Исследование рынка транспортных услуг ООО «Кайрос Транс»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование рынка транспортных услуг ООО «Кайрос Транс»



В экономике каждой страны логистические услуги занимают значимое место (по данным около 12– 13 % ВВП, что отражено на рисунке 2.6). В отдельных странах эта цифра достигает 20–25 % ВВП либо из-за того что логистические операции не оптимизированы (ими занимается сам производитель, как в большинстве случаев происходит сегодня в РБ), либо из-за того, что страна имеет важное транзитное положение как Германия или Беларусь и чистый экспорт транспортных услуг дает значительную прибавку ВВП. В экспорте услуг транспортные составляют у ФРГ 30 %, у РБ около 70 %. На рисунке 6 представлена значимость логистики для РБ. В Беларуси наблюдается значительное отставание в развитии логистики. Об этом свидетельствует показатель транспортоемкости экономики: для производства 1 долл. ВВП требуется примерно 3 т/км, в то время как в странах ЕС в среднем 0,3 т/км. Правда, в России этот показатель в 3 раза выше, чем в Беларуси (территориальная разобщенность и ресурсный «тяжелый» ВВП дают негативный эффект).


трлн. долл.

 

 

 

 

             
  мировой ВВП   логистика 12-13 % мирового ВВП    
         
         
         
         
         
         
         
     
 
         
  трлн. руб        
12,5      
       
         
         
         
         
    0,9    
         
  мировая торговля мировой экспорт транспортных услуг, 7.2% от мировой торговли  
       

 

Рисунок 2.6. Место логистики в мировой экономике в 2013

Примечание – Источник: [9]

 

По мнению Всемирного Банка в государствах – членах ЕвразЭС, в том числе Беларуси, высокий уровень логистических издержек обусловлен следующими факторами: неэффективное использование грузового автотранспорта (согласно оценкам экспертов, его средняя производительность в 4 раза ниже по сравнению с развитыми зарубежными странами); значительная доля парка автомобилей характеризуется низким техническим уровнем, высокой степенью изношенности в эксплуатации, несоответствием структуре перевозимых грузов и другим эксплуатационным требованиям; недостаточное развитие логистических систем, слабая координация работ при осуществлении смешанных перевозок с участием других видов транспорта; отсутствие эффективных перевозочных технологий в грузообрабатывающих узлах и на междугородных маршрутах обусловили значительное сокращение использования большегрузных автотранспортных средств и неадекватное увеличение на этих перевозках малотоннажного автопарка, при полной ликвидации системы загрузки порожних автомобилей грузом в попутном или обратном направлении.

 
 
 
         
             
  трлн. руб        
             
       
         
         
           
           
           
           
      19-20    
  20        
    ВВП        
      логистика-12% ВВП (транспортный сектор = 7-8% ВВП)  
         

 

           
           
       
млрд. долл.        
     
     
         
         
         
    3,006    
       
  товарооборот РФ-ЕС   экспорт транспортных услуг, 5,2% от товарооборота РФ-ЕС    
       
       
           

Рисунок 2.7 - Место логистики в белорусской экономике, 2014

Примечание – Источник: [9]

 

Для эффективной организации внутренних грузопотоков небольшой страны, как РБ, не требуется большое количество ТЛЦ, не будут велики доходы от логистической системы обслуживания внутренних грузопотоков. Конкуренция на рынке внутренних грузопотоков РБ будет высокая и соответствующая логистическая инфраструктура достигнет требуемого уровня без значительных дополнительных усилий. Развитие внутренней логистики сдерживает отсутствие современных ТЛЦ.

