Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза



ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 156

ИСТОРИЯ ВОПРОСА............................................................................................................... 156

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ.................................................................................................. 157

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...................................... 160

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.......................................................................................... 162

ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.................................................... 164

ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 170

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА....................................... 174

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 178

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 179

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ................................................................. 181

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ............................................................... 181

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 182

АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА......................................................................................................... 182

Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти............................ 183

РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 184

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ... 184

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим

обобщением языковых фактов...................................................................................... 185

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием

у него логического мышления....................................................................................... 186

Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом

изучения языка................................................................................................................ 186

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ................................................................................... 186

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ....................................................................................................... 187

ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ.... 188

ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ... 189

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ........................................................... 190

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ........................................................................................... 190

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ............................................................................................... 191

Стадии развития воображения.......................................................................................... 191

Аффективная функция воображения........................................................................... 192

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ......................................................................................................... 192

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................... 193

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 194

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 195

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ................................ 195

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ......................................................................... 196

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА....................................................................................... 197

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА..................................................................................................... 197

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ........................................................................ 198

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ......................................................................................................... 198

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ............................................................................... 199


0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ............................................................................... 200

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 202

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.................................................................................... 203

СТРАХИ............................................................................................................................... 203

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 204

ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 206

КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ............................ 207

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................................... 208

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................................. 208

ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ....................................................................................................... 208

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ............................................................................................... 209

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ.................................................................................................... 211

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ................................... 211

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ............................... 212

ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ............................................................ 212

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ........ 213

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА.............................................. 214

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 215

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.............................................................................. 216

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ......................................................... 218

ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА....................... 218

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА........................................ 219

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА............................................................... 220

Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА............................................................................. 221

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ........................................................................... 222

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ................................................................... 223

Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ............................................................................ 224

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224
РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 225

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 227

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ............................ 228

РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА».............................................................................................. 229

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ........................................................................ 230

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ..................................................... 230

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................. 231

СОСТАВ ГРУППЫ............................................................................................................. 232

СТАТУС................................................................................................................................... 232

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................... 233

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ............................................................................................ 234

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ............. 234

УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ............................................................. 234

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 235

ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 236


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


10 ■ СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 242

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ........................................................................... 242

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................ 243

КОНСЕРВАЦИЯ..................................................................................................................... 244

КЛАССИФИКАЦИЯ........................................................................................................... 245

СЕРИАЦИЯ.......................................................................................................................... 245

ТРАНЗИТИВНОСТЬ........................................................................................................... 246

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................... 247

РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 247

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ................................................................. 249

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................... 249

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................................................................... 250

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.......................................................................................................... 251

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 252

ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ................................................ 254

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ............................................................ 254

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ............................................................................... 255

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 256

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 257

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ........................................................................................ 257

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ............................. 258

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........................................... 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ............................................................... 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ...................................................................... 261

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.......................................................................................................... 262

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.. 264
РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 265

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ...................................................................................................... 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ........................................................... 268

МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................................................... 269

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА.............. 270

ЭМПАТИЯ............................................................................................................................... 271

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................ 271

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.......................................................................................... 272

Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника........................... 273

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ................................................................................................... 274

Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником»............................................. 274

Мотив хорошей отметки................................................................................................. 274

Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству

и признанию сверстниками............................................................................................. 275

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО.......................... 275

ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ......................................................... 277

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 277


СОДЕРЖАНИЕ ■ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 279

Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ................................................................................ 280

ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ........................................................................................ 281

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ................................................................................................. 282

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ................................................... 284

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА............................................................................. 285

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ............................................ 286

Система традиционного школьного обучения и самооценка........................... 288

Формирование заниженной самооценки............................................................. 288

Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости
ребенка........................................................................................................................... 290

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ.................................................................... 291

Коррекция неуспеваемости..................................................................................... 293

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ................................................................................................ 293

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА........................................................................................ 293

РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 295

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................. 296

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................... 296

ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................... 296

Структура учебной деятельности......................................................................... 297

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ...................................................................................................... 298

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА............................................................... 299

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ........................................................................................ 300

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ................................................................... 300

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ........................................................................................................ 300

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ............................................................................................................ 301

