В паспортах образца 1974 Г. Отсутствие действующей на сегодняшний день прописки не служит доказательством его недействительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В паспортах образца 1974 Г. Отсутствие действующей на сегодняшний день прописки не служит доказательством его недействительности.



Как и в российском паспорте, производить в паспортах советского образца какие-либо иные отметки запрещается. А согласно п. 6 Положения, граждане подлежат в установленном порядке прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания и выписке при выезде из места жительства.

Следует помнить, что в паспортах советского образца в возрасте 25 и 45 лет необходимо вклеивать новые фотокарточки, а в новых российских паспортах в возрасте 20 и 45 лет паспорт подлежит замене. При несоблюдении этих требований паспорта являются недействительными.

Таким образом, предъявляя сотруднику милиции свой паспорт гражданина РФ, вы должны быть уверены, что в нем содержатся все необходимые в соответствии с указанными выше требованиями сведения.

Все необходимые отметки также должны быть сделаны. Отметим еще раз, что их отсутствие означает, что в данной графе отметить нечего. Отсутствие записи в графе “семейное положение” означает, что Вы холосты, в графе “воинская обязанность” — что Вы невоеннообязанный, в графе “дети” — что у Вас нет детей, а в графе “место жительства” — что такого места у Вас нет.

Если же у Вас есть место жительства, находящееся в любой точке территории Российской Федерации, оно обязательно должно быть отмечено в вашем паспорте.

Разумеется, ваш паспорт не должен быть просрочен, в нем не должно быть неположенных записей. Паспорт должен быть настоящим, а не поддельным и иметь физическую целостность, то есть не быть испорченным. В нем не должно быть выпавших или выпадающих страниц, отклеившихся фотографий, размазанных надписей, печатей и штампов.

Именно из-за существующей массы указанных выше требований к оформлению паспорта, которые граждане зачастую упускают из внимания, паспорт для проверяющего документы сотрудника милиции с "наметанным" глазом наиболее предпочтительный документ. Множество мелочей в оформлении могут быть истолкованы и истолковываются как показатели того, что ваш паспорт недействителен. Это дает формальные основания доставить вас в отделение милиции и подвергнуть административному задержанию на три часа для "установления личности". О правомерности таких претензий и действий со стороны сотрудников милиции подробнее речь будет идти ниже.

При этом необходимо учитывать, что штрафовать вас на месте за просроченный или недействительный паспорт при проверке документов на улице или в другом общественном месте сотрудник милиции ППС или любого другого подразделения милиции не имеет права. Согласно ст. 19.15 КоАП РФ, в России запрещено проживание без паспорта или по недействительному паспорту. Административное взыскание за это правонарушение налагается по месту пребывания или жительства гражданина. Этот вопрос находится в ведении службы участковых инспекторов по месту жительства, а не в ведении ППС или иных подразделений милиции. К тому же при таком нарушении мерами административного наказания служат предупреждение, вынесенное в официальной форме, или наложение штрафа в размере ДО одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), что на октябрь 2002 г. составляет 100 рублей. Это означает, что никто из сотрудников ППС милиции в общественном месте, даже в случае явной очевидности вашей вины (наличие просроченного или испорченного паспорта гражданина РФ), не имеет права составлять протокол по факту такого правонарушения, и не имеет права сразу на месте налагать на вас административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскивать его на месте, да еще и в максимальном по объему размере.

Все угрозы сотрудника милиции в этой ситуации — использовать в отношении вас силу и спецсредства, доставить в отделение милиции, подвергнуть административному задержанию с помещением в "обезьянник" и задержать на три часа (для выяснения личности), подвергнуть вас и ваши вещи досмотру, изъять у вас паспорт, взять его в залог до уплаты штрафа, — имеют одну цель: "убедить" вас заплатить ему на месте так называемый "штраф", в подавляющем большинстве случаев оседающий в личном кармане сотрудника милиции.

