Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение коррекции поведения и коррекции психики собакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы коррекции психики и поведения у собак представляют собой совокупность общих и специальных приемов, направленных на устранение причин аномалий и формирование желательного или, по крайней мере, допустимого поведения собаки. Собственно коррекция поведения собаки состоит в подавлении или закреплении нежелательных и желательных (соответственно) поведенческих проявлений, а также в выработке форм поведения, допустимых с точки зрения хозяина и/или социума. Используемые сегодня методы коррекции поведения базируются на формировании желательного или, по крайней мере, допустимого поведения (выработка заместительного поведения или несовместимого поведения), а многие конкретные приемы хорошо разработаны в бихевиоризме, в теории и практике дрессировки. Основой для коррекции поведения становится процедурное формирование поведения, предполагающее постоянное управление поведением собаки. Успех коррекции поведения как таковой полностью зависит от того, насколько удачно продуманы варианты поведения и схема их выработки. Многое определяется также эффективным применением положительных и отрицательных подкреплений. Решающим фактором успеха становится квалификация инструктора и его понимание происхождения проблем. Однако, приходится констатировать, что любые, даже самые изощренные методы коррекции поведения имеют существенные ограничения. Во многих случаях выработка желательных и допустимых форм поведения существенно осложняется особенностями психики собаки, зачастую приводящими к ее неспособности выполнить и закрепить необходимые действия. К числу важнейших таких особенностей относятся недостаточно развитые интеллектуальные операции и процесс принятия решения в целом, а также неверно сформированные критерии принятия решения и заниженная самооценка собаки. Процесс и результаты коррекции поведения могут также зависеть от характера отношений собаки с хозяином, вплоть до "незначительных" деталей коммуникативного поведения, но отношения с хозяином, понимаемые в дрессировке только как подчинение собаки человеку, используются недостаточно активно. Коррекция поведения не может также повлиять на состояние нервной системы собаки, которое само по себе может быть причиной нежелательного поведения. Необходимо также иметь в виду, что любое воздействие на животное, включая все дрессировочные приемы, оказывает непосредственное влияние на различные уровни психики, а не только на формирование или угашение стереотипов. Обычным результатом практической коррекции поведения становится закрепление побочных связей поведения с второстепенными факторами – например, с местом, временем, стилем подачи команд или даже с одеждой партнера. Наиболее очевидна связь с социальным уровнем – воздействие на отношения с хозяином, а сам результат коррекции может зависеть, например, от того, с кем из членов хозяйской семьи находится собака. Предусмотреть и исключить влияние этих факторов почти невозможно ввиду их многообразия и сложных комбинаций между собой. По существу, все методы коррекции поведения имеют целью реформирование конкретной формы активности собаки, но одновременно затрагивают и механизмы психики, но это влияние не становится целенаправленным и не распространяется на реформирование процесса принятия решений. Непредсказуемость и почти случайность воздействий на разные структуры психики может свести к нулю ценность результатов, полученных в отношении конкретной формы поведения, поскольку непредвиденные цепочки следствий часто приводят к возникновению новых форм приспособительного и/или стрессового поведения. Угашение нежелательного поведения обычно осуществляется за счет использования максимально приоритетной мотивации самосохранения (силовые воздействия и угрозы, исходящие от хозяина, выполняемые другими людьми или даже "объективизированные" при помощи различных устройств). Однако при этом не учитывается ни наличие других мотиваций, ни суммирование разных причин для активизации самосохранения и страха. Так, например, при коррекции разгромов квартиры в отсутствие хозяев при тревожных ожиданиях собаки (невроз одиночества) за счет шоковых методов или наказаний вполне вероятным исходом может стать не только появление других форм невроза одиночества, но и развитие неврастении различных степеней тяжести (вплоть до непроизвольного мочеиспускания при разных обстоятельствах). При "забивании" агрессивной собаки сам метод коррекции становится постоянным источником агрессии самозащиты и может привести к еще более тяжелым конфликтам. Иными