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ............................................................................... 302

Лидерство...................................................................................................................... 302

Дружба........................................................................................................................... 303

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ............................................................................................................. 304

РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 304

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ................................................................................................ 305

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ...................................... 306

АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.................. 309

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ................................. 310

ИТОГИ ВОЗРАСТА...................................................................................................................... 313

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 315

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................... 319

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................... 319

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ......................................................................................................... 319

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................ 321

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ......................................... 323


12 ■ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................... 324

ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ............................................................... 324

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ............................................................................................ 326

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................... 326

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ..................................................... 328

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.................... 328

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.... 330

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................................... 331

РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 334

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.......................................................................................... 335

ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................... 335

«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.................................................... 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................. 337

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................. 338

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ........................................................... 338

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ........................ 339

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ................. 340

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ............................................................. 343

РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 343

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА................................................................................ 345

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ.................................................................. 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ...................................................................................................... 347

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................. 347

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................... 348

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ..................................................... 350

Мотивы поступления в вуз и ПТУ......................................................................... 351

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ..................................... 351

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................. 352

МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ...................................................................... 353

МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ......................................................................... 353

МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.................................................................... 355

РЕЗЮМЕ.................................................................................................................................... 355

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 357

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ............................................................................................................... 357

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ................................. 358

АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ........................................................................................... 359

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ.................................................................................................. 360

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА.......................................................................... 361

ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ........................................................ 362

ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ....................................................................................... 363

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ............................................. 363

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ..................................................................... 364

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ.... 365
САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.............................................................. 366


шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ.................................................................................................... 367

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ........................................................................................... 367

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА.. 367

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ....................................................... 369

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 372

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................... 373

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ......................................... 373

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................................................................... 374

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ........................................................................ 375

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ......................................................................................................... 375

Реакция эмансипации......................................................................................................... 375

Конфликты в семье............................................................................................................ 377

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ........................................................................... 377

Подростковые группы....................................................................................................... 378

Конфликты в группе.......................................................................................................... 378

Полоролевое поведение.................................................................................................. 378

РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ................................................................................. 379

Типы увлечений.................................................................................................................. 379

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ...................................................................................................... 380

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 381

ГЛАВА 6. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ................................................................................. 383

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ........................................................ 383

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ.. 385

АГРЕССИЯ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................... 386

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ................................ 387

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ.................................................................... 388

АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ............................................................................... 389

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА И АГРЕССИВНОСТЬ............................................................ 389

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............................................................ 391

ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 393

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 396

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 400

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................................................................................... 400

ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫХ ЧАСОВ.......................................................... 401

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ....................................................................................................... 402

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ............................................................................................................... 405

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................ 405

РАЗВИТИЕ РЕЧИ....................................................................................................................... 407

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.......................................................................................................... 409

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.............................................................. 409

КРИТЕРИИ КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.411

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.................................................................................. 411

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ................................................................. 412


14 я СОДЕРЖАНИЕ ШШШШИШНШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ...................................................................................................... 412

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 413

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА................................................................................................... 414

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ...................................................................................................................... 414

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ................................................................. 414

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА............................................................................................ 415

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.. 416

ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ.................................. 417

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА................................................. 418

РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА............................................. 419

ЭМОЦИИ В РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ...................................... 420

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.................................... 422

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 423

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 424

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 424

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ................................ 425

МЕЧТА................................................................................................................................... 425

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ.................................................................................... 426

МОТИВАЦИЯ БРАКА................................................................................................................... 427

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕМЬИ........................................................................... 428

МОТИВАЦИЯ РАЗВОДОВ.................................................................................................... 429

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ОДИНОКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ....................................... 430

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.................................................................................................. 431

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................... 434

МОТИВАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................... 435

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НА ПОРОГЕ 30-ЛЕТИЯ..................................................................... 437

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ...................................... 438

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 439

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 440

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 440

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ....................................................... 442

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ........................................................................................ 443

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ........................................................... 443

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................. 444

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.......................................................................................... 445

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 446

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ........................................... 446

ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА».......................................................................... 447

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ........................................................................ 448

ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ...................................................... 450

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО Я: ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЛИЗОСТЬ

