Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 2. Приготовление раствора заданной концентрации и проверка ее титрованиемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пример. Приготовить 100 мл 0,5 Н раствора NaOH из кристаллического NaOH. 1. Определить количество NaOH (m), необходимое для приготовления заданного раствора: 1000 мл – 20 г (0,5 Н) МNaOH = 40 100 мл – m m = 2 г. 2. Взвесить 2 г NaOH, перенести в стакан и добавить примерно 60 мл воды. Стеклянной палочкой тщательно перемешать раствор до полного растворения щёлочи. Раствор перелить в мерную колбу на 100 мл. Стакан сполоснуть небольшим количеством воды (~ 15 мл) и прилить её в ту же колбу с помощью воронки. Объём раствора в цилиндре довести до 100 мл (до метки) и тщательно перемешать. 3. Из мерной колбы отобрать пипеткой 10 мл приготовленного раствора и перенести его в коническую плоскодонную колбу для титрования. В колбу добавить 2…3 капли индикатора (метилоранж) и титровать раствором соляной кислоты до перехода желтого окрашивания раствора в розовый. Титрование повторить три раза, каждый раз точно определяя объем израсходованной кислоты (V1,V2,V3). Затем рассчитать средний объём .
4. Число грамм-эквивалентов щёлочи в объёме пипетки (10 мл) равно чис-лу грамм-эквивалентов кислоты в объёме Vс.р.. По формуле Vm . Nm = Vk . Nk определить нормальную концентрацию приготовленного раствора щелочи. Сравнить полученные результаты с заданием.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Что такое растворы? 2. Что такое компонент раствора? Из каких компонентов состоят растворы? В каких агрегатных состояниях могут находиться компоненты раствора? 3. Дайте определение процессов гидратации и сольватации при растворении. 4. Охарактеризуйте следующие свойства растворов: давление пара над раствором, температуры кипения и замерзания. 5. Какой раствор называется: разбавленным, концентрированным, насыщенным, ненасыщенным, пересыщенным? 6. Что показывает коэффициент растворимости? 7. Назовите условие выпадения из растворов осадков малорастворимых электролитов. 8. Что выражает величина, называемая концентрацией раствора? 9. Дайте определение молярности, моляльности, нормальности, титра, мольной доли и процентной концентрации. 10. Сколько нужно взять гидроксида калия, чтобы приготовить 500 г 8 %-го водного раствора? 11. Сколько граммов соды Na2CO3 нужно, чтобы приготовить 2 л 0,2 М раствора? 12. В 200 г воды растворили 6,37 г хлорида магния. Определите моляльную концентрацию раствора. 13. В 200 мл воды растворили 20 г нитрата калия. Определить массовую долю (%) KNO3. 14. Какую массу (г) 15 % раствора хлорида кальция можно приготовить, имея 170 мл воды? 15. В 175 мл воды растворили 25 г CuSO4 . 5H2O. Какая массовая доля (%) CuSO4 в полученном растворе? 16. Какой объем (мл) 94 % раствора серной кислоты (пл.1,837 г/мл) требуется для приготовления 1 л 20 % раствора (пл.1,143 г/мл)? 17. Какую массу (г) сульфата натрия надо добавить к 300 г 10 % раствора, чтобы получить 20 % раствор? 18. В 200 мл воды растворили 5,6 л хлороводорода (н.у.). Определить массовую долю (%) хлороводорода в полученном растворе. 19. Какая масса (г) нитрата калия содержится в 2 л 0,1 М раствора нитрата калия? 20. Определить молярную концентрацию раствора, содержащего 14 г гидроксида калия в 500 мл раствора. 21. Какой объём (мл) 0,2 М раствора гидроксида калия требуется, чтобы осадить в виде Fe(OH)3 всё железо, содержащееся в 29 мл 1,4 М раствора хлорида железа (III)? 22. Теплота растворения безводного сульфата натрия равна –80,3 кДж/моль, а теплота растворения кристаллогидрата сульфата натрия Na2SO4 . 10 Н2О равна –78,7 кДж/моль. Вычислить теплоту гидратации Na2SO4. 23. Определить теплоту гидратации безводного сульфата цинка, если известно, что теплота его растворения 77,11 кДж, а теплота растворения ZnSO4 . 7H2O равна –17,67 кДж.
24. К 0,05 л раствора сульфида стронция с молярной концентрацией 0,002 моль/л прилит равный объём раствора сульфата магния с концентрацией 0,004 моль/л. Выпадет ли осадок сульфата стронция?
Ионообменные реакции
Реакции в растворах электролитов, при которых не изменяется заряд ионов, входящих в соединения, называются ионообменными. Например, взаимодействие электролитов в состоянии равновесия
К1А1 + К2А2 D К1А2 + К2А1.
