Институт автомобильного транспорта и технологических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт автомобильного транспорта и технологических систем



Институт автомобильного транспорта и технологических систем

Кафедра автомобильного транспорта (АТ)

Одобрена: кафедрой АТ Протокол от 27 января 2016 г. № 5 Зав. кафедрой ____________Б.А.Сидоров   Методической комиссией ИАТТС Протокол от 2 января 2016 г. № 5 Председатель ____________Д.В. Демидов Утверждаю: Директор ИАТТС _____________________Е.Е. Баженов 29 января 2016 г. М.П.    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.1 - История и развитие мировой автомобилизации

 

 

Направление подготовки бакалавров – 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Профиль подготовки бакалавров - «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Количество зачетных единиц (Трудоемкость, часы) – 3 (108)

 

 

Разработчик программы: канд. техн. наук, доцент Д.В. Демидов

 

Екатеринбург 2016

Содержание

  Стр.
Введение  
1. Цель и задачи преподавания учебной дисциплины  
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся  
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы  
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы  
4.1. Требования к знаниям, умениям и владениям, которые должны иметь обучающиеся до начала (вход) и после окончания (выход) изучения учебной дисциплины  
4.2. Перечень компетенций, формируемых у обучающихся в результате изучения дисциплины и будущих решаемых профессиональных задач  
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий  
5.1. Тематический план учебной дисциплины  
5.2. Перечень и содержание разделов учебной дисциплины  
5.3. Перечень и содержание лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий  
5.4. Самостоятельная работа обучающихся  
5.5. Использование инновационных (активных и интерактивных) форм проведения занятий  
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине  
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины. Формы контроля формирования компетенций  
6.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования при изучении дисциплины, описание шкал оценивания  
6.3. Типовые контрольные задания (иные материалы), необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности  
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности  
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  
7.2. Нормативно-справочная литература, необходимая для изучения дисциплины  
7.3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
7.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  
7.5. Методические рекомендации (руководства, указания) и другие материалы  
7.6. Доступ к электронно-библиотечной системе  
8. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины  
8.1. Требования по привлечению преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений  
8.2. Требования к информационно-коммуникационным средствам, техническим средствам обучения  
8.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины  
8.4. Требования к выходу в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»  
8.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем  
8.6. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине  
Приложения  
Приложение 1. Лист контрольных мероприятий (для выдачи обучающемуся)  
Приложение 2. Контрольные вопросы для самостоятельного закрепления лекционного материала  
Приложение 3. Пример вопросов контрольного теста  
Приложение 4. Перечень вопросов к зачету  
Приложение 5. Пример билета на зачет  
Лист изменений  

 

Введение

Программа учебной дисциплины составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1470;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (ред. от 15 января 2015 г.);

- рабочего учебного плана подготовки бакалавров по направлению 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»;

- стандарта УГЛТУ СТВ 1.2.1.3-00-2015 «Система менеджмента качества образования. Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению».

Актуальность и область применения дисциплины. Курс «История и развитие мировой автомобилизации» дает студентам необходимые знания исторических основ развития конструкции отечественных и зарубежных транспортных средств в связи с развитием общественно-экономической формации и человеческой мысли в области науки и техники, приводившей к преждевременным или, даже, забытым изобретениям и конструкциям.

Роль и место дисциплины в структуре подготовки выпускников. Дисциплина «История и развитие мировой автомобилизации» является дисциплиной по выбору согласно учебному плану подготовки бакалавра по направлению 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Для обучающихся как очной, так и заочной формы обучения дисциплина читается на первом курсе обучения, что позволяет обучающимся получить для ряда обеспечиваемых дисциплин знания, умения, владения и представления.

В процессе изучения дисциплины студенты получают базовые знания об истории создания, развитии и устройстве автотранспортных средств, их механизмов и систем (двигатели, трансмиссия, ходовая часть, кузов, системы управления, обеспечения), истории появления, развития и современном состоянии дорожного движения.

Особенности изучения дисциплины. При изучении дисциплины целесообразно остановиться только на наиболее значимых изобретениях и конструкциях автомобилей, способствующих увеличению степени практического его применения. Поэтому материал следует излагать как «поток идей и альтернатив» в конструкции и применении автомобиля.

