Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режимы психической деятельности

Поиск

Основой для анализа режимов психической деятельности, как и во всем остальном, служит основополагающая идея о сути психической деятельности как механизма реагирования и приспособления к состоянию внешней и/или внутренней среды. Следовательно, вероятность принятия того или иного решения и реализации конкретного варианта поведения определяется субъективной оценкой адекватности, результативности и эффективности этого поведения с точки зрения удовлетворения актуальной потребности. Поэтому реализуемые субъектом варианты поведения обуславливаются тем, под влиянием каких внешних и внутренних факторов протекает принятие решений. Степень субъективной оценки возможностей эффективного приспособления (с точки зрения вероятности удовлетворения потребностей) выражается в эмоциях субъекта, вызывающих определенные процессы возбуждения в ЦНС. От их комбинации и интенсивности, в свою очередь, непосредственно зависит и выраженность поведенческих реакций любого субъекта.

В этой связи становится понятным, в частности, тот факт, что запоминание информации обусловлено силой сопутствующих эмоций. Информация, лишенная прагматики, то есть, не затрагивающая никаких потребностей субъекта не вызывает эмоций. Тем самым, она не приводит к необходимости поведенческой активности и, следовательно, не порождает процесса возбуждения. В этом случае информация уходит от внимания и не запоминается. В то же время то, что касается возможности удовлетворения потребностей, требует выраженной приспособительной поведенческой реакции, а поэтому становится значимым фактором и запечатлевается в СИМ в качестве существенной информации.

Собственно говоря, сила эмоционального отклика на событие выражается в интенсивности соответствующего процесса возбуждения в центральной нервной системе, который и служит механизмом, запускающим процесс принятия решения и/или приводящим в действие некоторую поведенческую доминанту. Регулирование силы эмоционального отклика собаки на те или иные события и соответствующих процессов возбуждения ЦНС не только представляет собой самостоятельную задачу психокоррекции, но и способствует запечатлению информации любого уровня СИМ, предъявляемой в этот момент субъекту, и, как следствие, реформирует структуры СИМ. Однако интенсивность возбуждения, превышающая индивидуальные возможности приспособления субъекта, может привести к эмоциональному стрессу, изменяющему поведенческие реакции субъекта и влекущему за собой более или менее стойкие нарушения процесса принятия решений в дальнейшем.

Поэтому для анализа поведения и его реформирования крайне важно оценить эмоциональный отклик субъекта на те или иные события и управлять им. Мы предлагаем эмпирическую зависимость, качественно учитывающую те факторы, которые повышают или снижают силу эмоционального отклика.

(3)

Здесь Е обозначает силу эмоционального отклика субъекта на события; S – значимость события с точки зрения активных потребностей; N – новизна информации; I – объем предъявляемой информации (количество событий и динамика их во времени); P – вероятность самостоятельного удовлетворения активной потребности; H – оценка возможной помощи (помехи). Следует отметить, что все эти величины не имеют количественных значений и могут быть оценены только качественно в некоторых условных единицах.

Значимость события S характеризуется тем, насколько данное событие требует активной поведенческой реакции (прагматический аспект информации). Она непосредственно влияет на поведение субъекта и сопоставляется с приоритетом тех потребностей и мотиваций, которые затрагиваются этим событием. В общем случае значимость можно оценивать по данным мотивационного анализа с учетом индивидуальности субъекта, сложившейся в его жизненном опыте.

В пределах одной и той же потребности могут существовать события, также ранжируемые по субъективной значимости (разная степень угрозы, более и менее привлекательная пища и т.д.). Если одно и то же событие затрагивает две или несколько потребностей, то его значимость может представлять собой некую "алгебраическую сумму" значимостей этих потребностей, усиливающих и дополняющих друг друга или, наоборот, конкурирующих друг с другом. Представление о взаимодействии потребностей обеспечивается мотивационным анализом, который учитывает как "типовой", так и индивидуальный баланс приоритетов потребностей.

Фактор значимости S играет особую роль с точки зрения практической зоопсихологии. С одной стороны, субъективная оценка значимости непосредственно отражает накопленный животным опыт оценки событий: события, ранее служившие причиной сильных эмоций, приобретают повышенную значимость, а значимость событий, не вызывающих сильного эмоционального отклика, снижается. С другой стороны, в каждый конкретный момент времени эмоциональный отклик и интенсивность возбуждения определяются накопленной к этому времени значимостью события. Иными словами, в "динамике", при повторении событий, сила предшествующих реактивных эмоций определяет собой субъективную значимость данного события, но в "статике", относительно конкретного события, фактор значимости определяет собой силу сиюминутных реактивных эмоций. Это полностью соответствует описанному выше процессу запоминания информации. Одновременно может повышаться и значимость любых сопутствующих факторов (в теории дрессировки это называется побочными связями). Это означает, что запоминание информации, а также ее ценность для научения определяется значимостью. В практике зоопсихологии эта закономерность используется для воздействия на психическую деятельность и поведение собаки: правильно организуя эмоциональный отклик на реалии, зоопсихолог получает возможность влиять на дальнейшее принятие решений.

