Военные дейсtвия b месопoтамии b 634–636 гг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военные дейсtвия b месопoтамии b 634–636 гг



 

B том, что после ал-Бyвайба арабы снова подчинили себе ранее завоеванный район Вавилонии, нет сомнения. Затем ал-Mусанна будто бы отрядил Джарира в Майсан, а сам направился в Уллайс около Анбара и как будто 6ы подчинил себе Анбар (сведений о завоевании города не приводится, но после очередного рейда ал-Мусанна возвращается в него). Из Анбара был совершен набег на базар бедуинов в ал-Ханафисе и на базар Багдад [+164]. Кроме того, сам ал-Мусанна и его амиры совершили несколько набегов на таглибитов, доходя до Сиффина Текрита. Если хотя 6ы половина этик рассказов имеет под собой основу, то следует признать, что сасанидские власти в Ктесифоне должны были всерьез обеспокоиться.

 

Используя благоприятную ситуацию, Умар решил овладеть низовьями Тигра и Eвфрата, которые после набега при Халиде б. ал-Валиде неизменно оставались в руках персов. Из Медины был послан небольшой отряд из трехсот с небольшим воинов во главе со старейшим сподвижником Мухаммада, Утбой б. Газваном. По дороге отряд вырос за счет бедуинов до 500 человек, а в низовьях Евфрата к нему присоединились Кутба б. Kатара и Муджаши' б. Мас'уд, о численности войск которых нет никаких сведений [+165].

 

Утба подошел к Убулле в конце мая или в июне 635 г. [+166] и остановился на галечном плато Басра, возвышавшемся над болотистой низиной в 20 км к югу от реки. Стояла влажная жара, тяжелая для жителей пустыни, низменность перед Убуллой, заросшая камышом, раскисла после весеннего паводка, и Утба в течение всего лета не начинал военных действий [+167]. Когда спала жара и низина подсохла, Утба со своим небольшим отрядом подошел к самой крепости, но не решился на нее напасть. Он дождался, когда персы вышли из крепости, чтобы уничтожить горстку мусульман, и в поле разгромил их. Укрывшиеся в крепости остатки гарнизона не стали обороняться дальше, и через несколько дней тайно покинули крепость.

 

Арабы потеряли в битве 70 человек и захватили в Убуллe очень скромную добычу: кроме различного имущества участникам взятия крепости досталось по 2 дирхема и по маккуку (около 8 кг) изюма. Произошло это в раджабе или ша'бане 14/21.VIII — 18.Х 635 г. [+168], что хорошо согласуется со всем ходом событий и не вызывает сомнений.

 

Успех Утбы привлек к нему новых воинов, без которых он не смог бы разгромить отряд марзбана Майсана около Мазара. Персы понесли большие потери, а марзбан попал в плен. Его золотой пояс, знак высокого ранга, вместе с пятой частью добычи повезли халифу как вещественное доказательство большого успеха. На вопрос Умара: "Как дела мусульман?" — посланец ответил, что им повезло, и они засыпаны серебром и золотом. "Тогда люди захотели в Басру и стали туда прибывать" [+169].

 

Лагерь арабов расположился на плато Басра, где находились семь усадеб и развалины укрепления (Хурайба, т. е. "развалинам), большинство устроилось в камышовых шалашах и хижинах. Сюда свозили добычу, здесь была устроена площадь для моления и жила часть семей (но нередко жены сопровождали воинов в походах).

 

Арабские авторы перечисляют несколько городов и районов, завоеванных Утбой после Убуллы: Мазар, ал-Фурат, Майсан, даст Майсан, Абаркубад, но это не дает отчетливого представления о границах завоеванных земель, так как Майcан (как и Каскар) означал и отдельную область, и всю Нижнюю Месопотамию. Вероятнее всего, в эту кампанию Утба овладел всем Шатт ал-Арабом и прилегающей к нему частью низовий Тигра и Евфрата.

 

B конце года (14 или 15 г. х. — см. начало гл. 3) Утба отпросился в хаджж, оставив своим заместителем Муджаши', а имамом (предстоятелем на молитве) — сподвижника Мухаммада Мугиру ибн Шу'бу. B отсутствие амира часть Майсана восстала, Муджаши' не оказалось в Басре, и Мугира, возглавив мусульман, подавил это восстание. Как было заведено, он тотчас известил халифа о победе. Умар с удивлением спросил Утбу: кого же тот оставил заместителем? Утба объяснил положение и получил выговор за назначение "человека войлока над людьми глины (т. е. бедуина над оседлыми арабами). Умар приказал ему немедленно возвратиться в Басру. B пути Утба умер, и эмиром стал Мугира [+170].

 

Успехи мусульман в Месопотамии могли 6ы быть и больше, если бы между ал-Мусанной, который справедливо считал себя главной фигурой в борьбе с Сасанидами, и Джариром, представлявшим мединскую партию, не начались разногласия: ни один из них не хотел подчиняться другому [+171]. И без того не слишком большая мусульманская армия оказалась расколотой надвое.

 

Можно думать, что именно это помогло персам без особых затруднений выбить из Месопотамии недавних победителей. Арабские историки стыдливо умалчивают о том, как произошло это неприятное событие, объясняя его воцарением Йездигерда, позволившим персам собрать большую армию. Ал-Мусанна будто бы написал об этом письмо халифу, "но не успело это письмо дойти до Умара, как отступились от веры (кафара) жители ас-Савада [*7], и те, у кого был договор, и те, у кого договора не было. И ушел ал-Мусанна своей дорогой и остановился в Зу-Каре, и остановились люди в ат-Таффе единым войском [+172].