На лекциях материал излагается в сопровождении презентаций, иллюстраций, схем, видеоматериала, разъясняются сложные моменты по рассматриваемым темам.

Предусматривается, что, изучая рабочую программу дисциплины, обучающийся будет заранее знать, на какую тему будет предстоящая лекция. Поэтому он может прочесть самостоятельно материал данной темы, подготовить интересующие вопросы по теме, возможно, высказать свою точку зрения и т.д.

В начале следующей лекции по каждой пройденной теме предусмотрен опрос с помощью тестов, что позволит закрепить пройденный материал и более качественно подготовиться к зачету.

При изучении курса предусматривается проведение практических занятий, на которых предусматривается закрепление лекционного материала.

Для подготовки к практическим занятиям обучающийся должен заранее ознакомиться с темой будущего практического занятия, изучить учебную литературу, выполнить необходимую самостоятельную работу, подготовиться к тесту, опросу и т.д.

1. Цель и задачи преподавания учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является раскрытие исторических основ развития конструкции отечественных и зарубежных транспортных средств в связи с развитием общественно-экономической формации и человеческой мысли в области науки и техники.

Задачи дисциплины: раскрытие понятийного аппарата, базовых содержательных положений в развитии устройств, конструкции отечественных и зарубежных автомобильных транспортных средств.

2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических

Требования к знаниям, умениям и владениям, которые должны иметь

обучающиеся до начала (вход) и после окончания (выход) изучения

учебной дисциплины

 

До начала изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать, уметь, владеть, иметь представление о дисциплине «История и развитие мировой автомобилизации» в соответствии с общеобразовательной программой (среднее образование).

После окончания изучения дисциплины студент должен:

- знать: основные этапы исторического развития автомобилестроения; вопросы развития конструкции автотранспортных средств; исторические аспекты появления, развития и современного состояния дорожного движения;

- уметь: анализировать научно-техническую литературу;

- владеть: понятийным аппаратом и терминологией по дисциплине;

- иметь представление: об области применения подвижного состава автомобильного транспорта.

Самостоятельная работа обучающихся

Перечень самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающегося включает: текущую проработку теоретического материала (лекций); подготовку к практическим занятиям; выполнение доклада с презентацией; подготовку к зачету и его сдачу.

В начале каждой лекции целесообразно тестирование обучающегося на усвоение материала предыдущей лекции. При наличии систем дистанционного обучения, например, MOODLE, тестирование можно проводить вне аудиторного времени. Для этого преподаватель выдает обучающимся логины и пароли для прохождения тестирования.

Проведения занятий

 

В соответствии с п. 56. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367:

«Организация предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей …».

Пассивный метод – форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в ролипассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет преимущества: относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивное обучениеInter» - это взаимный, «act» - действовать) – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Указанные в табл. 6 методы интерактивной формы проведения занятий в сравнении с применением интерактивного оборудования, не требуют значительных материальных и трудовых затрат, специализированных аудиторий.

 

Таблица 6

Применение пассивных, активных и интерактивных форм проведения занятий

№ п/п Форма проведения занятий Методы Вид занятий Примечание
  Пассивная Опрос, контрольная работа Лекционные, практические занятия Позволяет выделить индивидуальные способности и определить уровень знаний, умений и владений, степень самостоятельности каждого студента (индивидуальный подход)
Самостоятельная работа, выполняемая на занятии Практические занятия
Тест Лекционные занятия, экзамен
  Активная Диалоговое общение Лекционные занятия Позволяет оценить степень внимательности студента, «отражение» качества преподносимого материала преподавателем
  Интерактивная Самостоятельная работа, выполняемая внеаудиторно Самостоятельная работа Позволяет развить способности коллективной работы студента при работе в группе
Круглый стол (дискуссия), сase-study (анализ конкретных ситуаций) Практические, частично лекционные занятия
Деловые и ролевые игры Практические занятия

 

В соответствии с п. 56. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367:

«Организация предусматривает … преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

Научно-исследовательский институт безопасности движения Уральского государственного лесотехнического университета (далее - НИИ БД УГЛТУ) проводит судебные экспертизы и готовит заключения по следующим экспертным специальностям: 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; 13.2 «Исследование технического состояния транспортных средств»; 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)»; 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»; 13.5 «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».