словами, в тех случаях, когда нежелательное поведение представляет собой результат аномалий развития психики или проявление того или иного стрессового состояния, угашение конкретных форм поведения не приводит к устранению первопричин, а может, напротив, существенно их усугублять. В этих случаях испытываемые собакой стрессовые напряжения, как правило, влекут за собой появление других проблем поведения, а связь между разными следствиями одной и той же причины нередко ускользает от внимания хозяина собаки и кинолога-инструктора. Кроме того, для ряда проблем выработка заместительного поведения практически невозможна (это касается, например, привычки собаки испражняться дома, ложной беременности и других видов неврозов и т.п.). Поэтому можно утверждать, что методы коррекции поведения бессильны при стрессовых и реактивных состояниях, что резко ограничивает их практическую применимость в реальных случаях. Поэтому надежная долгосрочная коррекция практических проблем становится возможной только на основе изменения вероятности того или иного поведения, которая определяется процессом принятия решений. Для этого необходимо выбирать такие воздействия, которые изменяют субъективную оценку результативности и эффективности поведения. Только такие методы изменяют критерии принятия решений, заставляя животное искать иные способы приспособления к среде и требованиям хозяина. Такие воспитательные приемы преследуют долгосрочные цели и позволяют выработать устойчивые формы поведения за счет реструктуризации мотиваций. Поэтому методы коррекции поведения должны выбираться сугубо индивидуально, с учетом породных возможностей и тех приспособительных стереотипов, которые выработаны собакой в жизненном опыте. Собственно говоря, любое естественное поведение живого существа, является самоподкрепляемым (в терминологии бихевиористов), причем подкреплением служит удовлетворение актуальной потребности. Независимо от того, насколько то или иное поведение собаки соответствует требованиям человека, оно ни в коем случае не бесцельно и определяется индивидуальными мотивациями животного. Следовательно, ключом к пониманию природы подкрепления служит анализ актуальных в данной ситуации потребностей (мотивационный анализ). В свете этого изменение вероятности того или иного поведения становится возможным только при реформировании мотиваций. Становится понятным, почему изменение поведения за счет регулирования его условными рефлексами (дрессировки) часто оказывается неэффективным: в последующем любое изменение внешней и/или внутренней среды может повлечь за собой актуализацию какой-либо потребности, которая придет в существенное противоречие с выработанными рефлексами. Та же концепция психической деятельности и формирования поведения объясняет и тот широко известный в практике факт, что силовые методы ("дрессировка методом физической невозможности" – в терминологии Карен Прайор), применяемые после принятия решения, могут только предотвратить сиюминутную реализацию поведения, но не способны оказать влияния на последующее принятие решений. Ведь в этом случае результат поведения отсутствует. Следовательно, животное не может оценить ни результативность, ни эффективность, которые определяют собой этап прогнозирования последствий. В этом случае вероятность повторного принятия соответствующего решения и реализации поведения не изменяется. Коррекция психики собаки направлена на устранение первопричин неадекватного поведения путем реформирования структур любого из уровней СИМ и соответствующих им интеллектуальных механизмов, изменения индивидуального баланса мотиваций, совершенствования процесса принятия решений, развития отношений с хозяином, а также (при необходимости) изменения динамических характеристик поведения. Изменение поведение становится при этом логическим следствием реформирования всех аспектов психической деятельности животного и совершенствования процессов приспособления к реальности. Результаты коррекции психики выражаются в следующих эффектах: · повышение устойчивости центральной нервной системы к процессам возбуждения и выработка уравновешивающих процессов торможения; · совершенствование сенсорного восприятия и пространственной ориентации; · разработка анализа среды и снижение сопутствующих перегрузок; · активизация наследственных стереотипов, устранение нежелательных и выработка желательных стереотипов поведения для стандартных ситуаций; · оптимизация критериев принятия решений и приведение их в соответствие с требованиями хозяина; · оптимизация самооценки собаки, определение ее ранга в социальной структуре; · усиление взаимного доверия собаки и