Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление поведением собакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для управления поведением любой собаки в быту необходимы и достаточны 5 основных навыков, входящих в стандартный Курс Общего Послушания/Курс Общей Дисциплины (ОКП/ОКД) и в курс "Управляемая Городская Собака" (УГС). К ним относятся следующие команды: · "Ко мне!"; · "Рядом"; · "Фу!"; · "Сидеть"; · "Гуляй". Опишем значения и стандартные применения этих навыков вместе с не входящими в нормативы, но допустимыми и удобными практически вариантами перечисленных команд, а также со вспомогательными командами, облегчающими выработку соответствующих навыков. 1. Команда "Ко мне!" в ее нормативном варианте обозначает подход собаки вплотную к хозяину с посадкой у левой ноги человека или напротив него. Для того, чтобы не снижать значимость команды и сохранить практическое удобство, она должна быть разучена именно в "строгом" варианте. В быту эта команда используется для того, чтобы отозвать собаку от того, что привлекло ее внимание, а также для того, чтобы предотвратить какие-либо действия собаки или взять ее на поводок. Если же возникает необходимость вернуть собаку ближе к хозяину, в пределы видимости, но физический контакт и иммобилизация собаки при этом не обязательны, то полезно употреблять не нормативный, а более "мягкий" вариант – например, "Иди сюда". Этот вариант команды подзыва обозначает, что собака должна приблизиться к хозяину, оказавшись в поле его зрения (выйти из-за кустов, угла дома), и не удаляться более, чем на предписанное хозяином расстояние, но может при этом продолжать вести себя так, как желательно ей. Правила применения команды подзыва не сложны. 1. Команда подзыва должна применяться не для пресечения нежелательного поведения, а только заблаговременно, для его предотвращения. 2. Команда подзыва в реальных ситуациях не является самоцелью, а подкрепляется следующей за ней другой командой или каким-либо действием хозяина (можно, например, поправить ошейник собаки или осмотреть ее лапы). 3. После подхода на подзыв запрещается ругать или наказывать собаку; следует похвалить ее за подход, независимо от того, что она делала перед этим и насколько ее действия были предосудительны с точки зрения хозяина. 4. Команду подзыва необходимо повторять по нескольку раз за прогулку, подкрепляя ее какими-либо действиями и снова отпускать собаку. Для того, чтобы собака легко и охотно позволяла после подзыва взять себя на поводок, на этапе формирования навыка полезно связать это действие с чем-либо, очень приятным для собаки (например, с переходом на другое место и продолжением прогулки с более интересными занятиями). Важно, чтобы собака воспринимала поводок не как сигнал к окончанию удовольствий, связанных с прогулкой, а как один из вариантов их продолжения. При тренировке подзыва рекомендуется время от времени брать собаку на поводок и переводить ее на другое место, где ее нужно хотя бы ненадолго отпустить или выполнить интересные и приятные для нее упражнения с более активным подкреплением. Если эти правила выполняются, то собака нередко выполняет бытовую команду "На поводок" охотнее, чем нормативную команду "Ко мне!". При окончании прогулки полезно дублировать команду подзыва вспомогательной командой "Домой", произносимой при пристегивании поводка. Срыв команды подзыва служит одним из признаков недостаточного контакта с хозяином и/или синдрома ранней депривации с упущенными возможностями использования импринтинга (см. раздел 6.2). 2. Команда "Рядом" обозначает движение собаки вровень с хозяином, у его левой ноги, на ненатянутом поводке или без поводка. На практике хозяева собак неслужебных пород из соображений собственного удобства нередко водят собак справа от себя, что нельзя считать предосудительным. От привычной стороны движения зависит и выбор дополнительного, очень удобного в бытовом отношении, варианта – "Справа" или "Слева", при котором те же действия выполняются по другую сторону от хозяина. В воспитательной и корригирующей дрессировке упражнения на выполнение команды "Рядом" используются для "врабатывания" собаки, сосредоточения ее внимания на командах хозяина, а при необходимости – для перехода к стопроцентному управлению поведением. Основное воздействие этой команды