Болтун – находка для журналиста?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болтун – находка для журналиста?



 

§ 2. Отвечаю на вопрос: должен ли журналист давать оценки

И делать прогноз?

 

§ 3. Где контакты, там и факты!

 

Итоги

 

Болтун – находка для журналиста?

Остановитесь! Оглянитесь! Сколько на нас сегодня обрушивается новостей! Новости выдают самого разного толка и направления газеты, растущие как грибы радиостанции и телевизионные каналы. И у всех одна, но пламенная страсть – держать население в курсе всего происходящего. Благородная задача, но...

Резкое увеличение разнообразия точек зрения в информационном поле уже сегодня делает невозможным консолидированное воздействие на общественное сознание.

Психологи, социологи, журналисты фиксируют, что происходит разделение в человеческом общении. Исчезает доверие к средствам массовой информации, люди отказываются общаться с журналистами, не доверяют журналистским выступлениям. Это одно. А второе – нам казалось, что с ростом научных достижений, образованности людей, развитием СМИ будет вырастать потенциал общения людей. Но, увы, и здесь просчет. Общение, бывшее до информационного бума своеобразным ударным инструментом в жизни людей, перешло в состояние тихой, нежной скрипичной музыки. Первым снижением нюансов музыки под названием ОБЩЕНИЕ почувствовали журналисты газет, радио, телевидения. В обиход вошли термины: «говорящий» и «не говорящий» собеседник. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Все понимают: без общения нельзя! К примеру, один из кандидатов на пост губернатора Приморского края г-н Дарькин ведущим специалистом своей предвыборной команды считает народного артиста СССР г-на Ткачева, у которого «последние два месяца берет уроки ораторского искусства»[121][1].

И как это понимают журналисты, без общения трудно представить любое журналистское действие, в том числе и сбор новостей. Успех общения в значительной мере зависит от журналиста, его умения формировать ЛИЧНОСТНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ.

Анализ журналисткой практики свидетельствует, что газетные, радио- и телевыступления, слабо насыщенные фактами, – это, как правило, итог слабого личностного контакта журналиста. Неумение журналиста формировать контакт крайне негативно влияет на конечный результат журналистского действия – журналистское произведение. Личностный контакт является объективно-необходимым элементом любого журналистского общения – кратковременного, долговременного.

Приходится только сожалеть, что в современной теоретической литературе по журналистике эта проблема крайне слабо разработана. Частично она затрагивается в книге Г. В. Бороздина «Психология делового общения», в хрестоматии по социальной психологии в темах «Что такое межличностное общение?», «Как организовать и провести беседу?», «Что мешает эффективному общению?», в монографии Н. Н. Богомолова «Социальная психология печати, радио и телевидения», в исследовании С. К. Рощина «Психология и журналистика», в книге Ю. А. Шерковина «Психологические проблемы массовых информационных процессов» и др.[122][2]

Что же это такое – журналистский контакт? Существует достаточное количество определений по поводу межличностного общения. Например, исследователи Ю. Б. Алешин и Л. А. Петровская определили его так: «беседа, разговор, диадическое общение (то есть общение двоих)»[123][3].

Но прежде чем общение этих двоих или группы состоится, необходим личностно-психологический контакт, то есть очень непростая система взаимодействия журналиста и тех, с кем он общается, контактирует на предмет получения информации. Любой! Но контакт возможен при:

 

обязательном доверии информатора к журналисту;

желании обоюдного восприятия информации;

взаимном влиянии и взаимном понимании;

Сопереживании.

 

Личностно-психологический контакт должен сопутствовать всему процессу общения (кратковременному, долговременному). Но какая это хрупкая субстанция! Одно неверное слово, жест – и все, нет контакта. Журналист должен овладеть некоторыми тактическими приемами. Когда и каким из них пользоваться, ему подскажут ситуация, обстоятельства, факты, степень знакомства с информатором, а также личность соучастника общения.

Итак, главная задача всей системы разнообразных тактических приемов – получение как можно большего количества информации. И действие это с вашей стороны должно носить целенаправленный спланированный характер. Цель – новость, и вы должны двигаться только в этом направлении: узнать об этом больше, значительнее! Но как строить отношения с информатором, собеседником? Сколько людей – столько характеров, и у каждого человека перед вступлением в общение они развиваются строго индивидуально. Ваша задача – выявить эти закономерности и оптимизировать режим вашего общения и участника контакта.

