Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноттингемшир, англия. Ок. 1470. В руках у ангела герб саутвельской епархии.

Поиск

Изучать ангелов — значит проливать свет на нашу собственную природу, особенно на те ее аспекты, что подавляются нашей обмирщенной цивилизацией, обмирщенной образовательной системой и даже нашей обмирщенной религиозностью. Под обмирщением я подразумеваю все, что изгоняет священный трепет из мироздания.

Ангелы — наши представители и сотрудники. Иногда они охраняют и защищают нас; иногда вдохновляют и приносят нам великие вести, т.е. пробуждают нас от духовной спячки. Иногда они исцеляют, а иногда сопровождают в путешествии по иным мирам, чтобы мы могли вернуть оттуда тайну нашего собственного мира. Аквинат говорит: «Мы трудимся для Господа вместе со святыми ангелами»4. Но еще важнее для Аквината то, что ангелы всегда возвещают о божественной тишине, предшествующей вдохновению и словам, — тишине, дарованной размышлением и созерцанием.

 

Ангелы несут людям счастье. Трудно представить себе ангела, который не улыбался бы при встрече с человеком. Встретить ангела — значит обрести радость. По словам Аквината, счастье — это осознание чего-то лучшего, чем мы сами. Священный трепет, изумление, ощущение мощи, исходящей от ангела, — явления как раз такого порядка. Они призывают нас возвыситься над самими собой.

Наконец, прегрешение темных ангелов связано с высокомерием и злоупотреблением знанием и могуществом. Как это нам знакомо! Достаточно вспомнить последние два века западной цивилизации. За этот период произошел невероятный прорыв в знании, мы обрели огромные и поразительные полномочия. Но у этих достижений есть и темная сторона. Высокомерие и самоуверенность породили сегодняшнюю безнадежную экологическую ситуацию. Это неподобающее использование знания и могущества, эти самоуверенные попытки познать Вселенную отражены еще в мифе о Фаусте. Разве темные ангелы не воплощают теневую сторону западной цивилизации, сторону, для которой высокомерие и злоупотребление знанием и властью — нормальный образ жизни?

Руперт: Я хочу подхватить тему тесной связи ангелов с космологией. Ангелы у меня ассоциируются, прежде всего, с небесами. Я вырос в Ньюарке-на-Тренте, городе-ярмарке в английском графстве Ноттингемшир. У нас была великолепная приходская церковь, построенная еще в Средние века. Кровельные балки нашей церкви (как и в большинстве средневековых церквей) поддерживают резные ангелы. А в Линкольне, всего лишь в пятнадцати милях от Ньюарка, находится большой готический кафедральный собор, одна из частей которого называется «ангельская капелла». Там небесный хор ангелов играет на музыкальных инструментах, — чтобы увидеть их, нужно запрокинуть голову и посмотреть вверх. Поэтому я с детства представлял себе ангелов именно такими, похожими на звезды в небе. С этого я и начну — с космологического аспекта ангелов, их связи с небесами.

 

Роберт Монро «Небесное диво» 1995. Не ретушированное фото облачного образования.

 

В Средние века (как, впрочем, и во все предшествовавшие времена) люди верили, что небеса и вообще весь космос — живые. Небеса населяло бесчисленное множество существ, наделенных сознанием, которые отождествлялись со звездами, планетами и, возможно, с космическим пространством между ними. «Бог на небесах» — это не отвлеченная метафора: люди того времени действительно имели в виду небо.

 

«Отче наш, сущий на небесах». По-моему, большинство современных христиан уверены, что это всего лишь метафора, ничего общего не имеющая с настоящим небом. Небеса отошли в ведение науки; небесными пределами теперь занимается астрономия. А она не имеет никакого отношения к Богу, духам или ангелам. Ее интересуют галактики и гравитационные поля, спектры излучения атомов водорода и жизненные циклы звезд, квазары, черные дыры и так далее.

 

Морфологические единицы: иерархия вложенных уровней. С помощью такой диаграммы можно представить, например, соотношение клеток с тканями, органами и организмами, или планет с планетными системами, галактиками и скоплениями галактик.

 

Но раньше люди так не думали. Они считали, что на небесах пребывают духи и Бог. Если Бог вездесущ, значит, божество должно присутствовать повсюду во Вселенной, а ведь наша Земля — всего лишь одна из бесконечно малых частиц мироздания.

 

Научная революция XVII века механизировала Вселенную. Небеса перестали считаться обителью духовных существ. Теперь, как и все остальное, они обрели в представлениях ученых материальную природу, без малейших отклонений подчиняющуюся законам Ньютона. На таких небесах уже не находилось места ангельским разумам. В механистическом мире ангелы могли существовать только как психические феномены, исключительно в нашем воображении.

Но теперь сама наука начинает отвергать этот механистический взгляд на мир. Последние научные прозре

ния подводят нас к новым представлениям — к концепции живого мироздания. Это основная тема моей книги «Возрождение природы».

Прежний механический универсум был огромной машиной, которая, приближаясь к своей термодинамической гибели, постепенно выходит из строя. Но, начиная с 60-х годов XX века, картина мира стала меняться. Возникла идея эволюционирующего космоса. Вначале Вселенная была крохотным, меньше булавочной головки, сгустком энергии, огненным шаром, который затем стал расширяться и до сих пор непрерывно разрастается. Разрастаясь, он остывает. Внутри него возникает все больше разнообразных структур и форм. Атомов, звезд, галактик, химических элементов вроде железа и углерода, планет, биологической жизни — всего этого вначале не было. По мере расширения Вселенной все это появлялось сначала в каком-то одном месте, а потом бесконечно самовоспроизводилось в пространстве и времени. Такой растущий, разворачивающийся универсум совсем не похож на машину. Скорее, он напоминает развивающийся организм.