на психику собаки состоит в отработке прогнозирования распоряжений человека и в согласовании темпоритмов психической деятельности собаки с действиями хозяина. Очень часто складывается парадоксальная ситуация: после команды "Рядом" и собака, и хозяин стремятся натянуть поводок (иногда можно видеть, как хозяин отводит руку с поводком назад или вбок, чтобы натянуть поводок с привычной ему силой). Это – обычный результат небрежной выработки этого навыка при самостоятельной дрессировке или под руководством недостаточно опытного инструктора, когда движение вровень с хозяином достигается не за счет рывков поводка, а постоянным силовым "перетягиванием каната". Для правильного выполнения команды "Рядом" применяются следующие технические приемы: Резкие рывки поводком, при необходимости – на парфорсном ("строгом") ошейнике (ни его, ни затягивающиеся "удавки" – цепочки никогда не следует применять для постоянного вождения!); наиболее эффективна водилка – "ринговка" или узкий ошейник- "шнур". 1. Легкие удары – "зацепы" пяткой по грудине собаки при ее выходе вперед (следует помнить, что такой зацеп служит не болевым приемом, а лишь сигналом). 2. Резкие повороты влево при стремлении собаки забежать вправо перед хозяином. 3. "Мельница" – вращение поводка перед носом собаки при попытке выйти вперед (следует следить за тем, чтобы поводок опускался сверху морды собаки, но не проходил под ней, т.е. при движении слева поводок вращается против часовой стрелки, а при движении справа – по часовой стрелке). 4. Вождение вдоль стен, заборов и других препятствий – при стремлении уклониться влево. 5. "Коробочка" – сильный прижим собаки в области лопаток к стене, забору и т.п. при попытке выйти вперед; может выполняться вдвоем, когда второй человек идет по другую сторону от собаки. 6. Легкие удары по корпусу собаки прутиком или стеком – при отклонении в сторону. 7. Легкий удар стопой, стеком, прутиком сзади – при отставании собаки. 8. Резкие щипки за шкуру на спине при отклонениях от направления движения и при выходе вперед – в тех случаях, когда это является проявлением упрямства собаки. Важно помнить, что эти приемы ни в коем случае не служат наказанием за ошибки собаки, а являются только лишь корригирующим механическим воздействием. Поэтому они должны выполняться без большого усилия и совершенно спокойно. При чрезмерной силе приемов и при избыточных эмоциях хозяина они утрачивают всякую эффективность. При остановке хозяина собака, идущая по команде "Рядом", обязана сесть у его ноги (для собак неслужебного назначения можно заменять остановкой; в практике коррекции полезнее всего чередовать остановки и посадки). При этом промежуточная команда "Сидеть" или "Стоять" подается только в ходе первичного освоения навыка. Она может дублироваться легким ударом – "зацепом" стопы, стека или прутика сзади и/или сверху по крупу собаки. Если команда "Сидеть" ("Стоять") подается регулярно после первичного освоения навыка, то собака никогда не будет садиться без этой команды, поскольку не соотнесет это действие с командой "Рядом". Применение парфорсных ("строгих") ошейников и цепочек-удавок не облегчает выработки навыка "Рядом" по следующим основным причинам. Во-первых, металлические ошейники под действием собственного веса опускаются вниз, на сильные мышцы в основании шеи, которые защищают гортань и предотвращают болевое и удушающее действие шипов и металла. Сами по себе болевые и силовые приемы, как и любое насилие, не являются воспитательными и обучающими приемами и скорее затрудняют выработку навыка, чем облегчают ее. У молодых собак и собак с нарушенными отношениями с хозяином необходимо учитывать также и тот факт, что болевые приемы подрывают доверие к хозяину. Гораздо более эффективно применение мягкой и узкой водилки – "ринговки", изготовленной из круглого в сечении сыромятного кожаного ремня (наподобие приводного ремня ножной швейной машины). Такая петля закрепляется на надгортанном щитовидном хряще собаки и не сползает вниз. Короткий и несильный, но резкий рывок водилки с нажимом на надгортанник вызывает у собаки очень неприятные ощущения, но не ассоциируется с угрозой и несправедливым насилием со стороны хозяина. Кроме того, собака не привыкает к такому воздействию, что позволяет применять его в течение более долгого времени, чем