Товарооборот РФ-ЕС, млрд долл., Юнктад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарооборот РФ-ЕС, млрд долл., Юнктад



Рисунок 2.10 Зависимость экспорта транспортных услуг РБ от товарооборота РФ – ЕС

Примечание – Источник: [8]

 

 

млн.долл.

1400 y = 7,163x + 338,96

1200 R2 = 0,968

 


50 100 150

 

Импорт РФ из ЕС, млрд. долл., Юнктад

Рисунок 2.11. Зависимость экспорта транспортных услуг (ж/д и автомобильных) от импорта Российской Федерации из Европейского союза

Примечание – Источник: [8]

Как показывают рисунки 2.10, 2.11, экспорт РБ транспортных услуг прямо зависит от товарооборота России и ЕС, а экспорт автотранспортных и железнодорожных грузоперевозок от импорта России из ЕС (российский экспорт в ЕС идет в основном по трубам). Более точно с каждого миллиарда стоимости российского импорта из ЕС белорусские грузоперевозчики получают примерно 7,163 млн. долл. Это небольшая цифра. Однако следует учитывать, что:

а) часть европейского импорта в РФ идет через Украину, страны Балтии, Финляндию, порты в районе Санкт-Петербурга. По оценкам экспертов белорусская доля в транзитных грузопотоках РФ – ЕС в кризисный и посткризисный период увеличилась с 60 % до 70 % за счет уменьшения доли балтийских государств;

б) значительная часть грузопотока обслуживается российскими и европейскими перевозчиками.

Если до 2009 года экспорт грузовых транспортных (авто и ж/д) услуг РБ составлял 0,72 % от российского импорта из ЕС – см. рисунок 10, то, начиная с 2010 года, он начал зависеть еще от существенно выросшего транзита Калининград – Россия и грузопотоков в Казахстан и другие страны Средней Азии, а также потоков в направлении Украина – страны Балтии. Согласно долгосрочным прогнозам следует ожидать значительного роста грузопотоков из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь в ЕС. Его может снизить только стремительное развитие российских портов Усть-Луга, Приморск, Высоцк и транспортной инфра- структуры, ведущей к этим портам.

Рост грузопотоков ЕС – Азия. Основной экономический интерес РБ при создании ТС – развитие транзитных возможностей, т. е. увеличение экспорта транспортных услуг на базе создания в РБ сети логистических центров. Перенос контроля с белорусско-российской и российско-казахстанской на внешнюю границу ТС сократит время прохождения контрольных операций и уменьшит логистические расходы (оцениваются в 50 млрд. долл.) на пути товаров через территорию стран ТС из ЕС в страны Азии и наоборот. Партнерство России, Казахстана и Беларуси может изменить конфигурацию перевозок между ЕС и Азией. Следует учитывать, что в связи с принятыми планами по развитию западного Китая китайские логисты уже проявляют активность по развитию сухопутных транспортные связей между Азией и Европой.

Сухопутный транзит через территорию ТС товарооборота ЕС и Китая (всего около 0,5 трлн. долл.), а в целом государств Азиатско-Тихоокеанского региона – это еще 0,5 трлн. долл.) составляет пока менее чем 1%. Пока практически весь объем грузов доставляется морским транспортом через Суэцкий канал. Однако активные действия стран ТС по увеличению этой доли – сверхактуальная задача. К 2015 году доходы от грузового транзита ЕС – Китай стран ТС оцениваются в 60 млрд. долл.

Определенный риск для Беларуси могут создать намерения России замкнуть строящийся автомобильный маршрут Китай – Казахстан – Россия на Санкт-Петербург. Беларуси нужно приложить определенные усилия, чтобы вторая ветка этой трассы пошла в Калининград. В октябре 2009 г. в ходе первого Евроазиатского транспортного форума ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали в Вильнюсе декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток-Запад.

Таблица 2.12 Товарооборот ЕС с государствами ТС и Китаем (млрд. долл.)

Страна              
               
РБ РФ 3,9 67,9 10,9 183,1 14,1 16,8 285,4 385,3 15,8 239,2  
РК Сумма (ТС с 2010 г.) 14,2 86,0 15,9 209,9   23,7 279,8 27,5 329,7 29,1 437,4 28,8 283,8  
Китай 94,3 277,2 343,5   505,3 440,6  

Примечание – Источник: [12]

 

Выгоды от обработки транзитных грузопотоков. Конкуренция среди ТЛЦ, работающих с транзитными грузопотоками, долгое время будет оставаться на низком уровне из-за высокого транзитного потенциала Беларуси. В таблице 13 приведены данные по транзиту продукции через Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом.

