Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет материально – производственных запасов.

Поиск

1. Понятие МПЗ и виды их оценок.

2. Организация складского хозяйства и учет материалов на складе

3. Документальный учет материалов.

4. Синтетический и аналитический учет ТМЦ.

5. Учет материальных ценностей на забалансовых счетах.

6. Учет товаров.

 

1. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".(изм. и доп. 25.10.2010г№132н.)

 

1.

Согласно ПБУ 5/01 в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Материалы являются частью МПЗ и представляют собой предметы труда, которые используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.

 

Единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ признается:

- приобретенных за плату - сумма фактических затрат организации на приобретение (стоимость материалов по договорным ценам; расходы по доставке; расходы по доведению материалов до состояния, пригодном к использованию в предусмотренных организацией целях), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

- полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества - их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Включая расходы по доставке и приведение в состояние пригодное для использование;

- внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации - их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Р Ф. Включая расходы по доставке и приведение в состояние пригодное для использование;

- изготовленных самой организацией - сумма фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

а) по себестоимости каждой единицы (таким способом оценивают запасы, которые не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету, например радиоактивные, взрывчатые вещества и тому подобное);

б) по средней себестоимости;

в) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов); Списание (отпуск) материалов по способу ФИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущения, что запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления). Т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

 

2.

Для хранения материальных запасов в организациях создаются:

а) центральные склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя организации или службы снабжения и сбыта.

б) склады отделений, ферм, бригад, участков, цехов, филиалов и других подразделений организации.

Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

Материалы размещают по секциям, а внутри них по отдельным группам, типо- и сорто-размерам в штабелях, на стеллажах, на полках и т.п.

Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов по каждому складу возлагается на штатных должностных лиц (заведующий складом, кладовщик и др.), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными лицами могут быть заключены договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для учета МПЗ, находящихся на хранении в складах (кладовых) организации могут открываться карточки учета материалов (ф. N М-17). Карточка открывается на каждый номенклатурный номер МПЗ.

Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. В конце месяца в них выводятся итоги оборотов по приходу, расходу и остаток.

На складах с небольшой номенклатурой продукции и материалов вместо карточек складского учета материалов может вестись книга складского учета.

3.

В организациях могут использоваться следующие формы первичной учетной документации по учету МПЗ:

Поступление МПЗ: на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (счета - фактуры, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).

Движение материалов: Доверенность (формы N М-2 и N М-2а). Применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Приходный ордер (форма N М-4). Применяется для учета материалов, поступающих из переработки.

Лимитно-заборная карта (форма N М-8). Применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада..

Требование-накладная (форма N М-11). Применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.

Учет продаж и прочего выбытия МПЗ

Отпуск МПЗ на сторону покупателям, заказчикам и прочим юридическим и физическим лицам производится в соответствии с действующим законодательством на основании заключаемых договоров (счет- фактура накладные ТН, ТТН).

Заведующие складами в конце месяца предоставляют в бухгалтерию организации отчеты о движении материальных ценностей. По наименованиям поступивших и выбывших материальных ценностей в них приводят остаток ценностей на начало месяца, приход (по каналам поступления) и расход (по направлениям использования) за месяц и остаток на конец месяца.

4.

Синтетический и аналитический учет наличия и движения МПЗ ведется в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

Согласно Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н), и плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 июня 2001 г. N 654) " учет МПЗ осуществляется

На счете 10 «Материалы»

На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

На счете 41 «Товары»

На счете 43 «Готовая продукция»

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении, принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке).

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты соответствующие субсчета:

Поступление материалов.

В зависимости от учетной политики организации поступление материалов может отражаться:

- с использованием синтетических счетов 15 и 16 по учетным ценам

- без использования сч. 15 и 16 на сч. 10 по фактической себестоимости

1. Д-т 15 К-т 60,76 оприходованы материалы, полученные от поставщиков

Д-т 15 К-т 71,20,23,70,69 учтены ТЗР

Д-т 10 К-т 15 оприходованы материалы по учетным ценам.

Сумму разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывают на сч.16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Если учетная цена больше фактических затрат Д-т 15 К-т 16

Если учетная цена меньше фактических затрат Д-т 16 К-т 15

Дебетовое сальдо по счету 16 списывается в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы, пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Сумму отклонений, подлежащую списанию, можно рассчитать по формуле:

НС (Д) сч. 16 + ДО сч.16 / НС (Д) сч. 10, 41 + ДО сч.10,41 *КО сч.10,41

Д-т 20 (23, 25, 26, 44,...) К-т 16 - списано отклонение в стоимости материалов.

Д-т 91-2 К-т 16 - списано отклонение в стоимости проданных материалов.

Д-т 90-2 К-т 16 - списано отклонение в стоимости проданных товаров.

Кредитовое сальдо по счету 16 сторнируется в конце отчетного месяца в корреспонденции с теми счетами, на которые были списаны МПЗ, пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Сумму отклонений, подлежащую списанию, можно рассчитать по формуле:

(НС (К) сч. 16 + КО сч.16) / (НС (Д) сч. 10, 41 + ДО сч.10,41) *КО сч.10,41

Д-т 20 (23, 25, 26, 44,...) К-т 16 - сторнировано отклонение в стоимости материалов.

Д-т 91-2 К-т 16 - списано отклонение в стоимости проданных материалов.

Д-т 90-2 К-т 16 - сторнировано отклонение в стоимости проданных товаров.

 

2. Д-т 10 К-т 60, 76 - оприходованы материалы по фактической себестоимости;

Д-т 19 К-т 60,76 - учтен НДС (на основании счета-фактуры поставщика).