 

Умар приказал ал-Мусанне рассредоточить войско по степи вдоль границы с Ираком от Куткутаны до Басры и начать сбор подкреплений. Произошло это будто 6ы в зу-л-ка`да 13/27.XII 634 — 25.1 635 г. Однако эта дата либо недостоверна совсем либо тринадцатый год хиджры надо исправить на четырнадцатый [+173].

 

Под впечатлением неудачи Умар решил лично возглавить поход на Ирак и объявил сбор добровольцев. Но его отговорили от личного участия, и командующим был назначен человек, не менее заслуженный в исламе, чем Умар, — Са'д б. Абу Ваккас, из первой десятки последователей Мухаммада. Из района Медины набралось около 1000 добровольцев, и 3000 пришли из ас-Сарата и Йемена [+174]. Набор добровольцев шел туго, так как многие соглашались идти только в Сирию, а не в Ирак, где мусульмане терпели поражения. C этим четырехтысячным войском Са'д вышел из Медины в конце осени или начале зимы.

 

Зима 635/36 г. застала Са'да на полпути в Хиру, между Зарудом и Са'лабией, где он простоял три месяца, дожидаясь подхода возможно большего числа воинов и наступления весны, когда большому войску легко обеспечить подножный корм и водопой для верховых и вьючных животных.

 

B Заруде к Са'ду присоединились посланные халифом еще (?) 2000 йеменцев и 2000 гатафанцев, из Наджда подошли обитавшие здесь тамимиты (4000) и асадиты (3000). Всего собралось не менее 12 000 воинов, многие с семьями и всем домашним имуществом [+175]. Ядром этого пестрого ополчения были сподвижники пророка и их сыновья, всего будто 6ы более тысячи, опираясь на которых Са'д мог как-то балансировать в противоречивом переплетении племенных амбиций, соперничества и индивидуальных претензий вождей.

 

Не позже апреля, когда начинает выгорать трава, армия Са'да должна была выступить из Заруда и, вероятно, в начале мая встала на границе Ирака, как раз в то время, когда сирийская армия мусульман под давлением превосходящих сил византийцев отошла к Дамаску и, может быть, даже оставила его. На обоих флангах арабского вторжения назревала критическая ситуация.

 

Примечания

 

[+1] Caetani, 1907, с. 831 — 861.

 

[+2] Butzer, 1957. Н. Шехаде отличает засушливость климата в Иордании в IV — первой половине VII в. [Shehade, 1985, с. 27 — 28].

 

[+3] Особенно отчетливо это прослеживается по периодичности колебания уровня паводков Нила, о которых имеются для средневековья сведения по каждому году.

 

[+4] Becker, 1912, с. 332; Hitti, 1946, с. 143 — 144; Lewis, 1966, с. 55; Gabrielli, 1968, с. 107 — 108. Новейшие работы не отдают предпочтения какой-либо одной причине [Cahen, 1968, с. 22 — 23; Mac Grow, 1981, с. 67 — 68; Haarmann, 1987, с. 67 — 68].

 

[+5] Беляев, 1966, с. 136; Mac Grow, 1981, с. 90.

 

[+6] По данным Ибн Исхака [Халифа, с. 89; Таб., I, с. 2078 — 2079], Абу Бакр начал подготовку к походу сразу после возвращения из хаджжа; в полном соответствии с этим ал-Балазури сообщает, что войска начали собираться в мухарраме 13 г. х. [Балаз., Ф., с. 108], но, как мы увидим дальше по тексту, первое столкновение арабов с византийцами произошло 4 февраля 634 г. (т. е. еще до хаджжа). Н. А. Медников полагал, что призыв к походу был оглашен во время хаджжа, при большом стечении народа [Медников,

1903, с. 420]. Но такой эпизод, несомненно, запомнился бы современникам. К тому же и факт участия Абу Бакра в паломничестве 12 г. х. сомнителен: есть сведения, что его возглавлял в том году Умар б. ал-Хаттаб или Абдаррахман б. Ауф [Таб., I, с. 2077 — 2078]. Возможно, конечно, что Абу Бакр совершил малое паломничество в раджабе того же года (11.IX — 10.Х 633 г.), тогда сведения Ибн Исхака получат оправдание.

 

[+7] Азди 1, с. 1 — 3; Азди 2, с. 1 — 4; И. Асак., т. 1, с. 443 — 444. Ибн Асакир дает очень характерное для средневековой психологии объяснение решения Абу Бакра: Шурахбил б. Хасана увидел сон, предвещающий победы мусульман; у ал-Азди он видит этот сон после отправки Йазида [И. Асак., т. 1, с. 441; Азди 1, с. 10; Азди 2, с. 14].

 

[+8] Информатор — Абдаллах б. Абу Ауфа, участник присяги при Худайбии (но некоторые знатоки биографий считали, что его первый поход — на Табук); был ранен в битве при Хунайне, впоследствии переселился в Куфу, где умер в 86/705 или 87/705-06 г., пережив всех сподвижников пророка в этом городе [И. Са'д, т. 4, ч. 2, с. 36 — 37; И. Абдалбарр, с. 349, № 1453].

 

[+9] Таб., I, с. 2960.

 

[+10] Точно установить время фиксации этого сообщения невозможно, так как о человеке, который передавал рассказ Ибн Абу Ауфа, ал-Харисе б. Ка'бе, известно только то, что он в 66/685-86 г. принимал участие в восстании ал-Мухтара [Таб., II, с. 620, 624, 626; Sezgin U., 1971, с. 206]. Судя по тому, что ал-Харис б. Ка'б был информатором Абу Михнафа, можно предположить, что он дожил до конца VII в., когда началось сложение шиитской исторической традиции [Прозоров, 1980, с. 11].