Таблица 2.13 Транзит продукции через Беларусь

Транзит продукции, млн. тонн          
           
Автомобильный транспорт 1,7 17,6 1,5 8,4 47,1
Ж/д транспорт 46,3 49,3 50,6 46,6 62,9
Всего по этим видам транспорта 48,0 51,1 52,1    

Примечание – Источник: [13]

 

Данные свидетельствуют, что объем грузоперевозок (вместе с внутренними) по железной дороге растет вдвое медленнее, чем перевозки автомобильным транспортом. Поэтому удельная доля в грузоперевозках автотранспорта растет и достигла 17 % (с учетом всех видов транспорта, включая трубопроводный 48 %).

Структура транзитных грузопотоков. Из РФ в ЕС, кроме нефти и газа, которые следуют по трубопроводам, самыми экспортируемыми являются товары групп 3 и 6: топливо, смазочные материалы и промышленные товары, классифицированные по сырью. Эта экспортная продукция из РФ поставляется в страны ЕС, либо непосредственно через Беларусь в основном железнодорожным транспортом, либо в морские порты балтийских стран через Беларусь, как, например, транзитный грузопоток каменного угля с Западно - Сибирской дороги или сырой нефти со станции Жеча Московской железной дороги. Обслуживание такой продукции групп 2, 3 и 6, как необработанный никель и алюминий, незавершенная продукция из железа и несплавной стали, нерудная продукция, уголь, кокс и брикеты, грубая необработанная древесина требует открытых специально оборудованных площадок под навесами или закрытых складских помещений класса «С» с обязательным размещением около железнодорожных узлов и наличием подъезда по железной дороге. Из стран ЕС в Китай экспортируется, в основном промышленная продукция товарной группы 7: электрические устройства, оборудование и аппаратура, дорожные транспортные средства, электрические генераторы и оборудование, профессиональное научное оборудование. Такая же продукция экспортируется и в европейскую часть СНГ, поэтому, обладая определенными складскими площадями, владельцы ТЛЦ и логоператоры могут группировать эти два направления в своей деятельности, получая прибыль за счет эффекта масштаба. Обслуживание грузов из Китая в ЕС в белорусских ТЛЦ маловероятно. Возможно только строительство в белорусских СЭЗ сборочных китайских производств, как это делает китайская компания «Midea» с «Горизонтом». Широкий ассортимент экспортной китайской продукции в Беларусь товарных групп 6, 7, 8 может способствовать специализации ТЛЦ в этом направлении – это обслуживание следующих товаров: телекоммуникационные и звукозаписывающие устройства, офисные машины и машины автоматической обработки данных, электрические устройства, оборудование и аппаратура, одежда, обувь, игрушки, сувениры.

Угрозы реализации транзитного потенциала Беларуси. Выполнение трудных целей и задач реализации транзитного потенциала (Транзит-2015) и экспорта транспортно-логистических услуг (Логистика-2015) будет осложнено двумя факторами:

1) возможным снижением доходов от транзита нефти и газа, связанных с завершением в 2011 году 1-й ветки (мощность 27,5 млрд. м3) газопровода «Северный поток» и в 2012 году нефтепровода БТС-2;

2) активными действиями России по улучшению железнодорожной инфраструктуры на подходе к портам Приморск, Усть-Луга, Высоцк.

Постепенное существенное увеличение транзитных грузопотоков через РБ, вызванное созданием ТС, не обязательно приведет к резкому увеличению объема оказываемых в стране логистических услуг. Это связано с тем, что рынок международных перевозок постепенно консолидируется, все большую его часть захватывают крупные международные и российские логоператоры. В Беларуси процесс передачи производственными и торговыми компаниями логистических услуг на аутсорсинг 3PL и 4PL- провайдерам только начинается. В совокупности эти два процесса могут привести к тому, что транзитные грузопотоки автомобильного транспорта будут, в основном, контролировать крупные иностранные логоператоры с комплексным пакетом услуг клиентам «от двери к двери» и «точно в срок», которые в случае необходимости будут привлекать для перевозок небольшие белорусские транспортно-экспедиционные компании. Крупные логоператоры будут иметь статус уполномоченного экономического оператора и не будут нуждаться в услугах сопровождения и таможенных услугах.

