Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под общей редакцией А. А. Реана

Поиск

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«прайм-ЕВРОЗНАК»

Издательский Дом «НЕВА»

МОСКВА

ОЛМА-ПРЕСС» 2002


ББК 88.37 УДК 159.922 П86

Авторами соответствующих разделов книги являются:

Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

П 86 Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

Редакторы М. Геркусова, О. Терехова

ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01

Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30

Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва,

Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16

© Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001

© Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001

© Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление,
© Деркач А. А. 2001 общая редакция. 2001

© Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001

© Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001

© Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001

© Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001

© Маклаков А. Г. 2001 © Серия, оформление,
ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии.

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.


Психология человека от рождения до смерти

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.

ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии.

РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.

СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития.

ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.

ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.


1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ....................................................................... 20

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ............................................................................. 21

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ............................................................................................................. 22

2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ.................................................................. 24

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ....................................................................................................................... 27

СИНЕРГЕТИКА.............................................................................................................................. 28

ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ............................................... 29

4. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ.............................................................. 31

5. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................ 34

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.............................................................................................................. 34

СРЕДА............................................................................................................................................... 34

АКТИВНОСТЬ................................................................................................................................ 36

6. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................................................. 37

7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................ 42

8. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................. 45

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД............................................................................................ 47

ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ.................................................................................................. 47

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА............................................. 48

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД...................................................................................... 50

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА...................................................................................................... 50

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ....................................................................................................... 53

КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ................................................................................................ 53

ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................................ 58

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ............................................................................ 59

9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА............................................. 61

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА....................................................... 61

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................ 62

КРИЗИС РАЗВИТИЯ.................................................................................................................. 63

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ.................................................................. 64

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА... 66

10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 69

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА................................................ 70

11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА......................... 72


 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


6 ■ СОДЕРЖАНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ...................................................... 81

14. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ............................................................................................... 90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ.... 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................. 93

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА................................................................................................ 96

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ......................................................................................................................... 96

ВТОРОЙ МЕСЯЦ............................................................................................................................. 96

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ.............................................................................................................................. 97

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ.................................................................................................................. 97

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ............................................................................................................................ 97

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ........................................................................................................................ 98

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ.......................................................................................................................... 98

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ......................................................................................................................... 99

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ............................................................................ 99

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 100

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ....................................................................................................... 100

РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.................................................................... 101

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ................................................................. 101

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 101

РАЗВИТИЕ СЛУХА............................................................................................................... 101

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ.............................................................................................................. 102

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ......................................................................................................... 102

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................. 103

РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 105

ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ............................................................... 105

ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ...................................................... 107

СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ»...................................................................................... 107

СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................... 108

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................ 109

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ...................................................................................... 110

Обобщение.......................................................................................................................... 110

Овладение речью............................................................................................................ 110

Сравнение............................................................................................................................ 110

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 111

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ......................................................................................................... 111

РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ................................................................. 112

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ...................................................................... 112

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ.............................................................................. 112

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 113

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 114

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ.... 114

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ....................................................................................................... 115

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА. 117

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 118

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ................................................................................................... 118


СОДЕРЖАНИЕ Ш 7

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ............................................................................................................. 119

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ......................................................................................................... 120

ЭМОЦИИ СТРАХА................................................................................................................ 121

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ........................................................................................... 121

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА............................................................................................................ 122

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 123

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 124

ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

РЕБЕНКА.......................................................................................................................................... 124

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ............................................................................................. 127

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ............................................................. 128

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ......................................................................................... 129

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ............................................................................ 130

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ............................. 130

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ.................................................................................................................. 132

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 133

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 135

РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА....................................................................................... 136

РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ........................................ 137

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА......................................................... 138

ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ........................................................................................................ 138

Я И НЕЗНАКОМЦЫ.................................................................................................................. 140

ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ..................................................................................... 140

ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ........................................................................................... 141

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.................................................................. 142

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 143

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ............................................................................................ 143

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................... 144

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.145

РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА.................................................................................................... 145

Новорожденный ребенок.................................................................................................... 145

Младенчество...................................................................................................................... 146

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ............................................ 147

Манипуляторный характер действий.............................................................................. 147

Функциональный характер действий.............................................................................. 147

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ............................................................................... 148

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА................... 150

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ......................................................................... 151

Предметное общение........................................................................................................... 151

Речевое общение................................................................................................................. 152

ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА....................................................... 152

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ......................................................................................................... 153

СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА»............................................................................................... 154

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 155


8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.009 с.)