Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Болтун – находка для журналиста?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 2. Отвечаю на вопрос: должен ли журналист давать оценки И делать прогноз?
§ 3. Где контакты, там и факты!
Итоги
Болтун – находка для журналиста? Остановитесь! Оглянитесь! Сколько на нас сегодня обрушивается новостей! Новости выдают самого разного толка и направления газеты, растущие как грибы радиостанции и телевизионные каналы. И у всех одна, но пламенная страсть – держать население в курсе всего происходящего. Благородная задача, но... Резкое увеличение разнообразия точек зрения в информационном поле уже сегодня делает невозможным консолидированное воздействие на общественное сознание. Психологи, социологи, журналисты фиксируют, что происходит разделение в человеческом общении. Исчезает доверие к средствам массовой информации, люди отказываются общаться с журналистами, не доверяют журналистским выступлениям. Это одно. А второе – нам казалось, что с ростом научных достижений, образованности людей, развитием СМИ будет вырастать потенциал общения людей. Но, увы, и здесь просчет. Общение, бывшее до информационного бума своеобразным ударным инструментом в жизни людей, перешло в состояние тихой, нежной скрипичной музыки. Первым снижением нюансов музыки под названием ОБЩЕНИЕ почувствовали журналисты газет, радио, телевидения. В обиход вошли термины: «говорящий» и «не говорящий» собеседник. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Все понимают: без общения нельзя! К примеру, один из кандидатов на пост губернатора Приморского края г-н Дарькин ведущим специалистом своей предвыборной команды считает народного артиста СССР г-на Ткачева, у которого «последние два месяца берет уроки ораторского искусства»[121][1]. И как это понимают журналисты, без общения трудно представить любое журналистское действие, в том числе и сбор новостей. Успех общения в значительной мере зависит от журналиста, его умения формировать ЛИЧНОСТНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Анализ журналисткой практики свидетельствует, что газетные, радио- и телевыступления, слабо насыщенные фактами, – это, как правило, итог слабого личностного контакта журналиста. Неумение журналиста формировать контакт крайне негативно влияет на конечный результат журналистского действия – журналистское произведение. Личностный контакт является объективно-необходимым элементом любого журналистского общения – кратковременного, долговременного. Приходится только сожалеть, что в современной теоретической литературе по журналистике эта проблема крайне слабо разработана. Частично она затрагивается в книге Г. В. Бороздина «Психология делового общения», в хрестоматии по социальной психологии в темах «Что такое межличностное общение?», «Как организовать и провести беседу?», «Что мешает эффективному общению?», в монографии Н. Н. Богомолова «Социальная психология печати, радио и телевидения», в исследовании С. К. Рощина «Психология и журналистика», в книге Ю. А. Шерковина «Психологические проблемы массовых информационных процессов» и др.[122][2] Что же это такое – журналистский контакт? Существует достаточное количество определений по поводу межличностного общения. Например, исследователи Ю. Б. Алешин и Л. А. Петровская определили его так: «беседа, разговор, диадическое общение (то есть общение двоих)»[123][3]. Но прежде чем общение этих двоих или группы состоится, необходим личностно-психологический контакт, то есть очень непростая система взаимодействия журналиста и тех, с кем он общается, контактирует на предмет получения информации. Любой! Но контакт возможен при:
обязательном доверии информатора к журналисту; желании обоюдного восприятия информации; взаимном влиянии и взаимном понимании; Сопереживании.