Вывод – спрос на таможенные услуги будет сокращаться, его будут предъявлять случайные разовые импортеры и экспортеры [5].

Компания «Кайрос транс» предлагает своим клиентам целый комплекс профессиональных услуг, объединенных под общим названием – экспедирование грузов. Сюда, в частности, относятся подготовка и непосредственно перевозка грузов, а также их сопровождение и документальное оформление. Грамотно организованное экспедирование грузов включает в себя непрерывный мониторинг, благодаря чему появляется возможность гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, подразумевая, в том числе форс-мажорные, обеспечивая тем самым сохранность груза и оперативные сроки доставки.

Экспедирование грузов является необходимой услугой тогда, когда речь идет о дорогостоящих или опасных грузах, перевозку которых требуется тщательно контролировать. Поскольку «Кайрос транс» стремится обеспечить максимально надежную и сохранную перевозку, экспедирование грузов представляет собой одну из приоритетных сторон деятельности компании. Важно и то, что в любой момент клиент имеет возможность получить полную информацию о местонахождении и состоянии своего груза.

В этих условиях логистическая инфраструктура является существенным стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности государства и предпринимателей. Ее роль основного носителя товаров и информации во внешнеторговой деятельности и мировом экономическом пространстве определяет необходимость развития международной логистики.

Благодаря IT глобализация происходит стремительно, и товарообмен между разными странами растет быстрыми темпами. Рост товарного обмена подталкивает транспортно-логистических операторов постоянно улучшать и расширять свой портфель транспортных услуг.

Компания вот уже более 3 лет успешно осуществляет доставку всех видов техники и транспорта (самоходного, прицепного и специального) во всех направлениях, по всей территории Европы.

Существует несколько условий доставки, которые существенно влияют на способ доставки транспорта (порожним, с попутной загрузкой грузов или в разобранном виде), на время и естественно на стоимость оказываемой услуги. Каждый заказ клиента рассчитывается в индивидуальном порядке.

Комплексное обслуживание, полное документальное сопровождение транспортировки, решение всех вопросов, возникающих в пути.

Сфера услуг все больше начинает занимать устойчивые позиции в мировой экономике. В Республике Беларусь приоритетное значение в развитии услуг отдается транспорту. Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок. Вместе с тем, доля белорусских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг уменьшается год от года. Выгодное местоположение Республики Беларусь, развитие внешнеторговых отношений с ЕС, а также потеря доли рынка побуждает к совершенствованию транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, диктует новые условия развития транспортного комплекса. Важнейшими тенденциями развития комплекса транспортных услуг являются: усиление роли логистики и экспедиторской деятельности в транспортном процессе; комплексный подход в организации перевозок, развитие ТЛЦ; использование различных видов транспорта в доставке одной партии товара; контейнеризация грузов; увеличение объемов контрейлерных перевозок. Несомненно, главную роль играет развитие транспортной логистики в республике. Прежде всего, логистика подразумевает слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель ее – экономия затрат. Нет экономии – нет и принципов логистики. В данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно – это и недостаточное информационное обеспечение и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, в общем и целом – отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока. Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке торговых путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья, все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции на рынке международных перевозок грузов. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Наиболее крупным из решений стала принятая программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года. Этой программой определенно создание 18 транспортно - логистических центров. Для формирования транспортно - логистических центров особое внимание уделяется трем основным аспектам: поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в строительство и эксплуатацию логистических центров в ходе проведения международных выставок, конгрессов, форумов, семинаров транспортно - логистической тематики и встреч с инвесторами. Из всего этого можно сделать вывод, что принимаемые меры по развитию и совершенствованию транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также интеграцию Беларуси в европейскую транспортную систему. Предстоит еще большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса, поиску источников финансирования и механизмов реализации разработанных программ и мероприятий [17].