Также НИИ БД УГЛТУ силами квалифицированных экспертов проводит работы по оценке безопасности движения на объектах транспортной инфраструктуры (автомобильного транспорта), таких как места стоянки транспортных средств, включая гаражные комплексы, логистические центры, станции технического обслуживания и др. Имеется возможность проведения как паспортизации, так и аудита безопасности автомобильных дорог.

Примеры результатов научных исследований:

1. «Проведение исследования соответствия нормативно-правовым актам и техническим нормам в области безопасности дорожного движения примыкания к федеральной автомобильной дороге Р-242 «Пермь – Екатеринбург», км 333, от строящегося Логистического центра «Магнит» (специалист – Демидов Д.В.);

2. «Проведение автотехнических исследований на месте ДТП, произошедшего 13.01.2013 г. по ул. Ударников г. Чусового, с участием автомобиля MAN» (эксперт – Демидов Д.В.).

 

Требования к информационно-коммуникационным средствам,

Требования к выходу в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

В соответствии с ФГОС ВО помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

Пример вопросов контрольного теста

1. Рабочий цикл двухтактного двигателя со­вершается:

а) за два оборота коленчатого вала;

б) за один оборот коленчатого вала;

в) за четыре оборота коленчатого вала.

2. К какому типу кузова нельзя отнести двухобъемный кузов легкового автомобиля с задней дверью и удлиненной крышей, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона специальной перегородкой:

а) универсал;

б) стейшн-вагон;

в) комби.

3. Бесступенчатая трансмиссия имеет международное обозначение ___________.

4.Одними из первых паровых повозок считаются повозки:

а) Ленуара;

б) Леонтия Шамшуренкова;

в) Кюньо.

5. Синхро­низатор, разработанный Чарльзом Кеттерингом, был впервые применен­ на автомобиле фирмы:

а) Oldsmobile;

б) Cadillac;

в) Ford.

6. Купе с жесткой крышей, но со съемной средней частью крыши, называется:

а) фаэтон;

б) тарга;

в) комби.

7. Трехколесная «повозка с бензиновым двигателем» была выпущена 1885 году:

а) Карлом Бенцем;

б) Готлибом Даймлером;

в) Яковлевым-Фрезе.

8. Создание заднеприводнойтрансмиссии легкого автомобиля принадлежит___________.

9. Какие из представленных повозок не считаются педальными «самокатками»:

а) Ленуара;

б) Леонтия Шамшуренкова;

в) Драйза.

Приложение 4

Перечень вопросов к зачету

Ниже приведен примерный перечень вопросов к зачету. Ежегодно вопросы могут корректироваться преподавателем.

Билеты на зачет составлены следующим образом: 1. Теоретический вопрос. 2. Понятие. 3. Отличительные признаки вида кузова.

Теоретические вопросы:

1. Общие тенденции и проблемы развития автомобильного транспорта.

2. Автомобиль и автомобилизация в современном понимании.

3. Изобретение колеса. Ручные и гужевые повозки (арба). Римские колесницы. Возникновение дорожной сети и начало организации дорожного движения.

4. Превращение гужевой повозки в карету. Преемственность в конструкции автомобилей каретных технических разработок и использование терминологии.

5. Первые попытки самодвижения: трех- и четырехколесные самодвижущиеся повозки и применение «автомобильных» механизмов.

6. Первые попытки самодвижения: велосипеды и применение «автомобильных» механизмов.

7. Попытки использования силы пара: первые поршневые машины и универсальные паровые машины. Особенности эксплуатации и недостатки паровой силовой установки.

8. Паровая машина - транспортный двигатель: опыт применения в Англии и Франции.

9. Первые транспортные поршневые двигатели внутреннего сгорания: основные идеи и их реализация.

10. «Рождение» автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (Германия, Россия).

11. Три периода истории развития автомобиля, основные характеристики.

12. Характерные черты автомобиля «изобретательского» периода в США и Европе.

13. Техническая культура в производстве автомобилей «изобретательского» периода.

14. Характерные черты автомобиля «инженерного» периода.

15. Техническая культура в производстве автомобилей «инженерного» периода.

16. Характерные черты автомобиля «дизайнерского» периода.

17. Техническая культура в производстве автомобилей «дизайнерского» периода.