Личностно-психологический контакт должен сопутствовать всему процессу общения (кратковременному, долговременному). Но какая это хрупкая субстанция! Одно неверное слово, жест – и все, нет контакта. Журналист должен овладеть некоторыми тактическими приемами. Когда и каким из них пользоваться, ему подскажут ситуация, обстоятельства, факты, степень знакомства с информатором, а также личность соучастника общения. Итак, главная задача всей системы разнообразных тактических приемов – получение как можно большего количества информации. И действие это с вашей стороны должно носить целенаправленный спланированный характер. Цель – новость, и вы должны двигаться только в этом направлении: узнать об этом больше, значительнее! Но как строить отношения с информатором, собеседником? Сколько людей – столько характеров, и у каждого человека перед вступлением в общение они развиваются строго индивидуально. Ваша задача – выявить эти закономерности и оптимизировать режим вашего общения и участника контакта. В ходе нормального личностно-психологического контакта барометром, показывающим в сторону «ясно», может служить ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ к журналисту. Полузадача – это односторонний контакт, полная – обоюдный контакт. Как же выстроить этот хрустальный дворец обоюдного контакта? Позиция журналистов на этот счет самая противоречивая. Мэтр российской журналистики Валерий Аграновский утверждает: «Жизнь меня убедила: нет более верного способа разбудить интерес человека к беседе, чем собственная разговорчивость. Еще мой отец... говорил: «Идешь на первое интервью, не давай собеседнику рта раскрыть! Во второй вечер уже можешь не только говорить, но и слушать, и вот тогда разговор и выйдет». Действительно, позже я убедился: в тех случаях, когда я первым заговаривал и первым раскрывался, я мог рассчитывать на взаимность собеседника»[124][4]. А вот мнение журналиста газеты «Комсомольская правда» («Приморье») Оксаны Нескоблиновой: «Когда я работаю со своими постоянными информаторами, с которыми помимо финансовых отношений сложились и просто человеческие, то я могу говорить с ними о своих проблемах, интересоваться их делами. Эффект от такого общения – получение полной информации. Ситуация, когда информатор – новичок, с ним выходишь на кратковременную информационную связь, более сложная. Ты получаешь искомую информацию, но со знаком «официально!» Стоит согласиться и с той и с другой позицией. Ведь что такое «контакт»? Соприкосновение, соединение чего-либо, связь, взаимодействие, согласованность в работе, взаимопонимание. Это – в широком, общечеловеческом смысле. Психологи под контактом понимают случай коммуникации с обратной связью. И эта коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений. Но в журналистике все-таки предполагается и односторонний (официальный), и двусторонний (обоюдный) характер контактов. Журналист и информатор взаимодополняют процесс общения, динамику развития отношений. Лидером контакта при этом остается журналист. Процесс личностного контакта сопровождает весь ход общения, его нельзя считать какой-то частью, это главное и превалирующее свойство. Вспомните, как великолепно шел процесс согласования взаимоотношений в салоне Анны Павловны Шерер в романе Л. Толстого «Война и мир». Постепенно, поэтапно, незаметно для окружающих. С первого момента появления того или иного гостя шло формирование контактов, начиналось очаровательное перешептывание, представление, демонстрация жестов, поцелуев. Чутье хозяйки салона подсказывало ей, если где-то вот-вот могла оборваться нить разговора, и она тут же его возобновляла. А уж осведомлена была Анна Павловна обо всем и обо всех. Что определяло общую линию поведения, параметры беседы, внутренний комфорт, мимику, жесты, характерные приемы и обороты речи. Личность княгини Шерер и ее визави, гостей салона. «Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, придвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто высказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье в жизни»[125][5]. Талант, редкий талант блестящего собеседника. Личностный талант предполагает постоянно находящуюся в развитии динамику, корректировку поведения в соответствии с ситуацией, обмен информацией. В предыдущих главах уже говорилось, что журналисты по психофизике – родные братья актеров. Поэтому представляется уместным привести высказывание К. С. Станиславского, по определению которого личностно-психологический контакт – это «приспособления, это внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу при общении»[126][6]. Эти-то приспособления представляют собой своеобразное искусство оптимальных отношений, которые складываются между журналистом и его информатором. Здесь тоже необходима бдительность, так как есть свои мели, подводные течения, острые камни. Это, по утверждению 3. Фрейда, «желание быть великим», «желание выдвинуться» как со стороны журналиста, так и со стороны информатора, собеседника, то есть при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу. Только ваша заинтересованность, чуткость к собеседнику, уважение помогут добиться должного равновесия при контактировании. Таким образом, высокий профессионализм журналиста является мощной посылкой для формирования личностно-психологического контакта. Из чего же складывается этот профессионализм? Частично эта проблема называлась в предыдущих главах. Теперь же рассмотрим ее сточки зрения контактирования. Составные профессионализма: ДИСКУРСИВНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ) И ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда необходимо что-то доказывать, и для этого собрана информация, логически доказуемая. В журналистике, фундамент которой факт, событийность, логика, дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Например, эпизоды из материала Дарьи Асламовой «Война без выстрелов».
