Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сразу же после первого похвального поступка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый ангел немедленно заслуживает благодать первым же своим действием, совершенным из любви... Особое свойство ангельской природы состоит в том, что ангелы достигают естественной полноты посредством одного-единственного поступка, а не череды действий... Ангельской природе присуще мгновенно достигать полноты своего бытия75.
Мэтью: Вот в этом ангелы отличаются от людей. Им приходится выбирать лишь однажды. По словам Аквината, это выбор любви. Любовь выбрали те ангелы, которых мы называем "добрыми", и с этого момента их природа навеки обрела всю полноту благодати и блаженства. Теперь понятно, почему их переполняют свет, сияние и doxa - слава и блаженство, и почему встреча с ангелами пробуждает радость в человеческом сердце.
Гюстав Доре. "Сатана приближается к пределам Земли" Иллюстрация к поэме Мильтона "Потерянный рай". Ок. 1810.
Руперт: Аквинат в другом месте упоминает о смене состояний у ангела. Похоже, первый же выбор любви "подключает" ангелов посредством благодати к источнику блаженства или радости. Они остаются в этом состоянии, но могут при этом подстраивать свое сознание к тому, что происходит в мире. По всей видимости, с момента первого выбора сознание ангелов озаряется блаженством, и таким образом они могут вступать с ним в общение.
ТОЛЬКО ЛИ В ГРЕХ ГОРДЫНИ И ЗАВИСТИ ВПАДАЮТ АНГЕЛЫ?
Откуда может взяться грех в стремлении к духовному удовлетворению? Только из-за несоблюдения меры, установленной высшей волей. В этом и состоит грех гордыни - не повиноваться высшей власти там, где требуется повиновение. Стало быть, первым грехом ангельским могла быть только гордыня. Вследствие ее, впрочем, ангелы могли также впасть в грех зависти. Ибо та же причина, которая побуждает желать чего-либо, заставляет и ненавидеть противное желаемому. Именно такова зависть: неприятие чужого благополучия, поскольку оно кажется препятствием на пути к собственному благоденствию. Так случилось с ангелом зла: он счел, что благополучие другого препятствует ему обладать желаемым, поскольку он желал безраздельного превосходства и не потерпел бы соперничества. Стало быть, совершив грех гордыни, он впал также и в грех зависти, питая ненависть к человеческому благополучию и ненавидя Божье величие, потому что Бог использует человека для укрепления Своей славы и посрамления дьявола76.
Руперт: Итак, первоначально единственным возможным грехом для ангела был грех гордыни, а затем к нему прибавился грех зависти. Кажется, именно их Аквинат называет "духовными грехами"? Другие грехи, такие, как похоть и чревоугодие, подразумевают обладание телом, поэтому даже злые духи должны быть для них неуязвимы. Мэтью: В моем понимании Аквинат относит к духовным грехам не только гордыню и зависть, но также алчность и acedia - отчаяние и страх. Особенно интересно дело обстоит с завистью. Гордыня и зависть дополняют друг друга. Зависть усугубляется гордыней, и наоборот. Все во Вселенной взаимосвязано, в том числе и духовные грехи. Руперт: Джон Мильтон развивает эту тему в своей великой поэме "Потерянный рай". Рисуя картину падения возгордившегося Сатаны, он показывает, на каких "вспомогательных" грехах "специализируются" остальные падшие ангелы: например, Маммона- на алчности. То, о чем говорит Аквинат, Мильтон подробно проработал в завораживающих образах. Мэтью: Мне кажется, слово "гордыня", "гордость", стало весьма опасным в наш век политических репрессий: так легко обвинить людей в грехе гордыни, когда они пытаются добиться свободы, равенства и справедливости. Сильные мира сего слишком часто злоупотребляли этим словом и окончательно его извратили. Я бы предложил другой перевод- "высокомерие". Ведь гордость может быть и добродетелью, если понимать под ней чувство собственного достоинства, самоуважение. Аквинат учит, что любовь к себе необходима; не любить себя - это тоже грех. Любовь к себе ведома и ангелам, у слова pride - "гордость" - в английском языке стерлось значение, связанное с духовным грехом гордыни. Слово arrogance- "высокомерие" - куда лучше отражает суть этого греха. Руперт: Согласен. Мэтью: А вот слово "зависть" своего смысла не утратило. У него, в отличие от "гордости", нет оборотной стороны.