Таблица 2.5 - Факторы, препятствующие эффективному функционированию логистики в РБ

Степень значимости препятствующего фактора Инфраструктура для торговли Количество и предложение логистических услуг Модернизация ключевых таможенных и пограничных процедур Интеграция пограничных служб Содействие региональным связям и транзит
Значительный Недостаточность складских помещений класса А и В, оборудованных системой температурного контроля Низкий уровень логистики третьей стороны современных услуг Недостаточность консолидированных перевозок (услуг по перевозкам при неполной загрузке транспортного средства) Ограниченный объем ПИИ в секторе Таможенное оформление импортных поставок, в основном в бумажной форме с постепенным внедрением электронного декларирования Техническая сертификация товаров, санитарная, фитосанитаная сертификация, контроль «Нулевая терпимость» таможенных органов: потенциально является главной проблемой в Таможенном союзе
Средний Пропускная способность железной Дорогие Телекоммуникации Отсутствие прямого доступа к морскому транспорту Неэффективная система резервирования вагонов Потенциальные усовершенствования в системе взаимодействия пограничных служб с внедрением автоматизированной системы
Незначительный Дорожная инфраструктура Возможности автотранспорта Оформление экспортных поставок TIR
             

Примечание - Источник: [9]

 

Экспорт логистических услуг.

РБ является транзитным элементом в торговле между ЕС и РФ. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы, Скандинавии и Балтии со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с северо-западными регионами России, проходят через территории РБ. В таблице 2.6 приведена динамика роста экспорта РБ грузовых транспортных услуг, из которой видно, что экспорт услуг грузового автомобильного транспорта в течение 15 лет с 1995 года вырос в 11 раз, рост составлял почти 18% в год.

Таблица 2.6 Экспорт РБ грузовых транспортных услуг (млн. долл.)

Вид услуги
Транспортные услуги грузовые 1133,1 6860–7080
в том числе грузовой железнодорожный 401,5
грузовой автомобильный
грузовой воздушный 13,1 70-74
Трубопроводный 430,5

Примечание - Источник: [9]

 

К экспорту транспортных услуг относятся перевозки и сопутствующие логистические услуги, осуществляемые транспортной компанией – резидентом республики для нерезидента, независимо от того, выполняются ли они за пределы Республики Беларусь, в Республику Беларусь, по ее территории или транзитом. Структура экспорта имеет следующий вид: транзитных грузов перевозки, перевозки экспортных грузов и внутренние перевозки для нерезидентов. Если белорусская транспортная организация выполняет услуги по перевозке импорта и заказчик нерезидент, то данная услуга, как правило, входит в стоимость контракта и не относится к экспорту транспортных услуг. Если заказчик резидент, то это, естественно, также не экспорт транспортных услуг (иногда это импортозамещение).

Индекс «Международная торговля» рейинга DB-2011. При расчете места по индексу «международная торговля» ВБ в расчет принимает с равным весом три показателя: количество документов, временные затраты и расходы, необходимые для импорта и экспорта. Учитываются все официальные процедуры от контракта между двумя сторонами и до доставки товара, а так же временные и финансовые затратами. Анализируются все документы, необходимые для пересечения товарами границ: в случае экспорта принимаются в расчет все процедуры от упаковки товаров на заводе до их отправки из порта; в случае импорта рассматриваются все процедуры от прибытия товара в порт назначения до его доставки на склад предприятия. Пример изменения места по индексу «международная торговля» приведен на рисунке 2.8.

                   
               
              182 182    
             
2011     162 162      
128 129 139 139        
             
             
               
  49 46            
31 29            
             
20                
                 
  Литва Польша Беларусь Украина РФ Казахстан    

 

Рисунок 2.8. Изменение места по индексу «международная торговля»

Примечание - Источник: [9]

Местные экспедиторские фирмы, судоходные компании, таможенные агенты и официальные лица портов являются главными источниками информации о необходимых документах, а также временных и финансовых затратах на прохождение каждой процедуры.

Модельные предположения о предприятии:

- имеет 60 или больше сотрудников;

- на экспорт приходится 10 % продаж.

Модельные предположения о товарах:

- товары перевозятся в 20-футовых контейнерах;

- не является опасным или военного назначения;

- не требует охлаждения или других особых условий хранения;

- не требует соблюдения специальных фитосанитарных или природоохранных стандартов, за исключением международных.

Количество документов. Все документы, требуемые для экспорта или импорта товаров, принимаются во внимание при предположении, что обе стороны уже согласовали условия контракта и подписали его. Под документами понимаются банковские документы, таможенные декларации, портовые документы, импортные лицензии и другие официальные документы, которыми обмениваются заинтересованные стороны. Документы, которые подаются одновременно, рассматриваются как разные документы.