Новизна информации N представляет собой структурный параметр, участвующий в распознавании и анализе, и оценивается по отношению к концептуальным категориям, имеющимся в тезаурусе субъекта (объекты и степень их подобия уже освоенным; признаки, функции, логические отношения с другими объектами и т.д.) – учитываются отклонения от эталонов, сформированных ранее в процессе научения.

Объем новой информации I оценивается как количественная характеристика – число тех новых для субъекта элементов и блоков информации, которые предъявляются для опознания и запоминания в данной ситуации.

Вероятность P самостоятельного удовлетворения потребности складывается из двух основных компонентов – это (а) физическая возможность необходимого поведения и (б) наличие результативных вариантов поведения и правил их выбора по адекватности ситуации и по эффективности (т.е., по минимизации затрат). Субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности характеризуется самооценкой животного.

При этом фактор H может оцениваться как положительный (помощь) или как отрицательный (помеха). Важно также отметить, что оценка фактора H включает в себя как объективные обстоятельства (например, наличие удобного прохода или, напротив, препятствия на пути к цели), так и действия партнера, способствующие или препятствующие удовлетворению актуальной потребности.

Анализ факторов, участвующих в этой зависимости, позволяет выявить причины, обуславливающие "срабатывание" той или иной доминанты; дифференцировать стрессирующие факторы, действующие на собаку в данной ситуации; определить пути воздействия при коррекции.

Новизна и объем информации сопоставлены со способностью субъекта более или менее надежно распознавать, анализировать и прогнозировать события на основе уже известных фактов и взаимодействий. Следовательно, эти факторы непосредственно связаны с состоянием как фактографического, так и стереотипного уровней СИМ. В целом величины N и I характеризуют способность субъекта адаптироваться к новой обстановке.

Зная, что величины N и I сопоставляются с развитием фактографического и стереотипного уровней СИМ, нетрудно видеть, что снижение эмоционального отклика и предупреждение стресса может быть достигнуто за счет пополнения этих уровней СИМ информацией и развития тех мыслительных операций, которые обеспечивают их функционирование.

Не следует пренебрегать тем, что фактографический уровень СИМ собаки строится из "мелких" (по человеческим меркам) фактов, а чувственное восприятие животного во многом отличается от человеческого. Это означает, что новизна информации в данной ситуации может существенно превышать человеческие оценки. В частности, хозяин собаки может не обращать внимания на звуковой фон, на новые запахи, на специфику освещенности и т.п., тогда как эти факторы оказывают значительное влияние на состояние эмоций животного и также могут вызывать психическую перегрузку.

Что касается представлений о стереотипных взаимодействиях (индивидуальных и коллективных), то они влияют на факторы N и I именно через возможность прогнозирования событий, которые могут или не могут произойти в данной ситуации. Вероятность того или иного события, действий партнера, а также возможность и эффективность собственных действий оцениваются субъектом на основании жизненного опыта, который и формирует индивидуальный тезаурус. Необходимо иметь в виду, что собака может замечать и по-своему интерпретировать те действия партнера, которые, так же, как и детали чувственного восприятия, могут оставаться незамеченными человеком.

Воздействие на вероятность P удовлетворения потребности эту величину возможно как за счет совершенствования физической формы (рацион, моцион, специальная тренировка), так и за счет развития стереотипных форм поведения и стратегического мышления, обеспечивающего их эффективное использование. Существуют также специальные приемы, основывающиеся на видовых особенностях собаки и направленные на повышение ее самооценки.

Развитие высших уровней СИМ и связанных с ними альтруистических мотиваций делает возможным также и повышение величин H и D (оценки возможной помощи и защищенности), непосредственно зависящей от представлений о социальных отношениях и о нормах социального поведения. Субъективная значимость события для собаки находится под сильным влиянием человека-хозяина. Чем теснее отношения человека и собаки, больше авторитет хозяина и чем ниже субъективная самооценка животного, тем сильнее воздействие эмоциональных реакций хозяина на силу эмоций животного – через повышение значимости и оценку помощи. Так, например, если хозяин боится встречи с крупной собакой, то этот факт резко повысит значимость такого события для его собаки, зато при самостоятельном общении или в присутствии другого члена хозяйской семьи последняя может реагировать на то же событие гораздо спокойнее. Отсюда следует, что реформирование отношений с хозяином и (при необходимости) совершенствование внутривидовой социализации позволяет снизить силу возможного стресса у собаки в целом ряде ситуаций.

