Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание мединцев и битва на харре

Поиск

 

Результат посещения мединцами халифа оказался прямо противоположным ожидавшемуся. Вместо того чтобы преисполниться благодарностью, возвратившиеся (кроме ал-Мунзира, который из Дамаска сразу уехал в Куфу к своему приятелю Абд-аллаху б. Зийаду) стали с возмущением рассказывать о нечестивом поведении халифа, о его пьяных пирушках с музыкантами и певицами, о его забавах с охотничьими собаками [*12] и обезьянами. Правда, кое-кто из мединцев ехидно спрашивал, зачем же они принимали подарки от такого человека, на что Абдаллах б. Ханзала ответил: «Чтобы укрепиться для борьбы с ним».

 

Эта пропаганда, конечно, не могла побудить мединцев к восстанию, как полагают некоторые исследователи [+75], но увеличивала ряды недовольных Йазидом. Он попытался погасить недовольство, послав в Медину ансара ан-Ну'мана б. Башира. Его призывы к единению были приняты холодно, и ансары упрекнули его за измену общему делу [+76].

 

Весной 683 г. недовольство переросло в открытый конфликт. Причина была самой что ни на есть земной — земельные владения халифа, савафи (см. конец предыдущей главы). Их привилегированное положение в отношении водоснабжения и дерзкое поведение мавали халифа, обрабатывавших эти земли, и раньше вызывали конфликты, теперь они разыгрались на фоне всеобщего недовольства и ослабления власти.

 

Столкновения начались из-за прохода рабочих через земли бану балхарис. В течение месяца их то пропускали, то не пропускали на земли савафи. Последней каплей стало проведение через земли бану балхарис арыка для подвода дождевой воды с харры*12 на савафи. Возмущенные этим владельцы участков заявили Ибн Мине, управляющему савафи в Медине, что это — новшество, которое наносит им ущерб, и прогнали его. Ибн Мина пожаловался Усману б. Мухаммаду, тот вроде бы договорился с хозяевами, но на следующий день они снова не пустили Ибн Мину через свои владения. Тогда Усман придал ему вооруженный отряд, приказав пройти «хотя бы даже по их животам». Но на помощь балхарис пришли другие ансары и курайшиты. Стражники не решились напасть, и Ибн Мина вынужден был вернуться [+77].

 

Дальнейшее не совсем ясно. Несомненно одно — Усману пришлось покинуть Медину. Произошло это будто бы после его выступления в мечети, где он обрушился с бранью на мединцев, но, видимо, его не изгнали тут же разъяренные мединцы, а он сам тайно покинул город ночью [+78], опасаясь последствий.

 

После его бегства мединцы публично в мечети низложили халифа: Абдаллах б. Абу Амр вышел вперед jm перед всеми скинул наземь чалму со словами: «Я скидываю Йазида, как скидываю эту чалму!» За ним последовали другие, швыряя с подобной формулой кто чалму, кто сандалию. Свергнув Йазида, мединцы не стали присягать Ибн аз-Зубайру, считая, что халиф должен быть избран советом [+79]. Пока же присягнули как амиру Абдалла-ху б. Ханзале.

 

Перепуганные Умаййады всем составом, с чадами и домочадцами, чуть ли не тысяча человек, перебрались в обширное подворье Марвана б. ал-Хакама, обрекая себя на добровольную изоляцию. Появляться на улицах они не решались — в них летели камни и комья земли. Марван сообщил о бедственном положении сородичей Йазиду, посланцу было наказано поторопиться и добраться до Дамаска за 12 дней и столько же затратить на обратный путь.

 

Прочитав письмо Марвана, Йазид возмутился, что такое число мужчин даже не попыталось оказать сопротивление, тем не менее распорядился собирать войско для подавления мятежа. Командовать им было предложено Амру б. Са'иду ал-Ашдаку. Амр отказался, не желая сражаться с курайшитами. Были, вероятно, и другие кандидаты, отказавшиеся идти войной на город пророка, так что поход пришлось возглавить старому и больному Муслиму б. Укбе. Для привлечения добровольцев было объявлено, что каждый получит сразу на руки годовое жалованье и «пособие» (ма'уна) в 100 динаров. Набралось около 5000 человек [+80].

 

Иазид приказал Муслиму б. Укбе дать мединцам три дня на размышление, а затем атаковать, захватить город и отдать войску на три дня для разграбления.

 

Узнав о подготовке сирийцев к походу, мединцы изгнали из города Умаййадов, заставив их поклясться перед минбаром пророка, что не присоединятся к сирийской армии и не будут помогать ей советами. Затем мединцы стали готовиться к обороне. Во главе ансаров встал Абдаллах б. Ханзала, во главе курайши-тов — Абдаллах б. Мути', мухаджиров-некурайшитов возглавил Ма'кил б. Синан ал-Ашджа'и, а мавлей — некий Ибн Хурайра. Периметр города, точнее — северная полуокружность, был поделен в соответствии с этим на четыре сектора обороны. Был подновлен ров, выкопанный при Мухаммаде, проходы между домами были заложены. На все это ушло 15 дней [+81].

