Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическая теория Г. Лебона.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гюстав Лебон (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841-1931) - знаме-нитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный ос-нователь социальной психологии. Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 г. в Ножан-ле-Ротру, в провинции Эвр-и-Луара. Семья Лебона была полубургунской, полубретонской. Мать - Аннет-Жозефина-Ежени-Тетье Дезмалинс; отец - Жан-Мари-Шарль Лебон занимал должность рядового чиновника во французском правительственном департа-менте. Герб семьи зарегистрирован в Геральдической Палате в 1698 г. Несмот-ря на дворянское происхождение, члены семьи были представителями типично-го для Франции среднего класса. В восьмилетнем возрасте со своими родите-лями и младшим братом Георгом Лебон покинул Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался. Однако жители этого старого городка по-прежнему гордятся своим соотечественником: одна из улиц носит имя Гюстава Лебона. Очень мало известно о детстве Лебона. Он получил классическое образо-вание в лицее г. Тур, где не отличался хорошей успеваемостью. В 1860 г. он по-ступает в Парижский университет на медицинский факультет, который, после прохождения практики в одном из парижских госпиталей, оканчивает в 1866 г. И хотя в последствии он именовал себя доктором, никогда практической меди-циной не занимался. Да и все обучение в лицее и университете Гюстав Лебон считал лишь тормозом в самообразовании. Первой опубликованной работой Лебона в 1862 г. была статья, посвя-щенная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых мест-ностях. Затем появился ряд статей о явлении лихорадки при интоксикации ор-ганизма. Первая книга Лебона «Очевидная (клиническая) смерть и преждевре-менное захоронение» опубликована в 1866 г. Ее тема - констатация и определе-ние понятия смерти. Решения проблемы, предлагаемые автором, стали актуаль-ными лишь век спустя. В 1868 г. выходит в свет книга по вопросам размноже-ния видов у человека и животных, выдержавшая во Франции 10 изданий за два года. Г. Лебон добровольно принимает участие во франко-прусской войне 1870–1771 гг. в качестве фронтового врача. В результате появляется его новый труд о поведении человека в экстремальных условиях тотального поражения и роли военного руководства. Эта работа была по достоинству оценена француз-ским генералитетом и стала учебным пособием в ряде военных учреждений Франции и за ее пределами. По завершении войны Гюставу Лебону было при-своено звание Кавалера Ордена Славы. В 30 лет Гюстав Лебон стал свидетелем Парижской Коммуны 1871 г., ко-торая в некоторых отношениях была страшнее царства террора 1793–1794 гг. В 1871–1914 гг. Лебон занят вопросами психологии. Он первым выдвига-ет идею, что психология - это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов. Появляются его очередные труды: «Психологиче-ские законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология тол-пы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология револю-ций», «Афоризмы нашего времени». В последнем труде, в разделе «Пацифизм и война», он говорит: «Если бы природа не была безжалостна к слабым, мир был бы заселен одними монстрами и уродами, не зародилась бы ни одна цивилиза-ция», «Только хорошо вооруженный народ может позволить себе быть пацифи-стом». Если труд Гюстава Лебона «Психология толпы» получил международное признание, то книга «Психология социализма» вызвала ожесточенный гнев в политических кругах того времени, где преобладали удавшиеся и неудавшиеся будущие кормчие коллективистских экспериментов. Из альтернативы: тоталь-ная обструкция или умалчивание, они выбирают последнее. Имя Лебона исче-зает из официальной печати, его идеи систематически бойкотируются. И тем не менее, в июне 1914 г. по настоянию Теодора Рузвельта Г. Лебон был включен в состав комиссии по урегулированию политического, военного и экономического положения в Европе. Позже президент США признался, что он в своих странствиях никогда не расставался с маленькой книжкой Гюстава Ле-бона «Психологические законы эволюции пародов». Эта «маленькая книжка» вскоре после выхода в свет была переведена на японский язык самим Мотоно - министром иностранных дел Японии. Молодой Владимир Ульянов (Ленин) уже в 1895 г., приехав в Париж, изучает этот труд. Экземпляр книги, испещренный заметками и росчерками Ильича, и в последствии оставался его настольной книгой. Книги Гюстава Лебона изучают Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд. Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава Лебона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему бродит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру! Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 г. в предместье Парижа в возрасте 90 лет. ЛеБон считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма он выступал против всех форм со-циального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения ци-вилизации - результат деятельности элиты. ЛеБон - автор одной из первых кон-цепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил насту-пление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации. В результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Лебону, все больше определяется поведением толп, ко-торые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу. В толпе ин-дивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти ирра-циональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, т. к. ими управляет закон "духовного единства толпы". ?(переправить, здесь значение)12. Социологические взгляды В. Парето. В целом значение социологического творчества В. Парето достаточно велико, хотя и не было сразу осмыслено мировой социологией. Признание к его работам стало приходить после 1935 г., когда впервые был издан на английском языке "Трактат по общей социологии". Немало способствовал росту интереса к творчеству итальянского мыслителя американский социолог Т. Парсонс, пытавшийся реанимировать некоторые его идеи системного и структурно-функционального подхода к обществу и придать им универсальное значение. Сейчас Парето безоговорочно относят к числу классиков мировой социологии.
