Базовые понятия традиционной китайской медицины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые понятия традиционной китайской медицины



Термином чи в традиционной китайской медицине обозначается жизненная энергия, своеобразная функциональная активность организма. Считается, что чи циркулирует по невидимым энергетическим каналам человеческого тела.

Чи подразделяется на несколько категорий: первичная чи, питательная чи, защитная чи, дыхательная чи, сексуальная чи, чи органов (чи печени, чи сердца и т.д.)

Запас первичной или врожденной чи формируется у человека к момента его рождения. Ею определяются наследственные черты организма. Истощение первичной чи становится причиной старения и смерти. Чем сильнее первичная чи, тем мощнее оказываются защитные силы организма, тем крепче внутренние органы и их чи.

Питательная чи возникает из воздуха и пищи. Циркулируя вместе с кровью в кровеносных сосудах, она питает энергию внутренних органов.

Защитная энергия находится ближе к поверхности тела, циркулируя в коже и мышцах. Она служит базой защитных сил организма,

Дыхательная чи обеспечивает процесс дыхания, деятельность сердца и сосудов и регулирует температуру тела.

Сексуальная чи — наиболее мощная и легко управляемая энергия, обеспечивающая процесс воспроизведения.

Понятие «кровь» в традиционной китайской медицине несколько отличается от его трактовки западными медиками. По мнению китайских врачей, кровь — это субстанция, содержащая все необходимые организму питательные вещества и находящаяся в тесном взаимодействии с чи. Чи обеспечивает циркуляцию крови в организме, более того, чи и кровь взаимно превращаются друг в друга. Недостаток крови свидетельствует об ослаблении организма.

Еще одно важное понятие китайской медицины — это концепция инь и ян.

Согласно канонам восточной философии, человек, как и все существующие предметы и явления, подчинен действию «двойного закона всеобщею чередования и дополнения» — инь-ян. Согласно теории инь-ян, везде и во всем существуют два противоположных начала, обозначенных терминами инь и ян.

К ян относятся такие понятия, как небо, мужчина, самец, сильный, активный, быстрый, верхний, повышенная функция и т.д., а к инь — земля, женщина, самка, слабый, скрытый, пассивный, медленный,, нижний, пониженная функция и т.д.

Хотя инь и ян и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они имеют свои процессы развития, более того, они взаимно переходят друг в друга. Так расцвет инь рождает ян, а расцвет ян порождает инь. Таким образом возникает взаимопроникающая связь.

В нормальном состоянии между инь и ян должно сохраняться равновесие. При нарушении равновесия инь и ян возникают аномальные явления, а при нарушении их баланса в человеческом организме возникает болезнь.

Применительно к китайскому массажу к состоянию ян относится избыточность (огонь, жар, полнота), а к состоянию инь — недостаточность (холод, сырость, пустота).

В традиционной восточной медицине внимание уделялось не столько анатомии, сколько анализу функционирования внутренних органов, базирующемуся на теории чжан-фу.

Согласно этой теории все органы делятся на три категории: чжан, фу и добавочные.

Органы чжан: легкие, селезенка, почки и печень относятся к иньским органам Их назначением является очищение, перераспределение и накопление энергии.

К категории фу относятся янские полые органы: желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желчный пузырь и три части туловища: верхняя, средняя и нижняя. Их назначением является пищеварение, всасывание и выделение.

К добавочным органам относятся головной и спинной мозг, кости, костный мозг, мышцы и матка.

Согласно традиционной китайской медицине, нарушение равновесия между инь и ян приводит к возникновению относительной полноты или пустоты инь или ян, вследствие чего может возникнуть дисбаланс чи и крови или дисгармония между органами чжан и фу.

Определенные зоны поверхности тела рефлекторно связаны с органами чжан-фу и дополнительными органами. Циркулирующие по меридианам и колатеральным сосудам чи и кровь, соединяют органы чжан-фу с четырьмя конечностями, девятью отверстиями и пятью органами чувств.

Подобная связь позволяет через воздействие на поверхность тела регулировать течение чи и циркуляцию крови по сосудам и меридианам, а также приводить в гармонию функции связанных с зонами воздействия органов чжан-фу и дополнительных органов.

Интуитивный массаж Шоу-Дао,
предшественник традиционной китайской рефлексотерапии

В данном контексте под традиционной китайской рефлексотерапией подразумевается не просто массажное воздействие на тело, укалывание или прижигание определенных точек, а полностью сформированная теория активных точек, меридианов и методов лечебного воздействия.

