Почтальон Печкин из Простоквашино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почтальон Печкин из Простоквашино



Для того, чтобы обеспечить человеку достаточный жизненный уровень после окончания активной трудовой деятельности, в Украине введена в действие современная трехуровневая пенсионная система. Она базируется на трех независимых друг от друга уровнях, два из которых - обязательные, а один - добровольный.

Первый уровень – это солидарная система, в которой все средства, которые перечисляются предприятиями и застрахованными лицами в Пенсионный фонд Украины, сразу же выплачиваются нынешним пенсионерам.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. Предусматривалося, что она будет введена в 2009 году. Часть обязательных пенсионных отчислений (до 7% от заработной платы работника) будет направлена на персональные счета граждан. Эти средства будут инвестироваться в украинскую экономику, а инвестиционный доход будет увеличивать размер будущих пенсионных выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения. В этой системе могут принимать участие добровольно как физические лица, так и юридические лица-работодатели.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

В соответствии с действующим законодательством негосударственное пенсионное обеспечение (третий уровень) осуществляется:

  • негосударственными пенсионными фондами путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов;
  • страховыми организациями путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда;
  • банковскими учреждениями путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

На этом сайте мы освещаем деятельность именно негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые представляют третий уровень пенсионной системы.

Негосударственный пенсионный фонд – это финансовое учреждение нового типа, деятельность которого базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений. Фонд привлекает пенсионные взносы физических и юридических лиц, инвестирует средства с целью их защиты от инфляции и приумножения, а позже осуществляет пенсионные выплаты за счет накопленных пенсионных активов.

Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые.

Корпоративный фонд создается одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, к которым могут присоединяться другие работодатели-плательщики.

Профессиональный фонд создается объединениями юридических или физических лиц, в том числе профсоюзами и их объединениями, или просто физическими лицами, по профессиональному признаку (строители, энергетики и др.).

Открытый фонд создается одним или несколькими юридическими лицами и является доступным для любых юридических и физических лиц как вкладчиков фонда.

В НПФ любого вида существуют вкладчики – физические или юридические лица, которые осуществляют перечисление пенсионных взносов в свою пользу, в пользу своих близких или своих сотрудников, и участники – граждане, в интересах которых осуществляются взносы.

Нюансы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине Налоги • Юридическая консультация • Украина

02.02.2010 18:26 Многие граждане, особенно в зрелом возрасте, учитывая мизерные суммы пенсий, выплачиваемых государством, в последние годы всё чаще задумываются об альтернативе своему существованию при достижении пенсионного возраста и выходе на заслуженный отдых.

Одним из таких вариантов является система негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотренная начавшейся в январе 2004 года в Украине Пенсионной реформой, согласно которой, как физические лица - потенциальные пенсионеры в будущем, так и юридические лица-работодатели, могут добровольно за счёт производимых отчислений (взносов) формировать базу для дальнейшего исчисления пенсий.

Вот только особой популярности, несмотря на обилие появившихся негосударственных пенсионных фондов, данная система так и не получила.
Попробуем разобраться в первопричинах этого, а также проанализировать возможные «подводные камни» этого процесса.

Итак, начнём с плюсов.

Негосударственная пенсия выплачивается дополнительно к государственной и независимо от нее. Наличие и размер негосударственной пенсии никак не влияет на размер государственной пенсии, а зависит от размера пенсионных взносов, периода накопления, профессиональности обслуживания фонда и суммы полученной инвестиционной прибыли.

Защита пенсионных накоплений на будущую негосударственную пенсию зависит от целого ряда механизмов, эффективность которых достигается их взаимодействием, а именно: четким разделением полномочий и высокими квалификационными требованиями к компаниям, обслуживающим негосударственный пенсионный фонд, полной прозрачностью их деятельности благодаря внедрению систем обязательной отчетности и опубликования информации о деятельности НПФ. Кроме того, законодательные требования относительно капитала таких компаний, а также их имущественной ответственности тоже являются достаточно жесткими. Деятельность НПФ – прозрачная, вкладчики и участники фонда могут получить необходимую информацию о деятельности фонда, а участники фонда – также о текущем состоянии своего пенсионного счета.