 

[+11] Иа'к., т. 2, с. 149; пер.: Медников, 1897, с. 97.

 

[+12] В тексте ошибочно: ибн ахи, т. е. племянник.

 

[+13] Азди 1, с. 1 — 5; Азди 2, с. 1 — 6; И. Асак, т. 1, с. 443 — 445. Текст Асакира и ал-Азди практически идентичен, но у последнего опущен очень важный для оценки ситуации спор Умара и Амра б. Са'ида. В арабском тексте ал-Куфи в этом месте лакуна в несколько страниц, в персидском же переводе изъяты даже намеки на то, что сподвижники пророка встретили предложение Абу Бакра без энтузиазма, кроме того, добавлено, что халиф решил послать войска в Сирию, так как до него дошли известия, что византийцы притесняют местных жителей [Куфи, т. 1, с. 96 — 97].

 

[+14] И. Са'д, т. 4, ч. 1, с. 70.

 

[+15] Гире, 1929.

 

[+16] И. Са'д, т. 4, ч. 1, с. 70.

 

[+17] Азди 1, с. 17; Азди 2, с. 21 — 22.

 

[+18] Азди 1, с. 11 — 12; Азди 2, с. 16; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 3 — 4; Таб., I, с. 2089.

 

[+19] По сообщению ал-Мадаини, под командой всех трех амиров было по 7000 человек [Таб., I, с. 2079], по другой версии — по 7000 было у каждого [Таб., I, с. 2108]; согласно ал-Балазури, при выступлении из Медины у каждого было по 3000, т. е. всего 9000 [Балаз., Ф., с. 108]. Не исключено, что сведения ал-Мадаини и ал-Балазури совпадают, поскольку, как мы знаем, арабские "семь" и "девять" легко перепутать графически, и, следовательно, у ал-Мадаини в оригинале могло быть не "7 тысяч", а "9 тысяч".

 

[+20] Балаз., Ф., с. 108.

 

[+21] О них см.: Noth, 1973, с. 81 — 84.

 

[+22] В аналогичном наставлении, будто бы данном Усаме б. Зайду, сказано более конкретно: "…которые побрили макушки своих голов и оставили вокруг макушек волосы наподобие повязок" [Таб, I, с 1850; Медников 1897, с. 140].

 

Выстригание волос на макушке было принято в сирийском монашестве (как любезно сообщила Е. Н. Мещерская, существует даже специальная молитва, читаемая при этом обряде). Видимо, в этом наставлении отразилось различное отношение раннего ислама к одиночкам-отшельникам и организованному монашеству, но для времени Абу Бакра такое различение мало вероятно.

 

[+23] Цитата из Корана [IX, 29]; в переводе И. Ю. Крачковского: "…пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными".

 

[+24] Азди 1, с. 8 — 9; Азди 2, с. 12. В персидском переводе ал-Куфи упоминание монахов отсутствует [Куфи, т. 1; с. 99]. Совершенно иной и гораздо более пространный текст наставления у Ибн ал-Асира [И. А., т. 2, с. 309 — 310; пер.: Медников, 1897, с. 413 — 415].

 

[+25] Азди 1, с. 11 — 16; Азди 2, с. 16 — 21. Согласно ал-Куфи, 4000 химйаритов, приведенные Кайсом, были посланы в подкрепление всем амирам [Куфи, т. 1, с. 98].

 

[+26] См.: Lammens, 1910.

 

[+27] Куфи, т. 1, с. 100.

 

[+28] Азди 1, с. 28; Азди 2, с. 34. По другим данным, Хашим прибыл к Абу Убайде с 3000 воинов [Куфи, т. 1, с. 116].

 

[+29] Он принял участие в сражении при Гамрат ал-Арабе [Азди 1, с. 31; Азди 2, с. 38].

 

[+30] "Меньше тысячи и более девятисот" [Азди 1, с. 20; Азди 2, с. 25].

 

[+31] Феоф., т. 1, с. 335 — 336; Феоф., пер., с. 246; Кривов, 1982, с. 221. Как справедливо полагает Ф. Майерсон, речь идет об отмене субсидий не вообще всем арабам пограничья, как считал Л. Каэтани [Caetani, 1907, с. 1113], а только какой-то части из них, в Южной Палестине или на Синае [Mayerson, 1964, с. 158 — 161]; на это указывает и незначительная сумма выплат — 2160 номисм (30 литр) в год.

 

[+32] Медников, 1903, с. 431 — 432; Caetani, 1907, с. 1135 — 1147. Ф. Мак Гроу Доннер высказывает сомнение в правильности отождествления Гамрат ал-Араб с вади ал-Араба [Mac Grow, 1981, с. 115].

 

[+33] В арабских источниках Дасин или Дасина, у Евтихия — Тадун [Евтих., с. 10]. Л. Каэтани отождествляет его с городищем Хирбет Умм Тадун на карте Западной Палестины К. Кондера и Г. Китченера [Conder, 1884; Caetani, 1907, с. 13] в 12 км восточнее-северо-восточнее Газзы (см. рис. 1). Действительно, начертание Тадун и Дасин в почерке конца VII — начала VIII в. очень близко:

 

[+34] Сведения арабских историков, по-видимому, восходят к одному источнику: рассказу Абу Умамы ал-Бахили, которого Абу Убайда послал на помощь Йазиду. Но в процессе перекомпоновки при компиляциях образовались две версии. По одной [Азди 1, с. 44; Азди 2, с. 52; Балаз., Ф., с. 109 (по Абу Михнафу)], сражение с трехтысячным византийским войскам под командой шести патрициев, один из которых пал в бою, произошло при ал-Арабе, а затем — второе сражение у Дасина, о котором не сообщается никаких подробностей; по другой [Балаз., Ф., с. 109; Таб., I, с. 2108] — битва с шестью патрициями произошла у Газзы. Вторая версия подтверждается греческими и сирийскими источниками [Феоф., т. 1, с. 336; Феоф., пер., с. 247; Кн. халифов, 147 — 148 лат пер., с. 114; Мих. Сир., т. 2, с. 413]. Имя погибшего визанnийского командующего приводит Феофаи; в "Книге халифов" он назван "Бар Йардан" — Сын Иордана; численность отряда Сергия сына Иордана указывает только Михаил Сириец — 5000 пехотинцев.

