Политическое и социально-экономическое развитие ОАЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое и социально-экономическое развитие ОАЭ



В коммюнике, опубликованном после заседания в Дубае, в частности, провозглашалась забота о защите прав и свобод народов, в тесном сотрудничестве между эмиратами в интересах их «общего процветания и прогресса во всех областях, в обеспечении лучшей жизни для всех граждан, победы арабского и исламского дела, в укреплении отношений дружбы и сотрудничества со всеми государствами и народами на основе уставов ЛАГ и ООН». Согласно временной конституции 1971 г., действующей до настоящего времени, ОАЭ представляют собой «часть великой арабской родины, объединенной единой религией, языком, историей, судьбой. Народ ОАЭ - единый народ, являющийся частью арабской нации». Высшими органами власти государства стали Высший совет эмиров, Президентский совет, Совет Министров и Федеральная национальная консультативная ассамблея (ФНКА). Законодательной властью обладают Высший совет, в который входят семь эмиров, и Президентский совет, состоящий из президента и вице-президента.(7- C. 113)

Президентом ОАЭ был избран правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан аль-Нахайян, вице-президентом правитель Дубая шейх Рашид бен Саид аль Мактум. Новый президент подписал с Великобританией договор о дружбе, который аннулировал все прежние соглашения, заключенные между эмиратами-членами ОАЭ и английским правительством. Временной столицей государства был избран г. Абу-Даби. В конце 1971 г. ОАЭ были приняты в ЛАГ и стали членами ООН.

Высший совет ОАЭ несет ответственность за разработку всей федеральной политики, ратификацию декретов и международных договоров, утверждает назначения президента, вице-президента, премьер-министра, членов Высшего суда и принятие отставки каждого из них. По всем принимаемым решениям, кроме процедурных вопросов, в Высшем совете необходимо большинство в пять голосов при условии согласия правителей Абу-Даби и Дубая.

Срок полномочий Президентского совета — 5 лет, начиная со дня провозглашения независимости ОАЭ. Президент шейх Заид бен Султан аль-Нахайян и вице-президент шейх Рашид бен Саид аль-Мактума были переизбраны на свои посты в 1976, 1981 и 1986 гг. Президент председательствует на заседаниях Высшего совета и имеет право вето на любое его решение. Он подписывает законы, декреты и решения, принятые Высшим советом, назначает премьер-министра, его заместителя и кабинет министров, принимает их отставку.

Функции парламента выполняет ФНКА, являющаяся совещательным органом и состоящая из 40 мест: по 8 депутатов от АбуДаби и Дубая (с правом вето), по 6 -от Шарджи и Рас-эльХаймы, по 4 - от Аджмана, Умм-эль-Кайвайна и Эль-Фуджайры. Общего закона о выборах в ФНКА не существует, и каждый эмират определяет способ выборов депутатов в парламент самостоятельно. (7-C.114)

Обычно правители большую часть времени проводят в своих эмиратах и собираются лишь для решения важных вопросов. В периоды между заседаниями Высшего совета широкими полномочиями обладает, кроме президента, Федеральный Совет Министров. Он может издавать законы во всех областях обычной юрисдикции, за исключением дел, касающихся ратификации международных договоров и соглашении, введения или отмены военного положения, объявления войны и т.п. В связи с этим с момента создания ОАЭ между ведущими эмиратами Абу-Даби и Дубай идет соперничество за право занять высшие посты в правительстве. В первом кабинете министров, сформированном в 1971 г., ключевую роль играли сыновья эмира Дубая: наследныйпринц Мактум бен Рашид аль-Мактум стал премьер-министром, Хамдан бен Рашид аль Мактум занял посты заместителя премьера, министра экономики, финансов и промышленности, а Мухаммед бен Рашид аль Мактум возглавил министерство обороны. В конце декабря 1973 г. в связи с реорганизацией Совета Министров заместителем премьер-министра был объявлен сын эмира Абу-Даби Хамид бен Заид аль Нахайян.

