ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов



Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов

МФ влияют на:

· Соц-эк развитие страны

· Финансовую безопасность, стабильность экономического развития

· Благополучие население

· Развитие демократии в обществе

МФ – является инструментом:

· перераспределения ВВП

· госрегулирования развития территорий

· экономической и фин политики

· гос региональной политики

МФ определяют:

· объём и качество предоставления локальных общественных услуг населению

· состояние и развитие местного хозяйства

· финансовую базу местного самоуправления

· предоставление конституционных гарантий населению

· состояние финансового выравнивания

Сущность и причины возникновения МФ

Начальные идейные основы

1. Римская империя: возникает понятие «муниципалитет», обозначающее некоторые города, получавшие значительные права на самоуправление

2. «Русская правда» Ярослава Мудрого: создание местной казны

3. Магдебургское право: 13-ый век, регламентировались права самоуправления городов в т.ч. местное налогообложение. Первые города Украины, утвердившие его: Владимир-Волынский, Сяник, Львов, Каменец-Подольский, Стрый, Луцк

4. Литовские статуты: 1529-1588гг., последний из них содержал информацию о налогообложении шляхты (освобождение их от сборов)

Теории местного самоуправления

Развитие науки (право и экономика) + смена власти = теории о том, какие права можно передать местным органам

1. Теория о природном праве – совокупность принципов, правил, норм, диктуемых природой человека и независимы от конкретных соц условий и государства

2. Децентрализационная теория

a. Как реакция на централизационную политику наполеоновской администрации

b. Предлагает разделить административные «дела»:

i. Являющиеся следствием самоуправления

ii. Государственные дела, делегированные общинам

3. Теория природных прав (вольности) общин (громад)

a. Начало 19-ого века

b. Община старше государства; государство не создаёт, а признаёт общину; община – институция равная государству; государство для общин, а не наоборот

c. Гербер, Аренс, Мейер, Лабанд

Общественная

A. Противопоставление государству

B. Пытались выделить дела в компетенции местного самоуправления и противопоставить государственным

C. Ресслер, Моль, Лешко, Васильчиков

Государственническая

A. Самоуправление как часть госуправления, форма организации местного государственного управления, имеющая ту или иную автономию в местных делах

B. Гнейст, Штейн, 19 век

Гражданско-хозяйственная (общественно-хозяйственная), муниципального дуализма

a. Органы местного самоуправления имеют 2 группы задач:

I. Политические – ограничены

Ii. Хозяйственные и общественные – широкие

B. Моль, Васильчиков

7. Теория муниципального социализма

a. Цель – демократизация местной жизни, большая автономия городским и сельским общинам, увеличение представление населения в местных органах

b. Метод – реформы

c. Загряцков, Курчинский, Плеханов

 

Формирование теории местных финансов

Происходило под влиянием двух факторов:

1. Сначала возникло понятие госфинансы, и лишь в противовес им возникли МФ

2. Расширило понятие государственные (публичные) финансы, став их составляющей при расширении предмета финансов

 

Василий Кравченко: 7 этапов

Современное представление о МФ

Кириленко: МФ – система финансовых отношений по поводу формирования, рспределения и использования фин рес, необходимых органам мест самоупр для выплнения их задач

Сунцова: МФ – система формирования, распределения, использования денежных и прочих фин ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, собственных и делегированных

Аспекты МФ:

· Система эк отношений при распределении-перераспределении ВВП

· В процессе реализации осуществляется формирование, распр и использование фин ресурсов

· Целевая упорядоченность этой системы отношений - обеспечение органов местного самоупр фин ресурсами для выполнения их функций

Состав МФ: централизованные, децентрализованные (коммунальные предприятия)

Система МФ

1. Расходы

a. Эк назначение (текущие, развития)

b. По задачам (собственные полномочия, делегированные)

c. По функциональному разделению (обязательные, факультативные)

2. Доходы

a. Эк природа (собственные, переданные, закреплённые, регулированные)

b. По источнику (налоговые, неналоговы)

