И регистрации в общественном месте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И регистрации в общественном месте



14 ответов на самые актуальные вопросы

Об ОБЯЗАННОСТЯХ и правах милиции

И о ПРАВАХ и обязанностях граждан,

а также рекомендации, как себя вести

И как обжаловать неправомерные

Действия милиции

При проверке документов

Издание осуществляется на средства Фонда Сороса

Комитет “Гражданское содействие” — первая общественная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Она была создана в 1990 году, до образования государственной миграционной службы.

Организация с самого начала взяла на себя посредническую роль в отношениях мигрантов с официальными структурами, их поддержку в судах и правовые консультации, защиту социальных прав, а также материальную и иную гуманитарную помощь самым незащищенным.

Комитет “Гражданское содействие” поддерживает постоянные контакты со всеми структурами, сталкивающимися с проблемами вынужденных мигрантов: миграционными органами, Управлением по вопросам гражданства, органами образования, здравоохранения, социальной защиты, прокуратурой, милицией.

Мы стремимся к тому, чтобы граждане России знали свои права и умели их отстаивать. Представляется, что правоохранительные органы заинтересованы в том же.

Распространяется бесплатно

© Б.Дульнев, 2002. © Комитет “Гражданское содействие”, 2002.

ISBN 5-93439-091-0

Предлагаемая брошюра адресована москвичам и гостям столицы, мигрантам и сотрудникам милиции. Всем, кто хочет жить в мире с законом, но постоянно сталкивается с милицейским произволом на улицах нашей столицы.

Москва — это город, все еще имеющий большой рынок рабочих мест. Многие приезжие хотели бы остаться здесь, и их профессия и квалификация позволяют им сделать это. Для других столица — исходная точка поиска новой жизни. Кто-то приезжает в столицу на время подработать, занимая невостребованные москвичами трудовые ниши. Кто-то едет в поисках правды, поскольку здесь находятся органы федеральной власти, единственная надежда пострадавших от полновластия местного произвола. Приезжают в столицу и как в культурный центр, и просто “поглядеть Москву — разогнать тоску”.

Среди общего числа приезжих значительное место занимают вынужденные мигранты: граждане России, прибывшие из республик СНГ, наши бывшие соотечественники, а также жители иных стран — лица, ищущие у нас убежища.

 

Они едут за помощью и поддержкой, часто вырвавшись из под бомб, преследований и дискриминации. Многие из них едут в столицу государства, где говорят на их родном языке, где они ожидают встретиться с людьми общей с ними культуры. Но их встречают унижения, беззаконие и вымогательство.

Каждый год тысячи пострадавших от произвола обращаются в нашу организацию. У них нет средств, чтобы удовлетворить аппетиты чиновников, им негде устроиться на ночлег, в некоторых случаях у них нет надлежащих документов. И тем не менее, Россия — государство, присоединившееся к Конвенции 1951 г. и имеющее собственное законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах, имеет определенные обязательства по отношению к этим людям.

Москва как столица России, как точка пересечения множества международных авиалиний часто оказывается пунктом прибытия вынужденных мигрантов. Равно со столицами других государств Москва вынуждена нести свою немалую долю миграционной нагрузки. Однако, не будем лукавить, ведь приток свежих сил, туристов и даже вынужденная миграция не только обременительны, но и весьма выгодны для нашего города.

К сожалению, приезд в Москву превратился для многих в травмирующее событие. Московские власти превратили когда-то одну из самых гостеприимных столиц мира в город, по улицам которого приезжий крадется как тать, сжимая в руке паспорт, билет, справку о регистрации, командировочное удостоверение, и все равно стараясь на всякий случай не встречаться с милицией. Кто знает, что еще придумали в столице требовать с приезжих? А если он приехал на машине? А если паспортный стол не работал несколько дней? А если очередь в нем на часы, а пригласившие друзья не могут явиться всей семьей на регистрацию гостя?

Ни москвичи, ни их гости не знают, на что они имеют право, и что имеет право сделать с ними встречный московский милиционер, получивший от властей города при попустительстве федеральной власти не только возможность, но и обязанность карать приезжих за все несуществующие грехи и держать их в постоянном трепете.

Нам хотелось бы надеяться, что предлагаемая брошюра поможет человеку, живущему, или “пребывающему”, или просто находящемуся на законном основании в столице России, осознать свое реальное правовое положение и научиться с достоинством отстаивать свои права при встрече со стражем порядка.