 

Тем временем сирийское войско достигло Вади-л-Кура, где обосновались изгнанные Умаййады. Муслим предложил присоединиться к войску и послужить проводниками, но все оказались верны присяге, и только Марван и его сын Абдалмалик согласились оказать содействие. В начале 20-х чисел августа 683 г. сирийское войско подошло к Медине и сначала расположилось в Джурфе (см.: т. 1, с. 84, рис. 6). Муслим дал мединцам три дня на размышление, провел разведку и убедился, что город хорошо подготовлен к обороне [+82]. По истечении трех дней мединцы ответили, что намерены сражаться. Попытки сирийцев ворваться в город с севера через ров оказались безуспешными, тогда Муслим по совету Марвана перевел войско на расположенную к востоку от города харру Ваким, а Марван повел переговоры с людьми из бану ал-харис (балхарис) о предоставлении прохода через их владения.

 

27 зу-л-хиджжа/27 августа 683 г. на границе харры и города началось сражение. Мединцы успешно противостояли атакам сирийцев и сами контратаковали их кавалерией, стараясь пробиться к Муслиму, который руководил боем, сидя в кресле или даже лежа. Сирийцы несли ощутимые потери.

 

В это время Марван с сотней всадников незаметно перешел через владения бану ал-харис, с которыми предварительно заключил соглашение, и ворвался в город. Заслышав звуки боя в городе, мединцы стали покидать поле боя и устремляться на защиту домов и семей. Сирийцы на их плечах ворвались в город с востока через квартал бану абдалашхал. Началось избиение разрозненных групп и отдельных мединцев, пытавшихся с оружием в руках защитить свои дома. Подавляя сопротивление, сирийцы врывались в дома, грабили их, случалось, насиловали арабок, а уж рабыням и совсем не было спуску. При этом погроме нередко слышалось презрительное: «У-у, евреи» [+83], как напоминание об иудаистском прошлом многих мединцев.

 

Потери мединцев были огромными. По наиболее достоверным сведениям Халифы б. Хаййата, погибло 306 курайшитов и ансаров, из которых он поименно перечисляет соответственно 97 и 173 человека. Из последних больше всего погибло бану аннаджжар (71 человек), живших в центре города около мечети. Вероятно, большинство из них погибло в самом городе, когда битва превратилась в избиение. Другие говорят о 3500 и даже 10 000 убитых кроме курайшитов и ансаров, число которых у них значительно преувеличено по сравнению с Халифой; причем чем позднее источник, тем больше число погибших курайшитов и ансаров, доходя до 2300 и 2700 [+84], первая из этих цифр скорее всего и соответствует общему числу погибших. Преувеличения коснулись и описания бесчинств сирийцев в течение трех дней погрома. В частности, это касается надругательств над женщинами. Ал-Балазури говорит только о насилиях над рабынями, ал-Йа'куби упоминает девственниц, родивших после этого неизвестно от кого, у Йакута уже появляется конкретная цифра: 800 женщин, родивших от изнасилования, у ас-Самхуди их становится 1000 [+85]. Отмечая явные преувеличения во многих сообщениях о погроме Медины, все же нельзя полностью отрицать сам факт, как это делают некоторые исследователи [+86] рассказы о нем в значительной части очень конкретны.

 

На четвертый день после захвата Медины Муслим созвал ме-динцев в мечети Куба и потребовал присягать Йазиду с условием предания в его распоряжение жизней и имущества. Формально это означало признание рабской зависимости от халифа. Несколько человек гордо отказались присягать на таких условиях и были казнены; среди них был Ма'кил б. Синан, сподвижник пророка, участник завоевания Мекки и битвы при Хунайне [+87].

 

После двухнедельного пребывания в Медине Муслим в середине мухаррама 64/12-13 сентября 683 г. повел свое войско на Мекку. В Медине был оставлен Раух б. Зинба'. В пути, за Абва, болезнь Муслима обострилась, и в ал-Мушаллале или Кудайде он передал командование ал-Хусайну б. Нумайру и умер. Мстительная память мединцев сочинила впоследствии рассказ о том, что тело его было выкопано и распято и ал-Хусайну пришлось вернуться, чтобы похоронить его вторично [+88]. 27 мухаррама/ 25 сентября ал-Хусайн б. Нумайр подошел к Мекке и расположил свое войско по северо-западному краю вади Мекка. Абдал-лах б. аз-Зубайр, к которому за это время присоединились остатки войска, разгромленного под Мединой, и хариджиты Йамамы, устроил свой лагерь в ал-Масджид ал-Харам. Начавшуюся кампанию средневековые историки обычно называют осадой Мекки, хотя она не была окружена и военные действия не касались самого города. Среди противников Умаййадов, присоединившихся к Абдаллаху б. аз-Зубайру, был и ал-Мухтар, которого Убай-даллах б. Зийад освободил из заключения по ходатайству Абдал-лаха б. Умара б. ал-Хаттаба, приходившегося ему шурином.

 

ПОЛОЖЕНИЕ НА ГРАНИЦАХ

 

Бурные политические события в Хиджазе мало затронули остальной Халифат. В Ираке порядок поддерживался твердой рукой Убайдаллаха б. Зийада, Сирия была верным доменом Умаййадов, в Иране и Египте малочисленность арабских гарнизонов в море иноверцев заставляла мусульман сохранять внутреннее единство, необходимое для самосохранения и ведения пограничных войн.