Истоки восточной рефлексотерапии уходят в глубокую древность. Инстинктивное использование механизмов рефлексотерапии наблюдается практически у всех животных. Львицы ласкают языком брюшко новорожденных львят — без этого у львят не начнется процесс дефекации. Кабаны трутся телами о деревья в лесу, обезьяны ласкают и обнимают друг друга, перебирают Друг другу шерсть в поисках кристалликов соли или паразитов. Многие животные с самых первых дней подвергаются массажу языком матери, обогреваются теплом ее тела. В самой природе заложены механизмы поощрения внешнего воздействия касанием. Благодаря воздействию касанием стимулируется и регулируется целый ряд протекающих в организме физиологически важных процессов.

На Востоке существует множество притч и легенд, которые, так или иначе, объясняют возникновение такого феномена, как иглоукалывание. Это и рассказ о крестьянине, у которого все время болела голова, и он однажды исцелился, ударив мотыгой по пальцу ноги, и множество других подобного рода историй.

По одной из распространенных версий эффект иглоукалывания был обнаружен случайно, когда при нанесении ритуальных татуировок было замечено, что уколы в определенные точки тела неожиданно способствовали прекращению болей или излечению ряда заболеваний.

Однако для того, чтобы окончательно сформировать приемы акупунктуры, определить функциональные значения отдельных точек и меридианов, подобрать сочетания точек в различных рецептах, потребовались сотни лет.

Массаж «Воины, пути, крепости» сформировался задолго до того, как была окончательно завершена теория меридианов, и он стал одним из первых видов массажа, на котором можно проследить эволюцию от простого интуитивного касания к пониманию внутренних механизмов перераспределения энергии тела.

На первых порах люди приобретали опыт общения с собственным телом, основываясь на результатах своих случайных или интуитивных действий. Когда устают глаза, человек невольно прикладывает к ним ладони, и состояние глаз улучшается. Наложение рук матери на больное место часто облегчает страдания ребенка. Уставший воин растирает, разминает мышцы шеи, рук и ног, и ему становится легче. Сбросив поклажу, крестьянин трется мышцами спины о дерево и чувствует облегчение.

Эмпирический опыт целительства передается из уст в уста, из поколения в поколение, неуклонно накапливаясь и обогащаясь. Проходит время, и этот опыт начинает обладать некой завершенностью, возникают способы классификации, люди начинают приобретать профессиональную квалификацию в данной области знаний. Некоторые, особо ценные знания засекречивались, о них забывали на долгие годы, а потом «открывали» их вновь.

«Воины, пути, крепости» — это массаж, построенный на следовании за болезнью. Место, которое болит, прямо или косвенно используется в качестве зоны воздействия. Это золотое правило рефлексотерапии и стало основой данного метода. «Охота» на болезнь ведется по четко разработанным правилам военной стратегии.

Проводя аналогию между человеческим телом и земным шаром, последователи Шоу-Дао сравнивали внутренние органы и другие области тела с государствами, а рефлекторно связанные с внутренними органами и областями тела активные зоны и точки ассоциировались с городами, пригородами или крепостями. Государства, в зависимости от разных внешних и внутренних причин, то воевали между собой, то заключали перемирие.

Понятие «города» у Спокойных было более широким, чем понятие активной точки в традиционной китайской рефлексотерапии. Города могли возникать и пропадать, перемещаться, иметь здоровые и больные пригороды, увеличиваться и уменьшаться в объеме.

Считалось, что пока организм здоров, государства и города «живут в мире», а их жители выполняют нужную и полезную работу. «Жителей» городов, так же, как и «воинов созидания», защищающих города и государства, можно было сравнить с разными видами энергии чи.

С «воинами разрушения» или «вражеским войском», нападающим на государство или город ассоциировалась болезнетворная или «вредная» чи, возникающая в организме, как вследствие нарушения его энергетического равновесия, так и под влиянием негативного воздействия окружающей среды — ветра, холода, жары, сырости, сухости, механических повреждений и т.д.

«Воинами» называлась не только энергия, но и специфические ощущения, возникающие при воздействии на зону, при активации или перемещении энергии. Механическое воздействие на зону тела рассматривалось, как направление в «зону боевых действий» «воинов, выполняющих волю полководца», то есть целителя.

Теория городов, воинов и крепостей широко использовалась последователями Шоу-Дао не только в лечении, но и при изучении боевых искусств, поскольку те же самые техники, которые использовались для лечения и восстановления организма, могли быть применены и для уничтожения противника.