Итальянский ученый создал в социологии свой весьма специфический, неповторимый стиль анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, - теоретической самоизоляции.
Парето мало волновало, насколько его идеи будут поняты и приняты мировым сообществом социологов. Он ставил цель создания своей собственной социологической схемы (модели), и именно стремление к ее достижению позволяло ему строить вычурные наукообразные конструкции (типа теории нелогического действия с "резидуями" и "дериватами").
Тем не менее, значение социологического наследства Парето сегодня, очевидно. Оно сводится, по меньшей мере, к трем главным позициям.
1. Была сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).
2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.
3. Социологии как науке был придан критически-негативистский пафос, а ее основной функцией считалось не только (а иногда и не столько) утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков, снятие с них покровов, их "верхней одежды", критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения Парето.
В этой связи симптоматичным и знаменательным оказалось его отношение к фашизму. Оказав ему идеологическую поддержку, социолог предупреждал его представителей (как и течение в целом), рвавшихся к власти, об опасности милитаризма, военных авантюр, репрессий, санкций в области свободы и демократии. В этом сказалось непонимание итальянским теоретиком фашизма, поскольку то, против чего он выступал, было сутью его (фашизма) идеологии и политики. Ниспровергая всю жизнь различные теории и идеологии с позиций концепции нелогического действия, социолог, в конце концов, сам совершил такое действие, оказавшись в плену одного из самых чудовищных изобретений людей - фашизма.
Парето не возлагал больших надежд, подобно Дюркгейму, на роль и возможности социологии в преобразовании общества. Согласно его точке зрения, эта наука в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить больное общество. "Я не буду убеждать буржуазию, - писал Парето, - пойти по другому пути или проповедовать реформы обычаев, вкусов или предрассудков. Так же, и даже в большей степени, я не буду заставлять людей верить, будто у меня есть рецепт исцеления от той болезни, которой страдает буржуазия и, шире, все общество. Как раз наоборот. Я открыто объявляю, что ни одно такое лекарство, выдуманное для того, чтобы поспорить, мне совершенно неизвестно. Я похож на врача, который распознал, что у пациента чахотка, но не знает, как излечить его....Пока общественные науки не продвинутся вперед, эмпиристы и люди-практики будут иметь больше мнений о том, как излечить общественный организм, чем врачи и ученые..." [Трансформация... 1996. С. 158].
Остается только добавить, что со времен Парето социология значительно продвинулась вперед, однако болезни общества, порой весьма тяжелые и смертоносные, время от времени поражают его, заставляя каждый раз искать все новые и новые лекарства для исцеления. Социологи старательно стремятся их найти и "прописать" "больному" обществу, но к его лечению их, как правило, не допускают. 13. Социологические взгляды Г. Де Тарда. Научные взгляды Теория функционирования общества
В социологии, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.
По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) — «общество, в конце концов, есть подражание» Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.
Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.
Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.
Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».
Исследование феномена толпы
Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики» играют СМИ, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения.
Другие научные интересы
В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения — такие как политология (работа «Превращение власти»), экономика («Экономическая психология», «Реформа политической экономии»), криминология («Сравнительная преступность» и «Философия наказания»), искусствоведение («Сущность искусства»).
Развитие идей Г. Тарда
В России конца 19 — начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев).
Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.
Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Юрген Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.009 с.) |