От предложенных мною денег баба Лида решительно отказалась: «Деньги? К чему они мне! Вон сколько этого добра под ногами валяется». И в самом деле, фальшивыми сторублевками, которые с такой легкостью шлепали в Грозном боевики, набит весь город. А старыми русскими трешками, пятерками и десятками растапливают буржуйки. «Это настоящие, – уверяла я ее, – на них можно купить хлеб». – «Я всю войну прожила без денег, обойдусь и сейчас». – «Но война закончилась», – твердила я и, всовывая в сухонькую ручку мятые купюры, услышала ответ, перевернувший мне душу: «Я буду вам должна». Баба Лида, миленькая! Это мы вам все должны! За вашу голодную старость. За смерть, что так настойчиво скребется в ваши двери. За жизнь, что вынуждает вас быть сильной в 74 года. За страх, что не дает вам спать по ночам. И будет об этом, а то я сейчас заплачу. Доверять в этом городе большого разбоя нельзя никому. Ни женщинам, ни детям. Чеченскому мальчонке вырезали аппендицит в русском госпитале. Хирург, восхищенный мужеством, с каким мальчик выносил боль, сказал ему: «Ты настоящий мужчина». «Разве я мужчина? – возразил тот. – Я еще не убил ни одной русской свиньи»[127][7].
Здесь в наличии – потрясающая логика факта, щемящая, берущая за душу. Вторая сторона интеллектуальных журналистских качеств – интуитивное мышление. В журналистской среде можно часто слышать: «У него интуиция от Бога!», «Он такое чутье на хорошую новость имеет!» Действительно, интуитивное мышление – это непосредственное знание в единстве со знаниями опосредованными, ранее приобретенными. 3. Фрейд определял интуицию как бессознательный принцип творчества. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результатов не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Д. И. Менделеев свое великое открытие – озарение периодической таблицей – охарактеризовал так: «Ну какой я гений? Трудился, трудился всю жизнь, трудился, искал, ну и нашел»[128][8]. Пример интуитивного мышления, обошедший все журналистские учебники и пособия, – это предсказание журналистом Эрнстом Генри гитлеровского плана захвата СССР «Барбаросса» и всех направлений его ударов. Об интеллектуальном потенциале и энциклопедических знаниях этого журналиста ходили легенды. Предчувствовать события в общественной жизни – это очень даже реально, так как знание будущего нерасторжимо связано со всей нашей жизнью. «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, – говорил когда-то мудрый Свифт, – большинство готовится жить позднее». Настоящее всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже обыденные, повседневные дела наши связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть его – ПРЕДУГАДАТЬ! Интуитивное мышление – это обязательный элемент журналистского творчества, это вершина творческого процесса, «своеобразный гребень волны, где полно и целостностно, симультанно (одновременно) представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска»[129][9]. Все это – дано или не дано. Из этого складывается индивидуальность и специфичность журналистской профессии. Именно эти качества позволяют журналистам быстро завоевывать доверие, вступать в тесный контакт любого уровня. Итак, главная цель создания личного контакта – получение полной и правдивой информации о той или иной ситуации, перенос этих отношений на проверку и уточнение данных. Другая цель контакта – помочь участнику общения. Но человек в процессе общения многомерен. И со стороны журналистов возникают другие проблемы: регуляция эмоционального состояния, оптимизация общения, прогнозирование результатов деятельности общения, повышение эффективности личностного контакта. Процесс формирования личностного контакта журналистов достаточно противоречив. Его основные этапы таковы:
1. Кто он, мой информатор? (определение личностных качеств). 2. Определение места встречи. 3. Создание благоприятной ситуативной установки для начала контакта. 4. Рефлексивное слушание. 5. Стабилизация ситуации к концу контакта.