В ходе нормального личностно-психологического контакта барометром, показывающим в сторону «ясно», может служить ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ к журналисту. Полузадача – это односторонний контакт, полная – обоюдный контакт.

Как же выстроить этот хрустальный дворец обоюдного контакта?

Позиция журналистов на этот счет самая противоречивая. Мэтр российской журналистики Валерий Аграновский утверждает: «Жизнь меня убедила: нет более верного способа разбудить интерес человека к беседе, чем собственная разговорчивость. Еще мой отец... говорил: «Идешь на первое интервью, не давай собеседнику рта раскрыть! Во второй вечер уже можешь не только говорить, но и слушать, и вот тогда разговор и выйдет». Действительно, позже я убедился: в тех случаях, когда я первым заговаривал и первым раскрывался, я мог рассчитывать на взаимность собеседника»[124][4].

А вот мнение журналиста газеты «Комсомольская правда» («Приморье») Оксаны Нескоблиновой: «Когда я работаю со своими постоянными информаторами, с которыми помимо финансовых отношений сложились и просто человеческие, то я могу говорить с ними о своих проблемах, интересоваться их делами. Эффект от такого общения – получение полной информации. Ситуация, когда информатор – новичок, с ним выходишь на кратковременную информационную связь, более сложная. Ты получаешь искомую информацию, но со знаком «официально!»

Стоит согласиться и с той и с другой позицией. Ведь что такое «контакт»? Соприкосновение, соединение чего-либо, связь, взаимодействие, согласованность в работе, взаимопонимание. Это – в широком, общечеловеческом смысле. Психологи под контактом понимают случай коммуникации с обратной связью. И эта коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений. Но в журналистике все-таки предполагается и односторонний (официальный), и двусторонний (обоюдный) характер контактов. Журналист и информатор взаимодополняют процесс общения, динамику развития отношений. Лидером контакта при этом остается журналист.

Процесс личностного контакта сопровождает весь ход общения, его нельзя считать какой-то частью, это главное и превалирующее свойство. Вспомните, как великолепно шел процесс согласования взаимоотношений в салоне Анны Павловны Шерер в романе Л. Толстого «Война и мир». Постепенно, поэтапно, незаметно для окружающих. С первого момента появления того или иного гостя шло формирование контактов, начиналось очаровательное перешептывание, представление, демонстрация жестов, поцелуев. Чутье хозяйки салона подсказывало ей, если где-то вот-вот могла оборваться нить разговора, и она тут же его возобновляла. А уж осведомлена была Анна Павловна обо всем и обо всех. Что определяло общую линию поведения, параметры беседы, внутренний комфорт, мимику, жесты, характерные приемы и обороты речи. Личность княгини Шерер и ее визави, гостей салона. «Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, придвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто высказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье в жизни»[125][5]. Талант, редкий талант блестящего собеседника.

Личностный талант предполагает постоянно находящуюся в развитии динамику, корректировку поведения в соответствии с ситуацией, обмен информацией.

В предыдущих главах уже говорилось, что журналисты по психофизике – родные братья актеров. Поэтому представляется уместным привести высказывание К. С. Станиславского, по определению которого личностно-психологический контакт – это «приспособления, это внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу при общении»[126][6]. Эти-то приспособления представляют собой своеобразное искусство оптимальных отношений, которые складываются между журналистом и его информатором.

Здесь тоже необходима бдительность, так как есть свои мели, подводные течения, острые камни. Это, по утверждению 3. Фрейда, «желание быть великим», «желание выдвинуться» как со стороны журналиста, так и со стороны информатора, собеседника, то есть при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу. Только ваша заинтересованность, чуткость к собеседнику, уважение помогут добиться должного равновесия при контактировании.

Таким образом, высокий профессионализм журналиста является мощной посылкой для формирования личностно-психологического контакта.

Из чего же складывается этот профессионализм? Частично эта проблема называлась в предыдущих главах. Теперь же рассмотрим ее сточки зрения контактирования.

