Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Уровень подготовленности учащихся 17 лет

Поиск
Способности   ТЕСТЫ   Уровень  
низкий   средний   высокий  
Скоростные   Бег 30 м, с   5,1   5,0—4,7   4,3  
Координа­ Челночный бег 3Х10, с 8,1 7,9—7,5 7,2
ционные                  
Скоростно-   Прыжок в длину с места, см     205—220    
силовые                  
Выносливость   6-минутный бег, м     1300—1400    
Гибкость   Наклон вперед из положения              
    стоя, см     9—12    
Силовые   Подтягивание на высокой              
    перекладине из виса, количество              
    раз     1-10    

 

Морально-психологические требования

Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллек­тивный характер. Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами от­деления, расчета, экипажа, взвода, роты и т. д., но и требует пол­ной согласованности их действий в процессе боевой работы. Пер­востепенное значение приобретают вопросы психологической совме­стимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военно­служащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности, он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь вну­треннюю направленность на коллективизм.

Психологическую основу взаимоотношений военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ни­ми, которые складываются в процессе совместной службы и повсе­дневной жизни.

Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипа­жа, связываются друг с другом прежде всего функционально, на ос­нове выполнения единой воинской деятельности. При этом разделение действий военнослужащих в воинском коллективе на индивидуаль­ные обязанности осуществляется так, чтобы обеспечивалась возмож­ность эффективно выполнять единую общую задачу.

Необходимо отметить, что в процессе совместной жизнедеятель­ности военнослужащие постоянно взамодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совме­стном проведении свободного от службы времени.

В процессе практически постоянного взаимодействия членов во­инского коллектива между ними неизбежно могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет

на взамоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспо­собности и боеготовности отделения, экипажа, расчета.

Всякий конфликт является одним из крайних способов разреше­ния значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодейст­вия как отдельных военнослужащих, так и их групп.

При правильной организации взаимоотношений в воинском кол­лективе противоречия, возникшие между его военнослужащими, мо­гут быть разрешены путем взаимного компромисса между ними. Умение жить бесконфликтно — это одно из требований воинской де­ятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива —уровень боеспособности и боеготовности — выше личных запросов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека.

Зачастую конфликтные ситуации между военнослужащими да и молодыми людьми возникают из-за личных взглядов и убеждений, которые не всегда бывают правильными. Поэтому каждому человеку не помешает знать о себе, конфликтная ли он личность.

Военная служба — это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и ус­ловностей каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни, которого достигает за прожитые 18 лет.

Военная служба всегда была для человека испытанием его духов­ных и физических сил и величайшей школой подготовки к жизни. В настоящее время эти положения стали более значимыми. Современ­ный уровень оснащенности Вооруженных Сил новыми видами воору­жения и военной техники не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и мо­рально-психологическим качествам призывников, но и позволит им в процессе прохождения военной службы приобрести профессио­нальные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после во­енной службы. Это знания конструкций, правил эксплуатации и ремонта различных видов техники, агрегатов и устройств, навыки в правилах поведения в различных воинских коллективах, позволяющих строить бесконфликтные взаимоотношения с военнослужащими и ус­пешно решать самые сложные коллективные задачи.

Поэтому подготовка молодого человека к военной службе, по су­ти дела, подготовка его к взрослой жизни. Она наиболее эффектив­на и целенаправленна, так как требования к призывнику четко обозначены.

Вопросы и задания

1. Чем обоснована необходимость повышения качест­ва подготовки молодежи призывного возраста к воен­ной службе?

2. Основные обязанности военнослужащих.

3. Требования к физическим качествам молодежи допризывного возраста. Значение физической культу­ры для подготовки к военной службе.

4. Основные понятия во взаимоотношениях в воинском коллективе, их основа. Психологическая совместимость членов боевого отделения.

5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Тысячелетия существуют армии. История развития вооруженных сил и вооруженной борьбы неразрывно связана с историей госу­дарств. Армия всегда была зеркалом того общества, того народа, то­го государства, которые она представляла.

Во все времена побеждала единая, более сплоченная армия, дей­ствовавшая как одно целое во имя достижения победы, т. е. обла­дающая какой-то великой силой, объединяющей людей разных взглядов, убеждении и культур в единый организм, проникнутый еди­ным чувством в достижении общей цели — победы над врагом.