 

В 61/680-81 г. Йазид сместил наместника Хорасана Абдаррахмана б. Зийада, которого современники характеризовали как человека щедрого, но корыстного и слабого (не совершившего ни одного похода за два года). Йазид предложил оставить его, если он сдаст ему накопленные за время наместничества деньги. Абдаррахман предпочел расстаться с постом и сохранить 20 млн. дирхемов. Заодно был смещен и наместник Сиджистана Ийад б. Зийад. Наместником Хорасана и Сиджистана стал Салм б. Зи-йад. Он прибыл в Басру с предписанием Убайдаллаху от халифа предоставить ему возможность отобрать лучших воинов для Хорасана. В предвидении богатой добычи басрийцы охотно записывались в поход. Из знатных басрийцев к Салму присоединились Абдаллах б. Хазим, ал-Мухаллаб б. Абу Суфра и Талха б. Абдаллах.

 

Многочисленные сыновья Зийада не были едины. Убайдал-лах, узнав о назначении Салма, предупредил своего ставленника Ийада о предстоящем смещении, и тот роздал все наличные деньги своим воинам и вооруженным рабам (мамалик), чтобы они не достались брату.

 

Салм назначил своим представителем в Сиджистане Йазида б. Зийада [+89], а сам обосновался в Мерве и стал непосредственно управлять Хорасаном. Сразу же начались активные военные действия. Ранней весной 681 г. ал-Мухаллаб с четырьмя или шестью тысячами воинов напал на какой-то городок на юге Хорезма, в котором будто бы собирались хорасанские царьки для переговоров о совместных действиях, и получил по договору дань в 400 000 дирхемов [+90].

 

После этого Салм переправился через Амударью и совершил поход на Самарканд. Рассказы об этом и следующем походе пу-танны и полулегендарны. По сведениям ал-Балазури, Салм дошел до Самарканда и получил с его царя выкуп в 1000 выкупов за кровь (дийа), т. е. 1–1,2 млн. дирхемов. Оттуда он выслал отряд в сторону Ходжента, но отряд этот потерпел поражение. Арабам точно запомнилось только то, что жена Салма родила в походе сына, которого назвали Сугд, взяла у жены царя Согда поносить драгоценный венец и «забыла» его возвратить [+91].

 

На следующий год Салм повторил поход за Амударью. Под Бухарой он встретил серьезное сопротивление: правительница Бухары хатун обратилась за помощью к согдийцам и тюркам. На ее призыв с большим войском прибыл некий Бандун (или Бидун) ас-Сугди, в котором можно видеть тудуна Согда, т. е. уполномоченного тюркского хакана по сбору дани. Сражение с тюркско-согдийским войском, в котором отличился командир арабского авангарда ал-Мухаллаб и был убит тудун, произошло северо-восточнее Бухары на канале Харкан-руд [+92]. Арабское войско тоже понесло тяжелые потери, и Салм не пошел на этот раз в глубь Мавераннахра.

 

В Сиджистане дела мусульман шли хуже. Во время первого же похода против восставших жителей Кабулистана Абу Убайда б. Зийад был разгромлен и среди других попал в плен к победителям. Йазид б. Зийад поспешил ему на выручку и погиб в неудачном для арабов сражении. Новому наместнику, прибывшему в 63/682-83 г., Талхе б. Абдаллаху (известному также по прозвищу Талха ат-Талахат), удалось лишь выкупить Абу Убайду и других пленных за полмиллиона дирхемов. В начале 64/сентяб-ре-октябре 683 г. [+93] Талха умер, а затем началась междоусобица.

 

В Синде арабы совершили в 61/680-81 г. очередные набеги на ал-Кикан, ал-Букан, Кандабил и Кусдар и вернулись с добычей без каких-либо территориальных приобретений [+94].

 

В 681 г. возникла угроза стабильности азербайджанской границы: был убит царь Албании (Аррана) Джуаншер, и хазары вторглись в Закавказье, чтобы отомстить за смерть зятя хакана. Правда, конфликт был быстро разрешен: хазары узнали, что преемник убитого, его племянник Вараз-Трдат, не убийца-узурпатор, а законно избранный знатью царь, не пошли дальше Утика и вернулись назад. Более того, при Вараз-Трдате установились более тесные отношения между Албанией и Хазарией, после того как миссия епископа Исраэла обратила в христианство хазарского правителя Варачана (Баланджара) [+95]. Вараз-Трдата признал и Йазид, видимо, на тех же условиях, что и его предшественника.

 

На сиро-византийской границе военная инициатива по-прежнему принадлежала арабам. В 681 г. они, воспользовавшись тем, что император со всей армией ушел к низовьям Дуная, чтобы отразить вторжение болгар, и потерпел там сокрушительное поражение, совершили набег до Икония (Кунйа). На следующий год одному отряду удалось дойти только до Кайсарии, а второй отряд, под командованием ал-Хусайна б. Нумайра, совершил «сирийский» поход; судя по названию, он был направлен против мардаитов-джараджима, восставших в горах севернее Антиохии [+96]. О том, что происходило в Малой Азии в 683 г., сведений не имеется.

