Искусство Древнего Царства Древнего Египта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Древнего Царства Древнего Египта



Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

Постепенно усиливается власть фараонов, которые почитаются теперь как живой бог. Обычным титулом для фараона стало "бог благой". С усилением культа обожествления царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ.

В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. С этой целью выработались определённые архитектурные формы - пирамиды.

Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась усыпальница фараона Джосера - первое крупное сооружение, целиком воздвигнутое из камня. Она выстроена в форме пирамиды, достигает в высоту 60 метров (20 этажей) и как бы состоит из семи поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб (мастаба на арабском значит "скамья", слово служит для обозначения таких могильных построек). Каменные блоки известняка, из которых сложена пирамида, уложены без связующего раствора: устойчивость им придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды.

Вокруг пирамиды фараона были расположены молельни, заупокойные храмы, дворы, корридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё вместе представляло собой сложный, но гармоничный архитектурный ансамбль.

При строительстве этого ансамбля впервые использованы полуколонны. Они служили смысловой декорацией и были выполнены в форме священных в Египте растений - папируса и лотоса: папирусообразные - с капителью в виде обобщённо переданной раскрытой метёлки папируса, лотосообразные - с капителью в виде стилизованного цветка лотоса. Были ещё так называемые протодорические полуколонны, которые представляли собой переданную в камне связку стеблей тростника.

Пирамида Джосера - первая в целом ряду усыпальниц, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды.

Египетская пирамида - самое монументальное создание архитектуры вообще. В Египте монументальность стала художественным принципом, основной чертой его стиля. Сущность монументального состоит в простоте форм, не требующих для понимания тонкой восприимчивости, захватывающих с первого взгляда и говорящих своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры.

Подтверждением тому могут служить пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческом варианте имён). Эти пирамиды знаменуют золотой век египетского зодчества. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях "золотого сечения". При ослепительном солнце падающие резкие и чёткие тени ещё больше подчёркивают рациональную ясность этих сооружений

Простоту форм Больших пирамид постепенно сменяют всё более богатые формы и изысканные материалы. Эта тенденция проявляется в пирамидах и поминальных храмах V династии. Выработанные каноны сохраняются, но богаче и разнообразнее становится отделка, более тонко разрабатываются архитектурные детали, стены украшаются рельефами и росписями, прославляющими мощь обожествляемого фараона.

Перекрытия залов и галерей теперь поддерживаются колоннами в виде связки лотосовых и папирусных бутонов или круглые с капителями в виде пальмовых листьев, цветка лотоса, водяной лилии или папируса. Такие колонны стали позднее наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Статуи стоят в нишах молелен. Они подчинены архитектурной конструкции сооружения, господству правильных геометрических форм, как бы извне сковывающих композицию и фигуры, что было характерным для всех видов изобразительного искусства периода Древнего царства.

Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки опущены вдоль тела или же одна опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка, тоже близко сдвинуты или сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях.

Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства. При этом в древнеегипетской скульптуре чётко просматриваются две манеры изображения: точная передача индивидуальных черт, полный реализм в изображении с одной стороны и некоторая идеализация модели, выражавшая тип фараона - властелина, отрешённого от повседневной жизни и живущего в веках, с другой.

В отличие от фараонов и вельмож рабы и рабыни изображались в более естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Чем правдоподобнее изображение, тем больше вероятности, что оно заменит живого и способного трудиться раба.

Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных нюансов, как и в самом пейзаже Египта. Они имели двоякое назначение: отвечать сути заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры.

Так как загробный мир в представлении древних египтян являлся полным подобием и продолжением реальной действительности, на стенах гробниц и поминальных храмов показывалась жизнь умершего, которая последовательно развёртывалась по поясам, повествовательно, с повторами, подчиняясь при этом строгим правилам изображения (чёткие геометрические формы и ясные силуэты) и архитектуре.

В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни.

Архитектура эллинизма

Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.

Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).

В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл. Скульптура или скульптурный рельеф используются с целью придания архитектуре большой пластической насыщенности и богатства. В ряде случаев они приобретают настолько самодовлеющее значение, что оказывают решающее влияние на композицию здания и построение его архитектурных элементов (Пергамский алтарь Зевса, башня Ветров). Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III—I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры.

Разнообразные достижения эллинистического зодчества были унаследованы Римом. Градостроительная культура, планировка городских ансамблей и форумов, театральные здания и спортивные сооружения, базилики, перистили жилых домов, вилл и дворцов, гавани и маяки, различные приемы декоративной отделки зданий и синтез искусств — все эти произведения римской архитектуры несут на себе неизгладимую печать влияния эллинистической архитектуры и искусства. Особенно сильно сказалось это влияние во времена завоевания, Греции Римом и в позднереспубликанский период, когда римская архитектура становится как бы вариантом эллинистической. Под влиянием архитектуры эллинизма в отдельных городах Великой Греции (Помпеи и др.) складываются своеобразные черты греко-римской архитектуры, где местные италийские традиции сочетаются с греческими, образующими такой же своеобразный стилистический «сплав», как и во многих восточных и южных провинциях империи Александра, где эллинистическая культура столкнулась с местной. Через посредство Рима эллинизм сыграл большую роль в формировании византийской архитектуры и через нее оказал влияние на все последующее развитие архитектуры Западной и Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.

Несмотря на невиданный размах строительства и достижения строительной техники, несмотря на богатство эллинистических городов, жилых и общественных зданий, слабые стороны эллинистической архитектуры заключались в утрате ею больших общественных идеалов, которые питали архитектуру и искусство архаического и классического периодов, а также в отказе от ограничивающих личный произвол художника закономерностей искусства, которые позволяли выразить идеалы эпохи в совершенной художественной форме.

Демократические идеи греческого классического полиса, получившие выражение в строгой и сдержанной архитектуре его общественных сооружений и ансамблей, уступили место подчеркнутой репрезентативности, богатству и величавости сооружений, воздвигаемых эллинистическими монархами и наместниками. И даже там, где эллинистическая архитектура следовала заветам классики и более ранних периодов, эти произведения нередко несут на себе печать эпигонства или холодного академизма.

В архитектуре эллинизма частым явлением стало применение различных ордерных систем, которые окончательно утратили связь с породившими их народными традициями и теми приемами композиции сооружений, с которыми они были когда-то органически связаны. B поисках остроты и разнообразия архитекторы обращаются не только к наследию предшествующего классического периода, но нередко и архаики, используя давно забытые приемы бесфризового ионического антаблемента, псевдодиптерального расположения колонн, украшения основания колонн скульптурным рельефом и др. Отдельные композиционные приемы в ордерных построениях утрачивают свою связь с породившим их конструктивным началом, таков, например, прием решения угловой опоры в периптеральных композициях в виде анта, декоративные пилястры и т.д.

Эллинистическое искусство оставило большой след в истории человеческой культуры, и самое большое его достижение заключалось в том, что этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа.

Билет 21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.022 с.)