Самое большое, что может по закону сделать с вами милиционер при обнаружении недействительного паспорта или при полном отсутствии каких-либо документов, удостоверяющих личность, это сделать вам замечание или, при наличии оснований, доставить Вас в отделение милиции. При этом сделать он это может лишь в том случае, если "обоснованно заподозрил" вас в более существенном правонарушении, нежели "проживание без паспорта и регистрации или по недействительному паспорту". Но об этом милиционер должен заявить сразу на месте, когда будет обосновывать свое требование о предъявлении ему ваших документов. Он не должен, убедившись в том, что у вас отсутствует, просрочен или испорчен паспорт, "придумывать" что-то позже, на ходу или уже непосредственно в отделении милиции, обвинив вас в хулиганстве или более серьезных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП РФ. В отделении милиции установят вашу личность по сообщенным вами сведениям и, если сохранится подозрение, что вы находитесь в розыске, проверят вас по соответствующим милицейским компьютерным базам данных.

Если ваш паспорт испорчен, сотрудник ППС может переписать ваши данные, или составить протокол, и направить этот материал по вашему месту жительства для принятия к вам мер административного наказания. Но доставлять Вас для этого в милицию нет необходимости и предусмотренных законом оснований, поскольку все это милиционер ОБЯЗАН оформить непосредственно на месте.

Следует также иметь в виду, что просроченный или испорченный паспорт гражданина РФ или иной документ не перестает удостоверять вашу личность, если он настоящий и не содержит следов явной подделки. По действующему законодательству вы просто не сможете пользоваться теми правами, иметь те возможности, которые дают вам действующие документы.

В любом случае, если вы не совершали никаких иных правонарушений, паспорт гражданина РФ должен быть Вам возвращен, так же, как и иной документ, удостоверяющий личность, и на этом ваш контакт с сотрудником милиции должен быть закончен. Все остальные действия и требования с его стороны неправомерны, и впоследствии Вам необходимо их обжаловать.

5. Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование предъявить какие-либо документы, подтверждающие прибытие в Москву и убытие гражданина из Москвы в срок, не превышающий 10-дней?

Этот вопрос является ключевым во всей процедуре проверки документов, так как именно на незнании гражданами нюансов законодательства, связанных со всей совокупностью правовых актов по регистрации граждан и строится вся система милицейских поборов "за отсутствие регистрации" не только в Москве, но и по всей России.

Сотрудники ППС милиции, да и все остальные, так называемые "патрульные", о которых речь шла выше, вопреки Конституции РФ, действующим законам РФ, САМОВОЛЬНО присвоили себе право проверять у граждан в общественных местах наличие московской регистрации, право "налагать" и "взимать" на месте штраф за ее отсутствие, право требовать подтверждения пребывания в Москве на срок не более 10 дней, право доставлять в отделения милиции, право подвергать административному задержанию, держа людей за решеткой, угрожая им (и особенно молодым женщинам) длительным пребыванием в неподходящем обществе или применением силы, право проводить личный досмотр на улице или в общественном месте.

В силу исключительной важности этого момента разберемся с ним подробнее.

КоАП РФ четко квалифицирует все виды административных правонарушений. Он жестко регламентирует и разделяет должностных лиц и органы, правомочными составлять протоколы по тем или иным конкретным видам правонарушений, с одной стороны. А также определяет органы и должностных лиц, которые правомочны налагать административные взыскания по установленным (зафиксированным в виде протоколов) фактам правонарушений, с другой стороны.

Как уже указывалось выше, единственной статьей КоАП РФ, в которой речь идет об ответственности за проживание без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15.

В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора и участковые инспектора. То есть из всех служб милиции ТОЛЬКО служба участковых инспекторов вправе:

во-первых, составлять протоколы по факту правонарушения пост. 19.15.;

во-вторых, наряду с другими должностными лицами органов внутренних дел (о них речь будет идти ниже в соответствующем разделе) рассматривать дела по ст. 19.15. и, соответственно, налагать предусмотренные в ней административные взыскания ввиде официального предупреждения или штрафа до 1 МРОТ.