Временные затраты. Временные затраты на процедуру рассчитываются в календарных днях (с момента ее начала до ее завершения). Если срок прохождения процедуры может быть сокращен за официальную дополнительную плату, более короткая процедура принимается во внимание. Процедуры, которые можно проходить параллельно, рассматриваются как одновременные. Время ожидания между процедурами, например, во время разгрузки груза, принимается во внимание.

Расходы. Учитываются все официальные сборы, взимаемые с 20- футового контейнера, связанные с завершением процедуры экспорта или им- порта товаров. К ним относятся: расходы на документы, административные сборы за таможенное оформление и технический контроль, складные и погрузочно - разгрузочные расходы, оплата внутренних перевозок. В расчёт не принимаются тарифы и торговые пошлины (таблицы 2.7 – 2.10).

Таблица 2.7 Оценка показателей индекса «международная торговля»

  ОЭСР
Место Беларуси  
Документы для экспорта (количество) 4,4
Время на экспорт (в днях) 10,9
Стоимость экспорта (USD за контейнер) 1058,7
Документы на импорт (количество) 4,9
Время на импорт (в днях) 11,4
Стоимость на импорт (USD за контейнер) 1106,3

Примечание – Источник: [11]

 

Таблица 2.8 Оценка показателей индекса «международная торговля»

Процедуры, необходимые для экспорта Пр-сть (дни) Беларусь Пр-сть (дни) Литва Ст-ть (USD) Беларусь Ст-ть (USD) Литва
Подготовка документов
Таможенная очистка и технический контроль
Обслуживание в портах и терминалах
Внутренние перевозки и обслуживание
Итоги

Примечание – Источник: [11]

 

Таблица 2.9 Временные и финансовые издержки для импорта

Процедуры, необходимые для импорта Пр-сть (дни) Беларусь Пр-сть (дни) Литва Ст-ть (USD) Беларусь Ст-ть (USD) Литва
Подготовка документов
Таможенная очистка и технический контроль
Обслуживание в портах и терминалах
Внутренние перевозки и обслуживание
Итоги

Примечание – Источник: [11]

 

Имеется постоянная тенденция (правда медленная) по уменьшению времени, необходимого на экспорт/импорт. Так, за счет уменьшения количества дней, необходимых на подготовку документов и таможенный технический контроль, стало возможно изменить позицию в рейтинге по данному индексу на 5 пунктов в 2013 году и на 1 пункт в 2014 году. Число документов вряд ли возможно сократить, необходимо продолжать сокращать время (в Литве 10 дней) и трудоемкость их оформления более широким использованием электронных процедур. Стоимость перевозки 20 футового контейнера из Беларуси до ближайшего порта (например, Клайпеда) ВБ очевидна завышена. Опросы перевозчиков показывают, что это возможно сделать за 500–700 долл. США (в расчет берется среднее пустого и загруженного контейнера). Очевидно, что МИД (отвечающий за внешнеэкономическую деятельность) должен довести эту информацию до экспертов ВБ.

Таблица 2.10 Временные и финансовые издержки для экспорта

Документы, необходимые для экспорта Документы, необходимые для импорта
Транспортная накладная Транспортная накладная
Разрешение таможни на груз Разрешение таможни на груз
Сертификат прохождения Сертификат прохождения
Счет-фактура Счет-фактура
Таможенная экспортная декларация Таможенная импортная декларация
Упаковочный лист Документ таможенного транзита
Технический сертификат / гигиенический сертификат Упаковочный лист
Документ таможенного транзита Технический сертификат / гигиенический сертификат

Примечание – Источник: [11]

 

Таблица 2.11 Позиции стран-соседей по показателю «международная торговля» в DB-2011

  Литва Польша Украина РФ Казахстан ОЭСР
Места 31 (-2) 49 (-3) 70 (+3) 181 (+1)  
Документы для экспорта (количество) 4,4
Время на экспорт (в днях) 10,9
Стоимость экспорта (USD за контейнер) 1058,7
Документы на импорт (количество) 4,9
Время на импорт (в днях) 11,4
Стоимость импорта (USD за контейнер) 1106,3