 

Наиболее дерзкое военное предприятие этих лет совершил в Северной Африке Укба б. Нафи', которого Йазид восстановил на посту наместника Ифрикии. Прибыв в ал-Кайраван, он сразу же арестовал Абу-л-Мухаджира Динара в отместку за то, что был арестован им при предыдущей смене власти в Ифрикии. В 681 г. Укба оставил в ал-Кайраване небольшой гарнизон для охраны семей, командовать которым поручил Зухайру б. Кайсу, а сам со всем войском направился на запад, где сохранялись остатки бывших византийских владений. Первое столкновение произошло около городка Багайа (см. рис. 4). Городское ополчение дало бой в поле, потерпело поражение и укрылось в городе. Укба осадил город, осада затянулась, и Укба отступился от него. После одного или двух сражений он подошел к Тахарту, где его встретило объединенное войско тахартцев и призванных ими на помощь берберов. После тяжелого сражения оно было разгромлено, и арабам открылся путь далее на запад. Можно думать, что слух об этой победе отбил у берберов охоту сталкиваться с арабами, потому что о 750-километровом пути от Тахарта до Танжера (Танджа) не осталось никаких воспоминаний. Правитель Танжера Юлиан вышел с войском навстречу Укбе, но боя не принял, а предпочел заключить мирный договор.

 

Отсюда Укба повернул на юг к главному городу края Валиле (Валубилису), разгромил встретивших его берберов, захватил город и, преследуя отступающих берберов, дошел до верховьев реки Дра', за которой начинались пески Сахары. После столкновения с санхаджами Укба повернул на северо-запад и совершил полукруг в районе между реками Сус и Тансифт от современного Марракеша до Атлантического океана. Точно воспроизвести его маршрут трудно из-за значительного изменения топонимики. Возможно, в некоторых случаях ему удавалось склонить берберов к формальному принятию ислама, поскольку упоминается сооружение мечетей в вади Дра' и Наффисе.

 

Многочисленные, хотя и победоносные бои за два года должны были значительно сократить войско Укбы, не получавшее подкреплений. В 683 г. отягощенное добычей арабское войско повернуло назад. Три четверти пути были пройдены без осложнений. В восьми днях пути от ал-Кайравана, около Тибны, Укба отослал вперед часть войска с захваченной добычей, а сам остался с 5000 воинов. Добыча, по-видимому, дошла до ал-Кайравана, но Укбе не довелось ею попользоваться. Ослабевший победитель стал жертвой побежденных. Жители Тахуды, в которой Укба намеревался запастись продовольствием, убедившись в его слабости, отказались иметь с ним дело и заперли ворота. На пути от Тахуды на Укбу напал вождь местных берберов Касила сын Кам-рама [*13], принявший ислам при Абу-л-Мухаджире, который решил теперь посчитаться с Укбой за нанесенную ему прежде обиду. Силы были неравными. Укба и Абу-л-Мухаджир погибли вместе с большей частью войска. Остатки его прорвались через Кафсу к ал-Кайравану. Одержав победу над Укбой, Касила подошел к ал-Кайравану. Как все города-лагери, он не имел оборонительных стен и не мог обороняться против превосходящего противника. Зухайр б. Кайс почел за благо покинуть его и увезти от опасности семьи погибших и добычу в Триполитанию [+97].

 

Примечания

 

[+1] Возраст указывается в пределах 13 лет: 73, 75, 78, 80, 82, 85 и 86 лет [Халифа, с. 215, 216; Таб., II, с. 199–200]. Самое раннее упоминание Му'авии в источниках связано с событиями 625 г. [Вак., Мд., с. 359], а первое его активное участие в событиях относится к 627 г. [Вак., Мд., с. 597]; вспоминая о том времени, он сам говорит, что встретился с Урвой б. Мас'удом, с которым не разговаривал десять лет, из чего можно заключить, что в 617/18 г. он уже вышел из детского возраста, а следовательно, родился в первые годы VII в. и к 680 г. достиг 75–76 лет по солнечному календарю или 77–80 лет — по лунному.

 

[+2] На эту мысль наводят два близких по времени факта последнего года его жизни: в 679 г. Убайдаллаха б. Зийада, прибывшего в Дамаск во главе делегации басрийцев, он сначала сместил без всяких объяснений и причин, только руководствуясь поведением ал-Ахнафа б. Кайса, а через несколько дней восстановил, основываясь на том же [Таб., II, с. 190]. Некоторое время спустя он поразил приближенных тем, что вышел к ним, гордо произнося слова «я — кефтар»; знавшие персидский язык объяснили, что по-персидски это значит «я — гиена», оказалось, что он, желая похвастаться мужской силой после посещения служанки своей новой хорасанской невольницы, спросил последнюю, как сказать по-персидски «лев», и та в отместку за предпочтение, оказанное ее служанке, сказала: «кефтар» [Балаз., А., т. 4А, с. 45–46].

 

[+3] Таб., II, с 196.