3. Способы формирования доходов – закономерности формирования доходов

a. Налоги и сборы

b. Часть общегос налогов

c. Коммунальные платежи

d. Доходы от имущества местной власти

e. Коммунальные предприятия

f. Кредиты, трансферты

g. Методы: налоговый, неналоговый, заёмный, трансфертный

4. Местные финансовые институты

a. Как совокупность норм права или как совокупность организационных структур, способствующих функционированию МФ-систем

b. Включают: местные бюджеты, общественные услуги, коммунальная форма собственности, внебюджетные целевые фонды, финансы комм предприятий

5. Субъекты

a. Терр общины, местные советы, местные администрации, главы населённых пунктов, минфин Украины, КМУ, ВРУ

6. Объекты

a. Финансовые ресурсы в фондовой или нефондовой (ссуды) форме

7. Взаимоотношения

a. Между субъектами системы

b. Между местными финансами и прочими ветвями финансовой системы государства

Функции МФ

1. Контрольная (при создании проектов бюджетов, их утверждении и выполнении, отчётности)

2. Распределительная (при формировании доходов и расходов для выполнения задач МФ)

3. Стимулирующая (создание условий для увеличения доходов)

Эволюция местный бюджетов Украины

1864 – Положение про земства. Бюджеты на основе имущественного (земельного) налогообложения. Формирование земств.

1923 – Временное положение про местные финансы. Кодификация местных финансов. Регулируемые вопросы: состав местных бюджетов, права и обязательства органов власти разных уровней в вопросах МФ

1924 – новое Временное положение про МФ. Вводятся 3 группы местных бюджетов: регулирующие бюджеты (губернские, областные, республиканские, окружные), городские бюджеты, низовые бюджеты (волостные, районы, сельские)

1938 – решение Верховного Совета СССР. Местные бюджеты ликвидируются (включают в государственный бюджет).

1942 – установление основы доходов МБ через внедрение местных налогов и сборов (со зданий, земельная рента, с собственников ТС, разовый сбор на колхозных рынках)

1990 (5.12) – принятие ЗУ «О бюджетной системе УССР»

1990 (7.12) – принятие ЗУ «Про местные советы народных депутатов УССР и местного самоуправления». Чёткое определение состава доходов и расходов МБ.

Современные правовые основы функционирования и формирования МБ:

· Конституция (1996)

· ЗУ «О местном самоуправлении» (1997)

· Бюджетный кодекс (2001)

· Налоговый кодекс (2010)

Формирование доходов МБ

Доходная база

· инструмент финансового регулирования для перераспределения ВВП

· быстро реагирует на изменения экономической жизни на территории

· стабильная доходная база способствует пропорциональному развитию территории

· состояние доходной части отражает политику органов местного самоуправления и является основным инструментов её реализации

Классификация доходов:

1. По кодексу:

a. Налоговые

b. Неналоговые

i. Собственная и предпринимательская деятельность

ii. Штрафы и санкции

iii. Прочие

iv. Админсборы, платежи, некоммерческая хозяйственная деятельность

c. От операций с капиталом – продажа ОС, запасов, земли, немат активов

d. Трансферты

2. По экономической природе:

a. Собственные (не засчитываются при определении трансферт, способствуют заинтересованности местных органов в приросте доходной части собственного бюджета, формируются в результате самостоятельно принятых решений местного органа). Критерии определения:

i. Территориально локализированы

ii. Непосредственно зависят от действий органов местного самоуправления, которые их полностью контролируют и используют

По направлению

§ Общего фонда (21 позиция)

· Местные налоги и сборы, коммунальный НП, фиксированный, штрафы, торговый патент, плата за землю, пользование водными ресурсами местного значения, налог на промысел, торговый патент, фиксированный с-х (часть), часть чистой прибыли коммунальных предприятий, плата за аренду водных ресурсов и т.п.