Составные профессионализма: ДИСКУРСИВНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ) И ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда необходимо что-то доказывать, и для этого собрана информация, логически доказуемая. В журналистике, фундамент которой факт, событийность, логика, дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Например, эпизоды из материала Дарьи Асламовой «Война без выстрелов».

 

От предложенных мною денег баба Лида решительно отказалась: «Деньги? К чему они мне! Вон сколько этого добра под ногами валяется». И в самом деле, фальшивыми сторублевками, которые с такой легкостью шлепали в Грозном боевики, набит весь город. А старыми русскими трешками, пятерками и десятками растапливают буржуйки. «Это настоящие, – уверяла я ее, – на них можно купить хлеб». – «Я всю войну прожила без денег, обойдусь и сейчас». – «Но война закончилась», – твердила я и, всовывая в сухонькую ручку мятые купюры, услышала ответ, перевернувший мне душу: «Я буду вам должна». Баба Лида, миленькая! Это мы вам все должны! За вашу голодную старость. За смерть, что так настойчиво скребется в ваши двери. За жизнь, что вынуждает вас быть сильной в 74 года. За страх, что не дает вам спать по ночам. И будет об этом, а то я сейчас заплачу.

Доверять в этом городе большого разбоя нельзя никому. Ни женщинам, ни детям. Чеченскому мальчонке вырезали аппендицит в русском госпитале. Хирург, восхищенный мужеством, с каким мальчик выносил боль, сказал ему: «Ты настоящий мужчина». «Разве я мужчина? – возразил тот. – Я еще не убил ни одной русской свиньи»[127][7].

 

Здесь в наличии – потрясающая логика факта, щемящая, берущая за душу.

Вторая сторона интеллектуальных журналистских качеств – интуитивное мышление. В журналистской среде можно часто слышать: «У него интуиция от Бога!», «Он такое чутье на хорошую новость имеет!» Действительно, интуитивное мышление – это непосредственное знание в единстве со знаниями опосредованными, ранее приобретенными.

3. Фрейд определял интуицию как бессознательный принцип творчества. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результатов не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний.

Д. И. Менделеев свое великое открытие – озарение периодической таблицей – охарактеризовал так: «Ну какой я гений? Трудился, трудился всю жизнь, трудился, искал, ну и нашел»[128][8].

Пример интуитивного мышления, обошедший все журналистские учебники и пособия, – это предсказание журналистом Эрнстом Генри гитлеровского плана захвата СССР «Барбаросса» и всех направлений его ударов. Об интеллектуальном потенциале и энциклопедических знаниях этого журналиста ходили легенды. Предчувствовать события в общественной жизни – это очень даже реально, так как знание будущего нерасторжимо связано со всей нашей жизнью.

«Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, – говорил когда-то мудрый Свифт, – большинство готовится жить позднее». Настоящее всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже обыденные, повседневные дела наши связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть его – ПРЕДУГАДАТЬ! Интуитивное мышление – это обязательный элемент журналистского творчества, это вершина творческого процесса, «своеобразный гребень волны, где полно и целостностно, симультанно (одновременно) представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска»[129][9].

Все это – дано или не дано. Из этого складывается индивидуальность и специфичность журналистской профессии. Именно эти качества позволяют журналистам быстро завоевывать доверие, вступать в тесный контакт любого уровня.

Итак, главная цель создания личного контакта – получение полной и правдивой информации о той или иной ситуации, перенос этих отношений на проверку и уточнение данных. Другая цель контакта – помочь участнику общения.

Но человек в процессе общения многомерен. И со стороны журналистов возникают другие проблемы: регуляция эмоционального состояния, оптимизация общения, прогнозирование результатов деятельности общения, повышение эффективности личностного контакта.

Процесс формирования личностного контакта журналистов достаточно противоречив. Его основные этапы таковы:

 

1. Кто он, мой информатор? (определение личностных качеств).

2. Определение места встречи.

3. Создание благоприятной ситуативной установки для начала контакта.

4. Рефлексивное слушание.

5. Стабилизация ситуации к концу контакта.