Нам также хотелось бы надеяться, что эту брошюру прочтут и сотрудники милиции.

Недопустимо, чтобы в обществе создавался образ милиционера, как человека, встреча с которым опасна для здоровья и кошелька людей.

Мы хотели бы, чтобы люди на улицах Москвы видели в сотруднике милиции защитника от тех, кто нарушает закон. Мы знаем не понаслышке, что такие люди в милиции есть, и хотим, чтобы их стало больше.

Председатель Комитета

“Гражданское содействие”

Светлана Ганнушкина

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............

1. К вам на улице обращается сотрудник милиции в форме. Как это должно происходить?.......

2. Имеет ли сотрудник милиции право требовать предъявления ваших документов, удостоверяющих личность? На каком основании и при каких обстоятельствах правомерно такое требование с его стороны?

3. Какие документы считаются удостоверяющими личность гражданина? Может ли сотрудник милиции при проверке документов, удостоверяющих личность, настаивать, чтобы ему предъявили именно внутренний паспорт гражданина РФ?

4. Сотруднику милиции предъявлен паспорт гражданина РФ. Какие требования сотрудника милиции к обладателю паспорта и к виду паспорта правомерны?

5. Правомерно ли требование сотрудника

московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование предъявить какие-либо документы, подтверждающие прибытие в Москву и убытие гражданина из Москвы в срок, не превышающий 10 дней?

6. Правомерны ли вопросы сотрудника милиции о целях приезда в Москву, сроках пребывания в городе, планируемом месте проживания или месте, где приезжий остановился?

7. Правомерны ли требования сотрудника

милиции на месте уплатить штраф за нарушения правил регистрации с составлением протокола об административном нарушении или без него?

8. Имеет ли право милиция за отсутствие регистрации доставить гражданина в отделение милиции и задержать его в административном порядке?

9. Что необходимо помнить, если вас подвергли "доставлению" в отделение милиции и "административному задержанию"?

10. Имеет ли сотрудник милиции право изъять ваши документы (паспорт) или взять его в залог выплаты штрафа?

11. Правомерно ли применение к гражданам силы и спецсредств (наручники, дубинки) сотрудниками милиции за отсутствие регистрации и отказ проследовать в отделение милиции для оформления протокола или уплаты штрафа за такое правонарушение?

12. Правомерно ли проведение личного досмотра сотрудниками милиции граждан, не имеющих регистрации?

13. Является ли Москва "режимным городом", в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?

14. Можно ли обжаловать незаконные требования и действия московской милиции?

Как это сделать?

Резюме или рекомендуемый сценарий общения.

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Образцы заявлений и жалоб

Приложение 5. Адреса и телефоны

общественных организаций,

где можно получить

необходимую консультацию

и помощь

Приложение 6. Кодекс РФ "Об административных правонарушениях" (извлечение)

Приложение 7. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (извлечение)

Введение

Власти Москвы и Московской области, в соответствии с проводимой ими политикой, ставят перед милицией задачу по фактическому ограничению притока приезжих в Москву и Московскую область, по созданию максимально некомфортных условий проживания и пребывания в московском регионе.

Безответственность властей по отношению к правам и интересам своих граждан во многом являются следствием инерции мышления не только представителей власти, будь то милиция или администраторы всех уровней, но и самих граждан. В массовом сознании по-прежнему продолжает жить еще дореволюционный принцип взаимоотношения власти и обывателя, кратко и лаконично сформулированный еще Салтыковым-Щедриным: "Градоначальники секут, обыватели трепещут!".

Историческую память никуда не денешь. И усвоенный уже на генетическом уровне принцип нашей правоохранительной системы и гражданского бытия: "Был бы человек, а статья найдется!", россиянам, судя по всему, предстоит изживать еще очень и очень долго.

Одним из механизмов воплощения в жизнь щедринского принципа по отношению к приезжим стала утвердившаяся в течение нескольких последних лет практика тотальной проверки документов граждан на улицах и в иных общественных местах с целью выяснения, есть ли у них регистрация в Москве и Московской области по месту жительства или по месту пребывания. Все это происходит на фоне истерии, нагнетаемой московскими властями, по отношению к "лицам кавказской национальности", гражданам СНГ, ко всем "немосквичам".