парфорсные средства. При этом можно обеспечить желательное направление рывка, корректирующее направление движения собаки. Практика показывает высокую эффективность этого приема при выработке команды "Рядом". Важнейшие упражнения на выполнение команды "Рядом" включают в себя следующие варианты: · движение с переменой темпа (в нормативной дрессировке используются три основных темпа – медленный шаг, нормальный шаг и очень быстрый шаг или бег; в корригирующих целях применяются плавные перемены темпа). · повороты на месте на 90° и 180° с посадкой собаки после поворота (подчеркнем, что поворот на 180° выполняется через правое плечо, если собака слева, и через левое – если собака находится справа). · движение по "змейке" с обходом препятствий (деревьев, столбов, стоек, специальных вешек) попеременно справа и слева. · движение с переменой направления – "зигзаги" и "меандры". · встречное движение двух и более собак. · "змейка" при встречном движении собак. · движение с посадкой и укладкой на ходу, с отходом хозяина в разных направлениях и в разных темпах, с его возвратом или выходом вперед, с приравниванием собаки на ходу и продолжением движения. Эти упражнения выполняются как по отдельности, так и в разнообразных сочетаниях, а также в "зеркальных" вариантах "Справа" и "Слева", что дает большое количество комбинаций для развития вариативного мышления собаки и согласования ее действий с командой хозяина. После освоения навыка "Справа" ("Слева") очень полезно время от времени чередовать эти варианты при выхаживании и повседневном движении по улице. Если конкретная ситуация не требует движения строго у ноги хозяина, то команда "Рядом" может заменяться более мягким вариантом – бытовой командой типа "Пошли", которая допускает свободное движение собаки в пределах длины поводка, но с той же скоростью и в том же направлении, как идет хозяин. Выработка навыка "Рядом" у возбудимых собак, постоянно натягивающих поводок (например, при синдроме ранней информационной недостаточности), существенно осложняется. В этом случае работа начинается на темпе, наиболее удобном для собаки – он всегда оказывается быстрее нормального шага хозяина. После того, как будет достигнуто согласование темпа, отрабатывается очень плавное замедление темпа и только потом – ускорение шага. В этих случаях при коррекции навыка "Рядом" полезно предварительно отработать дополнительные команды "Вперед" и "Тише" (эти навыки заимствуются из службы собак-буксировщиков), после чего отрабатывается согласование скорости движения собаки и хозяина. Если в работе участвует собака-наставник, то можно применить еще одно очень полезное упражнение – вождение двух собак по команде "Рядом" и "Справа" ("Слева") вровень друг с другом. Зоопсихолог-инструктор, взяв на поводок собаку-наставника, ведет ее в "зеркальном" варианте, а хозяин ведет свою собаку на поводке в основном варианте. Собаки движутся между людьми с одинаковой скоростью, не отставая друг от друга и не забегая вперед. Упражнение это тем эффективнее, чем больше различаются массогабаритные показатели и темпоритмы собак. Хорошо обученная собака-наставник без дополнительных команд отслеживает все изменения в движении зоопсихолога-инструктора, заставляя обучаемую собаку и ее хозяина приспосабливаться к ним. Несомненным достоинством этого упражнения является использование подражательного метода дрессировки и удобство контроля действий со стороны хозяина собаки. Команда "Рядом" может эффективно использоваться и в качестве функционального дубля команды "Ко мне" при коррекции подзыва собаки с целью совершенствования отношений с хозяином. Опыт работы показывает, что при использовании в корригирующих программах упражнения с использованием команды "Рядом" резко повышают эффективность согласования темпоритмов психической деятельности собаки с действиями хозяина. 3. Команда "Фу!" служит категорическим запретом нежелательных действий и подается очень резким, угрожающим тоном, отрывисто, на нижних регистрах голоса. Команда "Фу!" никогда не должна оставаться не выполненной! Наиболее частой и естественной для хозяина ситуацией для подачи команды "Фу!" является стремление собаки подобрать что-то с земли. Однако ни в коем случае нельзя ограничивать применение команды запрета только этими случаями – ее необходимо применять для запрета любых нежелательных действий собаки, в том числе – и для запрета вступать в контакт с посторонними, облаивать людей или собак, интересоваться чужими детьми, преследовать кошек и т.