 

[+35] Кн. халифов, с. 147 — 148, лат, пер., с. 114.

 

[+36] Там же.

 

[+37] Ф. Майерсон считает, что завоевание Палестины мусульманами началось вторжением Амра б. ал-Аса на Синай через Айлу. Бедуины, недовольные прекращением выплат за охрану дорог, провели мусульман до Фирана. После этого мусульмане будто бы повернули на север, к Газзе [Mayerson, 1964, с. 198]. Даже топографически такое направление похода Амра кажется сомнительным, мы знаем также, что Амр вышел последним, а, кроме того, сражением под Газзой руководил Йазид.

 

Совершенно фантастическую интерпретацию этих событий дает Дж. Глабб: сражение у Дасины, между Айлой и Газзой (!), вел Амр, а Йазид сражался при Гамрат ал-Арабе с Сергием, патрикием Кесарей [Glubb, 1966, с. 132].

 

[+38] Сведения о поражении Халида б. Са'ида очень путанны. Он будто бы вышел из Медины первым и должен был в Тайма прикрывать сбор мусульманских войск в Медине, но, узнав о концентрации арабо-византийской армии у Зиза (или в Мардж ас-Суффар), погорячился и, никого не дожидаясь, напал на нее, потерпел поражение и бежал до Зу-Марвы, где у него отобрали знамя и отдали Йазиду [Таб., I, с. 2081 — 2082, 2085; И. Асак., т. 1, с. 451 — 452]. Однако это противоречит несомненному факту нахождения Халида в Медине при сборе войска. Но, видимо, какое-то неудачное сражение в районе Зиза было связано с его именем. Поскольку, по другим сведениям, отряд Абу Убайды (в котором находился Халид) в районе между Зиза и Касталем встретился с арабо-византийским войском [Азди 1, с. 23; Азди 2, с. 29], то естественно предположить, что именно тогда Халид имел неудачное столкновение с противником.

 

[+39] Отряд, составленный из добровольцев, соблазненных заменой заката походом, был прозван "войском замены", и возглавил его Икрима б. Абу Джахл; оно будто бы пришло на помощь Халиду б. Са'иду [Таб., I, с. 2082; Медников, 1897, с 145]. Сведений об этом войске у других авторов я не на шел (повторение сведений ат-Табари см.: И. Асак., т. 1, с. 452). По сведениям же ал-Азди и ал-Куфи, Икрима прибыл в Медину вместе со всеми знатными мекканцами [Азди I, с. 38 — 40; Азди 2, с. 46 — 47; Куфи, т. 1, с. 120 — 123; сходные данные: Пс. — Вак. 1, т. 1, с. 16 — 17; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 8].

 

[+40] Согласно ал-Азди, по дороге к отряду присоединялись бедуины и численность его достигла 2000 человек [Азди 1, с. 44; Азди 2, с. 51]. Согласно ал-Куфи, 3000 мекканцев прибыли к Амру, когда он уже был назначен амиром, затем подошли Абу-л-А'вар с 1700 суламитами и несколько мелких групп, после чего отряд достиг 6000 [Куфи, т. 1, с. 123]. Если имя Икримы не безосновательно связано с "войском замены", то им должны быть именно эти бедуинские отряды.

 

Двукратное расхождение в численности отряда Амра б. ал-Аса между различными источниками, может быть, объясняется нередким для ранних арабских источников "феноменом сложения", когда к слагаемым прибавляется их сумма: в данном случае — 500 мекканцев + 400 сакифитов + 1700 суламитов + 300 бану фихр + 200 мурад = 3100.

 

[+41] Азди 1, с. 58 — 59; Азди 2, с. 68 — 69; Таб., I, с. 2121.

 

[+42] Подробное описание подготовки таких верблюдов дает А. Мусил. По его словам, содержимого желудка одного верблюда достаточно, чтобы напоить 8 — 10 лошадей [Musil, 1927, с. 570 — 571]. Пользуясь его сведениями, можно было бы подсчитать число лошадей в отряде Халида, но данные о числе взятых для этой цели и ежедневно забиваемых верблюдов значительно расходятся: от 20 (5 ежедневно, так как в конце пятого перехода отряд прибыл к водопою) [Азди 1, с. 64; Азди 2, с. 74; Таб., I, с. 2123; И. Асак., т. 1, с. 468, 469] и 25 [Куфи, т. 1, с. 137 — 138] (возможно, результат обратного расчета: убивали ежедневно пять верблюдов, значит, за все пять переходов — 25) до 50 [И. Асак., т. 1, с. 459, 465]. Наименьшие цифры фигурируют в рассказах, восходящих к проводнику Халида, и потому могут считаться более достоверными, но так напоить можно было не более 50 лошадей. Нельзя исключить, что в отряде имелись и другие запасы воды для лошадей, а "живые цистерны" только восполняли недостаток емкостей для воды. В любом случае далеко не все воины Халида имели боевых коней, а в отряде было околе 900 человек (Азди 1, с. 67; Азди 2, с. 77 — 850 человек, из них 200 из бану баджила и 300 сподвижников пророка; у ал-Балазури [Балаз., Ф., с. 110] — 800 или 500); утверждение М.Таласа, что у Халида было 9000 воинов [Талас, 1978, с. 284], совершенно безосновательно.