Примечание – Источник: [11]

 

Распределение автоперевозчиков на рынке международных перевозок российских грузов внешней торговли выглядит следующим образом: на долю Беларуси приходится 15 % российских грузов, Финляндии – 8 % (в основном лес), Украины – 7 %, Польши – 7 %, Литвы – 6 %, Латвии – 4 %, Германии – 0,2 %, Италии – 0,03 %. Участие национальных и иностранных перевозчиков на рынке транзитных грузовых перевозок автомобильным транспортом, осуществляемых по территории РБ, не ограничивается объемами внешней торговли услугами. В целом степень участия национальных и иностранных перевозчиков на данном рынке услуг определяется по количеству международных поездок по перевозке экспортных, импортных и транзитных грузов, совершенных по территории РБ, как показано на рисунках 5–7. В 2012 году по данным Минтранса транзит через территорию РБ грузовых автосредств иностранных перевозчиков составил 1,6 млн. Наибольшие объемы перевозок белорусских перевозчиков приходятся на РФ (715 тыс. т), Литву (453 тыс. т), Турцию (414 тыс. т), Польшу (385 тыс. т), Казахстан (216 тыс. т), Украину (209 тыс. т). В 2013 г. ежемесячно белорусскую границу в обоих направлениях в среднем пересекало около 200 тыс. грузовых автотранспортных средств, за год около 2 млн, примерно треть из них обслуживала внешнеторговые потоки РБ, остальное – транзит. В 2013 году общий объем международных грузов, перевезенных автотранспортом в РБ, составил 112,8 млн тонн (на 23,2 % выше, чем в 2009 г.), из них белорусские перевозчики перевезли 81,33 млн т (рост к 2012 г. на 14,2 %).

 

 
 
             
               
             
          992280    
               
    432398        
           
             
                 
    белорусские перевозчики иностранные перевозчики  
                 
                 

Рисунок 2.9. Международные поездки через территорию Беларуси (транзит, экспорт, импорт по данным за 2013 г.)

Примечание – Источник: [8]

 

В Программе-2015, одобренной 4-м Всебелорусским собранием и конкретизированной в Программе действий Правительства 2015 года. (Программа действий – 2015), одна из целей – повышение эффективности и конкурентоспособности транспортно - логистической системы РБ и обеспечение на этой основе:

- роста экспорта транспортных услуг в 3,1 раза с 3,006 млрд. долл. в 2010 году до 9,3 млрд. долл. в 2015 году;

- развития транзитного потенциала страны и инфраструктуры международных транспортных коридоров;

- роста объема транзитных доходов от услуг объектов придорожного сервиса (за 2010 год равны 670 млн. долл.) до 1,217 млн. долл.1 (целевой индикатор стратегии Транзит-2015). По Программе-2015 показатель 2010 года должен быть увеличен в 2,5–3 раза.

Это потребует повышения эффективности функционирования транспортно - логистической отрасли и увеличения к 2015 г. производительности труда в отрасли на 50–52 %, рентабельности – до 16 %, повышения эффективности логистической системы и внешней торговли до 50 места в мировых рейтингах.

Транзитный потенциал. Беларусь, занимая важное геостратегическое положение: три из девяти европейских коридоров в соответствии с рисунком 3 заходят в Беларусь: II – Берлин – Москва, IX (порты Черного моря, Кишинев – Киев, Санкт-Петербург – Хельсинки), IXB на Калининград/Клайпеду через Вильнюс/Минск, имеет значительный транзитный потенциал. Пропускная способность коридоров используется примерно на одну треть, пока только коридор II имеет несущую способность по нагрузке на ось в 11,5 тонн. По итогам 2010 года белорусские перевозчики перевезли 15,8 млн. тонн транзитных грузов, что составило 37,2 % в общем объеме перевозок.

 

млн.долл.

 

3500 y = 7,8425x + 22,356

3000 R2 = 0,9584

 


100 200 300 400 500

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.014 с.)