ДЬЯВОЛ ПОЖЕЛАЛ СТАТЬ КАК БОГ
Дьявол пожелал уподобиться Богу в том смысле, что он решил добиться предельного блаженства силами одной только своей природы, отвергнув сверхприродное блаженство, коего достичь можно лишь с помощью Божьей благодати. Или же в том случае, если он пожелал такого уподобления Богу, которое есть дар благодати, то он захотел овладеть им своей собственной природной мощью, без божественной помощи в согласии с Божьей волей. Это совпадает с мнением Ансель ма, что дьявол пожелал того, чего он и так в конце концов достиг бы, если бы обуздал свое желание77.
Мэтью: Аквинат упрекает дьявола не за то, что тот пожелал уподобиться Богу. В самом этом желании нет ничего греховного. Но дьявол пожелал стать самостоятельным божеством, полагающимся исключительно на собственные природные силы. Грех состоял в отказе сотрудничать с Богом, в чем бы это сотрудничество ни заключалось— даже если оно касалось развития собственной природы дьявола. Стремясь к благой цели, дьявол слишком полагался на собственные силы, — но достичь этой цели самостоятельно невозможно. Дьявол потерпел поражение из-за того, что отказался от совместных действий с божественным началом.
Эжен Делакруа. «Мефистофель». Иллюстрация к «Фаусту" Гете. 1828.
Руперт: Множество параллелей этому событию можно найти и в мире людей. В наше время распространилось убеждение, что человечество переросло потребность в Боге и благодати и может теперь взять в собственные руки свою судьбу и судьбу планеты. Такова суть светского гуманизма, лежащего в основе идеологии научно-технического прогресса. Но теперь мы сталкиваемся с темными сторонами «прогресса», и вера в светский гуманизм стремительно убывает. Теперь уже с большим трудом верится в то, что человеческий рассудок, вооруженный достижениями науки и техники, сможет в одиночку решить все проблемы и привести Землю к светлому будущему. Все говорит об обратном. В свое время наиболее полным воплощением веры в то, что мы можем целиком положиться на собственные усилия, был коммунизм, покоившийся на идее рационального контроля человека над обществом, экономикой, природой. Той же веры, по сути, придерживается и капиталистический материализм, с той только разницей, что контроль здесь осуществляется не с помощью планирования, а с помощью законов рынка. Это вера не д Бога, а в рынок, Маммону. Мэтью: Обе системы как порождения Нового времени веруют в механизм: если правильно отрегулировать механизм капиталистической или коммунистической системы, то машина будет сама себя смазывать и успешно функционировать на благо всех людей. Ясно, что этого не случилось. Идея механизма очень похожа на то, что Аквинат говорит о грехопадении дьявола. Если вместо слов «силами одной только своей природы... своей собственной природной мощью» мы подставим слова «силами одной только машины... собственной механической мощью», то получим идею рыночной экономики и коммунистической бюрократии. Руперт: Ну, дьявол-то, по крайней мере, знает о существовании и реальности Бога, в то время как современная обмирщенная культура либо отказывается верить в существование Бога и благодати, либо попросту игнорирует этот факт. Мэтью: Да, это можно сказать, например, о Карле Марксе. Ведь в основе его философии лежит, по сути, библейская идея справедливости, а справедливость — одно из имен Бога. Он провозгласил идеалы справедливости в эпоху неправедности, в эпоху расцвета индустриального общества, когда в руках немногочисленных фабрикантов сосредоточилась огромная власть, а рабочие подвергались бесчеловечному обращению. Подобно библейским пророкам, он бичевал эту неправедность. Но, разумеется, практическое применение его теории в XX веке, проводившееся, например, в Советском Союзе, ни в малейшей степени не соответствовало библейским нормам справедливости. Современная власть крупного капитала внушает ничуть не меньше опасений.
КОГДА ПРОИЗОШЛО ПАДЕНИЕ ПЕРВОГО АНГЕЛА?
Вначале все ангелы были погружены в себя. Но затем одни из них вознесли хвалу Слову, а другие сосредоточились на себе, поглощенные гордыней. Посему первоначальное действие было общим для всех; ангелы разделились только с совершением второго действия. В первое мгновение все ангелы были добрыми; во второе — они разделились на добрых и злых78.