п. Команда "Фу!" может применяться в упражнениях и для прекращения движения в нежелательном направлении. При отработке команды "Фу!" уместны любые угрожающие и даже силовые и болевые приемы. Необходимо, однако, тщательно следить за тем, чтобы эта команда не связывалась у собаки с непосредственной близостью к хозяину, иначе она никогда не будет выполняться на расстоянии. В то же время нельзя связывать команду запрета и с подходом на подзыв хозяина – эта ошибка чаще всего служит причиной срыва подхода на подзыв и утраты доверия собаки к хозяину. Здесь очень полезными оказываются разнообразные средства дистанционного управления поведением. Простейшим из средств дистанционного управления служит так называемая "погремушка" – небольшая жестяная баночка, до половины наполненная камешками, гайками, любыми кусочками металла. Ее нужно бросать о землю рядом с собакой или под нос собаке, чтобы ошеломить ее грохотом, не ударив и не причинив вреда животному. Собака быстро понимает, что "погремушка" сама по себе безвредна, но ее ошеломляющее действие, учитывая особенности слухового восприятия собаки, сохраняется. Звук от удара "погремушки" о землю постепенно начинает восприниматься не как прямое воздействие, а как сигнал, равнозначный команде "Фу!". Бросать "погремушку" следует молча, без дополнительных команд и окликов. Впоследствии достаточно бывает встряхнуть "погремушку" в руке, чтобы собака прервала нежелательные действия. Для тех же целей можно пользоваться любым звенящим металлическим предметом – цепочкой, парфорсным ошейником и даже связкой ключей. Такие предметы издают достаточно громкий звук при ударе, например, об асфальт или камень, Однако при падении на мягкую почву импровизированные средства гораздо менее эффективны, чем "погремушка". Кроме категорического запрета "Фу!" в управлении поведением собаки полезно использовать и более мягкие синонимы: "Нельзя", "Не надо" и даже фразы вроде "Куда ты пошел?". Они применяются в ситуациях, не связанных с непосредственной опасностью, чтобы не обесценивать команду "Фу!". Постепенно собака связывает синонимы с особенностями ситуации (включая собственное эмоциональное состояние хозяина) и начинает понимать разные степени категоричности запрета. Надо помнить о том, что команду "Фу!" нельзя подавать после обоснованного включения охранного поведения (независимо от того, работает ли собака по команде или по собственной инициативе). Этот запрет можно использовать для пресечения угрожающего поведения в тех и только в тех случаях, когда это поведение не адекватно ситуации (например, при облаивании детей, при реакции на спокойно идущего или стоящего человека, при бросках на машины и т.п.). 4. Команда "Сидеть" подается не только для остановки собаки в движении, но и для включения процесса торможения в центральной нервной системе. В случае излишнего возбуждения собаки команда "Сидеть", поданная низким и размеренным тоном уверенности, помогает успокоить животное, а в тех случаях, когда перевозбуждение связано с недостаточной адаптивностью центральной нервной системы, посадка позволяет не только сменить возбуждение торможением, но и выиграть время, потребное собаке для осмысления и анализа ситуации. Эта команда может подаваться также для пресечения нежелательного поведения, вплоть до использования в качестве функционального дубля команды запрета. При отработке навыка "Сидеть" необходимо помнить, что сажать собаку болевыми приемами (например, сильными ударами по крупу) запрещается. Частая ошибка хозяев собак состоит в том, что при необходимости посадить собаку они несколько раз резко хлопают ее ладонью по крупу, чем усиливают возбуждение и снижают эффективность этого приема в качестве тормозящего. То же происходит и при многократных повторах команды – это рассматривается как грубая ошибка при отработке любой команды, но в случае применения навыка "Сидеть" в качестве тормозящего также усиливает возбуждение. Собаку сажают при помощи нажима на круп или "зацепа" стопой сзади и сверху. При этом поводок натягивают назад, чтобы воспрепятствовать попыткам собаки двигаться вперед. При