Поняття и классификация источников аграрного права и их особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття и классификация источников аграрного права и их особенности.



Источники аграрного права - это результат правотворчества государственных органов как внешнее выражение воли народа, закрепленной в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах, а также локальных актах сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулирующих аграрные отношения в процессе сельскохозяйственного производства, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции. К источникам трудового права относятся законы, подзаконные акты, постановления, положения, правила, инструкции, примерные уставы, уставы. Рабинович различает внутреннюю форму нормы права - способ внутренней организации содержания нормы (т.е. ее структуры) и внешнюю - способ ее объективации, внешнего выявления, материальной фиксации. К видам внешних форм (источников) права П. М. Рабинович относит: правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт. В современных условиях в аграрном источники аграрного права имеют форму нормативно-правовых актов и нормативно-правовых договоров. Нормативно-правовых актов по юридической силе относятся законы и подзаконные акты. Закон - это такой нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, который регулирует важнейшие общественные отношения, выражающее волю и интересы большинства населения и имеет высшую юридическую силу относительно всех других нормативно-правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты - это такие нормативные акты компетентных органов, которые выдаются на основании закона, в соответствии с ним и для его выполнения. Характерной особенностью отрасли права является наличие кодифицированных актов: законов и кодексов, в которых помещены правовые нормы и институты права, характерные для определенной отрасли права. Источники аграрного права как комплексной отрасли права имеют свои особенности. Так, в нормативных актах, касающихся аграрного права, содержатся нормы, которыми регулируются как аграрные отношения, так и отношения других отраслей права - земельного, хозяйственного, административного, трудового и др.. Например, ЗК регулирует земельные отношения. Вместе с тем главы и статьи ЗК, которыми регулируются отношения с правового режима земель сельскохозяйственного назначения, касающиеся как земельного, так и аграрного права. Отдельные нормы аграрного законодательства относятся к частному, а некоторые из них - к публичному праву. В аграрном законодательстве большей степени, чем в других отраслях, содержатся нормы публичного права. Среди них можно назвать Закон Украины от 10 июля 1996 г. "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе", в котором наряду с гражданско-правовыми нормами по вопросам приватизации являются нормы, имеющие административный (публичный) характер. Таковы, например, статьи Закона, которыми определяются льготные условия выделения долей в государственном имуществе для руководителей и специалистов государственных сельскохозяйственных предприятий. В других законах ощущается государственное влияние на порядок государственных закупок зерна, на выделение и продажу для сельскохозяйственных товаропроизводителей с \ х техники, горючего, энергоносителей и др.. Отдельную группу законов и нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы частного и публичного права, составляют акты, которыми устанавливаются специальные правила по стабилизации агропромышленного производства, формирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, меры государственной поддержки с \ х товаропроизводителей, совершенствования организационной структуры государственного управления и местного самоуправления в АПК. Одним из таких актов является Закон Украины от 4 июля 2002 г. "О зерне и рынке зерна в Украине". К источникам трудового права относятся и законы, которыми решаются вопросы развития сельскохозяйственной кооперации и социального развития. Таковы, например, Закон Украины "О сельскохозяйственной кооперации".

Конституция и Законы Украины как источники аграрного права.

Конституция 1996 г. как Основной закон государства окончательно закрепила правовой статус государства Украина, определила основные направления развития политической и правовой систем, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления, основные политические, экономические и социальные права граждан, установила право государственной, коммунальной и частной собственности граждан и право собственности юридических лиц. В ней определен правовой статус и полномочия ВР, Президента, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 8 КС, в Украине признается и действует принцип верховенства права, КС имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе КС и должны соответствовать ей. Нормы КСе нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании КС гарантируется. Все нормы КС источниками конституционного права. Вышеперечисленные положения ст. 8 КС свидетельствуют, что КС, с одной стороны, нормой прямого действия, а с другой - юридической основой для формирования и развития правовой системы Украины. КС Украины должна быть положена в основу всех законов, которые ей должны соответствовать. Из этого следует, что она является первоисточником всей правовой системы и каждой отрасли права. Нормы законов каждой отрасли права, в частности аграрного, должны рассматриваться сквозь призму КС Украины. Они являются источниками отрасли аграрного права в той мере, в какой они соответствуют КС. Если законы, другие правовые акты или их отдельные положения или отдельные статьи законов, касающихся аграрного права, не соответствуют КС, по решению КСУ они, согласно ст. 152 КС, признаются неконституционными и утрачивают силу со дня принятия КСУ решения об их неконституционности. Итак, законы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся аграрного права, являются источниками аграрного права, поскольку отвечают КС.Можно условно выделить следующие группы законов Украины, касающихся АПК: 1) унифицированные акты об организационно-правовой перестройку структуры АПК, аграрную реформу и создание эффективных товаро-производителей сельскохозяйственной продукции. К этой группе относятся законы, касающиеся организационной перестройки в АПК: "О коллективном с \ х предприятие", "О с \ х кооперации", "О личном крестьянском хозяйстве", а также законы Украины от 10 апреля 1992 г. "О потребительской кооперации "и от 20 декабря 2001 г." О кредитных союзах ", 2) унифицированные акты законодательства о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения и земельной реформе 3) унифицированные акты законодательства о селекцию, семеноводство, животноводство и мелиорацию земель: законы Украины от 26 декабря 2002 г. "О семенах и посадочном материале", от 6 февраля 2003 г. "О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них", от 15 декабря 1993 г. "О племенном деле в животноводстве", от 25 июня 1992 г. "О ветеринарной медицине". Эффективность аграрного законодательства обеспечивается сочетанием унификации и дифференциации в процессе его развития. Дифференцированные акты аграрного законодательства - это нормативно-правовые акты, которые разрабатываются с учетом различий в статусе субъектов аграрного предпринимательства. Дифференцированными являются следующие законы: "О зерне и рынке зерна в Украине", "О семенах и посадочном материале", "О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них" и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.004 с.)