 

[+43] Азди 1, с. 64; Азди 2, с. 75; Куфи, т. 1, с. 137 — 138; Таб., I, с. 2123; И. Асак., т. 1, с. 465 — 466.

 

[+44] Медников, 1903, вклейка между с. 438 и 439. Л. Каэтани повторяет карту Н. Медникова [Caetani, 1907, с. 1214 — 1215]. Независимо от них этому маршруту отдают предпочтение также М. Мадун [Мадун, 1982, с. 69] и А. Акрам (его выводы известны мне только по ссылкам М. Мадуна). М. Мадун — единственный из известных мне арабских авторов, писавших об этом походе, который не просто пересказывает сведения средневековых историков, а анализирует их. Хотя с топонимическими изысканиями М. Мадуна не всегда можно согласиться, его попытка найти неизвестный отрезок пустынного марша (книга так и называется — "Поход Халида из ал-Хиры на ал-Йармук, или Утраченный путь") вызывает уважение.

 

Северный маршрут вдоль Евфрата на Арак и Тадмур, правда, без всякого обоснования, указан и у М. Таласа [Талас, 1978, с. 284 — 299], но на сводной карте "Область походов Халида" маршрут от Тадмура проведен сначала на юг к Бусре, а оттуда через Йармук к Дамаску.

 

[+45] Наиболее позднее завоевание Тадмура и Хувварина Халидом может указывать упоминание подкреплений, пришедших к осажденному Хувварину из Баальбека, Дамаска и Бусры [Азди 1, с. 68 — 69; Азди 2, с. 78]; при неожиданном нападении Халида (а оно могло быть только таким) подкрепления из городов, расположенных за 100 и даже 200 км (Бусра), не могли подоспеть, более того, под Бусрой в это время стояли мусульманские войска. Единственное, что подтверждает возможность движения Халида севернее Саба Би-аp — Думейр, — указание на то, что Халид вышел к Гуте не с востока, а через Санийа ал-укаб ("Орлиный перевал") [Балаз., Ф., с. 112; Йа'к., т. 2, с. 151; И. А., т. 2, с. 314; ср.: Медников, 1897, указ.: Орлиный перевал], и упоминание Кусама, находящегося в одном дне пути к северу от названного перевала (если Кусам = Cosama, т. е. Набк) [Poidebard, 1934, общая карта], - двигаясь от Набка к Гуте, Халид не мог миновать этот перевал.

 

Топографически путь Арак — Тадмур — ал-Карйатайн — Хувварин — Набк — ал-Укаб — Гута не вызывает возражений, но противоречит главной задаче похода — как можно скорее дойти до Бусры, а задержка у Тадмура для переговоров с его жителями и затем сражение у Хувварина были бы явной помехой этому. К тому же нет уверенности, что Cosama и Кусам в землях бану машджа'а — одно и то же. В договоре Халида с этим племенем говорится, что ему принадлежит восточная часть земель сакийа Кусам (сакийа — обычно колодец с водоподъемным колесом, но может быть также канал или ручей), а западная — "жителям Гуты" [Азди 1, с. 65; Азди 2, с. 76], из чего следует, что Кусам, о котором идет речь, находился к востоку от Гуты. Правда, фиксация прав жителей Гуты заставляет подозревать, что-текст, дошедший до ал-Азди, записан после завоевания Дамаска, но это не влияет на локализацию Кусама.

 

Наконец, подъем Халида на перевал нигде не упоминается в бесспорной связи с проходом через него из Кусама или Хувварина; а у ал-Азди определенно говорится, что это произошло после взятия Бусры, в начале осады Дамаска [Азди 1, с. 72; Азди 2, с. 83].

 

Наиболее веский аргумент в пользу того, что Халид подошел к Гуте с востока, дает сообщение Абу Зур'и, что Халид вышел в Сирию через Думейр и Занабу [А. Зур'а, ч. 1, с. 172] (точное местоположение Занабы неизвестно, Йакут знал только, что она в округе Дамаска [Йак., т. 2, с. 724]).

 

[+46] Musil, 1927, с. 555 — 556. Вслед за Мусилем отдают предпочтение этому маршруту Ф. Хитти [Hitti, 1946, с. 149; Хашими, 1952, с. 52] и Дж. Глабб, но последний посылает Халида из Думат ал-Джандал еще дальше на север — до Тадмура и только оттуда — на юг к Дамаску [Glubb, 1966, с. 132 — 136, mар XIII]. Он опраздывает этот неимоверно дальний обход примером собственного рейда весной 1941 г. и полагает, что таким образом Халид заставил византийцев, занимавших выгодную позицию на Йармуке, покинуть ее из опасения получить удар с тыла. Любопытно, что другой генерал, Мухаммад Мадун, называет подобный маневр бессмысленным [Мадун, 1982, с. 69].

 

[+47] Musil, 1927, с. 572.

 

[+48] Иак., т. 4, с. 48 — 49.

 

[+49] Musil, 1927, с. 555.

 

[+50] Именно на вади Хауран помещает Куракир А. Акрам (его работа известна мне только по ссылкам М. Мадуна, который воспроизвел карту А. Акрама [Мадун, 1982, с. 69]). Сам М. Мадун не локализовал определенно Куракир ("это — пустыня, расположенная к югу от Хиры… а на западе — восточнее-юго-восточнее юго-западной границы Ирака" [там же, с. 28]), а Сува, по его мнению, — вади Саваб на иракско-сирийской границе [там же, с. 30 — 31]. Отсюда он прокладывает маршрут Халида на Сохну и Тадмур. С этим трудно согласиться, так как, во-первых, Куракир — какое-то определенное урочище, а не вся пустыня, которая называлась ас-Самава, а во-вторых, слишком фантастично преобразование Сува в Саваб, в-третьих, как уже отмечено выше, сведения о завоевании Тадмура сомнительны.