Атомы уже больше не представляются нам неизменными инертными частицами материи. Атомы — сложные активные структуры, а материя — скорее, процесс, нежели субстанция. Специалист по философии науки Карл Поппер говорит: «Материализм преодолел себя в современной физике». Материя перестала быть фундаментальным объяснительным принципом. Напротив, ее саму теперь можно объяснить с помощью иных, более основательных принципов. Я имею в виду поля и энергию.

Планета, на которой мы живем, — это не безжизненная каменная глыба, обращающаяся вокруг Солнца, согласно ньютоновским законам движения, а Мать-Земля.

 

Гипотеза Гайи облекает в современную научную форму древнее интуитивное прозрение: наш мир — живой.

Жестко детерминированная Вселенная, подчиняющаяся неумолимым законам механистической причинности, уступает место миру, в который возвращаются свобода, открытость и спонтанность. Детерминизм пошатнулся с появлением квантовой теории в 20-е годы XX века. Позже теория хаоса подтвердила, что прежний идеал ньютоновского детерминизма был иллюзией. Наука высвободилась из-под гнета представлений о полностью предсказуемой Вселенной.

Природа обладает творческой силой. Благодаря Чарлзу Дарвину и Альфреду Расселу Уоллесу, обрела научную форму идея о том, что растения и животные — порождения самой Матери-Природы. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. Вплоть до 60- годов XX века они продолжали считать космос машиной, лишенной творческих способностей. Но теперь мы приходим к пониманию того, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: эволюционное развитие всего космоса — это бесконечный творческий процесс.

Уверенность в том, что математическая физика вскоре раскроет все тайны природы, развеялась. Оказалось, что от 90 до 99 процентов космоса — это совершенно неизвестная нам «темная материя». Физики словно открыли космическое бессознательное. Мы не знаем, что такое эта темная материя, как она функционирует, какое влияние она оказывает на ход вещей во Вселенной.

Более того, эволюционная космология ставит под сомнение саму идею вечных «законов природы». Если природа развивается, то почему бы тогда не развиваться и законам природы? Почем знать, действовали ли все те «законы», что управляют нами сейчас (кристаллизация сахара, погода и так далее), в момент «Большого Взрыва»? Разумнее было бы считать, что в эволюционирующей Вселенной законы природы тоже эволюционируют. Еще разумнее думать, что все регулярное в природе подобно привычкам. А привычки природы меняются, развиваются. Вместо Вселенной, управляемой вечным математическим разумом, можно представить себе Вселенную, полагающуюся на свою внутреннюю память. На этом основана моя гипотеза морфологического резонанса, памяти в природе5.

Прежнюю модель Вселенной, состоящей из конечных неделимых частиц, мы теперь можем заменить холистической моделью—иерархией (или холархией) уровней, вложенных один в другой. Каждый из этих уровней — одновременно и часть, и целое. Атомы — это целое, состоящее из субатомных частиц, которые сами являются целым на более низком уровне. Молекулы как целое состоят из атомов, кристаллы — из молекул. Клетки — подуровень тканей, ткани — органов, органы — организмов, организмы — сообществ, сообщества — экосистем, экосистемы — Гайи, Гайя — Солнечной системы, Солнечная система — Галактики, и так далее: повсюду один уровень вложен в другой, каждая система — это одновременно и целое, состоящее из частей, и часть внутри более крупного целого. И на каждом уровне целое больше суммы своих частей. С моей точки зрения, эта целостность определяется тем, что я называю «морфологическим полем», — организующим полем, лежащим в основе структуры систем. Морфологические поля структурируются морфологическим резонансом. Они — носители памяти, внутренне присущей природе.

 

Морфологические поля одушевляют организм на каждом структурном уровне. Они задают привычки организма и саму его способность структурироваться. В этом смысле, живые не только микробы, растения и животные, но также и молекулы, звезды, галактики. А раз они живые, обладают ли они сознанием? Разумны ли они?

Возьмем такие уровни организации, как Гайя, Солнечная система или Галактика. Если структурирующие их поля обладают духом, разумом или сознанием, значит, речь идет о сверхчеловеческом сознании. Если у Галактики есть сознание, дух или разум, этот разум должен быть неизмеримо больше разума любого гарвардского профессора или парижского интеллектуала.

Мэтью: Да, индустриальный век Ньютона и Декарта изгнал ангелов. Ангелам нет места в механистическом мироздании. Там нет места даже душе. Ангелов не только изгнали, но и опошлили. Вспомним барочные церкви XVII века — столетия, когда произошел раскол науки и религии. Религии досталась душа, которая постепенно становилась все более интровертной и хилой, а ученым досталась Вселенная. Барочная архитектура превратила ангелов в очаровательных пухлых младенчиков, которых так и хочется ущипнуть за щечку. Но настало время дать ангелам свободу.

Триста лет богословы стеснялись даже упомянуть об ангелах. Но ангелов — целые сонмы ангелов! — упоминает Библия. Стоит завести речь о космологии — и ангелы тут как тут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.99 (0.01 с.)