Мэтью: Интересно, что здесь Аквинат противопоставляет хвалу гордыне: добрые ангелы вознесли хвалу, а злых охватила гордыня. Хвалить — это значит не сосредотачиваться на себе, а выйти за пределы своей личности. Хвалой я называю радостный гул. Хвала связана с радостью, это выход за пределы своего «я» и даже за пределы страдания. Мейстер Экхарт спрашивает: «Что такое добрый человек? Это тот, кто восхваляет добрых людей». Понятно тогда, почему зависть — часть греха, совершенного дьяволом: зависть — это отказ хвалить. Это сосредоточенность на похвалах, жажда похвалы в свой адрес ценой права других созданий на похвалу.
Альбрехт Дюрер. "Св. Михаил и дракон" 1498.
Руперт: Как ты думаешь, какова роль падших ангелов в нечеловеческом мире? Это серьезный вопрос. Присуще ли зло нечеловеческой природе? Можно ли сказать, что в космосе все благо, кроме падших ангелов и грешников? Сатана и падшие ангелы озабочены исключительно родом человеческим или у них есть и другие занятия? Не стоят ли демоны за теми ужасными явлениями, которые мы наблюдаем в биологическом царстве? Вспомним осу-наездника, которая откладывает яйца внутри живых гусениц, и вылупляющиеся личинки пожирают гусеницу изнутри. Паразитизм и болезни — это дьявольские принципы функционирования? Рак, например, — это нарушение разумного порядка, установленного для организма. Часть организма становится автономной и беспорядочно разрастается за счет блага целого. Не есть ли это проявление сатанинского принципа? Может быть, падшие ангелы рассеялись по всей Вселенной и работают над изобретением еще более страшных болезней и еще более изощренных форм паразитизма? Или же все эти явления нравственно нейтральны, или даже по-своему хороши, а злые духи действуют только в мире людей? Мэтью: Тогда уж надо задуматься и о созданиях, которые, возможно, обитают в других галактиках. Раз они наделены сознанием, значит, у них есть выбор, а раз у них есть выбор, уязвимы ли они для греха высокомерия и зависти? Руперт: Думаю, все это очень похоже на правду. В рамках природной иерархии, или холархии, все сущее подчиняется более высокому уровню организации и имеет свои пределы. Склонность нарушать эти границы должно быть, «профессиональная болезнь» Вселенной такого рода. Подобные проблемы, по этой логике, будут и у других разумных существ, независимо от того, гуманоиды они или нет. Мэтью: Я вспомнил две фразы. Одна принадлежит Томасу Мёртону79: «Всякое недвуногое — святое», а другая — ребе Залману Шехтеру80: «Добра в мире больше, чем зла, но не намного». Аквинат и Шехтер придерживаются библейской традиции, которая гласит, что благодати и добра больше, чем греха, но это не отменяет реальности и могущества греха. Руперт: Согласно Аквинату, ангелы, вероятнее всего, были созданы одновременно с телесным миром, и следующее мгновение их жизни было сопряжено с выбором между добром и злом. В представлениях современной космологии, грехопадение ангелов должно было случиться вскоре после «большого взрыва». Первые ангелы пали в первые 10-30 секунд существования Вселенной или чуть позже. Чем же они занимались потом? Тут же принялись вставлять мирозданию палки в колеса? Мэтью: Демоны завистливы, поэтому они должны были испытывать жгучую зависть к ангелам, которым было доверено управление такими огромными и прекрасными сверкающими системами, как галактики, звезды и планеты. Можно думать, при достаточной отваге они из зависти постарались бы помешать ангелам сделать Вселенную прекрасной и гармоничной. Руперт: Если принять ту точку зрения, что одновременно с новыми галактиками, звездами, планетами и биологическими видами появляются на свет и их ангелы, то, согласно Аквинату, в следующий миг своей жизни эти ангелы должны сделать выбор между добром и злом. Тогда, например, если ангел какой-либо звезды выбирает зло, то звезда эта будет находиться под влиянием зла. В традиционной астрологии считается, что некоторые звезды— например Алголь, «демоническая звезда» в созвездии Персея,— действительно обладают злой силой. Мэтью: Все это часть космологии. В Послании к Ефесянам говорится, что «наша брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы сражаемся не только с человеческим злом, но и с космическими силами зла. Руперт: Это впечатляет и пугает. Ведь мы привыкли думать, что звезды, планеты и небеса ни хороши, ни плохи — они просто подчиняются безличным математическим законам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.007 с.) |