 

[+51] Азди 1, с. 65, 70; Азди 2, с. 76, 81. О вероятности третьего варианта пути по прямой от Куфы до Пальмиры пишет Ф. Мак Гроу Доннер [Маc Grow, 1981, с. 123].

 

[+52] Балаз., Ф., с. 112; Таб., I, с. 2109.

 

[+53] Медников, 1903, с. 418 — 419.

 

[+54] В рассказе участника сражения под Бусрой [Азди 1, с. 70; Азди 2, с. 81] не упоминается ни один из этих амиров: пятитысячное войско друнагария будто бы разгромил один только отряд Халида б. ал-Валида, тогда как остальные источники упоминают Абу Убайду, Шурахбила и Йазида. Возможно, что в этом рассказе проявилась обычная аберрация памяти, когда частный эпизод подается как явление общего характера.

 

[+55] Балаз., Ф., с. 113; Таб., I, с. 2127, пер.: Медников, 1897, с. 177.

 

[+56] И. Асак., т. 1, с. 485.

 

[+57] Балаз., Ф., с. 126.

 

[+58] Ал-Куфи сообщает, что Халид разослал отряды в различные области, от Химса (Халид б. Са'ид) и Баальбека (My'аз б. Джабала) до Палестины (Амр б. ал-Ас) [Куфи, т. 1, с. 142]. Кое-что вызывает сомнение: набеги на Химс и Баальбек до взятия Дамаска и городов Северной Палестины мало вероятны, а Амра б. ал-Аса не нужно было отправлять из-под Бусры в Палестину, так как его участие в осаде города не упоминается и он скорее всего не покидал Палестины. Но в то же время отправка Йазида б. Абу Суфйана в ал-Балка подтверждается упомянутым выше сообщением ал-Балазури о завоевании Йазидом после Бусры Аммана, главного города ал-Балка, а мусульманские войска перед Аджнадайном были действительно разбросаны по всей территории Южной Сирии, Иордании и Палестины.

 

[+59] По Феофану, Бусра была взята в 632/33 г., но в правление Умара [Феоф., т. 1, с. 336, т. 2, с. 211], а Дионисий Теллмахрский под тем же годом сообщает о поражении персов (так!) под Габитой (Джабией) [Дион., с. 7, пер., с. 6].

 

[+60] Феоф., т. 1, с. 336, т. 2, с. 211; у ат-Табари — Тазарик [Таб., 1, с. 2087, 2107, 2125], в подчинении которого находился некий кубуклар, командовавший византийским войском при Аджнадайне и погибший там [Таб., I, с. 2126]; согласно ал-Куфи, командовал и погиб — калафат [Куфи, т. 1, с. 146]; ал-Аз-ди и Псевдо-Вакиди вместо него называют Вардана [Азди 1, с. 76; Азди 2, с 80; Пс. — Вак. I, т. 1, с. 72 — 125; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 27 — 45].

 

[+61] Таб., I, с. 2125.

 

[+62] Пс. — Вак. 1, т. 1, с. 74; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 27.

 

[+63] Азди 1, с. 72 — 75; Азди 2, с. 84 — 88; Куфи, т. 1, с. 143 — 144. Псевдо-Вакиди излагает события в том же порядке, но в рассказ о нападении на арьергард вводит множество романтических историй о пленении женщин византийцами, о героических подвигах мусульман и пр. [Пс. — Вак. 1, т. 1, с. 91 — 101; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 33 — 36]. Отделить в них преувеличения, имеющие все-таки под собой реальную основу, от совершенной фантазии не представляется возможным. Он сообщает, в частности, что у Абу Убайды было 1000 человек, а у дамаскинцев 6000 кавалерии и 10 000 пехоты (византийские силы явно преувеличены). Ал-Азди сообщает, что у Абу Убайды было 200 воинов [Азди 1, с. 75; Азди 2, с. 88].

 

[+64] "В четверг, за 12 [дней], оставшихся до конца джумады первой" [Халифа, с. 86; И. Асак., т. 1, с. 481].

 

[+65] Азди 1, с. 81; Азди 2, с. 93; Халифа, с. 87 (по Ибн Исхаку); Иа'к., т. 2, с. 151; Таб., I, с. 2126, 2127 (со слов Урвы б. аз-Зубайра и ал-Мадаини). Ал-Балазури приводит три на первый взгляд совершенно иные даты: понедельник за 12 дней до конца джумады I, второй день джумады II и второй день от конца того же месяца [Балаз., Ф., с. 114]. Последняя дата, несомненно, результат ошибки в номере месяца, а первая дата должна относиться к джумаде II, так как в первом месяце это число приходится на четверг, а во

втором — именно на понедельник. Возможно, это — дата прибытия в Медину гонца с известием о победе при Аджнадайне (короткие расстояния в 400 — 500 км быстроходный верблюд пробегает за 4 — 5 дней [Hill, 1975, с. 34]; имея возможноость сменить верблюда в пути, гонец вполне мог преодолеть 1100 км от Аммана (см. примеч. 67) или Бейт Джибрина за 11 дней, если выехал из лагеря Халида 2 джумады II утром).

 

[+66] Медников, 1903, с. 442 — 445; Caetani, 1910, с. 24 — 33 (сводка сведений арабских авторов о местоположении Аджнадайна: с. 24 — 25); Glubb, 1966, с. 144 — 146; Mac Grow, I981, с. 129.