Итак, первый этап. Кто он, ваш информатор? Каковы его личностные качества? По возможности журналист должен собрать всю имеющуюся информацию о будущем собеседнике, характеризующую позицию информатора, а также продумать структуру вопросов, направленную на формирование и установление контакта, обеспечивающего получение полных, правдивых данных. Как ни прискорбно, но в журналистской практике сколько угодно примеров, демонстрирующих обратное. Газета «Московский комсомолец» (Дальневосточная вкладка) в августе прошлого года опубликовала статью «Умерла так умерла»[130][10], в которой рассказывалось о двух медицинских операциях, закончившихся трагично в одном из медицинских центров Владивостока. Автор всенародно предала огласке непроверенные факты, обвиняя во всем руководителя отделения. И что в итоге? Оболганный человек, сломанная судьба. Публикация была задумана с благородной целью – изобличить халатность, равнодушие, но журналист не проверил факты, не установил должный контакт с опрашиваемым, не выявил личностные качества обвиняемого. Понятия «гуманность», «тактичность» здесь напрочь отсутствовали. У А. П. Вяземского есть высказывание о том, что «о некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого, а потому слезы ближних не пробивают их, скользя по ним». Непромокаемое сердце есть свидетельство равнодушного отношения к людской беде, несчастью, суженного диапазона сочувствия им. И это не есть лучшие качества для журналиста. Второй этап –определение места встречи для получения информации. Это необходимо и оговаривать, и помнить. Третий этап –умение произвести первое впечатление и начать разговор. Помните, формирование первого впечатления происходит в период от 30 секунд до 4 минут. Первое впечатление – самое сильное и для журналиста и для информатора. Нельзя судить людей по одежке, но как утверждал Дориан Грей, «только ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном»[131][11]. Внешность давит на нас. Но все-таки полный контакт устанавливается после того, как собеседник начнет говорить. Психологи утверждают, что 55 процентов – это впечатления, которые мы производим на других людей. Они определяются тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера, зрительного контакта. 38 процентов – это впечатления, которые мы производим. Они определяются тем, что другие слышат. То есть тоном и высотой голоса, темпоритмом речи, использованием пауз, произношением и наличием акцента. 7 процентов впечатлений определяются теми словами, которые другие слышат. К этому еще стоит добавить, что журналист должен углублять свои знания о собеседнике путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих личность собеседника с неофициальной точки зрения. На этой стадии общения можно сообщить какие-то сведения о себе, о своем отношении к положительным качествам информатора. Четвертый этап. В ситуации рефлексивного слушания журналист также имеет возможность укреплять контакт с информатором путем эмоционального выражения своих чувств, поддержки, подбадривания, уточнения каких-то положений, иронии, сарказма и т.д. Пятый этап. Контактирование важно не только грамотно и профессионально начать, но так же и закончить. В этот этап контактирования входят: благодарности за полученную информацию, пожелания дальнейшего сотрудничества, обмен номерами контактных телефонов, факсов, данными электронной почты, визитками и т.д.
Разумеется, в практической журналистике данная ситуация сливается как бы в единый поток общения, все делается искрометно. И высший пилотаж реализации этой ситуации – работа на автопилоте, доведение всех вышеназванных этапов до автоматизма. Это и есть ваш профессионализм. Таким образом, мы можем говорить о личностно-психологическом контакте журналиста как о системе, характеризующейся следующими качествами: ЭТО – управляемая система, так как готовится журналистом заранее. Каждый из участников контакта выступает как своеобразный приемник-преобразователь поступающей информации, как регулятор всей системы общения. При этом журналист должен быть лидером общения и держать инициативу в своих руках. ЭТО – прогнозируемая система, в которой подготовка и формирование личностного контакта основывается на прогнозировании начальных, промежуточных и конечных результатов и определяет тональность общения. ЭТО – новостная система, так как цель общения журналиста и информатора – получение максимальной информации. ЭТО – коммуникативная система, которая при сохранении индивидуальности журналиста и информатора дает информационный итог, причем это коммуникация с обратной связью (устойчивой или неустойчивой). Можно утверждать, что личностный контакт обеспечивает максимальную результативность, решает логически связанные задачи, работающие на получение информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.015 с.) |