Из указанного следует, что сотрудник ППС московской милиции или любого другого населенного пункта, на улице города или в общественном месте, а также сотрудник любого другого подразделения милиции просто не уполномочен законом:

во-первых, в соответствии со ст. 19.15 проверять наличие у Вас регистрации по месту пребывания или жительства и составлять по факту нарушения протокол;

во-вторых, налагать на Вас предусмотренное указанной статьей административное взыскание в виде официального предупреждения, штрафа, а тем более взыскать за это на месте штраф живыми деньгами.

Такие действия с его стороны являются прямым нарушением закона, которое НЕОБХОДИМО обжаловать!

Позволим себе небольшое отступление. Действующим законодательством на милицию возложено много различных функций. Она следит за безопасностью дорожного движения, соблюдением миграционных правил, экологической безопасностью, охраняет предприятия и учреждения. Но почему-то при этом вневедомственная охрана не составляет протоколы и не налагает на водителей взыскания за нарушения правил дорожного движения, а сотрудники ГИБДД не составляют протоколы и не налагают штрафы за нарушения в сфере экологии. А ведь все это не более абсурдно, чем массовые проверки регистрации граждан по месту жительства и пребывания в общественных местах!

Поэтому, если у вас проверяют документы на улицах города, в городском транспорте, в любом общественном месте, в помещении организаций и учреждений, в любом помещении, не относящемся к жилому сектору (офис фирмы, магазин и т.п.), требования подтверждения наличия московской регистрации абсолютно незаконны!!!

Это же подтверждается и конституционными нормами, и нормами федеральных конституционных законов, и решениями компетентных органов.

Во-первых, согласно части 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Конституция РФ имеет прямое действие и высшую юридическую силу на всей территории России, поэтому всякие ссылки на местные московские законы и нормы со стороны сотрудников милиции неправомерны и могут быть обжалованы в любую инстанцию, в том числе в суд. Сотруднику милиции, настаивающему на каких-то особых московских законах и правилах, можно прямо заявить, что он нарушает Конституцию РФ и несет за это ответственность. Следует настаивать на этом, как бы вам не возражали и чем бы не грозили, в какой бы глумливой форме это не преподносили!

Во-вторых, в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" даются следующие определения.

“Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.

Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.”

Из этих определений следует, что как место жительства, так и место пребывания связываются с жилым помещением, расположенным по конкретному адресу на территории, а не с самой территорией населенного пункта, муниципального образования или субъекта РФ.

Поэтому требование милиции о подтверждении регистрации в Москве, Московской области или при проверке документов (паспорта) в общественном месте на территории г. Москвы или Московской области НЕЗАКОННО само по себе!!! Закон буквально требует лишь регистрации в жилом помещении по конкретному адресу, где Вы поселились постоянно или на время. Именно поэтому только участковый инспектор, в сфере деятельности которого находится соблю­дение и поддержание общественного порядка и безопасности граждан в ЖИЛОМ секторе, ИМЕ­ЕТ право и ОБЯЗАННОСТЬ следить за соблюдением гражданами установленных Правил регистрации, выявлять и фиксировать (составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.15. КоАП РФ) нарушения, рассматривать указанные дела и выносить по ним решения о привлечении к ответственности.

В-третьих. Указанные конституционные нормы, конкретизированные в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения”, истолкованы в Постановлениях Конституционного Суда РФ № 9-П от 04.04.96г. и № 4-П от 02.20.98г. В Постановлениях КС РФ отмечается, что регистрация в РФ носит уведомительный характер, т.е. это не право гражданина, а его обязанность, в которой ему не могут отказать. Согласно части 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Конституционный Суд констатировал, что срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение волеизъявления гражданина при выборе места пребывания. Постановления КС РФ обжалованию не подлежат, имеют прямое действие на всей территории РФ, действуют непосредственно, не требуют толкования каким-либо органами или должностными лицами, вступают в силу с момента провозглашения в зале заседания.