С целью минимизации рисков и защиты пенсионных накоплений активы негосударственного пенсионного фонда обязательно диверсифицируются, то есть распределяются между разными финансовыми инструментами, что позволяет уменьшить риски негативного влияния каждого из них на доходность и общее состояние пенсионных активов в целом. Пенсионные активы, которые накапливаются в НПФ, могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты расходов, связанных с обслуживанием фонда. Использование пенсионных активов для других целей запрещено.

Действующим законодательством запрещено провозглашение процедуры банкротства относительно негосударственного пенсионного фонда. Существует отдельная процедура перевода пенсионных средств из одного пенсионного учреждения в другое во избежание потери пенсионных средств каждого участника НПФ.
Вы заключаете договор на выплату пенсии на определенный срок, который Вы определяете самостоятельно, но не меньше чем на 10 лет, причём пенсионные выплаты, как правило, будут увеличиваться даже в течение периода выплат.

Если Вы – участник НПФ, который является вкладчиком фонда в свою пользу, то в любой момент можете перевести средства, которые являются Вашей собственностью, в другой негосударственный пенсионный фонд, страховую организацию или на банковский пенсионный депозитный счет.

Пенсионный возраст, после достижения которого участник имеет право на получение пенсионных выплат, определяется им самостоятельно. Этот возраст может отличаться от пенсионного возраста, определенного в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, но не больше, чем на 10 лет, то есть на данный момент в пределах: от 50 до 70 лет – для мужчин, от 45 до 65 лет – для женщин.

Если Вы захотите получать пожизненную пенсию, то заключаете договор со страховой компанией и переводите средства, накопленные в НПФ, в страховую компанию.

Пенсионные средства наследуются и выплачиваются наследникам единоразово.

Налоговое законодательство Украины освобождает участников НПФ от налогообложения вплоть до момента получения пенсионных выплат. Но и начиная получать пенсию, участник фонда имеет возможность получить некоторые налоговые льготы, по сравнению с другими источниками доходов. Так, облагается налогом лишь 60 процентов суммы выплат пенсии на определенный срок, а после достижения участником 70-летнего возраста они вообще не будут облагаться налогом. Не подлежат налогообложению выплаты пенсии на определенный срок и одноразовые пенсионные выплаты для инвалидов І группы.

Ну и наконец, ещё один нюанс, на наш взгляд немаловажный (по крайней мере так заявляют практически все представители НПФ рекламирующие свою деятельность на рынке перед потенциальными клиентами),- возможность отнесения части сумм понесённых расходов связанных с внесением денежных средств в НПФ, в состав налогового кредита плательщика налогов – физлица, и на валовые расходы юрлица (работодателя).

С плюсами вроде всё, какие же мы насчитали основные минусы?

Первый, это повальное недоверие населения к различным подобным проектам, которые как показал кризис, лопаются даже на Западе, не говоря уже о странах постсоветского пространства. И это не смотря на якобы чёткий и прозрачный механизм их работы, и строгий контроль за ними со стороны госорганов. В тех же Штатах только на протяжении 2008-2009 г.г. разорилось несколько подобных фондов, оставив без средств к существованию тысячи людей.

Во- вторых, взносы в НПФ принимаются исключительно в национальной валюте Украины (пенсии выплачиваются соответственно в ней же), а какой курс доллара к гривне будет на момент выплат не сможет спрогнозировать в нашей стране никто (да и не в нашей тоже). Следовательно, скопив за десятилетие 150-200 тыс. грн. на безбедную старость, к моменту осуществления выплат можно с большой долей вероятности купить на сумму причитающейся пенсии в лучшем случае банку сгущёнки.

Некоторые, кстати, избегают этого, вкладывая деньги в зарубежные пенсионные фонды, претендуя на получение пенсии в валюте, однако это, с одной стороны, сопряжено с определёнными трудностями, связанными с обходом отечественного валютного законодательства, а с другой, - лишают таких граждан возможности претендовать относить эти суммы (в установленном порядке) в состав налогового кредита и, соответственно, претендовать на их возврат из бюджета при подаче налоговой декларации по итогам прошедшего года.

В- третьих, это сам неэффективный (на наш взгляд) механизм стимулирования граждан со стороны государства, вкладывать денежные средства в НПФ в части того же налогообложения (налоговый кредит для физических лиц). Учитывая, что без специальных познаний в этом не разобраться, остановимся на этом вопросе подробнее.