Константа равновесия (4)
Чтобы узнать, в какую сторону смещено данное равновесие, рассмотрим диссоциацию каждого из 4-х электролитов: К1А1⇆К1⁺ + А 1 - ; К2А2⇆К2⁺ + А2⁻ ;
К1А2⇆К1⁺+А2⁻ ;
К₂А₁⇆К₂⁺+А₁⁻ .
Подставляя в уравнение (4) вместо концентраций значения К, получим
.
Если К>1, т.е. К₁₁· К₂₂>К₁₂·К₂₁, то равновесие смещено вправо (легче идёт прямая реакция). Если К<1,т.е. К₁₁·К₂₂<К₁₂·К₂₁, то равновесие смещено влево (в сторону обратной реакции). При К→ ∞ реакция будет необратимой. Равновесие в ионообменных реакциях смещается в сторону образования наименее диссоциированных соединений. Ионообменные реакции протекают в растворах электролитов в следующих случаях: 1) если образуется осадок трудно растворимого вещества; 2) если образуется газ (легколетучее вещество); 3) если образуется слабый электролит (плохо диссоциирующее соединение); 4) если образуется комплексный ион. В уравнениях ионных реакции формулы сильных электролитов записывают в диссоциированном виде, слабых – в недиссоциированном. Примеры: 1.Образование осадков: AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3; Ag+ + NO₃¯ + Na+ + CI¯ = AgCl + Na+ + NO₃¯; Ag+ + Cl¯ = AgCl.
2. Образование газов: Na₂S + H₂SO₄ = Na2SO4 + H2S↑; 2 Na+ + S²¯+ 2 H+ + SO₄²¯ = H2S↑ + 2 Na+ + SO₄²¯; 2 H+ + S²¯= H₂S↑.
3. Образование слабых электролитов. Чаще всего это – образование воды, слабого основания или слабой кислоты: а) образование воды: NaOH + HCl = H₂O + NaCl; Na+ + OH⁻ + H+ + Cl⁻ = H₂O + Na+ + Cl⁻; H+ + OH⁻ = H₂O;
б) образование слабого основания: NH₄Cl + KOH = NH₄OH + KCl; NH₄+ + Cl⁻ + K+ + OH⁻= NH₄OH + K++ Cl⁻; NH₄+ + OH⁻ = NH₄ОН;
в) образование слабой кислоты: 2 CH₃COONa + H₂SO₄ = 2 CH₃COOH + Na₂SO₄; 2 CH₃COO⁻ + 2 Na+ + 2 H+ + SO₄²⁻ = 2 CH₃COOH + 2 Na+ + SO₄²⁻; CH₃COO⁻ + H+ = CH₃COOH.
4. Образование комплексного иона (например, катиона) CuSO₄ ∙ 4 H₂O + 4 NH₃ = [Cu(NH₃)₄]SO₄ + 4 H₂O; [Cu(H₂O)₄]²+ + SO₄²⁻ + 4 NH₃ = [Cu(NH₃)₄]²+ + SO₄²⁻ + 4 H₂O.
Лабораторная работа Ионообменные реакции Цель работы Получение сильных малорастворимых и слабых электролитов.
Оборудование и реактивы Пробирки. Кусочек мела. Хлорид аммония (крист.). Рзбавленные растворы: хлорида бария, сульфата натрия, нитрата свинца, хлорида калия, йодида калия, соли железа (II), соли меди (II), сульфида аммония, ацетата натрия, дихромата калия, хлорида магния, аммиака, соляной и серной кислот.
Опыт 1. Ионные реакции с образованием осадков Налить в три пробирки по 2…3 капли раствора хлорида бария и добавить в одну из них несколько капель раствора сульфата натрия, в другую – раствора серной кислоты, в третью – раствора сульфата аммония. Наблюдать появление одинакового осадка. Составить уравнение реакции. Что можно сказать о сущности реакций в проделанном опыте?
Опыт 2. Образование осадков и произведение растворимости В две пробирки налить по 3…4 капли 0,005 М раствора нитрата свинца. В одну из них прибавить такой же объём 0,05 М раствора хлорида калия, а в другую – такой же объём 0,05 М раствора йодида калия. В какой из пробирок выпал осадок? Объяснить полученный результат, используя значения произведения растворимости. Составить уравнение реакций.
Опыт 3. Ионообменная реакция с образованием газа В пробирку поместить кусочек мела (CaCO₃) и прибавить столько разбавленной соляной кислоты, чтобы весь мел погрузился в раствор. Наблюдать выделение газа. Составить уравнение реакции.
Опыт 4. Образование сульфидов железа и меди и их растворимость в соляной кислоте В пробирку внести 2…3 капли раствора соли железа (II), в другую – 2…3 капли раствора соли меди (II). В каждую пробирку добавить несколько капель раствора сульфида аммония до появления осадков. Затем прилить к осадкам немного соляной кислоты. Какой из осадков растворяется? Составить уравнения реакций. Объяснить различие в растворимости осадков, используя значения произведения растворимости (см. приложение 2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.008 с.) |