Динамика эмоционального состояния субъекта непосредственно зависит от состояния внешней среды и распределения событий во времени. В зависимости от характера среды можно описать три основных режима работы психики субъекта, которые иллюстрируются рисунками. На рисунках пунктирной линией обозначены условные индивидуальные пределы адаптации субъекта, которые определяются общим состоянием психики.

 

1. Обедненная среда соответствует пребыванию собаки дома, в хорошо знакомой обстановке, на даче (по сравнению с городской средой), а также вольерному содержанию собак.

 

Рис. 1. Психические нагрузки в обедненной среде

E

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 
 

 


t

 
 

 


Обозначения: – событие; E – отклик на событие; t – время.

 

Хорошо знакомые и привычные события, надежно прогнозируемые и/или не затрагивающие приоритетных мотиваций, не вызывают у субъекта сильного эмоционального отклика, а поэтому режим работы психики характеризуется сниженным фоновым возбуждением. Динамика событий не превышает субъективных возможностей реагирования.

Эта среда не требует активного приспособления, поскольку для эффективного существования в ней достаточно стереотипных форм поведения с весьма ограниченным набором критериев выбора. В формировании новых критериев нет никакой необходимости. Следовательно, роль адаптивных механизмов в психической деятельности снижена, они не тренируются и научение субъекта возможно только в пассивном режиме. Однако каждое событие, выходящее за пределы адаптации (они обозначены на рисунке пунктиром), может вызывать сильный эмоциональный отклик, грозящий стрессом. Поэтому обучающие воздействия в обедненной среде должны быть тщательно рассчитаны, чтобы не превышать пределы адаптации субъекта.

С точки зрения территориальных стереотипов, обедненная среда представляет собой аналог "зоны безопасности", которая характеризуется минимальными психическим нагрузками и минимальной поведенческой активностью.

 

2. Нормальная среда – это многофакторная динамическая среда, в которой постоянно происходят те или иные события, вызывающие эмоциональный отклик разной силы. На практике этот режим соответствует прогулке вне обычного выгула ("выхаживание" в городской обстановке), семейному режиму содержания по сравнению с вольерным содержанием, пребыванию в городе по сравнению с обстановкой дачи или природы и т.п.

 

Рис. 2. Психические нагрузки в нормальной среде (режим тренировки механизмов адаптации).

 

E

 
 


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

 
 

 

 


t

 


Нормальная среда соответствует по своей информационной насыщенности и динамике характеристикам "зоны уверенности" собаки, в которой уверенность обеспечивается достаточно широким набором стереотипов, но, во-первых, постоянно требуется активный выбор форм поведения в соответствии с внешней информацией, а во-вторых, возможно и построение новых форм и стратегий поведения, адекватных нестандартным ситуациям.

Такая среда требует активного приспособления за счет реагирования на события, следовательно, именно этот режим обеспечивает тренировку механизмов психической адаптации с расширением ее пределов и наиболее эффективное научение. В результате такой тренировки вероятность острого стресса в дальнейшем существенно снижается.

Возможна, однако, ситуация, когда избыточный эмоциональный отклик не приводит к непосредственной поведенческой реакции, но постоянное перевозбуждение центральной нервной системы выражается в активизации каких-либо доминантных форм поведения. В этих случаях изменение поведения происходит неожиданно для хозяина собаки, а пусковым фактором может послужить даже незначительное событие.

 

3. Экстремальная среда – среда, в которой в течение определенного времени происходят события повышенной значимости, эмоциональный отклик на каждое из которых превышает пределы психической адаптации субъекта. Это соответствует, например, нагрузкам собаки-спасателя Министерства по Чрезвычайным Ситуациям; резкому изменению образа жизни или состава семьи у семейной собаки; "транспортный стресс" - переезд в транспорте для животного, не приученного к этому, и т.п.

 

Рис. 3. Психические нагрузки в экстремальной среде

 

E

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

 


t

 
 

 


В экстремальной среде психика собаки подвергается длительному перевозбуждению, которое мобилизует резервные возможности реагирования на события, но в то же время предъявляет повышенные требования к процессу принятия решений и к эффективности поведения. Новые формы поведения субъективно оцениваются как уникальные, что не позволяет им включаться в состав стереотипов, пригодных к дальнейшему использованию. Вследствие постоянного перенапряжения, которое приводит к нарастающей психической перегрузке, анализ среды и научение существенно затрудняются.

Характеристики экстремальной среды аналогичны информационным процессам, происходящим в "зоне претензий" собаки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.013 с.)