Если город «занимал враг», то при «подходе войск», то есть при оказании давления на точку, в ней возникала боль, что само по себе являлось признаком заболевания.

Однако могло быть так, что жители покинули город, и он стал заброшенным или «мертвым» городом В этом случае при воздействии на город, то есть при оказании давления на соответствующую зону чувствительность оказывается пониженной по сравнению с естественной для зоны чувствительностью, и человек вообще может ничего не ощущать.

Пониженная болевая чувствительность в зоне или точке так же, как и повышенная болевая чувствительность, является признаком заболевания. В этом случае следует «вернуть жителей в город», вновь возродив в нем жизнь.

Если при механическом воздействии на «город» возникает боль, сопровождающаяся распространяющимися от точки ощущениями другого плана, типа почесывания, покалывания, распирания, щекотки и т.д., можно заключить, что «город» занят врагом, и что вражеские воины при атаке на «город» начинают отступать, двигаясь по «путям». Вышеописанные ощущения, возникающие при воздействии на точку, называются предусмотренными ощущениями.

Если боль или предусмотренные ощущения «перебегают» или отдаются в какой-либо другой точке или зоне тела, это означает, что лазутчики (ощущения) донесли о наличии вражеских войск в другом городе, или о перемещении этих войск, которые необходимо разгромить местными союзными войсками, прежде, чем враг накопит силу.

Один из способов расправиться с «врагом» — это отыскать и подвергнуть воздействию самую болезненную точку в зоне иррадиации боли, или в области «города», в который перебежала боль, если ощущение «отдачи» было четко локализовано.

Осаждая «город» — производя лечение, необходимо воспрепятствовать распространению и перемещению болезни, отсекая ей пути в близлежащие города путем давления на них и на окружающие их расположенные вдоль «путей» «пригороды».

Если при штурме «города», то есть при непосредственном давлении на точку, боль оказывается слишком сильной, это означает, что население города несет большие потери, и интенсивность штурма (воздействия) необходимо уменьшить, продлевая при этом осаду (лечение).

Если же при штурме «города» враг пытается захватить «Дворцы Владык», то есть при воздействии на какую-то зону ощущение уходит вглубь, к внутренним органам, то высылается погоня — на зону воздействуют снова и снова, добиваясь того, чтобы возникшее ощущение многократно возобновлялось. Кроме того в окрестностях этой зоны отыскиваются «пригороды», при «атаке» на которые ощущения устремляются к тому же органу.

Воздействие на «город» и «пригороды» производится до тех пор, пока у пациента не появляется интуитивное ощущение «насыщения» энергией зоны органа, в которую иррадировали предусмотренные ощущения.

Зоны, при воздействии на которые ощущения уходят вглубь, можно было отыскивать не только в районе «города», послужившего исходным пунктом «похода не Дворцы». Они могли находиться на значительном расстоянии от исходного «города», например, на конечностях или на голове. Сам исходный «город» тоже может располагаться как непосредственно над пораженным органом, так и на существенном удалении от него. Подобный способ воздействия ассоциируется с высыланием погони.

Различные образования на коже и в тканях, фурункулы, родинки и бородавки не подвергаются атаке войск, так как считается, что это — крепости союзных врагу сил, временно сохраняющих нейтралитет, и поэтому нападать на них не выгодно и опасно. Однако, ориентируясь на них, часто можно было обнаружить расположение сил врага.

Трудно провести точную границу между «городом» и «пригородом». Вообще эти понятия очень условны. Теоретически «город» и «пригород» отличаются лишь размерами и уровнем заключенной в них энергии. «Пригород» — это одна из точек, входящих в состав большой активной зоны, а «город» может быть как точкой зоны, так и целой зоной. «Города» и «пригороды» все время меняют свои очертания, в зависимости от наличия в них энергии того или иного типа. Даже самый маленький «пригород» в определенной ситуации может распасться на несколько еще более мелких.

При высоком уровне энергии размер «города» увеличивается, и тогда «пригороды» входят в его состав, становясь районами города. Также «город» может распасться на цепочку мелких «городов» или «пригородов», уровень энергии между которыми в этом случае понижен.

Понятия «город» и «крепость» в данном случае можно считать синонимами, поскольку в древности «города» обычно были окружены крепостями, то есть метод массажа «Воины, пути, крепости» иначе мог бы называться «Воины, пути, города».

