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 14. Тема «Имя существительное»



Спишите, вставляя окончания имён существительных. Объясните их. Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

 

Дорога шла по просек.. в сосновом лесу. 2. На полян.. около лесной опушк.. я увидел синие цветы. 3. На околиц.. деревн.. мне встретилась старушка.

 

(К. Паустовский)

III. 15. Тема «Имя существительное»

Прочитайте стихотворение выразительно. Определите тему и основную мысль прочитанного. Выпишите существительные, определите падеж.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю!

Берегите…

(М. Дудин)

 

III. 16. Тема «Имя прилагательное»

Прочитайте. Определите тему и основную мысль прочитанного. Понаблюдайте, как весной раскрываются почки на деревьях и кустарниках. Спишите. Обозначьте падежи имён прилагательных. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.

 

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрнолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(М. Пришвин.)

III. 17. Тема «Имя прилагательное»

Прочитайте. Что необычного увидел автор в лесу? Как это можно объяснить? Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите их род, число и падеж.

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже в самый тёмный лес. Шёл я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую...

Ветер был очень слабый. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом.

 

(По М. Пришвину)

 

III. 18. Тема «Имя прилагательное»

 



Прочитайте. Какие наблюдения описал автор в тексте? А вы наблюдали что-нибудь подобное? Выпишите существи­тельные вместе с прилагательными. Укажи­те падеж. Выделите окончания имён прила­гательных.



Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот взять ягоду чернику - та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листи­ки, а у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желте­ют даже под снегом.

Черника

(М. Пришвин.)


III. 19. Тема «Имя прилагательное»

Прочитайте. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Выпишите прилагательные в две группы.

Лесные шорохи.

Ночью стар.. сосна, Полусонн.. со сна,

Шепчет маленьк.. детишкам, Озорным соснов.. шишкам: «Тихо, шишки, не шалите! Лучше спите, крепко спите...»

 

(А. Александров.)

Ш. 20. Тема «Имя прилагательное»

Прочитайте. Как называется рассказ? Продолжи его самостоятельно, отвечая на вопрос: «Что у вас во дворе?» Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Что у нас во дворе?

Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Бел..-бел.., а крыша у него розов... На крыше - антенны телевизионн.., как мачты на корабле. Такой красив.. корабль я видел на картинке.

 

(Г. Цыферов)

Ш. 21. Тема «Имя прилагательное»

Прочитайте. Попробуйте придумать историю о происхождении названия цветка незабудки. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выпишите имена прилагательные в две группы.



В сыр.. впадинах синели незабудки. Они были такие ярк.. и такие син.., будто в них отразилось весенн.. небо. Озёра незабудок окружили золот.. лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красн.. фонарики, зажжённые в зелёной траве.


 

(Н. Сладков)

 


Незабудка

Лютик

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.008 с.)