Проект «Создание правовых и финансовых условий развития Дальнего Востока» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Создание правовых и финансовых условий развития Дальнего Востока»



Проект посвящен финансовым и организационным механизмам запуска индустриальных и инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока.

В ходе работы группы, а также при обсуждении проектов других групп форума «Итуруп», стало ясно, что максимальной рентабельностью обладают финальные этапы полных производственных циклов, связанных
с реализацией конечной продукцией и сервисами. А этапы, близкие
к добыче сырья, например, крекинг, наоборот – чаще убыточны.

При этом без контроля над этапами переработки сырья, находящимися в начале цепи, невозможно обеспечить уверенный захват потребительских рынков по пирчине риска «выпадения» этих звеньев ввиду ценовой конъюнктуры, транспортных издержек, санкций и иных механизмов реального «свободного рынка». К тому же немаловажно, что при продолжении падения цен на углеводороды значительный их переизбыток без создания внутреннего спроса значительно ухудшит и так тревожную конъюнктуру. Это делает безальтернативным создание полных циклов легкой промышленности, объединяющих добычу углеводородов, их переработку, а также изготовление готовой продукции и ее сервисное сопровождение.

Проблема в том, что для реализации полного производственного цикла современных технологических платформ нужны колоссальные гарантированные инвестиции. Есть риск, что в связи с секвестром бюджета, изменчивостью рынка капитала и другими ситуациями даже крупным компаниям не удается создать полный цикл, а только потенциально убыточные, базовые элементы производственной цепи.

Именно это является вызовом к Управляющей компании ТОРов: необходимо гарантировать запуск полных производственных циклов
в сложных условиях.

На первых заседаниях группы предметом анализа стала позиция руководства России и финансовых институтов (Центробанк, Минфин России, Минэкономразвития России), связанная с необходимостью вывода из экономики денег, получаемых от нефтяных доходов в рамках идеологии борьбы с «Голландской болезнью». Управление инфляцией путем удержания учетной ставки на высоком уровне также не способствовало кредитованию промышленности и привело к утечке капитала в другие страны, создающие лучшие условия для кредитования бизнеса. В результате инфраструктурные проекты не реализовывались и условий для запуска полных производственных циклов не возникло. Из-за такой финансово-кредитной политики не возникло ни увеличения доли доходов федерального бюджета от глубокой переработки сырья, ни повышения производительности труда, для которой необходимы высокотехнологические производства
в высокорентабельных секторах экономики.

Препятствием к реализации опробованных в разных странах инструментов привлечения инвестиций и кредитования стало распространенное мнение об опасности перетока денежных средств
из реального сектора экономики на валютные биржи, а также риск хищения бюджетных средств в ходе их «освоения». Выброс рублей на фондовый рынок приводит к падению курса рубля, а выброс денежных средств в экономику – к инфляции. Такое перемещение свободных денежных средств
из производственного сектора экономики на спекулятивный фондовый рынок происходит из-за низкой рентабельности промышленных проектов
по отношению к операциям с валютой. Переток средств в этом направлении стал особенно опасным в ситуации падения курса рубля: банки стараются закупать валюту, переводя в нее всю свободную рублевую массу, в ожидании падения курса даже в краткосрочной перспективе.

Масштаб коммерческого финансирования десяти проектов развития «полного цикла» на территории оценивается в несколько триллионов рублей. Так, например, «Новатэк» привлек в «Ямал СПГ» 63 миллиарда рублей (900 миллионов долларов) путем продажи доли в проекте размером 9,9%. Стоимость нефтеперерабатывающего завода мощностью 1,5 млн. тонн составляет 20 млрд. рублей. Грубая оценка минимальной доли инфраструктурных расходов для такого объема инвестиций оценивается
в 20% – 100 миллиардов рублей, а стоимость привлечения кредитных денежных средств – в 38,5 миллиардов рублей (исходя из доли кредитования
в нефтепереработке 70% и ставки рефинансирования ЦБ 11%, часть которой необходимо субсидировать для достижения мирового уровня стоимости денежных ресурсов).

