Участие адвоката в деятельности Европейского Суда по правам человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие адвоката в деятельности Европейского Суда по правам человека.



1.Юридическая помощь по подготовке жалобы

Первым шагом является юридическая консультация адвоката. Что касается оформления отношений представительства, то у этого суда существует собственная форма доверенности, отличительной чертой которой является наличие подписи представителя, удостоверяющей тот факт, что он принимает на себя обязательства по ведению дела.

Во время юридической консультации важно точно выяснить фактические обстоятельства дела, постараться определить относимые и неотносимые факты, а также проверить, может ли заявитель подтвердить документально каждый из тех фактов, на которые ссылается. Адвокат уже на этом этапе должен смотреть на факты исходя из практики ведения дел Европейским судом по правам человека.

Если фактические обстоятельства заявителя таковы, что адвокат может оценить их как потенциальное нарушение, то адвокат вместе с клиентом подберет доказательства. По практике юридической консультации, Европейский суд считает доказательствами любые документы, медицинские справки, экспертные заключения, судебные решения, фотографии, видеозаписи, иными словами, любые свидетельства того, что клиент говорит правду. Адвокат предупредит о том, что целесообразно заверять такие показания у нотариуса. Это необходимо не столько для Европейского суда по правам человека, сколько для представителя Российской Федерации в Европейском суде, который скорее всего поставит под сомнение такое доказательство.

В ходе адвокатской консультации адвокат выяснит вопросы приемлемости жалобы. Правила приемлемости представляют собой определенный набор условий, при наличии которых жалоба будет рассмотрена Европейским судом по существу.

Адвокат также разъяснит порядок рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека:

- обязанность доказать нарушение прав заявителя лежит на заявителе;

- длительность рассмотрения, которая составляет в среднем пять лет;

- процентное соотношение неприемлемых и приемлемых жалоб;

- необходимость ограничиться только теми аспектами, которые могут представлять интерес для Европейского суда по правам человека;

- невозможность обжаловать решение о неприемлемости;

- адрес, который будет указан для переписки с Европейским судом по правам человека;

- и некоторые другие аспекты.

Адвокат достаточно подробно расскажет о том, что Европейский суд по правам человека не обязывает государство предпринять какие-либо действия в пользу заявителя. Поскольку процедура рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека в значительной мере отличается от судебных процедур в России. В юридической консультации подготовят письменное разъяснение для клиента.

Подготовка жалобы

После того как адвокат выяснит все фактические обстоятельства дела, проверит соблюдение условий приемлемости, соберет доказательства, которые подтверждают фактические обстоятельства, и разъяснит порядок рассмотрения жалобы, предмет обращения, результаты обращения в Европейский суд по правам человека, он пишет формуляр жалобы.

Формуляр разработан таким образом, чтобы после первого прочтения можно было бы сделать первые выводы о приемлемости, и включает следующие разделы:

- данные о заявителе (необходимо заполнять все пункты);

- данные о представителе (на этапе направления жалобы наличие представителя необязательно);

- фактические обстоятельства дела (самый важный пункт);

- описание нарушений;

- указание окончательного и остальных решений, принятых внутригосударственными органами;

- указание на обращение в другие международные инстанции;

- предмет нарушения (точнее, просительная часть, где указывается, какие именно права заявитель просит признать нарушенными);

- список приложений.

В общем можно выделить две стратегии представления дел в Европейском суде по правам человека.

Следуя первой стратегии в юридической консультации опишут максимально широко все фактические обстоятельства, даже если они не слишком хорошо доказаны, а также заявят о нарушении максимально возможного количества прав. Преимущество этой стратегии заключается в том, что заявитель избегает опасности не указать какой-нибудь важный факт, а адвокат - обвинений в том, что он пренебрег интересами клиента. В то же время опасность этой стратегии заключается в том, что в объеме фактических обстоятельств может "потеряться" правовая проблема, в связи с чем жалоба может быть признана неприемлемой как явно необоснованная. Кроме того, сама жалоба может рассматриваться более длительное время.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы отобрать наиболее четкие и однозначные фактические обстоятельства, которые хорошо подтверждены доказательствами, и заявить о нарушение одного - трех прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека. Жалоба становится простой и очевидной, увеличиваются ее шансы быть объявленной приемлемой. Основной недостаток этой стратегии заключается в том, что позже добавить какие-либо фактические обстоятельства к первоначально заявленным практически невозможно.

Выбор первой или второй стратегии в основном зависит от личного выбора заявителя и мнения опытного адвоката.

В разделе "Описание нарушений" адвокат указывает, в чем именно выразилось нарушение. Для заполнения этого раздела необходимо знать хотя бы общие подходы Европейского суда по правам человека к анализу прав, гарантированных указанной Конвенцией. Поэтому без юридической консультации не обойтись.

При анализе права на свободу и личную неприкосновенность и права на справедливое судебное разбирательство в юридической консультации помогут:

- указать, какое именно право было нарушено;

- определить, каким именно образом было произведено вмешательство в осуществление заявителем своего права;

- исследовать законность вмешательства;

- сравнить цели вмешательства с исчерпывающим списком;

- обосновать, что такое вмешательство не было необходимым.