§ Специального фонда (15 позиций)

· Налог на собственников ТС, целевые и добровольные взносы предприятий и т.п.

b. Закреплённые (учитываются для трансферт, основа определения налоговой способности территории. Передаются местным бюджетам в полном объёме или в определённой, одинаковой для всех бюджетов, части. Включает общегосударственные налоги и сборы, формирующие доходы МБ: НДФЛ, госпошлина, лицензии и патенты)

Делится на 2 уровня (по 15 позиций):

§ Бюджеты органов местного самоуправления (ст. 64): НДФЛ, 50% недр, лицензии и т.п.

§ Бюджеты АРК, области, района (ст. 66): АС на производства, лицензии на алкоголь и табак, регистрационных сбор и т.п.

c. Регулированные (передаются центральными органами местным, высшими уровнями низшим. Регулируются ЗУ «О ГБ»)

i. Нестабильные, не используются на сегодня (???)

ii. Иногда приравниваются к трансфертам

d. Межбюджетные трансферты (бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой, объём утверждается ЗУ «О ГБ»). Удельный вес растёт. Виды:

i. Дотации выравнивания (простые и дополнительные, выравнивание доходной способности)

ii. Субвенции (целевое назначение)

iii. Передаваемые в госбюджет и местные бюджеты из других местных бюджетов

iv. Дополнительные дотации

  Общий фонд Специальный фонд
Собственные · Местные налоги и сборы, · коммунальный НП, · фиксированный, · штрафы, · торговый патент, · плата за землю, · пользование водными ресурсами местного значения, · налог на промысел, · торговый патент, · фиксированный с-х (часть), · часть чистой прибыли коммунальных предприятий, · плата за аренду водных ресурсов · Фиксированный · Налог на собственников ТС, · Целевые и добровольные взносы предприятий
Закреплённые   Органы местного самоуправления 50% недр, лицензии и т.п.
АРК, область, район АС на производства, лицензии на алкоголь и табак, регистрационных сбор и т.п.

 

Состав расходов МБ

Расходы (ВИДАТКИ) МБ – экономические отношения, возникающие в связи с финансированием собственных и делегированных полномочий местный органов власти. Отражают функции и задачи, возлагающиеся на местную власть.

По кодексу: - средства, направляемые на осуществление программ и мероприятия предусмотренным соответствующим бюджетом. Не включают погашение долга, кредитование, размещение на депозиты, ценные бумаги, возврат переплат, прочие виды бюджетного возмещение (эти пункты включаются в ВИТРАТИ, т.е. затраты).

Классификация расходов:

· Программная

o Формируется местным органом по запросам главных распорядителей при составлении проекта решения по местному бюджетов

o Формируется с учётом типичной классификации расходов минфина

· Ведомственная

o Содержит перечень главных распорядителей для систематизации расходов и кредитования по признаку главного распорядителя

· Функциональная

o Разделы – систематизируют расходы и кредитование для выполнения функций государства, территории

o Подгруппы и группы – конкретизируют расходы и кредитование на выполнение данных функций

· Экономическая

o Текущие – финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, мероприятия социальной защиты населения

o Капитальные (развития) – на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанные с расширенным воспроизводством

· По задачам

o Обязательные – направленные на выполнение обязательных задач, возлагаемых на местные органы для обеспечения определённого стандарта услуг в масштабах всей страны, а также расходы по обслуживанию долга

o Факультативные – для реализации задач в пределах собственной компетенции (факультативные обязательства)

o Для реализации делегированных полномочий (за счёт уровня, делегирующего полномочия)

· По кодексу

o Выполнение делегированных полномочий (относится только к госбюджету)

o Расходы на осуществление делегированных государственных полномочий (определяются функциями государства и передаются местным органам для боле эффективного их выполнения по принципу субсидиарности) – за счёт собственных средств или трансферт

o Расходы на осуществление собственных полномочий (по обязательствам, находящихся согласно закону в компетенции местных органов) – за счёт собственных средств или трансферт

Разграничение расходов между уровнями определяется принципом субсидиарности. Предусматривается разделение на группы:

1. Расходы учреждений на реализацию мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередной предоставление гарантированный услуг (бюджеты сел, объединений, посёлков, городов не областного значения)

2. Расходы на функционирование учреждений и мероприятий, обеспечивающих основные гарантированные услуги (города областного-республиканского значения, районы областей – починка дороги, например)

3. На учреждения и мероприятий, которые обеспечивают гарантированные услуги для отдельных категорий граждан или программы, потребность в которых существует во всех регионах Украины (Бюджет АРК, областной бюджет)

Из бюджета Киева и Севастополя осуществляются расходы всех 3 групп.