Пункт 9 Правил регистрации, принятых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (последние изменения в них были внесены 14 августа 2002 г. Постановлением Правительства РФ № 599) гласит: граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства на срок свыше 10-ти дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания, в частности договор найма или заявление хозяина жилого помещения.

Отметим еще раз, что произвести регистрацию обязаны должностные лица. Ваша обязанность состоит только в том, чтобы предоставить необходимые документы. Очевидно, что Вы не несете ответственности за плохую или медленную работу должностных лиц. Не ваша вина, что оформление регистрации задерживается. Все это Вы не должны объяснять сотруднику ППС, это касается компетенции участкового инспектора, который легко может проверить, подали ли Вы необходимые документы, и по чьей вине задерживается
оформление регистрации.

Возможно ли пребывание в Московском регионе не более 10 дней без регистрации? Ни у кого не вызывает сомнения возможность провести отпуск на озерах Карелии или в Мещерских лесах. Где регистрируются туристы? В байдарках или палатках? Разумеется — нет. За ними присмотрят должностные лица, в частности и милиция, ответственные за то, чтобы не нарушались Лесной и Водный кодексы РФ и другие нормативные акты в этой области. Точно также житель Карелии или Мещеры может провести свой отпуск, путешествуя по Подмосковью, разбить палатку в разрешенном месте и время от времени наведываться в Москву побродить по музеям. Должен ли он удирать от милиции, как заяц, или это его законное право? Право, которое имеет любой человек, находящийся на территории России на законном основании? Ответ на этот вопрос Вы снова найдете в Законе РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства”. Части 2 и 3 ст. 1 этого закона утверждают, что ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства допускаются только на основании закона, более того, это относится ко всем тем, кто находится на территории России на законном основании. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда от 02.02.1998 г. четко сказано, что определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания. А в таком случае: нет жилого помещения — нет и регистрации по месту пребывания.

Тем не менее, московская милиция, при активной моральной и нормативной поддержке московских властей, при молчаливом поощрении федеральных властей, продолжает заниматься фактическим нарушением Конституции РФ, постановлений Конституционного Суда РФ и федерального законодательства.

Сотрудники ППС милиции и других подразделений милиции при проверке документов в общественных местах требуют предъявлять им паспорт с регистрацией в Москве или Подмосковье по месту жительства, регистрацию там же по месту пребывания или билеты на транспорт с датами, подтверждающими намерение прожить в Москве менее 10 дней, требуют командировочные удостоверения, путевые листы у водителей и т.п. За непредоставление таких документов угрожают карой и доставляют незарегистрированного гражданина в отделения милиции.

При этом сотрудники милиции грубо дезинформируют граждан, обосновывая свои требования ссылками на соответствующие положения федеральных и московских Правил регистрации, которые такого права милиции не предоставляют. В большинстве случаев дезинформация граждан идет еще дальше. Сотрудники милиции, не моргнув глазом, утверждают, что они (граждане) обязаны зарегистрироваться в Москве или Подмосковье в течение трех дней с момента прибытия в регион, "забывая" сообщить, что это делается в течении трех РАБОЧИХ дней, исключая выходные и праздничные дни, и при прибытии в Москву и область на срок свыше 10 дней (как это указано в приведенной выше цитате из Федерального закона, и как это определено в Правилах регистрации).

