Составила: Григорьева Н.В. - преподаватель педиатрии высшей квалификационной категории Медицинского
колледжа №2
Департамента здравоохранения города Москвы
Рецензенты:
Волкова М.М. - заместитель директора Медицинского колледжа № 2 Департамента здравоохранения города Москвы
по учебно-методической работе, преподаватель
Высшей квалификационной категории.
Ярцева Т.Н. - преподаватель терапии высшей
Квалификационной категории Медицинского
колледжа №2 Департамента здравоохранения
Города Москвы
Содержание
Раздел I. Уход за новорожденным ребенком…………………………………..5-16
Туалет новорожденного в роддоме………………........................5-10
Пеленание новорожденного……………………………………11-12
Туалет пупочной ранки…………………………………………13-14
Проведение гигиенической ванны……………………………..15-16
Раздел П. Антропометрия новорожденных и грудных детей………………….17-20
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах Измерение длины тела у грудных детей Измерение окружности головы и грудной клетки
Раздел Ш. Лечебные процедуры и манипуляции………………………………21-48
Применение пузыря со льдом………………………………………21-22
Применение грелки…………………………………………………23-24
Оксигенотерапия…………………………………………………...25
Закапывание капель в нос…………………………………………26-27
Закапывание капель в глаза……………………………………….28-29
Закапывание капель в ухо…………………………………………30-31
Согревающий компресс на ухо……………………………………32-33
Введение газоотводной трубки……………………………………34-35
Очистительная клизма…………………………………………….36-37
Лекарственная клизма……………………………………………..38-39
Обработка слизистой полости рта при герпетическом стомати..40
Обработка слизистой полости рта при кандидозном стоматите.41-42
Обработка пупочной ранки при гнойном омфалите…………….43-44
Обработка кожи при везикулопустулезе…………………………43-44
Обработка кожи при пузырчатке…………………………………45
Кормление новорожденного через зонд………………………… 46-47
Термометрия……………………………………………………….48
Раздел IV. Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний…………………………………………………………………………49-57
Бактериологическое исследование кала на патогенную кишечную флору.49-50
Взятие материала на бациллу Леффлера (ВL)……………………………..51-52
Взятие материала на палочку Борде-Жангу………………………………53-54
Взятие материала на энтеробиоз………………………………………….55-56
Сбор мочи для анализа у детей раннего возраста……………………….57
Литература… ……………………………………………………………………..….. 58
Раздел I.
Уход за новорожденным ребенком.
Туалет новорожденного ребенка.
Утренний туалет ребенка. Утренний туалет ребенка проводится ежедневно и включает протирание лица и рук новорожденного, туалет глаз и носа, обработку естественных складок кожи, пеленание.
Перед тем, как приступить к утреннему туалету ребенка, медицинский работник, проводящий его, обязательно моет руки, надевает перчатки. Затем внимательно осматривает кожу ребенка, ее складки.
№п/п
| Последовательность действий
| Макс.
оценка
| Оценка
| Комментарии
|
| Техническая подготовка:
| | | | 1.
| Поздороваться, получить информированное согласие мамы. Вымыть руки и просушить, надеть перчатки.
|
|
|
| 2.
| На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для отработанного материала;
· крафт-пакет с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;
· пинцет в крафт-пакете;
· лекарственные средства (стерильное растительное масло или вазелиновое масло, стерильные растворы –дистиллированная или кипяченая вода)
|
|
|
| 3.
| Проверить наличие стерильных пеленок.
|
|
|
| 4.
| Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный матрац.
|
|
|
| 5.
| Открыть бак для использованного белья.
|
|
|
| 6.
| Оставить включенным кран с водой +37С.
|
|
|
|
| Вымыть и просушить руки.
|
|
|
| 7.
| Расстелить на пеленальном столике пеленки.
|
|
|
| 8.
| Распеленать ребенка в кроватке.
|
|
|
|
| Итог
|
|
|
|
Туалет лица
Обработка глаз
№п/п
| Последовательность действий
| Макс.