 

 

Ст.88 и далее:

Бюджет Расходы, которые учитываются Расходы, которые не учитываются
Сёла, объёдинения, города районного значения - самоуправление - образование - дома культуры, клубы 1. Пожарная охрана 2. Внешкольное образование 3. Социальная защиты и обеспечение 4. Транспорт (поддержание дорожного хозяйства) 5. Программы благоустройства 6. Поддержка кино, СМИ 7. Культурные программы 8. Развитие физкультуры и спорта 9. Реставрация, охрана памятников 10. Спасение на воде, защита от ЧС, мобилизационная подготовка 11. Прочие
Район, город областного значения, область, АРК - госуправление - образование - охрана здоровья - соцзащита и обеспечение - культура и искусство - физкультура и спорт

 

Бюджет развития – элемент специального фонда местного бюджета. Средства его направляются на программы соц-эк развития территории (инвест и инновац деятельность, субвенции и прочие расходы на расширенное воспроизводство).

Источники бюджета развития:

1. Налог на прибыль (кроме коммунальной)

2. Единый налог для малых СПД

3. Дивиденды (доходы), начисленные на акции (паи) товариществ, на балансе которых имущество местного органа

4. Плата за предоставление местный гарантий

5. Отчуждение имущества

6. 90% продажи несельскохозяйственных земельных участков, находящихся в гос собственности до размежевания земель на коммунальную и государственную (а такой земли почти нет)

7. Субвенции из других бюджетов

8. Возвращаемые в бюджет кредиты и проценты

9. Местные займы

10. Средства из другой части местного бюджета

Расходы бюджета развития:

1. Погашение местного долга

2. Капитальные расходы (кап трансферты другим бюджетам)

3. Взносы органов местного самоуправления в уставный фонд субъектов хозяйствования

4. Экспертная денежная оценка земельного участка на продажу за счёт аванса покупателя

Направления расходования средств бюджета развития:

1. Социально-экономической развитие региона

2. Выполнение инвестиционных программ и проектов

3. Строительство, ремонт и реконструкция соц-культ объектов, ЖКХ

4. Газопроводы, газификация

5. Сохранение историко-культурных мест

6. Покупка жилья нуждающимся и т.д.

Дисбаланс общего фонда бюджета согласно БКУ:

· С дефицитом – разрешено при использовании свободного остатка бюджетных средств

· С профицитом – разрешено при:

o Направление в бюджет развития средств из общего фонда

o Выполнение обязательств по непогашенным ссудам

o Обеспечение оборотного остатка

· Способ – принятием решения про внесение изменений в местный бюджет

Дисбаланс специального фонда:

· Дефицит – при:

o Осуществление займа

o Предусмотрены поступления средств из общего фонда

o Поступление от продажи ценных бумаг

o При использовании остатков средств спецфонда, кроме собственных поступлений бюджетных учреждений

· Профицит – при:

o Погашении местного долга

o Покупке ценных бумаг

· Способ – принятием решения про внесение изменений в местный бюджет

 

Изменения в кодексе – больше видов доходов (но некоторые удалены, в некоторых изменён зачисляемый %), уточнения лицензий, платы за госрегистрацию, больше видов поступлений в фонд развития.