 

[+4] Балаз., А., т. 4А, с. 129–131; Таб., II, с. 201–202; Мас'уди, М., т. 3, с. 119; Мас'уди, Ме., т. 5, с. 58. Ал-Куфи излагает эти события иначе. Причиной заболевания у него называется падение Му'авии в колодец в Абва на обратном пути из Мекки после организации присяги Йазиду, когца он вышел ночью по нужде. Это вызвало паралич лицевого нерва, скрививший ему рот, «и пришли к нему люди и сочувствовали и соболезновали ему в том, что его постигло» [Куфи, т. 4, с. 249]. Эта версия очень сомнительна. Во-первых, трудно говорить, что у халифа не было с собой достаточно слуг, чтобы подать воду для омовения; во-вторых, между возвращением из Мекки и началом болезни прошло по крайней мере три с половиной года; в-третьих, криворотость сама по себе не могла быть причиной смерти, если только не была проявлением кровоизлияния в мозг, но инсульт со всеми его проявлениями не мог оставаться незамеченным в течение такого долгого времени Единственным основанием для этой легенды, старающейся представить болезнь непосредственным следствием нечестивого принуждения к присяге, могла быть предсмертная гримаса, из которой были сделаны далеко идущие выводы Шиитская тенденция этой версии обнаруживается и в неоднократном упоминании раскаяния Му'авии в содеянном с Хасаном и Худжром, и в рассказе Йазиду о предупреждении, сделанном Джабраи-лом Мухаммаду, что Хусайн будет убит людьми его общины [Куфи, т. 4, с. 250, 262].

 

[+5] Таб., II, с. 200. Согласно ал-Куфи, Йазид, видя ухудшение состояния отца, посоветовал организовать присягу ему: «Боюсь, что меня постигнет от рода [Абу] Тураба (Али) то же, что постигло тебя». Разговор происходил в среду, и Му'авийа хотел отложить присягу, считая среду неблагоприятным днем, но ад-Даххак и Муслим б. Укба настояли на проведении присяги. После присяги 70 приближенных Йазид произнес в мечети проповедь и принял присягу присутствовавших, затем уехал в Хувварин, а в воскресенье Му'авийа умер [Куфи, т. 4, с. 252–256, 265].

 

[+6] Источники едины только в определении месяца, в пределах которого приводятся самые различные дни: «воскресенье, когда прошло несколько дней раджаба» (воскресенье 2 раджаба/8 апреля) [Куфи, т. 4, с. 265], 4 раджаба/10 апреля [Халифа, с. 218], середина раджаба [Балаз., А., т. 4А, с. 132; Таб., II, с. 198], «ночью четверга в середине раджаба» [Таб., II, с. 199], «четверг, за 8 дней до конца раджаба» (22 раджаба/28 апреля, суббота) [Таб., II, с. 198], эту же дату приводит Халифа, относя ее к 59 г.х. [Халифа, с. 215], воскресенье 6 аййара (мая) [Агап., с. 493].

 

Помогает выбрать наиболее вероятную дату сообщение о том, что гонец с извещением о смерти халифа прибыл в Медину 28 раджаба, а на дорогу от Дамаска ему требовалось не менее 11–12 суток, т. е. выехать он должен был не позднее 15–16 раджаба. Четверг в середине месяца приходится на 13 раджаба/19 апреля.

 

[+7] Куфи, т. 4, с. 265. Срок вполне реален: гонец мог достичь Хувварина (130 км) на сменных лошадях за 12–13 часов, т. е. быть там в середине 14 раджаба, Йазиду потребовалось бы не больше двух дней. Кстати, воскресенье как день смерти Му'авии могло появиться потому, что в воскресенье 16 раджаба Йазид принял присягу в мечети. Сообщение о прибытии Йазида через 10 дней [Пс.-И. Кут., т. 1, с. 321] совершенно несостоятельно. У ал-Мас'уди [М., т. 5, с. 151; Ме., т. 3, с. 75] три дня между кончиной Му'авии и прибытием Йазида превратились в три дня траура, когда Йазид не выходил к людям.

 

[+8] Куфи, т. 5, с. 5–10; Мас'уди, М., т. 5, с. 152–155; Мас'уди, Ме., т. 3, с. 75–76. Во время этого приема один из выступавших употребил выражение «халиф Аллаха» или, по другой версии, «халифство Аллаха», но не как титул, а как общее понятие того, что власть халифа дается Аллахом. Здесь, как и в других предшествующих случаях, «халиф» является таким же обозначением сана правителя, как «царь», «император» или «король», термином, отделившимся от этимологии.

 

[+9] Гонцу принадлежит только рассказ о позднем прибытии [Халифа, с. 222–223], рассказ о дальнейших событиях, восходящий к Абу Мих-нафу, дошел до нас в различных пересказах, иногда в них возникают противоречия Нет оснований сомневаться в позднем прибытии гонца, и в версии ат-Табари говорится: «…и приставали к ним двоим (Хусайну и Ибн аз-Зубайру) весь этот вечер ('ашиййа) и начало ночи…», однако несколько далее говорится, что Ибн аз-Зубайр «…продолжал всю вторую половину дня (нахар) и начало ночи говорить: „Сейчас приду»«[Таб., II, с. 219], - вероятно, нахар означает здесь не всю вторую половину дня, а самый ее конец.

 

[+10] Балаз., А., т. 4В, с. 12–16; Куфи, т. 5, с. 11–21, 23–37; Таб., II, с. 217–221. Наиболее развернутый рассказ ал-Куфи об отъезде Хусайна ближе других к тексту «Мактал ал-Хусайн» Абу Михнафа [А. Михн., рук., л. 5а-76], который значительно тенденциознее, чем версии более поздних компиляторов; в нем подчеркивается благочестие Хусайна и порочатся его враги: Хусайн встречает на улице Марвана и долго поносит его, трижды по ночам посещает могилу Мухаммада, и во вторую ночь Мухаммад посещает его во сне с сонмом ангелов и предрекает скорую мученическую смерть, которая необходима, чтобы получить подобающее место в раю; приводятся два наставления Хусайна Мухаммаду б. ал-Ханафии, устное и письменное [Куфи, т. 5, с. 30–34].