Д-т 60,76, К-т 51,50, 52,55 - выплачены деньги поставщику материалов;

Д-т 68 К-т 19 - НДС принят к вычету.

Д-т 10 К-т 20 (23) - оприходованы материалы, изготовленные основным (вспомогательным) производством организации.

Д-т 10 К-т 75-1- оприходованы материалы, внесенные учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

Д-т 10 К-т 91-1- оприходованы материалы, полученные безвозмездно.

Д-т 08,20,23,29,25,26,44 К-т 10 - списаны материалы на нужды строительства, в производство, для обеспечения процесса продаж.

Отражено перемещение материалов внутри организации (со склада на склад) Д-т 10 К-т 10

Готовая продукция, необходимая для собственных нужд организации, переведена в состав материалов Д-т 10 К-т 43

 

Продажа материалов

Д-т 62 К-т 91-1 - отражена выручка от продажи материалов.

Д-т 91-2 К-т 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Д-т 91-2 К-т 10 - списана себестоимость проданных материалов.

Д-т 91-99 (99) К-т 99 (91-9) - отражена прибыль убыток от продажи материалов

Передача материалов безвозмездно

Д-т 91-2 К-т 10 - списаны материалы, переданные безвозмездно.

Д-т 91-2 Кт 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

5.

Организации-покупатели учитывают на сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" ценности, принятые на хранение, в случаях: получения от поставщиков ТМЦ, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов - платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам.

Организации-поставщики учитывают на сч. 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций.

Товарно-материальные ценности учитываются на сч. 002 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах или в счетах - платежных требованиях.

Аналитический учет по сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения.

Д-т 002- учтены товарно-материальные ценности, полученные на ответственное хранение.

После того как право собственности на ТМЦ перейдет к организации или они будут отгружены их владельцу:

К-т 002 -ТМЦ сняты с ответственного хранения.

Сч. 003 "Материалы, принятые в переработку" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем. Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на сч. 003 "Материалы, принятые в переработку" по ценам, предусмотренным в договорах.

Аналитический учет по сч. 003 "Материалы, принятые в переработку" ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения.

После того как давальческое сырье поступит в организацию:

Д-т 003 - получено давальческое сырье для переработки.

Когда изготовленная из давальческого сырья готовая продукция или обработанные материалы будут переданы заказчику:

К-т 003 - давальческое сырье израсходовано на производство новой продукции

или:

К-т 003- переданы заказчику обработанные материалы (давальческое сырье).

или:

К-т 003- возвращены заказчику неиспользованные сырье и материалы.

Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).

Счет 004 "Товары, принятые на комиссию" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется организациями-комиссионерами.

Товары, принятые на комиссию, учитываются на сч. 004 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по сч. 004 ведется по видам товаров и организациям (лицам) - комитентам.

После того как организация получила товары по посредническому договору:

Д-т 004 - оприходованы товары, полученные по посредническому договору.

Когда организация продаст (отгрузит) товары покупателю:

К-т 004- проданы (отгружены) покупателю товары, полученные по посредническому договору.

К-т 004 – возвращены непроданные товары их собственнику (комитенту, поручителю или принципалу).

В организации материалы, учитываемые на забалансовых счетах принимаются на забалансовый учет в порядке и на основании первичных учетных документов, предусмотренных для МПЗ.

 

6.

Для обобщения информации о наличии и движении ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи предназначен счет 41 "Товары".

К счету 41 "Товары" могут быть открыты субсчета:

- 41-1 "Товары на складах",

- 41-2 "Товары в розничной торговле",

- 41-3 "Тара под товаром и порожняя",

- 41-4 "Покупные изделия" и др.

Аналитический учет по счету 41 "Товары" ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

Товары могут учитываться несколькими способами:

· по покупным ценам:

· по фактической себестоимости (непосредственно на сч. 41);

· по учетным ценам (с использованием сч. 15);

· по продажным ценам (с использованием сч 42).

 

Способ учета товаров должен быть закреплен в учетной политике организации.

Фактическая себестоимость товаров, приобретенных за плату, складывается из всех затрат по их покупке.

В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать двумя способами:

1. непосредственно на сч. 41 (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров);

2. на сч. 44

Д-т 41 К-т 75/1 Поступили товары в качестве вклада в уставный капит ал

Д-т 41 К-т 98/2 Получены товары безвозмездно

Д-т 41 К-т 91-1 - оприходованы неучтенные товары, выявленные при инвентаризации.

Продажа товаров

Д-т 62 К-т 90-1 - отражена выручка от продажи товаров,

Д-т 90-2 К-т 41 - списана себестоимость проданных товаров.

Дт 90-3 К-т 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС.

Д-т 90-9, 99 К-т 99, 90-9 - отражен финансовый результат от продажи товаров

Передача товаров безвозмездно

Д-т 91-2 К-т 41- списаны товары, переданные безвозмездно.

Д-т 91-2 К-т 68 субсчет "Расчеты по НДС"- начислен НДС по товарам, переданным безвозмездно.

Списание товаров, использованных для собственных нужд организации

Д-т 44 К-т 41- списана себес-сть товаров, использованных в рекламных целях.

Д-т 20 (23) К-т 41- товары переданы для нужд осн-ого (вспом-ого) производства.

Сч.42 "Торговая наценка" предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.

Д-т 41 К-т 42 - отражена сумма торговой наценки на поступившие товары.

В торговую наценку включаются доход торговой организации, НДС

Д-т 90-2 К-т 42- сторнирована реализованная торговая наценка.

Д-т 44 К-т 42 - списана сумма торговой наценки по товарам, использованным для собственных нужд.

Д-т 94 К-т 42- списана сумма торговой наценки по товарам, выбывшим в результате недостачи или порчи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.009 с.)