Как правило, "нарушение" указанного милицией трехдневного срока пребывания в Москве и области является для милиции достаточным основанием для "наложения и взыскания штрафа" на месте. Представление гражданам недостоверной информации об их правах, тем более заведомо недостоверной информации должностными лицами, коими и являются сотрудники милиции, является противоправным и наказуемым деянием, и может и должно быть обжаловано, в том числе в судебном порядке. Из сказанного выше следует, что все подобные требования и действия сотрудников ППС и других подразделений милиции незаконны, а патрульные попросту занимаются не своим делом, выявляя в общественных местах "незарегистрированных", в то время как бандиты, преступники и настоящие правонарушители разгуливают на свободе и делают свое черное дело.

Ни в одном нормативно-правовом акте РФ сотрудникам ППС или иных подразделений милиции не предоставлено право требовать, а гражданам не вменено в обязанность представлять какие-либо доказательства или документы подтверждающие их прибытие или убытие в тот или иной населенный пункт, подтверждать кому-либо сроки своего пребывания в нем.

Более того, новый КоАП РФ законодательно закрепил такую норму, как "презумпция невиновности". Теперь юридически изначальная "правота" милиции в любых ее действиях и требованиях и необходимость "оправдываться" перед милицией и доказывать свою невиновность осталась в прошлом. Статья 1.5. КоАП РФ с аналогичным названием стоит того, чтобы процитировать ее полностью:

"1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица."

Поэтому граждане не обязаны предъявлять доказательства длительности своего пребывания в Москве и Московской области в виде каких-либо документов или наличия регистрации, тем более когда такие требования незаконно предъявляются гражданину на улице или в любом другом общественном месте, а не жилом секторе. Эти доказательства должна собрать и представить милиция тому органу или должностному лицу, которое правомочно принимать решение о привлечении за допущенное правонарушение к ответственности. Конституция РФ, так же как и КоАП РФ, предоставляет гражданину право не свидетельствовать против себя.

Спустя какое-то время милиция, надо надеяться, усвоит такой новый для себя принцип общения с гражданами. Пока же надо быть готовыми к тому, что Вам придется отстаивать принцип Вашей личной "презумпции невиновности", плохо сочетающийся с сегодняшней милицейской практикой. Отучить милицию от вседозволенности, от "святой" веры в собственную непогрешимость и положения верховного арбитра, перед которым гражданину необходимо пресмыкаться и оправдываться за каждый свой шаг и вздох, можно лишь методичными требованиями доказательства и обоснования каждого их требования и действия с обязательным последующим обжалованием всех допущенных милицией нарушений прав и свобод граждан, требований действующего законодательства.

Вторым по степени важности для милиции аргументом вины гражданина, не имеющего Московской регистрации при проверке его документов в общественном месте, до 1 июля 2002 года являлись положения ст. 178 "Проживание без паспорта и прописки" КоАП РСФСР. В новом КоАП РФ этой статье соответствует практически идентичная ей по сути уже не раз упомянутая выше статья 19.15. "Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации", согласно которой "проживание или пребывание гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 МРОТ.

По инерции ВСЕ московские милиционеры продолжают использовать этот "аргумент" для привлечения к "административной ответственности", а фактически просто для заполнения соответствующих граф в отчетности и для массовых поборов с граждан. Этот "аргумент" является также абсолютно неправомерным и по "субъективному составу правонарушения" пост. 19.15., так как в данной статье КоАП РФ речь идет именно о проживании, то есть доказанном факте пребывания или проживания гражданина в течении определенного периода времени и в определенном жилом помещении, по определенному адресу. Определение понятий "местожительства" и "местопребывания" приведено выше.

Как уже указывалось, в соответствии с п. 9 части 2 ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, а значит и составлять по ним протоколы по ст. 19.15 КоАП РФ вправе только старшие участковые инспектора, участковые инспектора, но ни в коем случае не сотрудники ППС и других подразделений милиции, которые ничего не знают о проживании и пребывании остановленных ими в общественных местах людей и не уполномочены законом делать это.