Комплексное исследование рынка проводится для определения стратегии развития предприятия. Однако для этого, кроме знаний о рынке, товаре, потребителях и конкурентах, необходимо выявление сильных и слабых сторон предприятия. Такой анализ называется анализом SWOT по первым буквам английских слов: strengths – сильные стороны (потенциал), weakness – слабые стороны (недостатки), opportunities – возможности и threats – угрозы, опасности. Такой анализ включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации с выделением возможностей и угроз.

К возможностям внешней среды относят:

– ускорение роста рынка;

– выход на новые рынки или сегменты рынка;

– увеличение ассортимента производимой продукции;

– расширение производства;

– благоприятную политику правительства;

– налоговые льготы;

– доступность внешних инвестиций;

– спокойное поведение конкурентов.

К угрозам внешней среды относят:

– замедление роста рынка;

– изменение потребностей вкусов покупателей;

– рост продаж замещающего продукта;

– появление новых конкурентов;

– сокращение платежеспособного спроса населения;

– рост цен у поставщиков;

– неблагоприятную политику правительства.

К сильным сторонам внутренней среды организации относят:

– хорошее знание рынка;

– лидирующие позиции на рынке;

– наличие инновационных разработок;

– преимущества в области издержек;

– адекватные финансовые ресурсы;

– доступ к дешевым ресурсам;

– высокий уровень техники и технологии;

– высокую квалификацию, компетентность кадров;

– хорошую репутацию фирмы;

– конкурентные преимущества.

К слабым сторонам внутренней среды организации относят:

– неразвитость маркетингового обеспечения;

– слабое знание рынка;

– отставание в области исследований и разработок;

– устаревшая техника и технология;

– недостаточные финансовые ресурсы;

– отсутствие квалифицированных кадров по ряду направлений деятельности.

После составления списка возможных сильных и слабых сторон проводят их сравнение и определяют, что требует первостепенного внимания, и на что следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.

В процессе маркетингового анализа среды составляется перечень сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей с указанием вероятности наступления данных событий и уровня последствий для фирмы в результате этих событий. Затем строится так называемая матрица SWOT (таблица 2.14),в которую включаются результаты анализа внешней и внутренней среды.

Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение.

В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждение за все услуги.

Обостряющаяся конкуренция на рынке международных транспортных услуг требует новых подходов к развитию транспортных отношений, созданию новых технологий, повышению качества предоставляемых услуг. При этом под качеством на сегодняшний день понимается не только доставка товара «точно-в-срок» до места назначения.

 

 

Таблица 2.14 - Матрица SWOT

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ВОЗМОЖНОСТИ "O" — OPPORTUNITIES УГРОЗЫ "T" — THREATS  
  1.Растущий рынок; 2. Возможности быстрого роста; 3. Наличие новых привлекательных географических рынков; 4.Появление новых технологий. 1.Высокая конкуренция; 2.Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства; 3. Дефицит специалистов; 4. Угроза поглощения более крупной компанией.    
В Н У Т Р Е Н Н Я Я С Р Е Д А ПРЕИМУЩЕСТВА «S» — STRENGTH НЕДОСТАТКИ «W» — WEAKNESS  
  1. Лидерство на рынке; 2. Команда высококвалифицированных специалистов; 3.Опыт; 4.Сотрудничество с крупными компаниями; 5. Положительная репутация у клиентов 1. Недостаток финансовых средств (оборотных и для осуществления стратегических инициатив) 2. Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности. 3. Высокие издержки 4. Слабая маркетинговая политика  
         

Примечание: Источник – собственная разработка автора.

 

Транспортные компании вынуждены предоставлять комплексные (сопутствующие) услуги, обеспечивающие потребителям снижение затрат и стоимости доставки. Рост международных перевозок в мире также вызывает необходимость в разработке эффективных схем доставки грузов. Вместе с тем, темп роста сопутствующих услуг намного превышает темп роста транспортных услуг. Оказание сопутствующих услуг в полной мере способны обеспечить транспортно - логистические центры, получившие распространение за рубежом и формирующиеся в странах СНГ.

В Республике Беларусь активно развивается транспортно – логистическая сфера, однако все изменения регулируются государством. Компания ООО «Кайрос транс» имеет большую конкуренцию, но у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Однако у компании есть и недостатки, такие как, высокие издержки, непостоянство денежных средств, слабая маркетинговая политика. На этих недостатках руководство компании должно сосредоточить свое внимание для достижения хороших результатов своей деятельности [10].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.037 с.)