ТОП 10:

Фонетическое членение речи. Проблема слогораздела.



Речевой поток разделяется паузами, это разделение обусловленно, с одной стороны, фразами человеческого дыхания, с другой стороны, своеобразием символа (паузы – элемент интонации).

Речь членится паузами на фразы, такты, фонетические слова, слоги.

Фраза – наиболее продолжительный отрезок речи, границы которого определяются относительной законченостью сообщения, резким понижением голоса и значит паузой (//)

Фонетическая фраза (ед. речевой степени) не совпадает с предложением (еденица синтаксиса).

Фф по протяженности может включать в себя несколько предложений или может быть меньше предложения.

*Ночь./ Улица./ Фонарь./ Аптека.//

Бессмысленный и тусклый свет.//

Границы м-ду фразами и тактами обусловлены смысловыми акцентами, которые расставляет говорящий, поэтому допускаются определенные варианты в членение речи на фразы и такты.

Такт– отрезок речевой цепи внутри фразы, может включат в себя слово или группу слов.

Такты отделяются друг от друга незначительными паузами.

Иногда членение на такты может изменить смысл высказывания.

*Казнить/ нельзя помиловать.

Казнить нельзя/ помиловать.

Фонетическое слово – группа слогов, объединенных одним ударением. Фонетический отрезок может совпадать со словом как лексической еденицей, а может включать в себя несколько слов.

Как правило это сочетание значимого слова со служебными словами.

Слог – наименее произносимая еденица.

Существует ли слог?

Слог не явл еденицой языка, кроме тех языков, в которых слог совпадает с фонемой.

Аргументы в пользу слога:

На ранних этапах развития, речь носит исключительно слоговой характер.

Афозия – нарушение речи, речи, связанное с повреждением головного мозга.

Изучен такой тип афрозии, когда происходит нарушение образования слогов => необходимо признать реальность слога как минимального произносительные еденицы.

Стуктура слога: слог состоит, как минимум, из одного элемента – слоговой элемент, это как правило гласный, но иногда слоговой согласный.

Неслоговой элемент – согласные неслоговые глаголы.

Типы слогов:

1.По начальному элементу: прикрытые(начиная с неслогового) и неприкрытые(начиная со слогового)

2.По конечному элементу: открытые и закрытые

3.Особый тип слога: Дифтонг (трифтонги)

 

 

Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая Л. Рудэ, А. Абеле и М. Граммоном и наиболее полно развитая Л. В. Щербой. Эту теорию принято называть теорией мускульного напряжения. В соответствии с ней произносительная неделимость слога обусловлена тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Каждый импульс состоит из трех фаз: усиление напряжения, его максимум и ослабление. Если импульс напряжения распространяется более или менее равномерно на все органы произношения (включая и дыхательные), то в слоге будет наблюдаться и усиление звучности, и увеличение воздушности, и повышение основного тона голоса. Каждый согласный может произноситься либо как сильноконечный (т.е. с постепенным усилением мускульного напряжения), либо как сильноначальный, (т.е. с ослаблением напряжения), либо как двухвершинный (с ослаблением в середине). В первом случае граница идет проходить перед согласным, во втором — после него, в третьем — внутри него.

17. Просодические средства языка.

ПРОСОДИЯ ЯЗЫКОВАЯ, совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, бóльшим по продолжительности, чем отдельный сегмент, – к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению. Соответственно, для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации. Отличие же языковой просодии от поэтической заключается в том, что первая является важным элементом организации языка в целом, тогда как вторая предстает как специальное средство, используемое лишь при выполнения языком его поэтической функции.

 

Слоговые тоны.

Наиболее распространенным просодическим признаком слога является тон. Языки, которые используют различие слоговых тонов для передачи смысловых противопоставлений, никоим образом не являются редкостью: на них говорит почти половина населения земного шара. Детальная классификация тональных систем была предложена в конце 1940-х годов американским лингвистом К.Пайком.

