ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования расходной части МБ



Решения про использование бюджетных ресурсов утверждают политики данного уровня власти под влиянием ряда факторов.

Мазргейв: обеспечение общественных услуг должны оплачиваться теми, кто получает от них выгоду

Закрепление расходов за местными бюджетами:

· Преимущества

o На более низком уровне вкусы людей, требуемые услуги более однородны

o Доступ информации, проще определить потребность

o Стимулирование межрегиональной конкуренции (человек может уехать, если ему тут не нравится)

o Возможность экспериментировать в местных масштабах

· Недостатки

o За счёт масштаба можно было бы достичь экономии

o Местные власти не могут справляться с внешними проблемами (экстерналиями): наводнения, загрязнением атмосферы

o Предупреждение «экспорта проблем» и «импорт благ» (возможно улучшение положения за счёт других регионов)

o Тяжело стандартизировать качество благ

Теорема Чарльза Тибу: граждане «голосуют ногами» (могут уехать), если их не устраивает качество местных услуг.

Кроме того, как отмечают сегодня, местная власть должна создавать условия (высококвалифицированная рабочая сила) для прихода капитала.

Участие частного сектора:

· Различается понятие «обеспечение товаров и услуг за счёт бюджетных средств» (некоммерческое предоставление, 100% за счёт бюджета) и «непосредственное их производство» (может быть привлечён частный сектор)

· Местные услуги могут предоставлять не только коммунальные, но и частные предприятия (важен контроль качества)

В 1920-ых М.И.Митилино: «чиновник на госпредпритии не заинтересован в последствия своей деятельности и не может конкурировать с частной инициативой»

Принципы:

1. Ответственности

2. Непрерывность (постоянный процесс движения денег)

3. Рациональность (эффективное использование)

4. Социальность (расходы на решение непосредственных проблем населения)

5. Полнота (МБ отражают все расходы местного самоуправления)

6. Адекватность (расходы адекватны приоритетам, планам соц-эк развития)

7. Сбалансированность

a. Внешняя (отдельных статей)

b. Внутрення

Применение нормативных подходов к бюджетному планированию

Подразумевает использование несложных формул. Метод состоит в том, что на базе норм и технико-эк нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и источниках.

· В 1995 году впервые в Украине используется термин «норматив минимальной бюджетной обеспеченности одного жителя» (ЗУ «О ГБ на 1995 год»)

· Введён термин «минимальные необходимые расходы» (ЗУ «О бюджетной системе») по минимальным социальным и финансовым норма и нормативам с учётом индексов инфляции, устанавливаемые центральными исполнительными органами

· В 1996 в ЗУ «О ГБ» вводится понятие «средняя минимальная обеспеченность на жителя». Принимался показатель при определении пропорций распределения части общегосударственных доходов, сборов, платежей между АРК и местными бюджетами разных уровней

· 1997: ЗУ «О местном самоуправлении в Украине». Вводится понятие:

o Минимальный бюджет местного самоуправления – расчётный объём местного бюджета, необходимый для осуществления полномочий местного самоуправления на уровне минимальных социальных проблем, гарантируемый государством

o Минимальный уровень бюджетных потребностей – гарантированный государством минимальный уровень соц услуг на душу населения в пределах территории Украины

o Проблема в определении этого уровня

· 1999: Постановление ВРУ «Об основных направлениях бюджетной политики на 2000 год (резолюция)»:

o Опубликованы обобщённые нормативы бюджетной обеспеченности в расчёте на душу населения

o Предусмотрены корригирующие коэффициенты для учёта различий в стоимости оказания услуг гражданам (зависимо от места: село, город; от числа населения)

· 2000: реформа системы межбюджетных отношений (Постановление КМУ от 29.12.2000 о порядке расчёта местных бюджетных трансферт)

o Переход к планированию с учётом сетки бюджетных учреждений для формирования местных бюджетов на основе единых нормативов на одного жителя ил потребителя соцуслуг

o С 2001 в Украине внедрен нормативный подход к расчёту расходов местных бюджетов

БКУ:

· Ст2.П50: Финансовый норматив бюджетной обеспеченности – гарантированный государством (в пределах наличных средств) уровень финансового обеспечения задач и функций, осуществляемее АРК, местными госадминистрациями, исполнительными органами местного самоуправления, используемый для определения объёма межбюджетных трансферт

· Ст.94: Финансовый норматив бюджетной обеспеченности определяется делением объёмы финансовых ресурсов, направляемых на реализацию бюджетных программ на количество населения или потребителей услуг. Объём финансовых ресурсов по каждому виду расходов, учитываемый при расчёте объёма трансферт, рассчитывается на основе государственных социальных стандартов и нормативов, устанавливаемые законом и прочими нормативно-правовыми актами

· Ст.95: нормативы бюджетной обеспеченности корригируются коэффициентами, устанавливаемыми КМУ на основе:

o Количества населения или потребителей

o Соц-эк, демограф, климатические экологические и прочие особенности административно территориальных единиц (является ли это город или село)

Сметное планирование расходов учреждений, поддерживаемых из местных бюджетов

Смета бюджетного учреждения – основной финансовый документ, определяющий объём, целевое направление и квартальное распределение бюджетных средств на поддержание учреждения, осуществление централизованных мероприятий по поводу хозяйского и культурного развития.