хозяина, повышение ответственности человека за поведение собаки; · развитие отдельных видов мышления и процесса принятия решений в целом. Окончательным результатом коррекции становится изменение процесса принятия решений и, как следствие, изменение вероятности реализации того или иного поведения. Вероятность нежелательного поведения снижается, а вероятность желательного – повышается. Следует подчеркнуть, что это достигается за счет устойчивых изменений в собственной психической деятельности собаки, а поэтому не зависит ни от команды хозяина, ни даже от его присутствия. Методы коррекции психики намного более изощренны и индивидуальны, чем методы коррекции поведения, а выбор и комбинация этих методов целиком и полностью зависят от индивидуального состояния психики, корригируемого уровня СИМ, и причин, по которым аномалии могли стойко закрепиться. Важным аспектом коррекции психики является и состояние отношений с хозяином – как правило, это именно тот фактор, который способствует возникновению проблем и позволяет им приобрести устойчивые формы. Работа по коррекции психики в значительной мере строится на совершенствовании управления поведением, что дает возможность повысить степень доверия собаки к хозяину и одновременно помогает человеку лучше понимать свою собаку. Коррекция психики проводится как для устранения аномалий развития психики, так и для вывода собаки из патологических реактивных состояний. Коррекция психики с целью устранения аномалий развития используется преимущественно у взрослых собак при наличии стойко закрепленных отклонений от нормального поведения. У щенков и молодых собак аномалии развития носят по преимуществу временный характер, а меры по их устранению соответствуют обычным воспитательным мероприятиям с той лишь разницей, что они могут не совпадать по своему характеру с действительным этапом развития (биологическим возрастом) собаки. В корригирующих целях возможно возвращение, например, к игровым формам поведения даже у взрослой собаки. Зачастую естественное развитие психики предоставляет возможность совмещения воспитательных и корригирующих мероприятий. Так, например, в семимесячном возрасте коррекция стереотипного уровня СИМ (даже при искажении видовых стереотипов) в целом совмещается с обычной работой по дисциплинарной дрессировке, дополняя ее; коррекция социального уровня и ритуальных форм поведения может сочетаться с воспитательной работой по формированию самооценки у молодой собаки и так далее. Такая работа значительно облегчается за счет естественной возрастной активности соответствующих уровней СИМ и механизмов психики. Коррекция реактивных состояний возможна в любом возрасте. Впрочем, следует заметить, что вероятность возникновения таких аномалий минимальна до наступления "возраста страхов" – детская психика в большей степени защищена от стрессовых воздействий, а вероятность их меньше, чем для взрослой собаки, в силу естественных причин. Тем не менее, встречаются случаи тяжелых стрессов любого типа и психических травм, относящихся к раннему возрасту. Такие реактивные состояния нередко остаются не выявленными в течение всего первого года жизни и даже значительно долее, что существенно осложняет работу. Заметим, что реактивные состояния по существу также представляют собой приспособительные механизмы, отвечающие удовлетворению некоторой потребности – нередко это потребность в психической релаксации и разрядке, то есть, в избавлении от психического напряжения, возникающего в результате стрессовых воздействий и превосходящего возможности животного. Очевидно, что коррекция психики ни в коем случае не сводится к подавлению нежелательного и неадекватного поведения с заменой его другим, более допустимым. Целью этой работы является изменение представлений и мотиваций собаки. Это достигается за счет реформирования структуры доминант, определяющих собой вероятность реализации того или иного поведения. Для осуществления этой задачи используется мотивационный анализ поведения, позволяющий подавить приоритетные собственные мотивации за счет усиления конкурирующих или компенсирующих мотиваций, а также за счет выработки заместительных мотиваций. Практические формы коррекции психики включают в себя базовую программу стабилизации психики, которая направлена на изменение динамических характеристик поведения, и этап развития отдельных мыслительных операций и процесса принятия решений в целом, повышение самооценки и совершенствование отношений с хозяином. На втором этапе используются дополнительные развивающие упражнения, выбираемые в соответствии с источниками проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.009 с.) |