 

[+67] Наиболее обычны для ранней арабской историографии графические искажения, здесь же можно предполагать только устное искажение, но переход ал-Джаннабатайн в Аджнадайн представляется сомнительным из-за того, что оба слова имеют четкую этимологию, которая удерживает в памяти форму слова. В правомерности локализации Аджнадайна в Западной Палестине сомневался еще Д. Б. Ханеберг, полагавший, что название может быть переводом, например латинского Präsidium legio [Haneberg, 1863,

с. 148], и что Аджнадайн во всяком случае находился восточнее Йордана. Не исключена и еще одна возможность — битва названа не по местности, а потому, что в ней сошлись два многочисленных войска (аджнадайн — родительный падеж двойственного числа от аджнад — "войска"), букв, "битва двух многочисленных войск". Того же мнения придерживаются и некоторые арабские ученые [Мазин, 1989, с. 49]. В 66/685 г. под Аджнадайном в Палестине или Сирии (аш-Шам) произошло сражение между войском Абдалмалика и сторонниками Ибн аз-Зубайра [Мас'уди, т. 5, с. 225; Балаз А т. 5, с 158].

 

[+68] Glubb, 1966, с. 144, mар XVII. Глабб исходил из того, что в тоже время другая византийская армия стояла на Йармуке, а палестинская группа обходила мусульманскую армию с тыла. Но он не знал, что сведения арабских авторов о выходе византийцев на рубеж Йармука в 13 г. х. — анахронизм. М. В. Кривов также верит в сражение при Йармуке в 634 г [Кривов, 1986, с. 94].

 

[+69] Азди 1, с. 72; Азди 2, с. 84. Правда, здесь говорится об угрозе Шурах-билу со стороны Вардана, правителя Химса, который намеревался отрезать Шурахбила, однако впоследствии оказывается, что именно Вардан командует армией, пришедшей к Аджнадайну (ср. выше, примеч. 60).

 

[+70] Л. Каэтани считает, что эта численность мусульманских войск тоже преувеличена, поскольку, по его мнению, общая численность мусульман после смерти Мухаммада не превышала 100 000 человек (Caetani, 1910, с. 41). С этим трудно согласиться, ибо формально вся Аравия в 634 г. была мусульманской.

 

[+71] Феоф., т. 1, с. 337, т. 2, с. 2b1; впрочем, сведения Феофана могут относиться к следующему году, так как о сражении в Палестине или южнее Джабии он не упоминает.

 

[+72] А. Нот считает, что почти обязательные при каждом описании больших сражений сведения о командовании отдельными частями армий являются данью принятому шаблону и не имеют ничего общего с действительностью [Noth, 1973, с 101 — 104]. Для нас в данном случае не так важна достоверность командования того или иного лица, сколько степень достоверности существования подобной системы построения мусульманского войска в первые месяцы завоеваний.

 

[+73] По сведениям Ибн Исхака [Халифа, с. 87], мусульманской армией при Аджнадайне командовал Амр б. ал-Ас. Судя по ссылкам у Ибн Асакира, часть подобных сведений восходит к сыну Амра б. ал-Аса, Абдаллаху [И. Асак., т. 1, с. 482 — 483].

 

[+74] См. выше, примеч. 60.

 

[+75] Куфи, т. 1, с. 147; Азди 1, с. 79; Азди 2, с. 92. О 3000 убитых византийцев сообщается и у Псевдо-Вакиди [Пс. — Вак. 1, т. I с. 113; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 41]. Это, несомненно, остатки подлинных сведений ал-Вакиди, зато далее фантазия поздних переработчиков разыгрывается вовсю и число убитых врагов достигает 50000 [Пс. — Вак. 1, т. 1, с. 127 — 128; Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 45].

 

[+76] Куфи, т. 1, с. 148.

 

[+77] Пс. — Вак. 1, т. 1, с. 128. В старейшей из известных мне рукописей того же сочинения (СПб. ФИВ РАН, рук. В 603, переписанная в 1372 г., л. 32а) указана та же цифра, в Булакском издании {Пс. — Вак. 2, т. 1, с. 45] — 450. Список убитых см.: Caetani, 1910, с. 73 — 81.

 

[+78] Возвращение мусульманской армии из Аджнадайна сразу же в Дамаск служит дополнительным аргументом в пользу возможности местонахождения Аджнадайна восточнее Иордана: иначе непонятно, почему мусульмане не стали вместо этого осаждать близлежащие города Палестины.

 

[+79] Таб., I, с. 2137.

 

[+80] Там же, с. 2143 — 2144 — со слов Асмы, жены Абу Бакра; близко по содержанию — Куфи, т. 1, с. 152. По более краткой версии (со слов Аиши), вместе с Талхой пришел Али [И. Са'д, т. 3, ч. II, с. 196]; во всех других рассказах о передаче власти Умару и ее предварительном обсуждении Али не упоминается.

 

[+81] "Во вторник, когда оставалось восемь ночей джумады второй" [И. Са'д, т. 3, ч. 1, с. 143 — 144; Халифа, с. 89; Таб., I, с. 2127 — 2128 и многие другие источники]. Восьмой день от конца этого месяца — вторник 22 джумады II/23 августа 634 г., но так как сутки начинались с заходом солнца, то по современному счету это будет понедельник 21 джумады II/22 августа, а восьмая ночь от конца месяца — ночь между 21 и 22 джумады II. Поэтому арабские авторы сбиваются в датировке: кончина Абу Бакра относится то к понедельнику, то ко вторнику. Что счет велся именно так, подтверждается следующим сообщением: "Скончался Абу Бакр ас-Сиддик вечером ночи вторника, когда оставалось восемь [ночей] джумады второй тринадцатого года, а принял Умар свое халифство во вторник поутру после смерти Абу Бакра" [И. Са'д, т. 3, ч. 1, с. 196]. Почему же, несмотря на очевидность для современников такого счета, кончина Абу Бакра относится к понедельнику? Видимо, из желания подчеркнуть, что он скончался в тот же день недели, что и пророк.