разучивании навыка "Сидеть" нужно внимательно следить за тем, чтобы собака не поднималась с места и не меняла позы до освобождающей команды, а также не воспринимала бы похвалу и поощрение как окончание действия команды. При соблюдении этих условий этот навык становится прекрасным средством отработки "выдержки" и эффективным воздействием на состояние психики собаки. При применении команды "Сидеть" для тренировки центральной нервной системы и повышения уравновешенности используется переключение состояния собаки с возбуждения на торможение. С этой целью тормозящая команда подается во время игры, в момент наступления легкого возбуждения, после чего собака выдерживается в этой позе от нескольких секунд до полуминуты. Этот прием повторяется два-три раза (не более!) с интервалами в несколько минут. По мере отработки навыка сначала увеличивается длительность паузы торможения, и только на следующем этапе – уровень возбуждения, при котором подается команда. Обычно навык "Сидеть" осваивается собаками довольно рано и закрепляется очень надежно. Поэтому срыв в выполнении этой команды следует интерпретировать как результат грубейших ошибок хозяина и признак серьезного нарушения контакта, вплоть до разрыва стайных отношений. Именно эта команда может использоваться для диагностики состояния и стиля отношений с хозяином. При срыве навыка или в тех случаях, когда одновременно с торможением необходимо повысить или понизить самооценку собаки, команда "Сидеть" может заменяться командами "Стоять" или "Лежать". Для робких собак с заниженной самооценкой используется команда "Стоять" (с учетом того, что она менее надежно обеспечивает прекращение движения и наступление торможения). С самоуверенными собаками со склонностью к доминированию (особенно в период возрастного бунта и в любом возрасте – для пресечения конфликтности по отношению к хозяину) рекомендуется применять в тех же целях команду "Лежать", которая одновременно ассоциируется у собаки с позой подчинения. В дальнейшем могут отрабатываться разные сочетания этих команд (так называемый "комплекс"). Обязательные упражнения включают в себя выполнение команды "Сидеть" на поводке и без поводка, на месте и в движении. Более сложные формы упражнения предусматривают выполнение этой команды рядом с хозяином и на некотором расстоянии, напротив хозяина и из-за спины собаки (последний вариант наиболее сложен). Очень полезно также отработать управление жестами (не обязательно нормативными), а во многих случаях (в частности, при работе с хозяином эмоционального типа) показано применение синонимов ("Сядь", "Посиди" и тому подобное). Команда "Сидеть" активно используется в управлении поведением собаки при выхаживании и хождении с собакой по улицам, в общественных местах и в транспорте. Кроме того, на этом навыке основывается дальнейшая работа с командой "Место". 5. Команда "Гуляй" имеет два основных значения: (1) освобождающая команда, предоставляющая собаке свободу, например, после вождения по команде "Рядом"; и (2) выгуливание с целью опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Эта команда, независимо от смысловой нагрузки, может выполняться как без поводка, так и на поводке, в пределах его длины. Отпуская собаку по команде "Гуляй", очень полезно продублировать команду движением руки в том направлении, в котором желательно идти собаке. Это позволяет направить собаку в сторону от проезжей части дороги, от детской площадки, от других собак и прочих мест, привлекающих излишнее внимание собаки. На более поздних этапах работы этот навык служит основой для выработки команд, изменяющих направление движения собаки ("Налево", "Направо"). Команда "Гуляй" никогда не должна применяться как освобождающая дома или в местах, где выгуливание невозможно, – в противном случае утрачивается ее второе значение. Для этих ситуаций полезно вести любой бытовой синоним, отменяющий действие предыдущих команд – например, "Свободен". Для того, чтобы команда "Гуляй" служила сигналом к выгуливанию, полезно с раннего детства приучать щенка отправлять свои надобности в определенном месте, не отпуская с поводка. Потом следует перевести щенка в другое место и, отпуская с поводка, вновь произнести слово "Гуляй", указывая рукой в желательном направлении. Такой порядок действий закладывает добротную