Соперничество между правителями Абу-Даби и Дубая характеризует внутриполитическую обстановку ОАЭ, и эта борьба идет с переменным успехом. Эмир Дубая выступает за относительную самостоятельность субъектов федерации, а правитель Абу-Даби является сторонником укрепления централизованной федеральной власти. К концу 1970-х гг. «федералисты» одержали важную победу: уступив «традиционалистам» в вопросах сохранения привилегий шейхов, они добились объединения вооруженных сил эмиратов под единым командованием, осуществили передачу органов полиции, безопасности, иммиграции и информации в ведение центрального правительства.

Большое влияние на внутриполитическую обстановку в ОАЭ, как и в ряде соседних стран со значительным числом иммигрантов, оказывает внешний фактор. Около 75% лиц, проживающих на территории эмиратов в настоящее время, составляют выходцы из других арабских стран, Ирана, Индии, Пакистана и стран Африки. Подобная ситуация не может не способствовать вспышкам межнациональной и религиозной розни, обостряющейся в периоды возникновения межгосударственных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке. В то время «многонациональность» страны заставляет руководство ОАЭ проявлять сдержанность в оценках событий, происходящих за их пределами.

С момента своего образования ОАЭ официально вошли в группу неприсоединившихся стран и выступают в ней с позиции «абсолютного нейтралитета», позволяющей им сохранять «равную удаленность» от Запада и Востока. Умеренную позицию занимают эмираты и в ОПЕК. Проблемы ближневосточного урегулирования, по мнению руководства ОАЭ, должны быть решены при условии вывода израильских войск с оккупированных в 1967 г. арабских земель и предоставления палестинцам права на самоопределение и создание независимого государства. В отношении ирано-иракской войны своеобразие позиции эмиратов состояло в том, что они, выступая в поддержку Ирака и оказывая ему моральную и материальную поддержку, сумели сохранить экономические связи с Ираном и были единственной страной-членом ССАГПЗ, имевшей во время войны дипломатические отношения с Тегераном. (7- C.115)

Социально-экономическое положение ОАЭ, как одного из крупных нефтедобывающих государств в регионе (в 1980-е гг. добыча нефти составляла в среднем около 60 млн. т в год, а доходы от ее сбыта — около 13 млрд. долл. ежегодно), традиционно считалось достаточно стабильным и устойчивым. Однако в июне 1987 г. ОАЭ впервые пережили внутриполитический кризис: старший брат эмира Шарджи шейха Султана предпринял попытку дворцового переворота. Президент страны шейх Заидбен Султан аль-Нахайян поддержал его притязания на власть, а вице-президент и премьер-министр Рашид бен Саид аль-Мактум заявил о своей поддержке шейха Султана, Конфликт был разрешен путем компромисса- прежний правитель был восстановлен в своих правах, а претендент объявлен наследным принцем.

Постепенно «врастая» в мировое капиталистическое хозяйство, эмираты до сих пор не изжили господства традиционных укладов. Правители страны пытаются ограничить процесс модернизации сферой экономики и сохранить имеющуюся полуфеодальную надстройку. Однако значительная часть традиционных правящих кругов, подвергаясь существенной капиталистической трансформации, все больше превращается в привилегированную, наделенную политической властью часть крупной буржуазии.

Огромное богатство, получаемое страной от продажи нефти, дает возможность правительству реализовывать грандиозные социально-экономические программы и позволяет гражданам федерации иметь один из самых высоких доходов на душу населения в мире (19 270 долл. в 1985 г.). О масштабах развития государства можно судить по тому, что в 1990 г. объем торговли одного только эмирата Дубай, называемого сейчас «Гонконгом Ближнего Востока», составлял 11 млрд. долл.