Основы составления смет:

· Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях – документ, в котором описываются утверждённые бюджетные назначения и их месячное распределение, и прочие показатели, которые согласно законодательству могут быть определены на основе нормативов. Максимальные средства (обязательства), на которые могут рассчитывать учреждение для выполнения своих функций. Устанавливается на календарный год.

Принципы смет:

1. Органическая связь смет с планом соц-эк развития региона

2. Целевое назначение бюджетного ассигнования (согласно классификации)

3. Соответствие режиму экономии (эффективности)

4. Проведение высшими по уровню организациями и органами систематического контроля над финансовой деятельностью

Структура сметы:

· Доходная часть

o Общий фонд (поступления из общего фонда местного бюджета)

o Специальный фонд (поступления из специального фонда)

· Расходная часть

o Общий фонд (распределение расходов по экономической классификации)

o Специальный фонд (на конкретные мероприятия)

Особенности планирования:

· Общий фонд: согласно приоритетности доходов (учитывается объем расходов, доводимые до учреждения распорядителем более высокого уровня)

· Спецфонд за счёт собственных поступлений: погашение задолженности по бюджетным обязательствам, основные недообеспеченные общим фондом функции,

Условия определения потребности в средствах:

· Установленные основные показатели контингента (количество классов, учеников в школах, кроватей в больницах)

· Объём выполненной работы, штатная численность работников, реализация отдельных программ и предусмотренные мероприятия по снижению расходов, необходимое погашение ДЗ и КЗ

· Способность учреждения самостоятельно предоставлять платные услуги

· Норма бюджетных расходов на расчётную единицу (класс, кровать, койко-день и т.п.)

Обязательства главных распорядителей по поводу смет ведомственных им учреждений:

· Определяют показатели проектов смет распорядителей нижнего уровня

· Составляют проекты сводных смет

· На основе проектов сводных смет составляют бюджетные запросы, подаваемые в вышестоящие бюджеты, - документ, подготовленный распорядителем, содержащий предложения с обоснованными объёмами бюджетных средств, необходимых для деятельности учреждения на следующий бюджетный период

Программно-целевой метод бюджетного планирования

Применялся с 1960-ых в США, в Минобороны. Пришёл из частного сектора. Активно практикуется в ЕС, Канаде, США, и, особенно, Австралии и Новой Зеландии.

В Украине его применение было предусмотрено с 2002 года. С 2003 начались его испытания на уровне местных бюджетов. Сегодня реализуется в рамках «Реформы местных бюджетов в Украине» (финансируется USAID). На 2011 год 87 городов имеют опыт применения этого метода. В Киеве планируется полный переход бюджета на ПМЦ. Наиболее часто применяется в образовании и здравоохранении.

Этапы ПЦМ:

1. Стратегическое планирование – определение долго и среднесрочных целей, определение первоочередных задач и принятия программных документов органами власти

2. Формирование программ – разработка распорядителями бюджетных средств кратко- и среднесрочных программ и задач, которые требуется реализовать

3. Составление бюджета – определение анализ ресурсов, оценка ожидаемых результатов, мониторинг ресурсной базы, подача бюджетных запросов и т.д.

Цель ПЦМ – установление связи между выделяемыми средствами и результатами.

Ст. 20 п2, в ПЦМ относят:

· Бюджетная программа

· Ответственные исполнители бюджетных программ

· Паспорта бюджетных программ

· Результативные показатели бюджетных программ

Бюджетная программа (по БКУ) - совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели и задач, ожидаемого результата, определение и реализация которых осуществляет распорядитель бюджетных средств согласно возложенным на него согласно его функциям

Программа присваивается код из 7 цифр.