При этом высокие московские руководители спокойно перекладывают всю ответственность за сложившуюся ситуацию на органы милиции, "скромно" упуская из виду, что система органов внутренних дел является частью системы исполнительной власти России и поэтому реализует те и только те задачи, которые ставятся перед ней этой системой в целом и в московском регионе в частности.

Складывается впечатление, что московские, да и федеральные власти фактически поощряют милицию к массовым нарушениям прав граждан. Иначе просто невозможно объяснить то спокойствие и оправдательный тон, которым они комментируют подобные факты в СМИ, в ответ на обращения граждан и общественных организаций. Более того, как было выяснено правозащитными организациями, в системе органов внутренних дел установлены критерии и формы отчетности, согласно которым сотрудники милиции, в частности сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) и милиции Метрополитена, должны составлять протоколы за "нарушения" Правил регистрации. Установлены также для каждого подразделения "контрольные цифры" числа нарушителей, что фактически толкает сотрудников и руководителей милиции среднего звена на нарушение закона и фальсификации. План надо выполнять!

Следствием этого стало развитие преступного бизнеса по оформлению регистрации в московском регионе. В зависимости от цены может быть приобретена фальшивая и “настоящая” справка о регистрации в жилом помещении, владельцы которого не имеют ни малейшего представления о том, что у них поселился виртуальный гость. Главными "изготовителями" таких справок стали сотрудники паспортных столов и исполнительных органов. Катастрофические масштабы приобрело мздоимство, ставшее существенной частью доходов сотрудников милиции.

Паспортными столами дело не ограничивается. В Москве и Московской области на улицах, станциях метро и около них, в районах аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, на дорогах и в других общественных местах сотрудники милиции в форме, вне зависимости от структурной принадлежности подразделений милиции ПОСТОЯННО, то есть каждый день и круглосуточно, производят МАССОВЫЕ и необоснованные проверки документов граждан и досмотр на месте их личных вещей. У граждан без всяких оснований требуют предъявить паспорт, и в обязательном порядке проверяется наличие регистрации в Москве и Московской области.

У не имеющих такой регистрации так же безосновательно требуют документы, подтверждающие, что срок их пребывания в Москве или области не превышает 10 дней. Граждане, не имеющие регистрации в Московском регионе, не имеющие возможности или не желающие предъявлять проездные документы подвергаются административному наказанию по ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) в виде "штрафа" от 100 рублей и выше, в зависимости от субъективного мнения сотрудника милиции, проверяющего документы.

Любое возражение, отсутствие или нежелание платить деньги на месте, попытка на месте оспорить неправомерные требования или действия сотрудников милиции, проверяющих документы, отсутствие документов или наличие просроченных документов приводит к:

• изъятию документов, прежде всего паспортов, взятию их в залог, до уплаты штрафа на месте или в ближайшем отделении милиции;

• использованию физической силы и спец. средств (наручники, дубинки, электрошокеры и слезоточивый газ), часто с превышением усло­вий и пределов их необходимого применения;

• доставлению в ближайшее отделение милиции или комнату милиции, посадку в патрульный автомобиль милиции;

• административному задержанию "для выяснения личности";

• личному досмотру.

При этом общей практикой для сотрудников милиции стало несоблюдение обязательных требований общения с гражданами, документального оформления своих действий, фиксации правонарушений и налагаемых административных взысканий, применения силы и спец. средств, мер по обеспечению производства по делам об административных нарушениях (доставление, административное задержание, личный досмотр), предусмотренных Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утвержден ПРИКАЗОМ МВД России от 18 января 1993г. N 17 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕН- СТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ МИЛИЦИИ") и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Сотрудники милиции не считают нужным носить номерные нагрудные знаки во время несения службы, при обращении к гражданам представляться, предъявлять по требованию граждан свои служебные удостоверения, обосновывать свои действия и требования, вести себя вежливо, уважая достоинство граждан, соблюдать предусмотренные законом меры по соблюдению условий и пределов применения физической силы и спец. средств. Помимо этого сотрудники милиции считают совершенно естественным и законным с легкостью переквалифицировать состав первоначального правонарушения, в котором "подозревался" гражданин, НЕ выдавать квитанции о взыскании административного штрафа, НЕ составлять протоколы об административных правонарушениях и НЕ выдавать по требованию граждан их копии, НЕ оформлять протоколы об административном задержании или досмотре, НЕ разъяснять гражданам их права и НЕ обеспечивать их право на защиту при возбуждении дела по административному правонарушению. Грубость и произвол, унижение и умаление человеческого и гражданского достоинства, необоснованное ограничение свободы, "регулирование" волеизъявления граждан по выбору места и срока пребывания в Москве и области стали нормой в поведении и действиях милиции.