ОАЭ резко осудили оккупацию Ираком территории Кувейта (1990 - 1991 гг.) и в качестве члена ССАГПЗ оказали потерпевшей стороне всестороннюю поддержку. (7- C. 116)

ОАЭ в 1990- годы

Последнее десятилетие ХХ в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью. Доходы от нефти и от вложений капитала за границей позволяли выделять значительные средства на развитие здравоохранения, образования, строительства жилья, благоустройства городов. По показателю ВВП на душу населения (около 18 тыс. долл.) ОАЭ занимали первое место в районе Персидского залива. Общий объем ВВП в каждый из последних лет века приближался к 50 млрд. долл. (7- C.116)

Экономика страны по-прежнему базируется на нефтедобывающей промышленности. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносил в рассматриваемое время около 15 млрд. долл. ежегодно. Сельское хозяйство дает лишь 2 - ЗМ ВВП. В нем занято менее 5% трудоспособного населения. Основные потребности в продовольствии удовлетворяются за счет импорта.

В 1990-е гг. ОАЭ превратился в крупный финансовый центр Ближнего Востока. Общие депозиты более 60 действующих в стране коммерческих банков составляют порядка 40 млрд. долл. Через ОАЭ, и прежде всего через княжество Дубай, ежегодно проходят до 170 тонн золота, из которых 40 тонн «оседает» в ОАЭ.

Стабильность внутриполитического положения характеризует также то, что с основания ОАЭ, по сей день бессменным президентом является правитель Абу-Даби - шейх Заид бен Султан аль-Нахайян. В 1996 г. он был переизбран на шестой срок. Однако на внешней арене у ОАЭ есть серьезная проблема, до сих пор нерешенная. Серьезной озабоченностью для эмиратов является территориальный: спор с Ираном вокруг трех островов в Персидском заливе - Абу Муса, Большой и Малый Томб, передача которых Великобританией в 1920-е гг. Договорному Оману оспаривается Тегераном.(7- C.117)

Вывод: Я изучила ОАЭ в Новейшее время, дала оценку развития экономических, политических, социальных сфер на тот период времени. Проанализировала состояние и проблемы в ОАЭ в Новейшее время. В данной главе излагается становление ОАЭ во время Второй мировой войны и до конца XX веков. Создание федерации, ХХ в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью. Доходы от нефти и от вложений капитала за границей позволяли выделять значительные средства на развитие здравоохранения, образования, строительства жилья, благоустройства городов.

Заключение:

Сегодняшние Эмираты – высокоразвитое государство. Удивление вызывает такой быстрый переворот – превращение из слабо развитой страны в современную индустриальную цивилизацию. Арабские Эмираты сумели сочетать в себе научно-технический прогресс и при этом уважение традиций предков. Поражает тот современный мегаполис сего причудливыми контрастами: наряду с ультрасовременными небоскребами множество мечетей, из которых доносятся молитвы, а роскошные дворцы и виллы говорят о том, как богата страна и его население.

Несомненно, нефть сыграла консолидирующую роль в формировании политической, экономической, социальной и культурной конфедерации семи пустынных княжеств и её превращении в федерацию современнейших городов-государств.

Коренные эмираты, составляющие менее 20% населения страны, довольны тем, что им дала «экономическая революция». Их судьба, которую, как гласит арабская поговорка, «…даже огонь не разрушит…»(10- С.85), кажется, раз и навсегда определенной. Даже если она покоится на зыбкой основе – сотнях тысяч иностранных рабочих, вытесненных бедностью из своих стран.

Список использованных источников:

1.Бодянский Л.В. Восточная Аравия: история, география, население, экономика. М., 2001. – 376 с.

2.Дербишайр Д.Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2-х т. Т. 1. М., 2004. – 264 с.

3. Маркарян Р.В., Михин В.Л. Объединенные Арабские Эмираты // Новая история арабских стран Азии XIX– 1914. М., 1988. – 284с.

4. Маркарян Р.В. Правовые системы мира. 3-е изд. М., 2003. – 387 с.

5. Рогожин А.А. Малышева Д.Б. Азия и Африка в современной мировой политике. М.: ИМЭМО РАН, 2012. – 203 с.

6. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. М., 2001- Ч. 1: 1900- 1945. – 368 с.

7. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. М., 2001- Ч. 3: 1945 – 2001. – 272 с.

8. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. М., 2005. – 720с.

9. Сапронова М. Арабский Восток. М., 2003. – 512 с.

10. Шумилин А.Новые оазисы – Эмираты: Современное положение. М., 2004. - 185 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.012 с.)