Последователи Шоу-Дао называли «города» «центрами жизни» или «центрами энергии», считая, что «города» являются средоточием многих проявлений жизни, и что «составляющие жизни», то есть различные формы энергии в определенном сочетании, количестве и составе заполняют тот или иной «город». «Составляющие жизни» сравнивались с национальностями людей, с их профессиями, с их положением в обществе, или со слоями общества вроде классов или сословий.

«Город» мог быть создан и «врагами» организма, болезнетворными или «вредными» энергиями.

«Путями» назывались любые траектории, по которым движутся потоки взаимодействующих, противоборствующих или нейтральных энергий. В частности к путям относятся энергетические меридианы, описанные в акупунктуре.

Состояние «города» могло меняться под влиянием как внешних, так и внутренних причин, зависеть как от погоды, так и от настроения человека.

Государства, как и «города», могли менять свои очертания, разрастаться или уменьшаться, становиться «многоэтажными» или «многослойными», уходя вглубь или собираясь к центру. По «путям», в зависимости от оказываемого на города внутреннего или внешнего воздействия, передвигались отряды «воинов созидания» или «воинов разрушения».

Воины могли создавать новые «города», разрушать старые или отвоевывать обратно занятые врагом территории. Некоторые «города» играли для государства такую важную роль, что мощное механическое или энергетическое воздействие на них было чревато крайне тяжелыми, иногда мгновенными, а иногда отдаленными во времени последствиями.

Именно в четко рассчитанном энергетическом воздействии на «ключевой город» государства заключается секрет известной в ряде боевых искусств техники «ядовитой руки» или «прикосновения отсроченной смерти»,

Легким прикосновением к телу противника послав «воинов разрушения» в ключевой «город» государства, можно было уничтожить не только это государство, но и всю Землю, то есть человека. Смерть могла наступить мгновенно, или же в человека закладывалась разрушительная программа, которая срабатывала через несколько часов или дней.

Возможно, столь громоздкие теоретические рассуждения покажутся кому-то чересчур усложненными, но как только вы приступите к практике лечения, то сразу поймете, что это не так.

Наиболее простой способ применения теории «воинов, путей, крепостей» для лечения конкретной болезни или общего оздоровления организма — это для начала определить при помощи пальпации все зоны собственного тела, в которых чувствительность отличается от нормальной, то есть точка, на которую оказывают воздействие при помощи давления оказывается или слишком болезненной, или же ее чувствительность понижена.

Из обнаруженых пальпацией болезненных зон в первую очередь обычно выбирается наиболее болезненная при продавливании зона тела, то есть «город» с максимальной концентрацией в нем вражеских сил. На эту зону оказывается массажное воздействие. В некоторых случаях на нее воздействуют с помощью игл или прижигания. К механическому воздействию может добавляться использование мыслеобразов, контактное или бесконтактное энергетическое воздействие (эти типы воздействия будут описаны ниже).

Воздействие на «город» или его «осада» производится до тех пор, пока в точке не восстановится нормальная чувствительность. Нормальная чувствительность точки без ярко выраженных болевых ощущений — признак того, что «город» не занят врагом и живет нормальной жизнью.

Иногда враги истребляют почти всех жителей «города» и уходят, оставив его пустым и безжизненным, и тогда «город» вообще не подает признаков жизни, то есть нарушается нормальная чувствительность точки, и при надавливании на нее вообще не возникает болевых ощущений. На «мертвый город» или на его окрестности воздействуют до тех пор, пока в нем не поселятся новые мирные жители, то есть пока не восстановится нормальная чувствительность зоны или точки.

Когда во время механического воздействия на «город» возникает ощущение тяжа, натянутой струны, пробегающего по телу «электрического тока», или если боль переходит в другое место, это называется «оживлением» или «указанием пути», по которому, не скрываясь, движутся либо болезнь, либо воины «городов».

Если боль при воздействии отдается в другую зону, например, при оказании давления на руку переходит в ногу или голову, это означает, что противник, убежав в новый «город», организует сопротивление, и нужно срочно принимать меры, напав на тот «город», не давая противнику времени, чтобы окрепнуть и снова пойти походом на здоровые «города».

Противника можно окружать, воздействуя на точки выше и ниже занятого врагом «города», и лишь после этого воздействовать на сам «город». Устраиваются засады на врага, когда сначала продавливают здоровую точку, и лишь после этого начинают воздействовать на расположенные рядом с ней болезненные точки. Тесня вражеских воинов со всех сторон, их гонят к хорошо проработанной здоровой точке, где и уничтожают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.024 с.)