Составляющие бюджетной программы:

· Цель – законодательно определённые цели

· Задача – конкретные цели

· Направления деятельности – соответствую задачам и функциям главного распорядителя

· Результативные показатели – чётко определённые количественные и качественные показатели, характеризующие результата выполнения программ и дают возможность оценить эффективность их использования

Ответственные исполнитель программы:

· Юрлицо, ответственно за выполнение программы

· Требования согласно ст.20п2 БКУ:

o Определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином Украины (или местным финорганом). Может быть сам главный распорядитель Обеспечивает целевое и эффективное использование денежных средств

Паспорт бюджетной программы:

· Определяется сумма средств, утверждённая в бюджете на программу

· Цель, задача, направления деятельности, ответственные исполнители, результативные показатели и прочие характеристики

Требования к программе:

· Паспорт формируется на основе бюджетных запросов

· Паспорта составляются ежегодного по каждом программе

· Ст.20п8 БКУ: главный распорядитель разрабатывает и в 45 дней с вступления в действие местного бюджета утверждается местным фин органом паспорт бюджетной программы

Результативные показатели

· Количественные и качественные показатели, характеризующие результаты выполнении бюджетной программы, подтверждённые статистической, бухгалтерской и прочей отчётностью, дающие возможность оценить использование средств на выполнение программы

· Разработана классификация таких показателей:

o Показатели затрат – определяю объёмы и структуру ресурсов, обеспечивающих выполнение бюджетных программ

§ Государственное управление – количество подведомственных учреждений, штатные единицы, полученные письма, обращения граждан

§ Образование: количество учеников, персонал, количество учреждений

§ Охрана здоровья: персонал по категориям, количество учреждений

§ ЖКХ

o Показатели продукта – используются для оценки достигнутых целей (количество потребителей услуг)

§ Государственное управление: количество проверок, количество принятых решений, количество выданных разрешений, решенных вопросов

§ Образование: количество выпускников

§ Охрана здоровья: количество вылеченных, посетителей

§ ЖКХ: площадь отремонтированного жилфонда

o Показатели эффективности – отношение объёмы предоставленных услуг к их стоимости в денежном или ином выражении

§ Госуправление – количество предоставленных услуг, решений на одного сотрудника, расходы на командировку на сотрудника

§ Образование: расход на ученика, на учреждение

§ Здравоохранение: пациентов на врача, стоимость койко-дня, загруженность коей

§ ЖКХ – расходы на капремонт на метр

o Показатели качества – характеризуют качество услуг, продуктов, работ

§ Госуправление: отношение вовремя выполненных заданий и ких количеству, изменение объёма налоговой задолженности

§ Образование: количество выпускников с отличием

§ Охрана здоровья: выздоравливаемость

Преимущества:

1. Прозрачность бюджетного процесса

2. Обеспечение оценки результативности

3. Упорядочивание организации деятельности главного распорядителя бюджетных средств

4. Усиление ответственности главного распорядителя

5. Повышение качества разработанной бюджетной политики

Выполнение МБ по расходам

Выполнение МБ по расходам - осуществление комплекса действий, направленных на реализацию предусмотренных в МБ мероприятий и достижения определённых целей в рамках запланированных ресурсов.

Принципы:

· Единство (единая нормативная база, единая классификация, единая валюта)

· Полнота (все расходы местного органа должны быть предусмотрены бюджетом)

· Целевое использование

· Рациональность

· Публичность (отчёт публикуется)

· Прозрачность (отчёт должен быть понятен)

Фактические расходы – экономические операции, отражающие использовании в ходе бюджетного процесса трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Кассовые расходы – операции по поводу денежных выплат с бюджетных счётов на счет получателей трансферт, физ и юр лиц, поставлявших в бюджетные учреждения, товары, работы, услуги и прочие бюджетные цели.

Стадии выполнения расходной части:

1. Установление ассигнований распорядителями бюджетных средств

2. Утверждение смет учреждений распорядителями

3. Принятие бюджетных обязательств

4. Получение товаров, работ и услуг

5. Осуществление платежей

6. Использование товаров, работ и услуг для выполнения бюджетных программ

Казначейское обслуживание МБ:

· Ежедневно готовятся распоряжения о выделении средств отдельно по общему и специальному фондам в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (в пределах поступление в общий фонд МБ)

· Средства на счета распорядителей зачисляются на балансовом счёте 3531 (из общего фонда), на 3152 зачисляется (средства из спецфонда на специальные расходы), 3532 (особенные расходы распорядителей, полученные из спецфонда МБ)

Согласно ст.73 и ст.74 БКУ совет АРК по решению ВР АРК, местного администрации, по решению соответствующего совета могут покрываться займами из бюджета развития

 

Тема. Межбюджетные отношения и их составляющие

1. План. Суть межбюджетных отношений и особенности их организации

2. Концепции бюджетного унитаризма и бюджетного федерализма

3. Бюджетное регулирование, его цели и методы

4. Инструменты межбюджетных отношений

5. Бюджетные трансферты и их виды





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.015 с.)