 

ПРОСОДИЯ СЛОВА

Цепочки слогов, составляющих слово, в большинстве языков объединяются в некоторую цельную структуру. Полнозначные слова в современных европейских языках имеют ясную ритмическую организацию: один из слогов фонетически выделен (является ударным), а другие уступают ему по силе (являются безударными). Таким образом, звуковой поток членится на некоторые ритмические кванты, объединенные вокруг ударных слогов. Имеются и другие средства фонетической интеграции слова, а тем самым – и отделения его от соседей. Чаще всего это тембровые просодии, охватывающие слово как целое, однако наиболее типичным просодическим средством словесного уровня является все же ударение.

 

УДАРЕНИЕ

 

Размещение и функции.

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пúли – пилú, зáмок – замóк и т.п. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водá – вóду, стéны – ). Более ограниченные акцентные возможности имеет английский язык. Как и в русском, ударение в нем разноместное, из чего следует возможность противопоставления пар типа: ўsubject 'предмет' – subўject 'подчинять', ўdesert 'пустыня' – deўsert 'дезертировать'; английское ударение может изменяться также и при суффиксальном словообразовании: ўsensitive – sensiўtivity. Однако словоизменительные возможности английского языка невелики, и изменения ударения при словоизменении не происходит.

 

18. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы.

Обычная речь состоит не из изолированных звуков, а представляет собой непрерывный речевой поток, т. е. сочетание звуков. При этом артикуляция одного звука накладывается на артикуляцию соседнего звука. Между соседними звуками возникает взаимодействие, которое выражается в том, что артикуляция предшествующего звука приспосабливается к артикуляции последующего звука, или наоборот, артикуляция последующего звука приспосабливается к артикуляции предшествующего звука.

 

Артикуляция каждого звука состоит из одновременной работы нескольких органов речи. Работа каждого из них (например, голосовых связок, языка, губ и т. д.) не прекращается по окончании реализации данного звука, а продолжается при образовании следующего звука. Поэтому в потоке речи начало и конец работы того или иного органа речи не обязательно совпадает с началом и концом произнесения того или иного звука. Обычно подготовка органа речи к произнесению следующего звука может начинаться раньше, чем закончился предшествующий звук. Таким образом, звуки в потоке речи оказывают влияние друг на друга. Механизм этого влияния имеет артикуля-ционно-физиологический характер, однако регулируется он языковой системой. Артикуляционно-физиологические факторы действуют только в тех случаях, когда они не приводят к помехам в коммуникации. Так, например, в русском языке отсутствуют придыхательные согласные как самостоятельные фонемы, и поэтому придыхание может сопровождать произношение любого смычного шумного согласного, что является недопустимым в тех языках, где придыхательные функционально противопоставлены непридыхательным.

 

Совокупность условий, в которых реализуются и взаимодействуют звуки в потоке речи, образуют фонетические позиции.

 

Фонетические процессы

 

Звуки подвергаются взаимовлиянию и изменяются в зависимости от места, которое они занимают в составе слова. Изменения звуков связаны с их положением или позицией в слове. Такие изменения называются позиционными изменениями. Существуют несколько типов позиционных изменений.

Редукция - это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах. Выделяются две разновидности редукции:

а) количественная. Означает, что согласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: суп - супы;

б) качественная. При качественной редукции происходят такие изменения гласного, при котором он изменяет свои качества. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э: дом - дома.

 

Фонетические процессы и их развитие

В процессе исторического развития и речевого функционирования фонемы подвергаются изменениям. Будем рассматривать изменения фонем исторические и функциональные.

Историческими называются исчезновения одних фонем и появление других в системе языка.

В последствии в др. русском языке присутствовали слабые гласные, обозначающиеся буквами ъ (ер) и ь (ерь), а так же гласный, обозначающийся буквой ħ (ять). Все эти фонемы исчезли. В др. русском языке развилась противопоставление твёрдых фонем мягким, в результате чего количество фонем резко возросло.