Адвокат доказывает, что вмешательство было незаконным, т.е. примененный нормативный акт был не в достаточной мере четким и однозначным, что вмешательство не было пропорциональным. Для обоснования жалобы от адвоката требуется дать собственную оценку фактических обстоятельств. Каждый адвокат, представляющий интересы заявителей в суде, может выработать свой собственный стиль.

Коммуникация

В лучшем случае, наступает второй этап работы с Европейским судом по правам человека - коммуникация.

На этом этапе адвокат оформит некоторые формальные документы:

- доверенность представителя (если она не была оформлена ранее);

- денежные средства, выделяемые на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов.

- ответить на вопрос суда о предпочтениях относительно устного или письменного порядка рассмотрения жалобы.

На этом этапе адвокат получает письмо, в котором ему сообщают о направлении жалобы на рассмотрение Правительства. К этому письму прилагаются описание фактов на английском языке, как их суммировали юристы суда, а также вопросы сторонам, т.е. заявителю и Правительству. Такое письмо Европейского суда по правам человека означает, что жалоба коммуницирована и решение по вопросу приемлемости будет выносить Палата и оно будет мотивированным. В письме Европейского суда по правам человека будут определены даты представления возражений Правительства на русском и английском языках.

После получения меморандума Правительства Европейский суд по правам человека направит его адвокату для того, чтобы он имел возможность ответить на вопросы суда и возразить на меморандум Правительства. И Правительству, и адвокату предоставляется восемь недель для предоставления своего меморандума. Если заявитель направлял жалобу самостоятельно, то на этапе коммуникации суд попросит его выбрать себе юридического представителя. Заявитель должен будет направить доверенность с указанием имени и других данных представителя в адрес суда.

Если заявитель не может оплатить услуги адвоката, он может обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой о предоставлении денежных средств, выделяемых на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов.

Денежные средства предоставляются непосредственно юристу, поэтому заявителю в запросе следует указать, кто именно будет представлять его интересы. В ответ на запрос заявителя суд высылает ему форму с вопросами о его финансовом положении: размер заработной платы, наличие движимого и недвижимого имущества, займов, залогов, ценных бумаг, иждивенцев.

Если вопрос решен положительно, суд высылает юридическому представителю форму подтверждения предоставления денежных средств, в которой будет определен размер выделенной суммы. Адвокат должен подписать эту форму, а также форму с указанием реквизитов его счета. Эти формы также подписываются в трех экземплярах и два из них следует отправить в суд.Адвокат получает перевод на определенную судом сумму на свой банковский счет в течение двух-трех месяцев.

В этот же период адвокат получает запрос Европейского суда по правам человека относительно того, какой порядок слушаний предпочтет заявитель. Если заявитель хотел бы, чтобы его дело рассматривалось в устном слушании, то он должен об этом сообщить суду, указав причины своего выбора. В любом случае, даже если обе стороны - адвокат заявителя и Правительство - предпочтут устное слушание, суд будет решать этот вопрос по своему усмотрению. Общим порядком является письменное рассмотрение дел, устное - исключение. К тому времени как адвокат оформит все предыдущие процедурные бумаги, суд вышлет меморандум Правительства, ответы Правительства на те вопросы, которые поставил суд, а также укажет дату представления меморандума.

Перед подготовкой своих возражений адвокат располагает:

- своей жалобой (с приложениями);

- фактами, которые обобщены юристами суда;

- вопросами юристов;

- меморандумом Правительства (на русском и английском языках) с приложениями, если они есть.

Основная цель обмена меморандумами - уточнить правовые позиции сторон. В отличие от формуляра жалобы для меморандума не существует определенной четкой формы. В качестве образца используются непосредственно решения Европейского суда по правам человека.

Меморандум может включать следующие разделы:

- "процедурный" (с указанием, когда жалоба была зарегистрирована, когда коммуницирована, когда был получен ответ Правительства);

- описание фактов (этот раздел факультативный: если заявитель и его адвокат согласны с изложением фактов, подготовленных судом, их можно не повторять, если адвокат полагает, что факты изложены с искажениями, то их можно описать еще раз, уточнив искаженные моменты);

- ответы на вопросы;

- предмет обращения (еще раз указать, какие права адвокат считает нарушенными).

Ответы на вопросы можно назвать основной частью меморандума.

С точки зрения юридической практики следует соблюдать несколько правил:

- указать, какое из прав адвокат считает нарушенным в начале и в конце ответа на вопрос

- конкретизировать нарушение

- соблюдать общие принципы анализа нарушений по различным статьям.

После направления в суд своих возражений для заявителя и его адвоката наступает второй период ожидания. Как правило, этот период короче, чем ожидание коммуникации или отказа Комитета. И заявитель уже точно может рассчитывать получить мотивированное решение по вопросу приемлемости, хотя вероятность признания жалобы неприемлемой по-прежнему достаточно велика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.016 с.)