Большинство россиян с момента принятия новой Конституции РФ в 1993 году успело твердо запомнить, что одним из главных ее завоеваний была отмена кабальной системы прописки. Новая Конституция закрепила право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания на территории России.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства закреплен конститу­ционно и в российских законах. Гражданин уравнен в своих правах с институтами государственной власти. Пусть со скрипом, но работает судебная система, механизмы государственного контроля. Дело за малым. Заставить себя изучить свои права и возможности их реализации и найти в себе гражданскую смелость начать ими пользоваться, заставить государственную машину работать в наших собственных, а не чиновничьих интересах, проявить свою гражданскую волю, твердость и человеческое достоинство.

С правовой точки зрения существующей нормативной базы вполне достаточно, чтобы гражданин мог остановить неправомерные требования и действия сотрудников милиции, защитить себя и других граждан, привлечь виновных в произволе к ответственности. Беда состоит в том, что большая часть граждан России просто не знает своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей милиции. А те, кто их знает, не верит в возможность ими воспользоваться. Люди не привыкли оспаривать действия представителей власти, а тем более обжаловать их в последующем.

Однако УПК РФ и КоАП РФ, другие федеральные и региональные законы, будучи далеко не идеальными, предоставляют нам такие возможности. В то же время появилось большое число людей, для которых ценности свободы во всех ее проявлениях стали основополагающими. Первой и самой важной из черт таких людей является восставшее из пепла чувство собственного достоинства, от которого недалеко и до достоинства гражданского.

Именно оскорбленное чувство собственного достоинства является побудительным мотивом для поиска ответов на вопросы о том, как себя защитить от произвола, как поставить зарвавшихся стражей порядка на место или как наказать за уже содеянное.

Вот именно таким людям, а также тем, кто готов преодолеть свой страх перед мундиром, властью и силой, мы хотели бы помочь.

Основой наших рекомендаций послужили вопросы, поступавшие от посетителей сайта WWW.NELEGAL.RU общественных организаций "Нелегалы Москвы" и "Свобода воли", а также от подопечных Комитета “Гражданское содействие”.

ИТАК:

1. К вам на улице обращается сотрудник милиции в форме. Как это должно происходить?

При обращении к гражданину патрульный (постовой) должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

Согласно п. 4 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утвержден Приказом МВД России от 18.01.1993 г. N 17, далее — Устав ППС), действия сотрудников милиции должны быть законными и понятными гражданам. Согласно п. 93 Устава ППС, сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме. Не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан.

Согласно п. 45 Устава ППС, заступающий на службу сотрудник милиции обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь:

служебное удостоверение;

служебную книжку, карточку маршрута или поста;

табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

резиновую палку;

радиостанцию;

наручники;

свисток;

служебную сумку или планшет, ручку;

индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

бланки квитанций об уплате штрафов на месте;

электромегафоны;

карманный электрический фонарь;

ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

Помимо этого сотрудник милиции, заступивший на пост, или осуществляющий патрулирование своего участка, может иметь закрепленный на одежде номерной знак (бляху), на котором указан персональный номер, подразделение, в котором он служит. Милиция метрополитена часто вместо бляхи использует индивидуальные бейджи (планки), на которых указаны должность, звание и фамилия сотрудника милиции. Милиция метрополитена также имеет еще одно отличие в экипировке. На рукаве кителя или куртки нашит большой шеврон красного •цвета с эмблемой Московского метро. У всех остальных милиционеров на рукаве нашит общий шеврон стандартного размера "МВД России". Устав патрульно-постовой службы не требует от сотрудников милиции обязательного ношения в период несения службы при патрулировании или на посту нагрудного номерного жетона. Такая обязанность есть только у сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС) и вневедомственной охраны.