 

Тема 3. Финансовые ресурсы местного самоуправления

1. Сущность финансовых ресурсов и органов местного самоуправления, их состав, структура и особенности формирования

2. Коммунальный кредит, виды и пути развития

3. Местные ссуды и займы в Украине

4. Финансы коммунальных предприятий и их роль в формировании доходов местных бюджетов

a. Организационно-правовые основы деятельности коммунальных предприятий

b. Финансовые основы функционирования коммунальных предприятий

c. Финансовые ресурсы ЖКХ

d. Финансовые ресурсы транспортных коммунальных предприятий

Финансовые ресурсы ЖКХ

ЖКХ – соц ориентированная ветвь экономики страны, многоотраслевой хозяйственны комлекс, назначение которого – удовлетворение ЖК-потребностей населения, учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию прав и защиту здоровья, способствует соц-эк развитию и укреплению безопасности государства.

ЖКХ имеет 20 отраслей, сосредотачивает ок. 25% основных средств страны, 5% трудоспособного населения, 5 тыс. предприятий.

Состав ЖКХ:

1. Жилищное хозяйство (поддержание и эксплуатация жилфонда, общежитий, жилое строительство и управление жилфондом)

2. Коммунальное обслуживание (коммунальное и бытовое энерго- и водообеспечение, канализация, газ и тепло, санитарно-техническая очитка, уборка, благоустройство, бани, отельное хозяйство, пассажирский транспорт, дорожное хозяйство, подсобные промышленные и ремонтные предприятия)

Планирование начинается с определения доходов предприятий.

Доходы предприятий жилищного хозяйства:

Квартплата

2. Арендная плата за нежилые помещения

3. Средства от компредприятий для компенсации обслуживания внутренних сетей зданий (вода, канализация)

4. Прочие доходы (арендная плата за жилые помещения, выручка от реализации имущества, макулатуры, металлолома)

Расходы жилищного хозяйства:

1. З.п. работников, начисления

2. Плата за техобслуживание жилых зданий

3. Расходы на ремонт и вывод мусора

4. Материальные расходы

5. Оплата электроэнергии, работа лифтов, собственные потребности

6. Амортизация отдельных нежилых зданий

7. Содержание хозяйства зданий, техинвентаря, механизированная уборка, прочее

Состав коммунального хозяйства на каждой территории отличается, зависит от количества населения, особенностей хозкомплекса и специфичных условий.

Расходы коммунальных предприятий:

· Прямые (материалы, з.п., электроэнергия, амортизация, топливо)

· Накладные (управление и обслуживание производства)

Тарифные группы:

· Тарифы городского транспорта

· Тарифы санитарно-технических предприятий (канализация, вода, санитарная очистка) – дифференцируются по потребителям

· Тарифы энергетических предприятий

· Тарифы отелей, бань и прочих услуг населению

Расчёт выручки коммунального предприятия проводится умножением тарифной ставки на плановый объём услуг (расчёт проводится отдельно по всем услугам).

 

Выполнение МБ по расходам

Выполнение МБ по расходам - осуществление комплекса действий, направленных на реализацию предусмотренных в МБ мероприятий и достижения определённых целей в рамках запланированных ресурсов.

Принципы:

· Единство (единая нормативная база, единая классификация, единая валюта)

· Полнота (все расходы местного органа должны быть предусмотрены бюджетом)

· Целевое использование

· Рациональность

· Публичность (отчёт публикуется)

· Прозрачность (отчёт должен быть понятен)

Фактические расходы – экономические операции, отражающие использовании в ходе бюджетного процесса трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Кассовые расходы – операции по поводу денежных выплат с бюджетных счётов на счет получателей трансферт, физ и юр лиц, поставлявших в бюджетные учреждения, товары, работы, услуги и прочие бюджетные цели.