Данная процедура предусмотрена Законом Украины от 22.05.03г. №889 «О налоге с доходов физических лиц» (далее Закон) и даёт право налогоплательщику на возврат из бюджета части суммы налога, уплаченного на протяжении года из своей заработной платы.

Механизм его предоставления установлен статьей 5 Закона, а также соответствующим Приказом ГНА Украины от 22.09.2003 г. № 442, которым утверждена Инструкция о налоговом кредите.

На первый взгляд выглядит всё заманчиво: Вы периодически в течении минимум 10 лет платите в негосударственный пенсионный фонд имеющиеся свободные денежные средства (либо это делает Ваш работодатель, перечисляя туда по Вашему указанию часть Вашей же заработной платы), формируете себе базу для безбедной старости, а государство Вам по итогам года ещё и компенсирует часть понесённых на это затрат.

Однако, сам механизм, по которому высчитывается данная сумма к возмещению, довольно хитёр, и зависит от нескольких переменных: размера Вашей заработной платы, прожиточного минимума и др.

В итоге, если всё это просчитать на бумаге, приходишь к выводу: если тебе что-то и заплатят, то копейки.

Для более заинтересованных товарищей, чтобы не быть голословным, распишем подробно все предусмотренные законом варианты на конкретных примерах.


Налогообложение пенсионных взносов, перечисленных в негосударственные пенсионные фонды

Существует несколько способов отчисления взносов в негосударственные пенсионные фонды, а именно: перечисление работодателем взносов в пользу работника, перечисление взносов самим работником в свою пользу, перечисление взносов в пользу одного из членов семьи первой степени родства.

Рассмотрим условия налогообложения пенсионных взносов в каждом из перечисленных случаев.

1. Перечисление взносов в негосударственные пенсионные фонды работодателем.
В соответствии с п.22.8 ст.22 Закона №889-IV «Про налог с доходов физических лиц» (далее – Закон №889-IV) не облагаются налогом с доходов и не отображаются в годовой налоговой декларации следующие доходы:
- доходы, которые были начислены плательщику налогов в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора и перечислены на его пенсионный вклад;
- средства, которые вносятся лицом, которое не является плательщиком налога, или его работодателем в пользу такого плательщика налога на пенсионный вклад такого плательщика;
- доходы, начисленные плательщику налога по договору пенсионного вклада.

Рассмотрим условия и размеры, в которых указанные выше средства не облагаются налогом с доходов физических лиц.

Согласно пп.4.2.4 п.4.2 ст.4 Закона №889-IV в состав общего месячного (годового) дохода включается сумма пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды, страховые взносы (премии), пенсионные вклады, уплаченные каким либо лицом-резидентом, другим лицом нежели плательщик налога за такого плательщика или в его пользу, кроме сумм, которые уплачиваются:

- лицом-резидентом, которое определено как выгодополучатель (бенефициар);
- одним из членов семьи первой степени родства плательщика налога;
- работодателем-резидентом за свой счет по договору негосударственного пенсионного обеспечения плательщика налога, если такая сумма в расчете на такого плательщика не превышает 15% начисленной таким работодателем суммы заработной платы плательщику налога на протяжении каждого отчетного налогового месяца, за который уплачивается такой страховой взнос, но при этом не более суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующей на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен в расчете на такой месяц по совокупности всех таких взносов. В 2010 году эта сумма будет составлять 1220 грн. (869 х 1,4). Данная льгота предоставляется плательщику у источника перечисления таких доходов.
Суммы, которые превышают установленный Законом размер, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Пример 1.
Работодатель начислил плательщику налога з/п за месяц в размере 22000 грн. Мы сознательно указали высокий уровень заработной платы, так как в первую очередь это исследование ориентировано на людей с уровнем достатка выше среднего, - тем, кто получает 3-4 тыс. грн., откладывать, к сожалению, уже нечего). В этом месяце он перечислил в пользу работника взнос в негосударственный пенсионный фонд в размере 1500 грн.

Сумма, которая равна 15% заработной платы плательщика налога, составляет 3300 грн. (22000 х 15%). Однако в связи с тем, что необлагаемая налогом сумма не может превышать 1220 грн., а фактически уплачено 1500 грн., то работодатель должен удержать налог по ставке 15 % из суммы взноса в размере 280 грн. (1500 – 1220).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.023 с.)