Как правило, сотрудник милиции, внешне отвечающий всем перечисленным выше требованиям, начиная с нагрудного знака (бляхи) и заканчивая табельным оружием, будет держаться при общении с Вами и другими гражданами действующих правил и норм, так как в случае их нарушения, он, при поступлении жалобы от гражданина на его неправомерные действия, очень быстро вычисляется и может быть привлечен к установленной законом ответственности.

Беда состоит в том, что часто при этом он исходит из собственного субъективного представления о своих и ваших правах и обязанностях, зачастую весьма отличных от тех, которые реально закреплены в законах и нормативно-правовых актах. Поэтому будьте готовы к демонстративному игнорированию ваших законных возражений и требований, но проявляйте твердость и настойчивость, ни в коем случае не допуская грубости и оказания физического сопротивления.

Необходимо знать, что в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами МВД РФ, граждане обязаны выполнять ТОЛЬКО законные требования сотрудников милиции, и ТОЛЬКО при несении ими службы, то есть в момент исполнении ими своих должностных обязанностей.

Не каждый сотрудник милиции в форме:

во-первых, является несущим в этот момент службу и находится при исполнении обязанностей;

во-вторых, имеет в это время право на те или иные действия в отношении граждан, на той или иной территории.

Патрульный (постовой) сотрудник милиции, находящийся при исполнении своих обязанностей, согласно упомянутому выше п.93 Устава патрульно-постовой службы, ОБЯЗАН по первому требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук. Эти же требования Устава ППС распространяются и на всех остальных сотрудников милиции, находящихся при исполнении ими своих обязанностей и вступающих в контакт с гражданами. Подчеркнем еще раз — гражданин при общении с сотрудниками милиции ИМЕЕТ ПРАВО в ЛЮБОЙ момент ПОТРЕБОВАТЬ от них предъявления их служебных удостоверений. При предъявлении гражданином такого требования сотрудник милиции ОБЯЗАН предъявить свои документы и ДАТЬ гражданину возможность ознакомиться с ними из своих рук. В противном случае он допустит наказуемое должностное нарушение.

Еще раз подчеркнем, что к вам на улице может обратиться ТОЛЬКО сотрудник милиции, несущий службу, то есть, находящийся ПРИ ИСПОЛНЕНИИ им своих обязанностей, заступивший по приказу на пост или патрулирование именно НА ЭТОМ участке территории города и именно НА ЭТОТ период времени. Все это отражается в карточке маршрута патрулирования или карточке поста. Согласно п. 36 Устава ППС, в этой карточке указываются:

маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

время несения службы;

объекты и зоны, требующие особого внимания;

порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выдается наряду перед за-ступлением на службу.

То есть, если вы не совершили преступления или правонарушения, а спокойно стоите или идете в помещении метро, то к вам НЕ МОЖЕТ обращаться и предпринимать в отношении вас какие-либо действия, в том числе требовать предъявления документов, сотрудник милиции из любого наземного РОВД. За пределами метро, к вам НЕ МОЖЕТ обращаться и предпринимать в отношении вас какие-либо действия сотрудник милиции метрополитена. Со­трудник ОВД "Южное Медведково" не имеет право обращаться к вам с какими-либо требованиями и предпринимать в отношении вас какие-либо действия в районе "Щукино" или "Чертаново", любом другом районе города или в Подмосковье.

Не имеют права обращаться и предпринимать в отношении вас какие-либо действия сотрудники милиции вне времени своего дежурства (несения службы), тем более находящиеся в отпуске, а также сотрудники вневедомственной охраны, спецподразделений — ОМОН, ОБЭП, РУБОП и пр., если они не выполняют в этот момент на улице или других общественных местах отдельные операции, то есть не находятся при исполнении обязанностей (такое бывает при проведении массовых общественных мероприятий, в зонах аварий, проведении рейдов на рынках и т.п.).

Безусловна также еще одна существенная деталь, так же отраженная в Уставе ППС — сотрудник милиции, несущий службу, в обязательном порядке должен быть ТРЕЗВЫМ.

Пояснения и рекомендации:

Надо запомнить, что наша милиция привыкла к безнаказанности. Человек в милицейской форме ощущает себя полным хозяином положения и безусловно считает себя правым во всем. С другой стороны, подавляющее большинство российских граждан психологически допускает такое отношение к себе со стороны людей в форме и чувствует себя беззащитным и потенциально виноватым просто на уровне животного рефлекса. Типичная картина: сотрудник милиции в форме в общественном месте жестом подзывает к себе гражданина, тот безропотно сразу достает паспорт и так же безропотно и безнадежно ожидает своей участи. На этом психологически и строится весь сценарий общения милиционера и гражданина.