 

Отъезд Ибн аз-Зубайра датируется «ночью на субботу, когда остались три дня (или ночи) раджаба», а отъезд Хусайна — «ночью на воскресенье, когда остались два дня» [Балаз., А., т. 4В, с. 13; Таб., II, с. 220], однако суббота была не третьим, а вторым от конца днем раджаба; даты отъездов переведены на наше летосчисление в соответствии с днями недели. У ал-Куфи отъезд Хусайна датирован 3 ша'бана/9 мая [Куфи, т. 5, с. 34].

 

[+11] Куфи, т. 5, с. 30–31; Таб., II, с. 221; Балаз., А., т. 4В, с. 15., -

 

[+12] Куфи, т. 5, с. 21–23; Балаз., т. 4В, с. 14.

 

[+13] Балаз., А., т. 4В, с. 13; Таб., II, с. 222.

 

[+14] Таб., II, с. 233–234. Другую версию, кое-что добавляющую, а кое-что опускающую, приводит ал-Куфи [Куфи, т. 5, с. 46–48].

 

[+15] У ал-Куфи (т. 5, с. 48) в конце письма добавлено: «…мы не платим ему харадж, он призывает, а ему не отвечают, он приказывает, а ему не повинуются». В варианте письма, приведенного в «Мактал ал-Хусайн» [А. Михн., рук., л. Юа], говорится даже: «.. а этот ан-Ну'ман ибн Башир осажден в резиденции (дар ал-имара) и не присутствует с нами на пятничной молитве»; при этом в него включены фразы, характерные для второго послания: «…ты прибудешь к ополчившимся войскам, и каналам текущим, и источникам бьющим». Характерно и другое добавление, естественное для второго послания: «А если не можешь прибыть, то пришли к нам человека, который будет решать для нас по решениям Аллаха и сунне посланника Аллаха».

 

[+16] Динав., с. 243; Таб., II, с. 234.

 

[+17] Куфи, т. 5, с. 49–50; Таб., II, с. 235.

 

[+18] Динав., с. 243–244; Куфи, т. 5, с. 51–52; Таб., II, с. 235. Все три текста близки друг к другу, но только у ал-Куфи содержится распоряжение присягать Муслиму; Абу Михнаф приводит тот же текст в сокращении [А. Михн., рук, л. 10].

 

[+19] Мас'уди, М, т. 5, с. 128; Мас'уди, Ме., т. 3, с. 64. В рассказе о поездке Муслима есть явные хронологические неувязки. Дорога от Мекки до Куфы через Медину — около 1650 км, т е. для поездки без остановок с максимальной скоростью потребовалось бы 16–17 суток, Муслим, согласно сведениям ал-Мас'уди, доехал за 20 суток с остановкой в Медине. В этом случае не остается времени для блуждания в пустыне, отправки Муслимом сообщения Али и получения от него ответа. Из этого следует, что либо история с блужданием и гибелью проводников является выдумкой, либо вместо 5 шаввала следует читать: 15 шаввала.

 

[+20] Таб, II, с. 240. Текст письма вызывает сомнение в подлинности — он резко отличается от конкретного текста послания куфийцам. У ад-Динавари послание иное и очень краткое: «Мир вам. А затем: я призываю вас к оживлению знаний истины и умерщвлению новшеств, и если вы откликнетесь, то я поведу вас по правильному пути. И мир» [Динав., с. 246].

 

[+21] Ат-Табари говорит об отряде в 500 человек [Таб., II, с. 243], однако во время восстания Муслима в его распоряжении оказалось только 30 стражников [Таб., II, с. 255].

 

[+22] А. Михн., рук., л. Па; Таб., II, с. 255; Мас'уди, М., т. 5, с. 128–129; Мас'уди, Ме., т. 3, с. 64.

 

[+23] Эта дата зависит от времени прибытия в Куфу Муслима: между речью ан-Ну'мана и приездом Убайдаллаха б. Зийада должно было пройти не менее 32 дней (14 дней, чтобы до Йазида дошел второй донос, после этого около 15 дней, чтобы приказ дошел до Убайдаллаха, и еще не менее трех дней на дорогу до Куфы), но до речи ан-Ну'мана Муслим какое-то время жил скрытно, вряд ли меньше недели, — следовательно, между прибытием Муслима в Куфу и прибытием туда Убайдаллаха должно было пройти минимум 40 дней. Если Муслим появился в Куфе 5 шаввала, то Убайдаллах должен был появиться не раньше 15 зу-л-ка'да, но тогда окажется, что Муслим продолжал успешно скрываться после этого в течение трех недель. Это обстоятельство — еще один довод в пользу прибытия Муслима не 5, а 15 шаввала.

 

Рассказы о тайном приезде Убайдаллаха различаются: ат-Табари никак не характеризует время суток [Таб., II, с. 241–242], ал-Куфи (т. 5, с. 65) говорит о приезде лунным вечером, а согласно Абу Михнафу (рук., л. 13а), он въехал в Куфу в пятницу, когда люди возвращались из мечети. Если принять версию ал-Куфи, то приезд Убайдаллаха приходится на середину зу-л-ка'да.

 

[+24] Таб., II, с. 242. У ал-Куфи (т. 5, с. 67) в речь Убайдаллаха включены отдельные выражения, обычно относимые к речи его отца.