оценка
| Оценка
| Комментарии
|
| Техническая подготовка:
| | | | 1.
| Поздороваться, получить информированное согласие мамы. Вымыть руки и просушить их.
|
|
|
| 2.
| На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для использованного материала;
· крафт-пакеты с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;
· пинцет в крафт-пакете;
· лекарственные средства (стерильные растворы – дистиллированная или кипяченая вода).
|
|
|
| 3.
| Проверить наличие стерильных пеленок.
|
|
|
| 4.
| Вымыть и просушить руки, надеть перчатки
|
|
|
| 5.
| Расстелить на пеленальном столике пеленки.
|
|
|
| 6.
| Левую руку положить на голову ребенка так, чтобы большой палец располагался на лбу, а 2,3,4,5 пальцы - на теменной области.
|
|
|
| 7.
| Глаза протирают от наружного края глаза к переносице одним движением.
|
|
|
| 8.
| Ватный шарик сбросить в лоток для использованного материала.
|
|
|
| 9.
| Повторить манипуляцию для другого глаза.
|
|
|
| 10.
| Сбросить шарики в емкость для использованного материала.
|
|
|
| 11.
| Обработать дезинфицирующим раствором бактерицидного действия пеленальный матрац.
|
|
|
| 12.
| Ватные шарики погрузить в емкость для отходов класса «В» с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Лотки погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Снять перчатки и погрузить их в емкость для отходов класса «В», вымыть и просушить руки.
|
|
|
|
| Итог
|
|
|
|
Вид деятельности освоен
Вид деятельности не освоен
Критерии оценки: 100%-60% (12-7 баллов)
59% и менее (6 баллов и менее)
Отметка
| «2»
| «3»
| «4»
| «5»
| Баллы
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
Обработка носовых ходов
№п/п
| Последовательность действий
| Макс.
оценка
| Оценка
| Комментарии
|
| Техническая подготовка:
| | | | 1.
| Поздороваться, получить информированное согласие мамы. Вымыть руки и просушить их.
|
|
|
| 2.
| На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для использованного материала;
· крафт-пакеты с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;
· пинцет в крафт-пакете;
· лекарственные средства (стерильное растительное масло или вазелиновое масло).
|
|
|
| 3.
| Проверить наличие стерильных пеленок.
|
|
|
| 4.
| Вымыть и просушить руки, надеть перчатки
|
|
|
| 5.
| Расстелить на пеленальном столике пеленки.
|
|
|
| 6.
| В правую руку взять ватную турунду и смочить ее стерильным маслом, поливая над лотком.
|
|
|
| 7.
| Левую руку положить так на голову ребенка, чтобы 2,3,4, 5 пальцы располагались на теменной области головы, а первый палец приподнимал кончик носа ребенка.
|
|
|
| 8.
| Вращательн0-поступательным движением вводят ватную турунду на глубину 1- 1,5 см, затем вращательными движениями на себя освобождают носовые ходы от слизи или корочек.
|
|
|
| 9.
| Ватную турунду сбросить в лоток для использованного материала.
|
|
|
| 9.
| Повторить манипуляцию для другого носового хода.
|
|
|
| 10.
| Сбросить турунду в емкость для использованного материала.
|
|
|
| 11.
| Обработать дезинфицирующим раствором бактерицидного действия пеленальный матрац.
|
|
|
| 12.
| Ватные турунды погрузить в емкость для отходов класса «В» с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Лотки погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Снять перчатки и погрузить их в емкость для отходов класса «В», вымыть и просушить руки.
|
|
|
| Итог
|
|
|
|
|
Вид деятельности освоен
Вид деятельности не освоен
Критерии оценки: 100%-60% (12-7 баллов)
59% и менее (6 баллов и менее)
Отметка
| «2»
| «3»
| «4»
| «5»
| Баллы
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
Умывание ребенка
№п/п
| Последовательность действий
| Макс.