Государственное финансирование Олимпийских игр в Сочи 2014 года позволило привлечь более 100 миллиардов рублей коммерческих инвестиций. Учитывая сроки и уровень сложности решаемых при этом задач, можно говорить об ориентировочной стоимости создания минимальной удельной инфраструктуры в одном «узле развития» в 20-50 миллиардов рублей. Также значительной может быть стоимость связывающих транспортных инфраструктур.

Таким образом, создание условий для запуска одного «типового» проекта развития, связанного со строительством полного цикла современных производств, требует около 15 миллиардов долларов для компаний,
не имеющих доступа на международные финансовые рынки и от 100 млрд. рублей капитальных затрат на инфраструктурные расходы с учетом стоимости связывания этих узлов на больших расстояниях, характерных для Дальнего Востока.

Для мобилизации этих средств необходимо либо предусмотреть соответствующие расходы в государственном бюджете, либо создать финансовые инструменты, позволяющие такие проекты реализовать.

В настоящее время федеральные и региональные органы государственной власти Российской Федерации, Центробанк, а также коммерческие банки не обладают такими инструментами. Их разработка также не предусмотрена документами, определяющими стратегическое развитие.

Выходом из этой ситуации может стать реализация схемы продуктивного кредита. В этой схеме обеспечивается работа кредитных или эмиссионных денег в производственных проектах, связанных с созданием производственных циклов. При этом деньги не попадают на спекулятивный валютный рынок, а работают в реальном секторе экономики. Эта идеология противостоит идее отказа от эмиссии денег и предусматривает контролируемую эмиссию под проекты развития с принятием мер, предотвращающих переток денег в сектор валютных спекуляций, а также прямого попадания в экономику через не обеспеченную товарами и услугами выплату зарплаты.

Важнейшие проблемы, которые должны быть решены при подготовке финансовой политики, связанной с продуктивным кредитом, в области экономических барьеров между реальным и спекулятивным секторами экономики, а также обеспечения максимально эффективной работы денег при запуске механизмов продуктивного кредитования проектов развития. Это означает принятие всех возможных мер для нивелирования разгона инфляции при перетоке денег на рынки потребления, не обеспеченные соответствующим объемом товаров и услуг. Например, через зарплатный канал. Решение этих проблем видится в необходимости максимально задействовать не денежные механизмы оплаты. Например, путем строительства жилья для работников проектов на территории ТОРов
по низкой цене квадратного метра (за счет ограничения рентабельности
и применения современных строительных технологий). Общий принцип, стоящий за этими мерами: на пути «проектных денег», независимо от их природы, должны стоять несколько производств из различных секторов экономики. И лишь в конце этих этапов проектного строительства денежные средства должны попадать на рынки потребления – дозировано
и постепенно. Если на этом этапе будет обеспечено производство соответствующего ассортимента товаров потребления с максимальным импортозамещением последних это приведет к мультиплицирующему положительному эффекту для экономики территории.

Группа рассмотрела различные механизмы создания барьеров для работы денег, выделяемых в рамках целевого финансирования проектов развития территории Дальнего Востока. Например, связанные со специализированными банками, мультивалютными зонами
и «окрашенными» деньгами. Простых решений, скорее всего, найти не удастся. А существующий международный и советский опыт решения масштабных экономических задач говорит о перспективности финансовой инженерии как раз сейчас, во время становления инфраструктуры развития дальневосточных территорий.

Обеспечение работы этих механизмов в ходе запуска и реализации проектов освоения территорий Дальнего Востока мы видим приоритетом Центробанка, Правительства России и конкретно Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Фонда развития Дальнего Востока и управляющих компаний ТОРов. При этом проектная команда видит возможность своего участия в организации коммуникативных мероприятий с потенциальными инвесторами, продвижение интересов территорий Дальнего Востока на международных площадках АТЭР, а также в разработке конкретных механизмов поддержки проектов развития территориальной экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.006 с.)