 

[+25] Куфи, т. 5, с. 68; Динав., с. 247; Таб., II, с. 246.

 

[+26] Куфи, т. 5, с. 69–70; Динав., с. 249. У ат-Табари это поручение дано мавле бану тамим [Таб., II, с. 244], по другой версии — поручение получил мавла Убайдаллаха [Таб., II, с. 246–247].

 

[+27] Куфи, т. 5, с. 71–74; Динав., с. 248; Таб., И, с. 249. Согласно Абу Михнафу, болен был Хани и он же предложил убить Убайдаллаха [А. Михн., рук., л. 14].

 

[+28] Таб., II, с. 255.

 

[+29] Там же, с. 257–258.

 

[+30] А. Михн., рук., л. 17а. О расположении дома в квартале киндитов или у Ворот киндитов см.: Куфи, т. 5, с. 88; Динав., с. 253; Таб., II, с. 258.

 

[+31] Предел преувеличений в полулегендарном «Мактал ал-Хусайн»: для ареста Убайдаллах посылает 1000 воинов, из которых 150 Муслим убивает у ворот дома [А. Михн., л. 18].

 

[+32] Так у ат-Табари (II, с. 262–264, 267–271); по другой версии [Куфи, т. 5, с. 99–100; Таб., II, с. 265–266; Динав., с. 254], с секретной просьбой предупредить Хусайна об опасности (и передать ему 700 или 1000 дирхемов, оставшихся от собранных шиитами денег на общее дело) Муслим обратился к Умару б. Са'ду б. Абу Ваккасу, но он сообщил обо всем Убайдаллаху, и тот разрешил Умару взять эти деньги себе. Кроме того, ад-Динавари помещает казнь Хани до восстания.

 

[+33] Балаз., А., т. 5, с. 214–215.

 

[+34] Куфи, т. 5, с. 120; Таб., II, с. 271. 3 зу-л-хиджжа — Динав., с. 256.

 

[+35] Таб., II, с. 289.

 

[+36] Сомнительно сообщение о том, что двоюродный брат Хусайна Абдаллах б. Джа'фар получил для него охранную грамоту от Амра б. Са'ида [Таб., II, с. 280]; и уж совсем невероятно, что сам Амр б. Са'ид отговаривал Хусайна от поездки в Куфу, указывая на опасность повторить участь Муслима [Куфи, т. 5, с. 116–117], - известие о гибели Муслима еще не успело дойти до Мекки (впрочем, у ал-Куфи Хусайн выступает из Мекки после получения известия о гибели Муслима).

 

[+37] Динав., с. 278; Таб., II, с. 277.

 

[+38] Куфи, т. 5, с. 120, 124; Динав., с. 258; Таб., И, с. 278. Эта же характеристика настроений куфийцев вкладывается в уста поэта Тириммаха [Таб., II, с. 303].

 

[+39] От Мекки до Кербелы около 1500 км. Это расстояние было пройдено за 24 дня, что дает вполне реальную скорость — 65 км в сутки.

 

[+40] Динав., с. 258; Таб., II, с. 288–290: Кайс б. Мусхир. Таб., II, с. 293–294: Абдаллах б. Буктур, молочный брат Хусайна (?).

 

[+41] Динав., с. 259–260; Таб., II, с. 291–293. Согласно ал-Куфи (т. 5, с. 123–124), встречный был не асадитом, а аздитом и сам подъехал к Хусайну в ас-Са'лабии, рассказав о казни Муслима. В другом случае сообщается, что весть об этом принес человек, посланный Мухаммадом б. ал-Аш'асом и встретивший Хусайна в Зубале, куда доехал за четыре дня [Таб., II, с. 264]. В Зубале Хусайн мог быть 25–26 зу-л-хиджжа, а следовательно, посланец выехал из Куфы 21–22 зу-л-хиджжа, через 12–13 дней после казни Муслима. Скорее всего, человек, встреченный в Зубале, сообщил о гибели посланного из вади ар-Рима, который как раз должен был достичь Куфы 20–22 зу-л-хиджжа.

 

[+42] Jafri, 1989, с. 200–202. В доказательство Х.Джафри приводит отказ Хусайна от помощи 20 000 таййитов, предложенной Тириммахом [Таб., II, с. 304], но беседа Хусайна с ним явно сочинена задним числом; показательно, что в «Китаб ал-агани», в главе, посвященной этому поэту, сведения о ней отсутствуют. С другой стороны, мы знаем, что Хусайн искал помощи у Убайдаллаха б. ал-Хурра.

 

[+43] Таб., II, с. 282.

 

[+44] Там же, с. 264. См. также выше, примеч. 41.

 

[+45] Согласно рассказу одного из воинов ал-Хурра б. Йазида, встреча произошла в 38 милях от Узайба [Таб., II, с. 300], по другим сведениям-в трех милях от Кадисии [Таб., II, с. 281], по рассказу двух асадитов, сопровождавших Хусайна, встреча произошла в пустынной местности, где никогда не было пальм [Таб., II, с. 296], это подтверждается рассказом того же воина ал-Хурра, что у них к моменту встречи кончилась вода, чего никак не могло быть около Кадисии, но было вполне естественно для пункта в 38 милях от Узайба. Кстати, то, что Хусайн смог обеспечить водой отряд ал-Хурра, говорит о том, что этот отряд был значительно меньше 1000 человек, о которых говорит ат-Табари.