Выработайте в себе уважение к собственной персоне, а также понимание того, что милиционер на улице работает на ваши налоговые деньги и обязан охранять ВАШИ интересы, защищать ВАШИ права и свободы!!! Если вы не преступник, находящийся в розыске, ведете себя спокойно, знайте — вы ни перед кем и ни в чем не виноваты, что бы при этом вам не говорили. И доказывать это Вы не обязаны! По принципу презумпции невиновности, о котором речь будет чуть ниже, доказать и обосновать вашу вину обязан милиционер. И он, общаясь с Вами, должен твердо уяснить, что Вы это понимаете.

Поэтому при обращении к вам милиционера:

Во-первых, не дергайтесь и не суетитесь. Держите себя спокойно и уверенно. Однако, здраво оцените обстановку. К сожалению, есть сотрудники милиции, для которых милицейская форма является лишь прикрытием для вымогательства. Не вступайте с ними в неравное сражение.

Во-вторых, выиграйте инициативу у милиционера. В этом вам помогут ответы на вопросы, приведенные ниже. Не попадайте под гипноз полной милицейской уверенности в собственной правоте и безнаказанности!

Что вас должно насторожить? Отсутствие номерной бляхи, тем более бляха, торчащая из кармана, невнятно произнесенные звание и фамилия, без упоминания должности, или просто нежелание представиться, явно нетрезвый вид, излишне возбужденное состояние сотрудника или сотрудников милиции, отсутствие указанных выше элементов милицейской оснастки. По этим признакам можно предположить, что в последующем в отношении вас скорее всего последуют неправомерные действия, а сотрудник милиции явно старается скрыть свои персональные данные для затруднения его последующей идентификации и возможного обжалования его действий.

В-третьих, возьмите себе за правило постоянно, в любых условиях носить при себе маленький блокнот или какую-либо бумагу, ручку, а лучше всего маленький простой карандаш, который, в отличие от ручки, пишет одинаково хорошо и на морозе, и на влажной, засаленной и лощеной бумаге. В крайнем случае в качестве бумаги для записи годятся использованные билеты на транспорт, визитки и т.п., которые как правило есть в любом кошельке. Если всего этого нет под рукой, то придется напрячь свою память. Ваше желание записать звание, подразделение и фамилию сотрудника милиции законно и не может вызывать возражений с его стороны.

В-четвертых, до начала разговора с милиционером по существу, до предъявления вами ему каких-либо документов или выполнения других требований милиционера, необходимо зафиксировать его данные (звание, фамилию, имя, отчество, должность, подразделение, в котором он служит). Это нужно сделать неизменным правилом в вашем общении с милицией. Для этого не надо стесняться переспросить все, что вы не расслышали или недопоняли, а также потребовать предъявить его служебное удостоверение, поскольку, как уже говорилось выше, патрульный (постовой) обязан по требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Можно также попросить сотрудника милиции предъявить его карточку поста или маршрута. Предъявлять ее милиционеры не обязаны, но это требование позволит вам закрепить еще в начале общения ваш психологический перевес. В этом случае милиционеру психологически придется "защищаться", доказывая вам, что он этого делать не обязан.

Никто из сотрудников милиции не предъявит вам приказ своего начальника, которым он назначен в наряд. Такие приказы на руки патрульным не выдаются. Но наличие такого приказа в территориальных отделах внутренних дел, так же как и наличие вторых экземпляров карточек поста или маршрута, позволяет очень быстро установить, действительно ли сотрудник милиции находился на службе при исполнении обязанностей в момент общения с вами на территории своего поста или участка патрулирования, или занимался незаконной самодеятельностью и “сверхурочной работой”, пополняя личный бюджет, незаконно штрафуя граждан за мнимые правонарушения.

Если милиционер в действительности в момент общения с вами находится вне своей территории или вне времени своего дежурства (несения службы), вы просто застанете его своим требованием врасплох, "взяв с поличным" на месте нарушения. Отрезвляющая порция адреналина в крови сотрудника милиции в этом случае гарантирована.

