Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура средневековой ЕвропыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В средневековой духовной культуре существовало множество разных уровней. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном -христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому, что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам сплачивал разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами. В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии: · христианство, · буддизм, · ислам. Ислам возник в 7 в н.э. и в буквальном переводе означал "покорность". Он возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образованию Арабского государства. С 7-8 вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в 9 в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль. Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догаматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на: · православие, · католицизм, · протестантизм. Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в 7 в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения". В 12 -13 вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому Университету свидетельствуют о том, что в 15-нач.16 вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через 2 года экзамен держало 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек. В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматики, риторики, диалектики как искусства спора) и квадриума (арифметики, астрономии, музыки, геометрии). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В 12-13 вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров. Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышения. Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры. Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С 9 в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов. В Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др. Особый период в поздней средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут. Гуманисты подвергли критике схоластическое богословие. Они содействовали тому, что границы религиозной мысли расширились и "очистились" от церковного предания. Благодаря использованию античных источников усилилась светская, а иногда и языческая линия в религиозных рассуждениях и художественных произведениях. Гуманисты обличали нравы духовенства, институты католической церкви (монашество и папство). Разница между гуманистической критикой духовенства и самокритикой духовных лиц на церковных соборах в том, что первые критиковали эти институты с точки зрения попрания человеческого достоинства, а вторые - с целью улучшить нравы духовенства. Гуманисты положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Завета. Они поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествленном мире. Они заложили основы новых художественно-стилевых и идейных принципов искусства в разных его видах (литературе, театре, живописи, скульптуре, архитектуре). Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский, Д.Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир и многие другие - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения. Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель 19 в. Ф. Энгельс заметил: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"1. Выводы: Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам: · этническое обогащение евро-азиатского ареала; · опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этно-территориальных сообществ (город, цех, родо-племенные образования и т.п.); · детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда; · утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаики, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.); · итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др. 9.
№10. 3.Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства.
№13 Анонс: после долгих мучений радуешься любому улучшению. 1613 – 1645 (32 года)– правление Михаила Романова (деда Петра I). На престол его поставили в 16-летнем возрасте. Естественно, невозможно быть руководителем разрушенной страны так рано. Ему помогал править отец Филарет. Будучи Патриархом Руси и наставником сына, он принес много пользы. Была восстановлена экономика страны. Укрепилось положение дворянства. Часто собирались Боярская Дума и Земские соборы. Пополнилась государственная казна за счет увеличения налогов. Было усилено новое войско. Было увеличено число приказов (прообразов министерств) от 45 до 60. По сравнению со «смутным временем» наступила благодать. 1645 – 1676 (31 год) – правление Алексея Михайловича Романова (отца Петра I).
Усилилась власть царя, которая опиралась на силу дворянства (самодержавие). Редко созывалась Боярская Дума. Перестали созывать Земский собор. Областями стали править воеводы, назначенные царем. Первая жена — боярыня Мария Милославская, родила ему 13 детей! Из них только двоих сыновей. 1649 – создано Соборное уложение. Этим документом укрепили власть дворян и царя. Беглых крепостных по закону стали преследовать пожизненно. Создавались полки «нового строя». Пищали стали менять на мушкеты. Приглашали иностранцев обучать солдат военному делу. 1653 – 1656 – церковная реформа. Патриарх Никон хотел исправить в обрядах церкви ошибки, которых накопилось много. Это вызвало массовый протест. Многие «старообрядцы» уходили в леса. Авторитет церкви упал. Но меры были правильными. Необходимо было вернуться к чистоте истоков православной веры. 1654 – воссоединение Украины с Россией. Украинцы просили помочь им в войне. Своих сил и средств им не хватало. Пришлось воевать с Польшей, помогая Украине. 1670 – 1671 – народное восстание под руководством Степана Разина. Волны возмущенного народа пошли от Каспийского моря к Москве. Разин выражал мнение, что воеводы обманывают царя, творят беззаконие. После нескольких сражений был побежден и взят в плен. Казнен в Москве как государственный преступник. Но правительство приняло меря по смягчению положения народа. Проблемы политики и экономики начали решать. Но не было морской выгодной торговли, из-за потери земель. Мануфактуры развивались слабо. Не было энергичных контактов с Европой. Россия продолжала экономически отставать. Мало знать, что и как сделать, нужно еще натуру сильную иметь для этих дел. Продолжение следует.
12.1. Зарождение абсолютизма в России во второй половине XVII века. 12.2. Абсолютная монархия Петра I. 12.3. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.
12.1. Предпосылки абсолютной монархии в России, по мнению учёных, лежат во внешнеполитической плоскости, а именно, в необходимости содержания огромной армии для защиты протяжённых границ от многочисленных соседей: шведов, поляков, крымцев. Содержание армии, при относительно низком уровне развития производительных сил страны, требовало от тяглового населения чрезвычайного напряжения в сфере уплаты податей и несения повинностей, повлекло за собой закрепощение крестьянства. Данные процессы были возможны только в полицейском государстве, где сословия различались не правами, а обязанностями. Таким полицейским государством для средневековья являлась абсолютная монархия с её мощным аппаратом угнетения. Важным фактором складывания русского абсолютизма стали события Смутного времени, когда кризис монархии едва не повлёк утрату страной независимости, что дополнительно укрепило монархическое правосознание русского общества. Смута встряхнула сословия России, пошатнула лидирующие политические позиции боярства, выдвинув в качестве движущих сил освободительной борьбы дворянство и посадские верхи – классическую опору абсолютизма. Родство нового царского дома Романовых со старой династией Рюриковичей подтверждало его законность и «богоизбранность». В XVII веке абсолютистские тенденции наиболее последовательно прослеживаются в системе государственного управления: росте в составе Боярской думы доли незнатных членов (думных дворян и дьяков), отмирании к середине столетия института Земских соборов, бурном развитии приказной системы, замене губного и земского управления в уездах воеводским, отмене в 1682 г. местничества. Показательным стало противостояние в правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) царской власти и церкви, завершившееся поражением последней и ссылкой патриарха Никона. 12.2. Российский абсолютизм окончательно сложился в правление Петра I, когда были сформированы мощная бюрократия, строгая вертикаль власти, полиция и регулярная армия. Победа в Северной войне 1700 – 1721 гг. сделала Россию империей. С принятием в 1722 г. Табели о рангах окончательно утвердился новый бюрократический принцип государственной службы – продвижение по служебной лестнице на основании профессиональных качеств и выслуги, положенный в основу ещё после отмены в 1682 г. местничества. В 1722 г. был утверждён новый порядок престолонаследия – завещательный, что положило начало эпохе дворцовых переворотов. 12.3. Правление Екатерины II именуют эпохой просвещённого абсолютизма – монархии переходного общества – от феодального к буржуазному. Указанный политический строй, был присущ некоторым европейским монархиям XVIII века – века Просвещения, и преследовал цель плавного (без революционных потрясений) перехода к новому буржуазному этапу социально-экономических отношений. Просвещённый абсолютизм использовал во внутренней политике идеи французских просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескьё, д’ Аламбера – о наличии у человека ряда неотчуждаемых прав: на жизнь, свободу, частную собственность, семью, равенство перед законом. Екатерина II в своей внутренней политике старалась руководствоваться принципами Просвещения, наиболее последовательно проводя данную линию в сфере законодательства, расширяя систему прав дворянского и городского сословия.
№14
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.58 (0.017 с.) |