 

[+46] По сведениям ат-Табари, здесь к Хусайну присоединились четыре куфийца, в том числе поэт Тириммах, будто бы предложивший помощь 20 000 таййитов, если Хусайн уйдет в Таййские горы [Таб., II, с. 302–304].

 

[+47] Куфи, т. 5, с. 129–132; Динав., с. 262–263; Балаз., А., т. 5, с. 291; Таб., II, с. 305.

 

[+48] Таб., II, с. 312.

 

[+49] Динав., с. 267–268; Таб., II, с. 326. Ал-Куфи относит переход ал-Хурра на сторону Хусайна к середине боя, когда отряд Хусайна, потеряв в контратаке 50 человек, отступил к лагерю [Куфи, т. 5, с. 184].

 

[+50] У ал-Куфи эти слова произносит другой человек и не в день боя, а накануне [Куфи, т. 5, с. 179, 174].

 

[+51] Явная описка вместо «Тамим».

 

[+52] Динав., с. 269. Вместо «Синан б. Аус» должно быть «Синан б. Анас». У ал-Куфи младенец назван Али (это само по себе подозрительно, так как у Хусайна уже было два сына с этим именем); чтобы похоронить его, Хусайн б. Али слезает с коня и выкапывает могилу мечом [Куфи, т. 5, с. 210].

 

[+53] Таб., II, с. 361–362.

 

[+54] Исфах., М., с. 78.

 

[+55] Таб., II, с. 362.

 

[+56] По некоторым сведениям, ему было четыре года или семь лет [Куфи, т. 5, с. 210; Динав., с. 270], но по рассказу Хумайда б. Муслима о дальнейших событиях, он был близок к возрасту созревания (13–14 лет) [Таб., II, с. 372–373]. Х.Джафри почему-то дает ему 23 года [Jafri, 1989, с. 213, 237].

 

[+57] Таб., II, с. 368–369.

 

[+58] Это — общее число погибших, упоминаемых различными источниками [Халифа, с. 224–225; Куфи, т. 5, с. 202–210; Исфах., М., с. 52–83], наиболее полный перечень см.: Таб., II, с. 386–388.

 

[+59] Динав., с. 271; Таб., II, с. 368.

 

[+60] Таб., II, с. 370–371. Аналогичный поступок приписывают Йазиду б. Му'авии, и другие сподвижники пророка осуждают его теми же словами [Таб., II, с. 368].

 

[+61] Таб., II, с. 374.

 

[+62] Там же, с. 375.

 

[+63] Там же, с. 377–380.

 

[+64] Jafri, 1989, с. 240.

 

[+65] Балаз., А., т. 4В, с. 17.

 

[+66] Там же, с. 19–21; Таб., II, с. 397–398 (первое посольство без упоминания имен). У ал-Куфи — только большое посольство из 10 человек во главе с ан-Ну'маном б. Баширом [Куфи, т. 5, с. 279–282], то же см.: Динав., с. 272–273, в той же версии у ал-Исфахани добавлено, что Ибн аз-Зубайр задерживал (хабаса) это посольство в Мекке [Агани, т. 1, с. 21].

 

[+67] Балаз., А., т. 4В, с. 20, 28; И. Са'д, т. 5, с. 138; И. Хабиб, с. 481. По одной версии, Амр настолько ослабел от порок, что скончался от оплеух, которыми наградил его один из наказанных им во время наместничества, по другой (ал-Балазури) — заключение длилось несколько месяцев и скончался он из-за нагноения ран от порок.

 

Ат-Табари помещает рассказ о походе Амра б. аз-Зубайра в 60 г. х, до похода Хусайна к Куфе, а о смещении Амра и назначении ал-Валила — в 61 г.х. [Таб., II, с. 224–227, 395–399]. Из-за этого история с серебряной цепочкой и рассказ о делегациях оказываются после похода Амра б. аз-Зубайра. Поэтому Г.Роттер сомневается, когда была последняя попытка переговоров: до или после этого похода [Rotter, 1982, с. 44].

 

[+68] Таб., II, с. 399.

 

[+69] Его самостоятельное выступление произошло после гибели Хусайна [Балаз., А., т. 4В, с. 29; Таб., II, с. 402].

 

[+70] Балаз., А., т. 4В, с. 29–30; Таб., II, с. 402.

 

[+71] Таб., II, с. 400–401.

 

[+72] Rotter, 1982, с. 45.

 

[+73] Балаз., А., т. 4В, с. 30.

 

[+74] Халифа, с. 227–228; Куфи, т. 5, с. 260–261; Балаз., А., т. 4В, с. 31. О визите Мухаммада б. ал-Ханафийи к Йазиду — только ал-Куфи (т. 5, с. 256–260).

 

[+75] Wellhausen, 1902, с. 102; Lammens, 1910–1921, с. 121; Rotter, 1982, с. 46.

 

[+76] Таб., II, с. 404 (62 г.х.!).

 

[+77] Подробный разбор сведений об этом восстании с привлечением рукописных источников проведен М.Кистером [Kister, 1977]. Он считает, что Ибн Мину с рабочими не пустили для сбора урожая, так как он не имел на это права [Kister, 1977, с. 38]. С таким предположени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.013 с.)