Стадии выполнения расходной части:

1. Установление ассигнований распорядителями бюджетных средств

2. Утверждение смет учреждений распорядителями

3. Принятие бюджетных обязательств

4. Получение товаров, работ и услуг

5. Осуществление платежей

6. Использование товаров, работ и услуг для выполнения бюджетных программ

Казначейское обслуживание МБ:

· Ежедневно готовятся распоряжения о выделении средств отдельно по общему и специальному фондам в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (в пределах поступление в общий фонд МБ)

· Средства на счета распорядителей зачисляются на балансовом счёте 3531 (из общего фонда), на 3152 зачисляется (средства из спецфонда на специальные расходы), 3532 (особенные расходы распорядителей, полученные из спецфонда МБ)

Согласно ст.73 и ст.74 БКУ совет АРК по решению ВР АРК, местного администрации, по решению соответствующего совета могут покрываться займами из бюджета развития

 

Тема. Межбюджетные отношения и их составляющие

1. План. Суть межбюджетных отношений и особенности их организации

2. Концепции бюджетного унитаризма и бюджетного федерализма

3. Бюджетное регулирование, его цели и методы

4. Инструменты межбюджетных отношений

5. Бюджетные трансферты и их виды

Бюджетное регулирование, его цели и методы

Цель (БКУ 2010) – обеспечение соответствия полномочий на осуществления расходов, закреплённых законодательными актами, и финансовых ресурсов (БКУ 2001: бюджетных ресурсов), которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Основная цель – перераспределения ресурсов между уровнями бюджетной системы.

Основные задания межбюджетного регулирования:

· Достижение соответствия расходов и доходов

· Обеспечение равномерности поступления доходов

· Создание заинтересованности местных органов в полной мобилизации доходов на своей территории

· Обеспечение самостоятельности использования дополнительно полученных средств

· Перераспределение бюджетных ресурсов (между донорами и реципиентами)

· Связь объёмов получаемой помощи с усилиями по мобилизации доходов

· Осуществление бюджетного выравнивания

Цель бюджетного регулирования и пути их достижения:

Свойства Вертикальное бюджетное регулирование Горизонтальное бюджетное регулирование
Цель Обеспечение необходимыми доходными источниками бюджетов разных уровней Ликвидация различий в бюджетной обеспеченности
Путь достижения Распределение расходов между бюджетами и предоставление им доходов, достаточных для финансирования этих расходов (непрямые трансферты) Выравнивание доходов и расходов однотипных видов местных бюджетов по территориальному критерию (прямые трансферты). Отдельно для городских, сельских, поселковых бюджетов
     

 

Непрямые трансферты – закреплённые на долгосрочной основе доли от общегосударственного налогообложения. Преимущество – экономия и эффективность (меньше убытков от избежания налогообложения, устранение конкуренции между органами власти в регулировании ставок и баз налогообложения).

Особенности украинской системы:

· Распределяются отдельные налоги, а не весь их контингент

· Нормативы отчислений пересматриваются каждый год

· Распределение поступлений по принципу происхождения

Горизонтальное выравнивание обусловлено отличиями размещения территориальных единиц из-за эк, прир и прочих особенностей. Главный инструмент – специальные фонды выравнивания, средства которых в форме универсальных трансферт распределяются между местными бюджетами согласно критериям потребности в средствах этих бюджетов.

Методы бюджетного регулирования:

1. Метод процентных отчислений от общегосударственные налогов и доходов, которые поступают в местные бюджеты (регулирующие доходы)

2. Предоставление финансовой помощи бюджетами в объёмы определённой суммы (в виде бюджетных трансферт)

Нормативы отчислений от регулирующих доходов:

· Единые – для всех админ-терр единиц (преобладают в Украине, из расчёт на душу населения)

· Групповые – только для определённой группы бюджетов

· Индивидуальные – для отдельных бюджетов

Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов

МФ влияют на:

· Соц-эк развитие страны

· Финансовую безопасность, стабильность экономического развития

· Благополучие население

· Развитие демократии в обществе

МФ – является инструментом:

· перераспределения ВВП

· госрегулирования развития территорий

· экономической и фин политики

· гос региональной политики

МФ определяют:

· объём и качество предоставления локальных общественных услуг населению

· состояние и развитие местного хозяйства

· финансовую базу местного самоуправления

· предоставление конституционных гарантий населению

· состояние финансового выравнивания





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.048 с.)