основу для развития вариативного мышления собаки. Все перечисленные навыки могут эффективно вырабатываться уже в возрасте формирования стереотипов, то есть, примерно с начала третьего месяца жизни щенка, дома и на прогулках, в игровом режиме, наиболее подходящем для этого возраста. Первичное освоение навыков "Ко мне" и "Фу!" возможно еще раньше, уже к месяцу-полутора, а в двухмесячном возрасте легко и надежно формируются и остальные навыки, обеспечивающие управление поведением. В этом случае желательные навыки естественным образом включаются в состав стереотипных форм поведения и образуют стойкие доминанты, сравнимые по активности и надежности с наследственными функциональными стереотипами. Впоследствии задача управления поведением сводится к выработке критериев применения этих стереотипов, что реализуется уже в возрасте молодняка. Это становится особенно важным для представителей пород с активным стереотипным уровнем (таких, как ротвейлеры, терьеры, доги, бульдоги и охотничьи породы) ввиду той большой роли, которую стереотипы играют в поведении этих собак. В более позднем возрасте они вырабатываются с гораздо большим трудом и, как показывает практика, остаются менее надежными. В полугодовалом возрасте собака, в силу естественных закономерностей развития психики, максимально предрасположена именно к формированию критериального уровня, что достигается за счет дисциплины и подчинения старшим членам стаи (включая человека-хозяина). Таким образом формируются правила применения ранее закрепленных навыков, а от нормативной дрессировки этот этап воспитания и обучения отличается более естественной выработкой послушания. Необходимо внимательно следить за последовательным применением этих команд, добиваясь подчинения собаки и во всех более или менее нестандартных ситуациях переходя к стопроцентному управлению поведением. Тем самым собака естественным образом принимает нормы и критерии поведения, желательные для хозяина. При достижении собакой возраста молодняка навыки, используемые для управления поведением, применяются в соответствии с требованиями ситуации, что отвечает процессам приспособления, протекающим в этом возрасте. Каждая прогулка, множество бытовых ситуаций предоставляют богатые возможности для ситуативного применения дисциплинарных навыков. Так, например, если собака при хождении по улице остро реагирует на встречных собак, лучше всего заранее дать ей команду "Рядом" (или "Справа", если так легче разойтись со встречной собакой) и добиться выполнения команды с той же четкостью, как при выполнении дрессировочного упражнения. Для отвлечения внимания собаки можно менять направление движения (змейки, зигзаги) и скорость хода. Если собака реагирует на появление другой собаки сильным возбуждением, лает, сильно натягивает поводок, рвется в сторону, то следует усадить (или уложить – в зависимости от самооценки) ее по команде и успокоить, выдержав паузу, пока встречная собака не пройдет мимо. Нужно обращать особое внимание на отмену команды "Сидеть" – полезнее всего сменить ее командой "Рядом" и продолжить движение. То же самое рекомендуется делать и в случае нежелательной реакции на любые особые раздражители – действия людей, появление кошки, приближение транспорта и т.п. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы ни собака, ни хозяин не натягивали поводок. Воздействие на собаку осуществляется только рывками – иначе команда останется по существу невыполненной. Команда "Фу!" в этих случаях подается исключительно для пресечения отдельных резких движений собаки. В качестве дополнительных навыков, расширяющих возможности управления поведением, можно рекомендовать следующие команды: · "Можно" – разрешение каких-либо действий; · "Вперед" – выход собаки вперед с контролируемым натяжением поводка; · "Тише" – регулировка скорости движения; · "Слушай" – снятие острой реакции на происходящее за счет концентрации внимания на пассивном наблюдении; · "Место" – закрепление торможения ("выдержки") без перемещения (перемена позы допускается); · "Кругом" – поворот на 180° без хозяина · "Сзади" – движение позади хозяина с той же скоростью; · "Держать" и "Дай" – отрабатываются именно как парные команды; · "Неси" – движение с какой-либо вещью в пасти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.011 с.) |