Повторим еще раз, это обстоятельство является существенным, так как очень часто под видом сотрудников патрульно-постовой службы на проверку "паспортного режима" и московской регистрации выходят и сотрудники вневедомственной охраны, и ДПС, и мелкие милицейские чиновники из штата аппаратных работников, либо, как указывалось выше, те же сотрудники ППС, "подрабатывающие" на сопредельной (не своей) территории или вне времени своего дежурства. Определенная часть сотрудников милиции таким способом давно приспособилась поправлять свое личное финансовое положение. Не брезгуют поборами и милиционеры метрополитена, выходящие на поверхность земли в районах станций метро на окраинах и в спальных районах, на территорию, находящуюся вне их пределов компетенции, а также милицейская "элита" — сотрудники РУБОП, ОБЭП, УНОН, ОМОН, уголовного розыска.

Весь расчет в подобной ситуации строится лишь на страхе граждан перед любым распоряжением человека в форме милиции и безропотном его исполнении. Анонимность гарантирует таким правонарушителям в милицейской форме дальнейшую безнаказанность их действий.

Проверка служебных удостоверений так называемых "патрульных", да и патрульных, несущих службу, и фиксация их персональных данных является сильным сдерживающим фактором при дальнейшем общении. Сам милиционер прекрасно осознает, что совершает противоправные наказуемые действия, и что его персональная "идентификация", то есть лишение возможности действовать анонимно, лишает его возможности действовать безнаказанно.

Поэтому есть очень большая вероятность того, что такие "патрульные" ограничатся после раскрытия их инкогнито лишь формальным просмотром любого документа, который вы им предъявите, и на этом ваше общение с ними закончится. Для того, чтобы отучить "сверхурочников" от такой противоправной привычки, обязательно найдите время и позвоните или напишите в милицию заявление о том, что, например, в метро у вас проверил документы милиционер такой-то из такого-то наземного РОВД.

В любом случае, сотрудник милиции, персональные данные которого стали Вам известны, понимает, что его незаконные действия могут быть достаточно легко обжалованы вами в последующем, и это повлечет за собой, как минимум, дисциплинарную ответственность. Возможно, что патрульный задаст вам вопрос, зачем Вы делаете записи. Ответьте ему прямо и заявите, что хотите знать его данные, чтобы обжаловать действия милиционера, если они, на ваш взгляд, окажутся неправомерными.

В-пятых, при знакомстве с документами милиционера не торопитесь и не суетитесь! Потребуйте держать удостоверение на уровне ваших глаз, чтобы вам было удобно читать, и дать вам возможность прочитать удостоверение до конца! Лучше всего делайте это вслух, параллельно ведя запись персональных данных с удостоверения. Помните: торопить вас никто не имеет права! Отказ сотрудника милиции предъявить вам свои документы уже сам по себе является нарушением с его стороны. В этом случае вы имеете полное право прекратить общение с милиционером и следовать по своим делам, так как все последующие требования и действия милиционера будут противоправными, исполнять которые вы не обязаны!

В-шестых, следует иметь в виду, что самостоятельно нести службу имеют право только действующие сотрудники милиции. "Начинающие" сотрудники милиции являются стажерами. Они тоже носят форму и участвуют в патрулировании, но самостоятельного права на несение службы без сопровождения действующего сотрудника милиции согласно Устава ППС НЕ ИМЕЮТ! Это значит, что одиночный милиционер, предъявивший вам удостоверение, в котором написано, что он "стажер", права на проверку ваших документов, составление протокола и т.д. НЕ ИМЕЕТ! Об этом стажера надо просто проинформировать и следовать по своим делам. В последующем обязательно необходимо написать письменную жалобу его начальству и в органы Прокуратуры.

2. Имеет ли сотрудник милиции право требовать предъявления ваших документов, удостоверяющих личность? На каком основании и при каких обстоятельствах правомерно такое требование с его стороны?

Да, сотрудник милиции такое право имеет, но с определенными ограничениями. Согласно части 2 ст. 11 Закона РФ "О милиции", у ее сотрудников есть право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. Такая же норма содержится в части 2 п. 99 Устава ППС, она предоставляет такое право по тем же основаниям патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей. Правом проверки обладают и другие сотрудники милиции, находящиеся на службе, то есть при исполнении обязанностей. Основания для проверки документов граждан у них те же, что и у сотрудников ППС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.073 с.)