18. Основные направления совершенствования двигателя внутреннего сгорания.

19. Практическая сфера применения автомобиля.

20. Развитие компоновки и конструкции грузовых автомобилей

21. Развитие компоновки и конструкции автобусов

22. Вопросы аэродинамики в развитии автомобиля.

23. Технические, социальные и экологические противоречия автомобилизации.

24. Обеспечение конструктивной безопасности автомобиля.

25. Обеспечение активной безопасности автомобиля.

26. Обеспечение пассивной безопасности автомобиля.

27. Обеспечение экологической безопасности автомобиля.

28. Перспективы развития автотранспортной техники.

Понятия. Включаются наиболее важные понятия, формирующие понимание обучаемым сути тех или иных вопросов в области истории и развития мировой автомобилизации:

1. Двигатель внешнего сгорания. Принцип действия, отличие от двигателя внутреннего сгорания.

2. Двигатель внутреннего сгорания. Принцип действия, отличие от двигателя внешнего сгорания.

3. Такты двигателя: виды, последовательность, происходящие процессы.

4. Трансмиссия, ее назначение и применение в конструкции автомобиля.

5. Привод ведущих колес автомобиля (передний, задний, полный).

6. Классическая схема (компоновка) трансмиссии автомобиля, ее составляющие.

7. Сцепление автомобиля, его назначение и применение.

8. Коробка перемены передач, ее назначение и применение в конструкции автомобиля.

9. Дифференциальный механизм (дифференциал), его назначение и применение в конструкции автомобиля.

10. Ходовая часть автомобиля, ее назначение и применение в конструкции автомобиля.

11. Подвеска автомобиля, ее назначение и применение.

12. Подвеска автомобиля, ее виды (зависимая, независимая), ее применение.

13. Рессорная подвеска, ее назначение и применение в конструкции автомобиля.

14. Рулевая трапеция, ее назначение и применение в конструкции автомобиля.

15. Рулевое управление, его назначение и применение в конструкции автомобиля.

16. Тормозная система автомобиля, ее назначение и применение.

17. Принцип независимого вращения колес одной оси, его применение в автомобиле.

18. Шина автомобиля, ее назначение и применение.

19. Кузов автомобиля, его назначение и применение.

20. Виды кузовов автомобиля (открытые, закрытые, комбинированные).

21. Виды кузовов автомобиля (по числу объемов).

22. Рама автомобиля, ее назначение и применение.

23. Электрооборудование, его назначение и применение в автомобиле.

24. Электрооборудование: основные источники и потребители в автомобиле.

Отличительные признаки вида кузова. Включаются наиболее значимые виды кузовов автомобиля по отличительным признакам – «однообъемный кузов» («спейс-вагон»), «седан» («салон»), «купе», «комби» («хэтчбэк»), «универсал» («стейшн-вагон»), «лимузин», «пикап», «фургон», «кабриолет», «фаэтон», «родстер» («спайдер»).

Приложение 5

Пример билета на зачет

_____________________________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»

Кафедра автомобильного транспорта

 

Билет на зачет №7

по дисциплине «История и развитие мировой автомобилизации» для обучающихся всех форм обучения направления 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических

Машин и комплексов»

 

№ п/п Вид задания Содержание задания Максимальный балл
  Основной теоретический вопрос Причины появления переднего привода на автомобилях. Технические изобретения, относящиеся к переднеприводным автомобилям. Преимущества и недостатки переднеприводных автомобилей  
  Понятие Дайте определение «двигателя внутреннего сгорания». Поясните определение. В чем состоит основное отличие от двигателя внешнего сгорания?  

 

Составитель: доцент

кафедры автомобильного транспорта Д.В.Демидов

 

Заведующий кафедрой

автомобильного транспорта Б.А.Сидоров

Лист изменений
Исключить (разделы содержания тем, лабораторные работы, практические, семинарские занятия) Добавить (разделы содержания тем, лабораторные работы, практические, семинарские занятия)
   
   
   
   

 

Изменения внес преподаватель ________________ Д.В.Демидов

 

Внесённые изменения утверждаю

Зав. кафедрой ________________ Б.А.Сидоров

 

 

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Номер изменения Дата внесения изменения Кем утверждено Примечание
       
       
       
       

Институт автомобильного транспорта и технологических систем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.129 с.)