 

Итак, первый этап.Кто он, ваш информатор? Каковы его личностные качества? По возможности журналист должен собрать всю имеющуюся информацию о будущем собеседнике, характеризующую позицию информатора, а также продумать структуру вопросов, направленную на формирование и установление контакта, обеспечивающего получение полных, правдивых данных.

Как ни прискорбно, но в журналистской практике сколько угодно примеров, демонстрирующих обратное.

Газета «Московский комсомолец» (Дальневосточная вкладка) в августе прошлого года опубликовала статью «Умерла так умерла»[130][10], в которой рассказывалось о двух медицинских операциях, закончившихся трагично в одном из медицинских центров Владивостока. Автор всенародно предала огласке непроверенные факты, обвиняя во всем руководителя отделения. И что в итоге? Оболганный человек, сломанная судьба.

Публикация была задумана с благородной целью – изобличить халатность, равнодушие, но журналист не проверил факты, не установил должный контакт с опрашиваемым, не выявил личностные качества обвиняемого. Понятия «гуманность», «тактичность» здесь напрочь отсутствовали. У А. П. Вяземского есть высказывание о том, что «о некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого, а потому слезы ближних не пробивают их, скользя по ним».

Непромокаемое сердце есть свидетельство равнодушного отношения к людской беде, несчастью, суженного диапазона сочувствия им. И это не есть лучшие качества для журналиста.

Второй этап–определение места встречи для получения информации. Это необходимо и оговаривать, и помнить.

Третий этап–умение произвести первое впечатление и начать разговор. Помните, формирование первого впечатления происходит в период от 30 секунд до 4 минут.

Первое впечатление – самое сильное и для журналиста и для информатора.

Нельзя судить людей по одежке, но как утверждал Дориан Грей, «только ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном»[131][11]. Внешность давит на нас. Но все-таки полный контакт устанавливается после того, как собеседник начнет говорить.

Психологи утверждают, что 55 процентов – это впечатления, которые мы производим на других людей. Они определяются тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера, зрительного контакта.

38 процентов – это впечатления, которые мы производим. Они определяются тем, что другие слышат. То есть тоном и высотой голоса, темпоритмом речи, использованием пауз, произношением и наличием акцента.

7 процентов впечатлений определяются теми словами, которые другие слышат.

К этому еще стоит добавить, что журналист должен углублять свои знания о собеседнике путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих личность собеседника с неофициальной точки зрения. На этой стадии общения можно сообщить какие-то сведения о себе, о своем отношении к положительным качествам информатора.

Четвертый этап.В ситуации рефлексивного слушания журналист также имеет возможность укреплять контакт с информатором путем эмоционального выражения своих чувств, поддержки, подбадривания, уточнения каких-то положений, иронии, сарказма и т.д.

Пятый этап.Контактирование важно не только грамотно и профессионально начать, но так же и закончить. В этот этап контактирования входят: благодарности за полученную информацию, пожелания дальнейшего сотрудничества, обмен номерами контактных телефонов, факсов, данными электронной почты, визитками и т.д.

 

Разумеется, в практической журналистике данная ситуация сливается как бы в единый поток общения, все делается искрометно. И высший пилотаж реализации этой ситуации – работа на автопилоте, доведение всех вышеназванных этапов до автоматизма. Это и есть ваш профессионализм.

Таким образом, мы можем говорить о личностно-психологическом контакте журналиста как о системе, характеризующейся следующими качествами:

ЭТО – управляемая система, так как готовится журналистом заранее. Каждый из участников контакта выступает как своеобразный приемник-преобразователь поступающей информации, как регулятор всей системы общения. При этом журналист должен быть лидером общения и держать инициативу в своих руках.

ЭТО – прогнозируемая система, в которой подготовка и формирование личностного контакта основывается на прогнозировании начальных, промежуточных и конечных результатов и определяет тональность общения.

ЭТО – новостная система, так как цель общения журналиста и информатора – получение максимальной информации.

ЭТО – коммуникативная система, которая при сохранении индивидуальности журналиста и информатора дает информационный итог, причем это коммуникация с обратной связью (устойчивой или неустойчивой).

Можно утверждать, что личностный контакт обеспечивает максимальную результативность, решает логически связанные задачи, работающие на получение информации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.013 с.)