Историки, изучавшие историю войн, не раз задавались вопросом, в чем же заключается та могучая непреодолимая сила, которая за­ставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на верную смерть. Определение этой силы звучит так — воинская дисциплина. Воинская дисциплина — душа армии, дела­ющая ее тем, чем она должна быть.

Только высокая воинская дисциплина может объединить волю каж­дого в единую, объединить энергию, храбрость и профессионализм каждой отдельной личности в единое целое и обеспечить в конеч­ном итоге победу в вооруженной борьбе.

Высокая воинская дисциплина — одно из основных качеств воен­ного человека. Военный историк А. Керсновский отмечает, что храб­рость, которую ошибочно полагают главной воинской добродетелью, только производная этого основного качества. Людей, сохраняющих дисциплину под огнем, уже за одно только это можно назвать хра­брыми.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих ус­ловий боеспособности и боеготовности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.

Что же следует понимать под дисциплиной вообще?

Дисциплина — это установленный порядок поведения людей, от­вечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а так­же определенным требованиям. Стать дисциплинированным — значит научить себя подчиняться требованиям законов, различных правил, инструкций и общепринятых норм поведения, распоряжениям началь­ников и старших по работе и т. д. Это законы человеческого обще­ства, в котором каждый человек является подчиненным.

Военная дисциплина — разновидность государственной дисцип­лины, имеющая свою специфику и особенности, связанные прежде всего с основным предназначением Вооруженных Сил страны вооб­ще и каждого военнослужащего в частности — это вооруженная за­щита целостности и независимости страны.

Таким образом, становление военнослужащего начинается с при­обретения им способности беспрекословного подчинения требовани­ям воинской службы.

Так было и так будет всегда, пока существует необходимость иметь Вооруженные Силы. Армия без дисциплины есть дорогостоящее учреждение, непригодное для войны и полное опасности в мирное время.

А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы в их гениальной простоте и последова­тельности.

Первое— субординация (подчинение) — альфа и омега всего во­инского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка). Далее дисциплина, слагаемая из элементов подчинения и совмест­ного обучения. Дисциплина дает победу. Победа рождает славу.

Каждый военнослужащий — это прежде всего подчиненный, ко­торый обязан беспрекословно повиноваться командирам (начальни­кам) и защищать их в бою.

В условиях современной войны роль и значение воинской дис­циплины постоянно возрастают.

Овладение новейшими видами оружия и военной техники, умение в полной мере использовать их возможности в бою требуют согла­сованных действий большого количества воинов разных специально­стей, общей организованности, технической грамотности каждого воина, безупречной исполнительности, превращения воинского кол­лектива в единый, крепкий сплоченный организм, подчиненный во­ле командира. Только такой воинский коллектив способен действовать в бою и одерживать победу.

Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него — залог победы. Душой воинской дисциплины является повиновение, т. е. сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением. Исполнительность, т. е. беспрекословное повинове­ние, является важнейшим требованием воинской дисциплины, осо­бенно в боевых условиях.

Приведем пример из истории России. Генерал М. Д. Ско­белев (1843—1882) в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейково. В разгар сражения с турками Скобелев обратился к батальону, который он посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Бодрым, могучим «Ура!» от­ветил батальон, посылаемый на смерть, и бросился в атаку.

В бою все построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном исполнении своих обязанностей и приказов командира. Малейшее отклонение от уста-

новленного порядка и плана действий может привести к невыполне­нию боевой задачи.

Напомним: не случайно одним из основных принципов строитель­ства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия.

Единоначалие выражается в праве командира единолично прини­мать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы началь­ника.

За неисполнение подчиненным приказа начальника, за нане­сенный ущерб интересам военной службы предусмотрено уголов­ное наказание (см. раздел 4.1 «Правовые основы военной службы").

Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросо­вестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, нака­зывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержани­ем в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Оценка последствий неисполнения приказа как тяжких зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Ими могут быть несчастные случаи с людьми, причинение им тяжких телесных повреждений, повреждение боевой техники и вооружения, причине­ние крупного материального ущерба и т. д. Наказание «Ограничение по военной службе» назначается военнослужащим, проходящим во­енную службу по контракту. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свы­ше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воин­ского звания. Наказание «Содержание в дисциплинарной воинской части» назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лише­ния свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части оп­ределяется один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Следует также подчеркнуть, что в современных условиях особен­но высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. При несении боевого дежурства нужна наивысшая степень организованности, точное выполнение всех правил и команд. Каждый военнослужащий обязан глубоко пони­мать свою ответственность за безупречное несение боевого дежур-

ства и быть постоянно готовым к немедленным действиям по уста­новленным сигналам.

Боевое дежурство регламентируется строго установленными пра­вилами, соблюдение которых является законом для каждого военно­служащего. Нарушение этих правил является воинским преступлением, влекущим за собой уголовную ответственность.

Статья 340 Уголовного кодекса Российской федерации «Наруше­ние правил несения боевого дежурства» предусматривает:

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой служ­бы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее бе­зопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причине­ние вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содер­жанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, ли­бо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ли­шением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой служ­бы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отноше­ния, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисцип­линарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением сво­боды на срок до трех лет.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все сто­роны жизни и деятельности военнослужащего, они распространяют­ся не только на служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на взаимоотношения военнослужащих между собой, на все, из чего складывается жизнь и быт военнослужащего.

Для того чтобы быть дисциплинированным, необходимо, чтобы по­виновение явилось результатом особого нравственного состояния во­ина, которое с неизменным постоянством и строгой необходимостью определяло бы его линию поведения во всех случаях жизни незави­симо от того, есть контроль за его поведением или нет. Должно быть чувство долга. Механическое подчинение, не озаренное светом об­щих идей служения Отечеству, совершенно не соответствует требо­ваниям, предъявляемым в настоящее время к каждому отдельному военнослужащему.

Необходимы прежде всего внутренняя убежденность в обязатель­ности выполнения всех требований военной службы, сознательное отношение к военной службе.

Таким образом, отметим, что воинская дисциплина есть воинская нравственность. Воинской дисциплинированностью может быть оп­ределено особое нравственное состояние военнослужащего, прояв­ляющееся в его повседневном поведении, когда интересы воинского долга, военной службы определяются им выше его личных инте­ресов.

Воспитать в себе дисциплинированность — задача не одного дня, для этого нужны месяцы, если не целые годы.

Весь уклад армейской жизни оказывает самое непосредственное влияние на формирование у каждого военнослужащего необходимых качеств и умений подчиняться.

Поощрения также являются важным средством воспитания воен­нослужащих и укрепления воинской дисциплины. Каждый командир (начальник) в пределах прав, предоставленных ему Дисциплинарным уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.

Внутренний порядок и дисциплина — понятия неразделимые. Без уставного внутреннего порядка в воинской части, подразделении не может быть крепкой воинской дисциплины. Внутренний порядок яв­ляется надежным воспитательным средством как сила, действующая непрерывно в течение всего дня и всей службы молодого человека, и обеспечивает условия, при которых военнослужащий постоянно под­чиняется воле начальника и установленному уставному порядку в строю и на занятиях, исполняя команду или приказ начальника. Вне занятий он, находясь под контролем своего непосредственного или прямых начальников либо дежурного по роте, подчиняет свою волю, исполняя обязанности военной службы. Такая постоянная практика подчинения своей воли постепенно обращается в привычку, а затем становится мерой поведения человека.

Необходимо отметить, что строгий уставной порядок в подразделении обеспечивает наиболее эффективную организацию обучения и воспита­ния воинов, становления их полноценными защитниками Отечества, спо­собными в любое время с оружием в руках встать на защиту Родины.

В заключение напомним, что важнейшими элементами уставного порядка являются: выполнение распорядка дня, организация боевой подготовки, служба суточного наряда, несение караульной и гарни­зонной служб, организация парковой службы, хранение и выдача ору­жия, соблюдение правил ношения формы одежды, поддержание чистоты в помещениях и городках.

Вопросы и задания

1. Основные качества, которыми должен обладать во­еннослужащий.

2. Воинская дисциплина и ее значение в современных условиях.

3. Основные критерии, определяющие дисциплиниро­ванность военнослужащего.

4. Основные направления формирования высокой во­инской дисциплины воина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.015 с.)