В КоАП РФ содержится понятие "события и состава административного правонарушения", именно при наличии "события и состава" правонарушения производство по делу может быть начато и именно эти "событие и состав" правонарушения, в соответствии с частью 2 ст.28.2 КоАП РФ, обязательно должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении. Согласно части 1 и 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, при проверке документов и наличия регистрации на улице и в иных общественных местах ст. 19.15 применена быть не может, событие, и состав правонарушения ОТСУТСТВУЮТ и поэтому производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Вследствие этого любой сотрудник ППС или иного подразделения милиции, составляя протокол об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП в общественном месте, налагая административное взыскание в виде официального предупреждения или штрафа, действует неправомерно.

В случае, если сотрудник милиции продолжает настаивать на том, что такое нарушение по указанной статье имеет место, проверяя документы в общественном месте, пытается составлять протокол, осуществить привод в отделение милиции, использовать силу и т.п., он однозначно совершаетпротивоправные, наказуемые по закону действия, которые могут и должны в последующем обжалованы.

6. Правомерны ли вопросы сотрудника милиции о целях приезда в Москву, сроках пребывания в городе, планируемом месте проживания или месте, где приезжий остановился?

Такие вопросы со стороны сотрудников милиции правомерны при составлении протокола административного задержания. Во всех остальных случаях, в том числе и при "простой" проверке документов этот вопрос неправомерен. Соответственно, отвечать на него необходимо в самом общем виде, так как полное игнорирование этого вопроса в настоящее время воспринимается сотрудниками милиции как проявление неуважения к ним как представителям власти и повышает уровень их подозрительности и агрессии.

При этом, совсем не обязательно распространяться подробно по каким именно делам вы прибыли, что собираетесь купить в столице, в каком месте будете останавливаться, дабы избежать дальнейших ответов, за которые милиционер может "зацепиться", потребовать других подтверждающих документов вроде командировочного удостоверения, приглашения на конференцию или семинар и т.п.

Как уже указывалось выше, приезд и передвижение или пребывание в том или ином населенном пункте России, в том числе в Москве или Московской области, может иметь одно единственное основание — собственное волеизъявление и желание гражданина, корректировать которое, а тем более влиять на него исходя из собственных представлений, не имеют права ни государственные органы, ни их должностные лица, в том числе и сотрудники милиции.

Основывается такая позиция все на том же праве на свободу передвижения территории РФ. Праве, которым обладают все, находящиеся в России на законном основании: ее граждане и жители, все те, на кого распространяются соглашения о безвизовом въезде (все граждане СНГ, кроме жителей Туркмении и Грузии), все, кто имеет действующую российскую визу.

7. Правомерны ли требования сотрудника милиции на месте уплатить штраф за нарушения правил регистрации с составлением протокола об административном нарушении или без него?

Этот момент во взаимоотношениях гражданина и сотрудника милиции является одним из ключевых. Как указывалось выше, ст. 19.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за проживание без паспорта и без регистрации, но не за нахождение на территории того или иного населенного пункта (в том числе в Москве), без такой регистрации.

Более того, органы и лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исчерпывающим образом перечислены в разделе III КоАП. В соответствии с частью 1 статьи 23.3, дела по нарушениям, предусмотренным статьей 19.15 КоАП РФ, рассматриваются органами внутренних дел (милиции).

В соответствии с пп. 1 и 2 части 2 и 9, части 2 статьи 23.3, рассматривать дела (то есть принимать по ним решения, в том числе о наложении административного взыскания) об административных правонарушениях по событию и составу статьи 19.15 от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте и их заместители, а также старшие участковые инспектора, участковые инспектора. Событие и состав правонарушения по указанной статье могут иметь место ТОЛЬКО при факте доказанного милицией проживания или пребывания в конкретном жилом помещении в течение срока, превышающего 10 дней.