Функциональные изменения фонем в отличии от исторических свойственны языку определенного исторического периода и наблюдаются не во все времена, в речевом потоке конкретно. Функциональные изменения фонем называются действующими звуковыми единицами или сложившимися в языке традициями. Чередования фонем являются функциональными изменениями.

Чередование фонем бывают либо комбинаторными или позиционными. Комбинаторные изменения фонем вызываются взаимным влиянием фонем и объясняются связанностью изменений выдвигаются три больших типа:

аккомодация;

ассимиляция;

Диссимиляция.

Артикуляция каждого звука складывается их трех этапов:

Экскурсия — это движение органов речи и состояние покоя к рабочему положению;

Выдержка — это положение органов речи, при котором произносится тот или иной звук;

Рекурсия — это возращение органов речи в исходное положение.

Аккомодация— это своеобразное приспособление одних звуков к другим. Обычно, когда говорят об аккомодации, имеют ввиду влияние гласных на произношение согласных на произношение гласных

Ассимиляция — это акустическое и артикуляционное употребление одного звука другому в речевом потоке, т.е. приобретение фонетического сходства. Если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: шуба — шубка.

По степени употребления бывают:

полная ассимиляция;

частичная ассимиляция — употребление звуков не по всем признаком, а частично.

Диссимиляция — явление, противоположное ассимиляции — это расподобление звуков, т.е. утрата ими общих фонетических признаков. Диссимиляция свойственна живой ненормативной, т.е. неупорядоченной строгими правилами литературного языка, речи.

Разновидностью ассимиляции является сингармонизм гласным. Этот процесс свойствен тюрской семье языков. Сингармонизм гласных — это подобление гласных в афиксах гласному в корне.

Другие комбинаторные изменения.

Особым типом комбинаторных изменений фонем является метатеза или перестановка звуков, которая обычно наблюдается при усвоение взаимственных слов.

В разных языках наблюдается гаплалогия, или выпадение одного из одинаковых звуков или слогов.

Нередко встречаются такие фонетические явления, как эпентеза — это вставка того или иного звука в слове.

Протеза — это приставка звуков в начале слова: осень — восемь.

Нередко встречается и диэреза — это пропуск согласных звуков групп сочетаний согласных: сердце.

Фонема и звук.

Звуки в языке существуют и развиваются сами по себе, а значения – сами по себе, связь звуков и значений ограничивается ассоциацией, т. е. механическим сцеплением. При таких воззрениях единство языка как целостного явления распадалось, а фонетика отдавалась естественным наукам, и звуки речи изучались только акустически и анатомо-физиологически как объекты, стоящие в ряду других природных звуков. Тем самым язык, явление общественное и не подлежащее ведению естественных наук, лишился своей материальной звуковой базы, той «природной материи», без чего язык существовать не может.

Чтобы не разрывать единства языка и изучать его в своем качестве, надо было понять звуки речи не как физическое явление, а как явление общественное. Такое понимание пришло в науке от теории фонем, или фонологии.

 

Фонемы– это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов.

Прежде всего каждая фонема противопоставлена нулю, т. е. отсутствию данной фонемы, ср. такие пары слов, где различение достигается именно этим способом: скот – кот, волк – вол, волок – волк, долог – долг, убор – бор, стула – стул, дара – дар, пара – пар и т. п. Первые пять примеров различают разные слова наличием или отсутствием согласной или гласной; шестой и седьмой примеры также различают формы одного слова (или словоформы), а восьмой пример – в одном противопоставлении различают слова (пара гнедых и горячий пар), а в другом противопоставлении – формы одного слова (вижу пар и не вижу пара). На противопоставлении наличия фонем и их отсутствия в парадигме словоформ основаны так называемые нулевые формы в грамматике.

Фонемы – минимальные единицы языка, так как разделить их дальше так, как можно делить предложение, – на слова, слова – на морфемы и морфемы – на фонемы, т. е. на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы, – нельзя.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.194.190 (0.012 с.)