оценка
| Оценка
| Комментарии
|
| Техническая подготовка:
| | | | 1.
| Поздороваться, получить информированное согласие мамы. Вымыть руки и просушить их.
|
|
|
| 2.
| На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для использованного материала;
· крафт-пакеты с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;
· пинцет в крафт-пакете;
· лекарственные средства (стерильные растворы – дистиллированная или кипяченая вода).
|
|
|
| 3.
| Проверить наличие стерильных пеленок.
|
|
|
| 4.
| Вымыть и просушить руки, надеть перчатки
|
|
|
| 5.
| Расстелить на пеленальном столике пеленки.
|
|
|
| 6.
| В правую руку взять ватный шарик или салфетку полить его над лотком для использованного материала раствором (дистиллированной или кипяченой водой) и слегка отжать.
|
|
|
| 7.
| Левую руку положить на голову ребенка так, чтобы большой палец располагался на лбу, а 2,3,4,5 пальцы - на теменной области.
|
|
|
| 8.
| Обработку проводить в следующей последовательности - лоб, щеки от центра к периферии, вокруг рта.
|
|
|
| 9.
| Просушить лицо сухим ватным шариком промокательными движениями в том же порядке.
|
|
|
| 10.
| Ватный шарик сбросить в лоток для использованного материала.
|
|
|
| 11.
| Заключительный этап.
Сбросить шарики из лотков в емкость для использованного материала.
|
|
|
| 12.
| Обработать дезинфицирующим раствором бактерицидного действия пеленальный матрац.
|
|
|
|
| Ватные шарики погрузить в емкость для отходов класса «В» с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Лотки погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Снять перчатки и погрузить их в емкость для отходов класса «В», вымыть и просушить руки.
|
|
|
| Итог
|
|
|
|
|
Вид деятельности освоен
Вид деятельности не освоен
Критерии оценки: 100%-60% (12-7 баллов)
59% и менее (6 баллов и менее)
Отметка
| «2»
| «3»
| «4»
| «5»
| Баллы
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
Подмывание ребенка
№п/п
| Последовательность действий
| Макс.
оценка
| Оценка
| Комментарии
|
| Техническая подготовка:
| | | | 1.
| Поздороваться, получить информированное согласие мамы. Вымыть руки и просушить их.
|
|
|
| 2.
| На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для использованного материала;
· пинцет в крафт-пакете;
· жидкое детское мыло;
· термометр для измерения температуры воды;
· лекарственные средства (стерильное растительное масло или вазелиновое масло).
|
|
|
| 3.
| Проверить наличие стерильных пеленок.
|
|
|
| 4.
| Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
|
|
|
| 5.
| Расстелить на пеленальном столике пеленки.
|
|
|
| 6.
| Отрегулировать температуру воды до 36-37оС.
|
|
|
| 7.
| Снять с ребенка запачканную одежду.
|
|
|
| 8. *
| Выполнение процедуры:положить ребенка на левое предплечье так, чтобы голова его лежала на локтевом сгибе руки взрослого, подмывающего ребенка, лицом кверху, а кисть удерживала бедро ребенка;
. Важно запомнить! Нельзя держать ребенка под струей воды из-за возможного изменения ее температуры.
|
|
|
|
| другой рукой, намыленной жидким мылом, движением спереди назад, произвести подмывание одной паховой складки одним движением;
|
|
|
|
| повторить действие в области другой паховой складки;
|
|
|
|
| подмыть ягодицы;
|
|
|
|
| накинуть пеленку на нижнюю часть туловища ребенка;
|
|
|
|
| просушить кожу ребенка промокательными движениями;
|
|
|
|
| уложить ребенка на чистое белье;
|
|
|
| 9.
| с помощью ватных шариков смазать паховые, ягодичные, анальную складки растительным маслом;
|
|
|
| 10.
| Сбросить шарики в емкость для использованного материала.
|
|
|
| 11.
| Обработать дезинфицирующим раствором бактерицидного действия пеленальный матрац, манипуляционный столик.
|
|
|
| 12.
| Ватные шарики погрузить в емкость для отходов класса «В» с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Лотки погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором вирулицидного действия. Снять перчатки и погрузить их в емкость для отходов класса «В», вымыть и просушить руки.
|
|
|
| г
| Итог:
|
|
|
|
Вид деятельности освоен
Вид деятельности не освоен
Критерии оценки: 100%-60% (12-7 баллов)
59% и менее (6 баллов и менее)
Отметка
| «2»
| «3»
| «4»
| «5»
| Баллы
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
|