Из указанного следует, что сотрудники патрульно-постовой службы милиции или любого иного подразделения милиции, в том числе и службы участковых инспекторов, на улице города или в любом другом общественном месте, просто не вправе по закону наложить на вас административное взыскание по ст. 19.15 КоАП РФ ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать на месте штраф живыми деньгами за указанное правонарушение. В противном случае сотрудники милиции являются прямыми нарушителями закона, за что они должны нести предусмотренную ответственность, и что необходимо обжаловать в последующем.

Эти действия однозначно можно квалифицировать как самоуправство, превышение полномочий, вымогательство взятки. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена и в указанном КоАП РФ, и в Уголовном Кодексе РФ.

Надо иметь в виду, что наложение административного взыскания, будь то предупреждение или штраф, является завершающим этапом заведенного по факту правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, административного дела. Производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел IV КоАП РФ. Те, кто в своей практике сталкивался с судебным производством по гражданским, уголовным, арбитражным делам, исполнительному производству, увидит там много общего. Это сложный и нудный юридический процесс, где стороны обладают большими правами и обязанностями, в том числе правом обжалования решений об административном наказании. Но это предмет отдельного разговора. Как уже указывалось выше, вподобной ситуации у сотрудника патрульно-постовой службы нет даже права на составление протокола об административном правонарушении по ст. 19.15.

Согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ, в случае, если за совершенное правонарушение назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ (вспомним статью 19.15), протокол об административном нарушении не составляется. Уполномоченным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение, либо налагается и взимается административный штраф. Естественно, что в этом случае милиционер обязан выдать корешок квитанции о принятии у вас денег за штраф. Берите корешок обязательно! Впоследствии при обжаловании он будет являться подтверждением противоправных действий, виновные будут наказаны в дисциплинарном или ином порядке, а деньги вам будут возвращены. Помните, что на улице или в общественном месте не может иметь место правонарушение по ст. 19.15.

В случае, если лицо (то есть вы), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, тогда формально, в соответствии с частью 2 статьи 28.6 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, который передается для рассмотрения и принятия решения начальнику отдела милиции или в суд. При этом и вам и сотруднику милиции заведомо понятно, что его действия, в силу указанных выше обстоятельств, неправомерны.

Угроза составления протокола или даже его составление является со стороны милиции банальной формой психологического давления на гражданина, а иначе говоря шантажом, так как при передаче материалов такого дела в суд, в обязательном порядке будет проверен порядок составления протокола, правомочность и полномочия лиц, его составивших, наличие события и состава правонарушения, вменяемых в вину гражданину, что при всех перечисленных нарушениях со стороны милиции приведет суд к необходимости либо вернуть дело в милицию, либо прекратить его за отсутствием события и состава правонарушения на этапе досудебного рассмотрения или в процессе судебного заседания, что юридически зафиксирует неправомерность действий сотрудников милиции.

Итак, в случае если наказание за допущенное вами правонарушение подразумевает официальное предупреждение или штраф, не превышающий 1 МРОТ, вы согласны с тем, что совершили это правонарушение и не возражаете против предложенной меры наказания, протокол об административном правонарушении может не составляться. Если же вы не согласны с наложенным на вас наказанием, или вас не устраивает его размер (можно было вынести предупреждение, а вам предлагается заплатить максимальный штраф в 1 МРОТ), составляется протокол и назначается время и место рассмотрения вашего административного дела. Его может рассматривать либо начальник отдела милиции или его зам, на территории отдела которого произошло правонарушение, либо судья районного суда, обслуживающего ту же территорию. Туда уже можно прибыть с адвокатом и вопрос, как было указано выше, будет скорее всего решен иначе.

Как уже указывалось выше, сотрудники милиции — хорошие психологи. Свои жертвы они выбирают весьма умело. Как правило за разговорами о составлении протокола следует "разъяснение", что для этого необходимо пройти в патрульную машину, или в отделение милиции, то есть потратить массу времени и нервов на дальнейшее общение с милицией. Чаще всего в качестве жертв выбираются люди, которые явно спешат, и которые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.058 с.)