И ГЕНЕРАТИВНОСТЬ.................................................................................................................. 451

БЛИЗОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО.............................................................................................. 451

Я-КОНЦЕПЦИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 452

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕХОД К РОДИТЕЛЬСТВУ.................................................................. 453

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.................................................... 454

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА................................................................................ 456

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 455


ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШШШШШШШШШШШШШШШ СОДЕРЖАНИЕ * 15

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 456

ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА........................................ 456

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 457

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................... 457

ТИП ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ................................. 458

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 459

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................... 459

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................................................................... 460

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................................... 462

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................................. 463

РЕЗЮМЕ......................................................................................................................................... 463

ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ................... 465

ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 474

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 476

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 480

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................................................ 480

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................... 481

ЗРЕНИЕ................................................................................................................................. 481

СЛУХ..................................................................................................................................... 482

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ......................................................................................................... 483

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................... 483

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА............................................................................................................... 484

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.............................................................................. 485

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ................................................................................................. 488

РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ

КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА........................................................................................ 490

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 491

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 492

«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................ 492

ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ

СФЕРУ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................... 493

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................... 494

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.............................. 496

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ............................................................... 496

СИМПТОМЫ СТРЕССА........................................................................................................... 497

СТРЕСС И ДИСТРЕСС.............................................................................................................. 498

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС.............................................................. 499

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА.......................................... 500

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА........................................................................................ 501

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 502

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 503

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ

ВОЗРАСТЕ................................................................................................................................... 503

МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС.............................................................................................. 504


16 ■ СОДЕРЖАНИЕ

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС...................................... 505

СМЫСЛ ЖИЗНИ.................................................................................................................... 506

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО КРИЗИСА...................... 507

РОЛЬ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ В ВЫХОДЕ ИЗ КРИЗИСА...................................................... 508

МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ..................................................................................... 511

МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.............................. 511

МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ................................................... 512

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................. 514

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................ 516

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 517

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................................................. 518

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ......................................................................................................... 518

Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ......................... 520

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.......................................................................................................... 521

КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ.................... 521

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК........................................... 521

ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ............................................................................. 522

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА...................................................................................................... 523

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ.. 523

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ

ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ.................................................................... 525

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ................................................................................... 525

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ............ 527

РЕЗЮМЕ..................................................................................................................................... 529

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................. 530

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 531

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 533

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.......................................... 533

Профессионализм............................................................................................................... 534

Профессионализация и развитие личности................................................................... 534

Смена профессиональной деятельности........................................................................... 535

Особенности поведения в семейной жизни...................................................................... 536

Взаимоотношения с супругами......................................................................................... 536

Взаимоотношения с детьми............................................................................................ 537

Взаимоотношения с родителями....................................................................................... 537

ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................................................................... 538

РЕЗЮМЕ...................................................................................................................................... 539

ИТОГИ ВОЗРАСТА......................................................................................................................... 540

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 542

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ......................................................................... 546

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 547

ИЗМЕНЕНИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ............................................................. 547

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ......................................................................................................... 547

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ............................................................... 548


СОДЕРЖАНИЕ ■ 17

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................................................. 549

ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ.................................................................................................................. 551

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ............................................................................................................ 555

МУДРОСТЬ............................................................................................................................ 555

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.................................................. 556

ДЕМЕНЦИЯ.............................................................................................................................. 556

БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА....................................................................................................... 558

Симптомы заболевания..................................................................................................... 558

Микроинсульты................................................................................................................ 559

КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ................ 559

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД

ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ........................................................................................ 559

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 561

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.................................................................................................... 563

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА...................................... 563

СТАРЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ......................................................................................................................................... 566

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СТАРОСТИ........................................................ 567

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ.... 568

СМЕРТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ............................................................................. 569

РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 570

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 572

СМЕНА МОТИВОВ У ПЕНСИОНЕРОВ.......................................................................................... 572

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ

В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ................................................................. 574

ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.......................................................................................................... 574

СТАРОСТЬ............................................................................................................................... 575

ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИЙ ПЕРИОД............................................................................................ 577



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.218 с.)