 

[+82] И. Са'д, т. 3, ч. 1, с. 139.

 

[+83] Там же, с. 131.

 

[+84] Ostrogorsky, 1932, с. 301, 295; Большаков, 1984, с. 240.

 

[+85] И. Са'д, т. 3, ч. 1, с. 149.

 

[+86] Там же, с. 152.

 

[+87] Там же, с. 148; Таб., I, с. 2132.

 

[+88] Таб., I, с. 2139.

 

[+89] И. Са'д, т. 3,ч. 1, с. 234.

 

[+90] Азди 1, с. 91; Азди 2, с. 105. О более поздней дате смещения Халида" см.: de Goeje, 1864, с. 48 — 54 и Медников, 1903, с. 480. Ср. ниже, гл. 2.

 

[+91] Медников, 1903, с. 450.

 

[+92] Балаз., Ф., с. 138.

 

[+93] От Аджнадайна — Ибн Исхак [Таб., I, с. 2145 — 2146, 2155], "шейх-Умаййад" [И. Асак., т. 1, с. 499] (сюда же можно отнести сообщение этого шейха со слов его отца, что Аджнадайн и Фихл были при Абу Бакре [И. Асак., т. 1, с. 497]); одни считают — после взятия Дамаска [Халифа, с. 95; Таб., I, с. 2148, 2151], другие — до взятия Дамаска [Азди 1, с. 97 — 121; Азди 2, с. 111 — 139; Куфи, т. 1, с. 176 — 189; Балаз., Ф., с. 115; Таб., I, с. 156; И. Асак., т. I, с. 485].

 

[+94] Абу Убайда [Азди 1, с. 97 и далее; Азди 2, с. 111 и далее; Балаз., Ф., с. 115; Таб., I, с. 2151; Куфи, т. 1, с. 176 — 189], Шурахбил [Таб., I, с. 2156], Абу Убайда или Шурахбил [Балаз., Ф., с. 116], Амр б. ал-Ас [И. Асак., т. 1, с. 447, 428].

 

[+95] Азди 1, с. 98; Азди 2, с. 112 (затопление упоминается до начала сражения); по ал-Мадаини — затоплена местность у Байсана [Таб., I, с. 2146], по Сайфу — между Байсаном и Фихлем, после сражения у Фихля [Таб., I, с. 2157 — 2158; И. Асак., т. 1, с. 486].

 

[+96] Таб., I, с. 2157.

 

[+97] Балаз., Ф, с. 115; Таб., I, с. 2145 — 2146; Азди 1, с. 97 — 121; Азди 2, с. 111 — 139.

 

[+98] Балаз., Ф., с. 115.

 

[+99]

 

[+99] Халифа приводит две даты: по Ибн Исхаку, битва произошла в зу-л-ка'да 13 г. х. [Халифа, с. 88], а по Ибн ал-Калби — в 14 г. х., "в субботу, когда оставалось восемь ночей зу-л-хиджжа" [Халифа, с. 95]; вариант этой даты приводит ал-Азди: "…в четырнадцатом году, в субботу, когда оставалось восемь ночей зу-л-ка'да, на шестнадцатом месяце правления Умара" [Азди 1, с. 246; Азди 2, с. 272]; совершенно иная дата у ал-Балазури: "…когда оставалось две ночи зу-л-ка'да, через пять месяцев после того, как халифом стал Умар ибн ал-Хаттаб" [Балаз., Ф., с. 115]. Девятый день от конца зу-л-ка'да 14 г. х. (7 января 636 г.) (а именно в этот день остается восемь ночей) действительно приходится на субботу, а в зу-л-хиджжа этот день — понедельник; субботой является также второй день от конца зу-л-ка'да 14 г. х. (но это соответствует одной ночи, остающейся от месяца). Это сражение датируют зу-л-ка'да (но 13 г. х.) также несколько сообщений, приводимых Ибн Асакиром [И. Асак., т. 1, с. 478, 479, 483, 484, 499].

 

Выпадающая из этого ряда дата — пятнадцатый месяц правления Умара [там же, с. 481], - видимо, является редкой для арабской историографии слуховой ошибкой (вместо 'ала ра'си хамсати ашхар было услышано или запомнилось хамсати 'ашар, а сроки в днях очень часто приводятся без слова "день"). Начало пятого месяца правления Умара приходится на 22 зу-л-ка'да 13 г. х., соответствуя дате Ибн Исхака.

 

[+100] Балаз., Ф., с. 115. Ал-Азди упоминает лишь 11 павших патрикиев и витязей [Азди 1, с. 119; Азди 2, с. 136]; у ал-Куфи византийцы только в одной атаке теряют 2000 патрикиев и 5000 закованных в латы храбрецов [Кури, т. 1, с. 193].

 

[+101] Азди 1, с. 123; Азди 2, с. 140.

 

[+102] Балаз., Ф., с. 118.

 

[+103] Таб., I, с. 2108.

 

[+104] Куфи, т. 1, с. 150.

 

[+105] Азди 1, с. 84; Азди 2, с. 96.

 

[+106] И. Асак., т. I, с. 501, 502.

 

[+107] Балаз., Ф., с. 130 — 131.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.38 (0.199 с.)