Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности системы «стандарт-кост»

Поиск

1. Основой выявления отклонений являются базовые записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача – не допускать отклонения.

2. Для отражения отклонений ведутся специальные синтетические счёта по статьям калькуляции, по факторам отклонений.

Учёт отклонений в управленческом учёте предоставляет средства, необходимые для организации эффективной системы контроля финансово-хозяйственной деятельности, а работникам управления – информацию для оценки их действий и корректировки полученных результатов.

Эффективность системы «стандарт-кост» определяется качеством полученной информации об отклонениях, правильностью их вычисления.

Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений.

Так, для учёта отклонений от стандартов в США открывается семь отдельных синтетических счетов:

1. Отклонения по материалам за счёт цен.

2. Отклонения по материалам за счёт использования.

3. Отклонения по заработной плате за счёт тарифов.

4. Отклонения по заработной плате за счёт использования.

5. Отклонения по накладным расходам за счёт производительности.

6. Отклонения по накладным расходам за счёт использования мощности.

7. Отклонения по накладным расходам за счёт превышения сметы.

Все отклонения с этих счетов списываются на счёт продажи и присоединяются к проданной продукции.

Отклонения учитываются в учётных регистрах. При ведении учётных записей соблюдаются следующие правила:

1. Все записи на счетах запасов ведутся по нормативам.

2. Для каждого вида отклонений выделяется отдельный счёт.

3. Неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, а благоприятные – по кредиту.

Бухгалтерские записи по учёту отклонений в системе «стандарт-кост»

1. Закупка материалов

Дт «Запасы материалов» (по нормативной цене)

Дт «Отклонения по цене материалов»

Кт «Счета к оплате» (на фактические затраты)

2. Использование материалов

Дт «Незавершённое производство» (нормативное количество, умноженное нормативную цену)

Дт «Отклонения по использованию материалов»

Кт «Запасы материалов»

3. Начисление заработной платы рабочим

Дт «Незавершённое производство» (нормо-часы ´ нормативную ставку оплаты труда)

Дт «Отклонения по ставке труда»

Дт «Отклонения по производительности труда»

Кт «Задолженность по заработной плате» (фактические затраты)

4. Списание общепроизводственных расходов

Дт «Незавершённое производство» (по смете)

Дт «Отклонения по общепроизводственным расходам»

Кт «Общепроизводственные расходы» (фактические затраты)

5. Оприходование готовой продукции

Дт «Запасы готовой продукции»

Кт «Незавершённое производство» (по нормативной себестоимости)

6. Закрытие счетов отклонений в конце учётного периода

Если вся продукция завершена и продана, то все отклонения переносятся на счёт «Себестоимость проданной продукции».

Если в конце периода выявляются остатки по счетам «Незавершённое производство» и «Запасы готовой продукции», то сумма отклонений должна быть распределена между счетами «Незавершённое производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость проданной продукции» пропорционально остаткам на них.

Метод стандартной себестоимости имеет следующие преимущества:

1) возможен управленческий контроль по отклонениям;

2) легко оценить запасы на базе нормативной себестоимости;

3) использование нормативной себестоимости в качестве базы оценки позволяет осуществлять контроль за уровнем производства;

4) метод позволяет составлять сметы и устанавливать сметный контроль.

5) возможен оперативный контроль за уровнем себестоимости, продаж и результатами по центрам ответственности.

Элементы использования системы «стандарт-кост» в отечественном учёте

При нормативном методе учёта затрат как элемент учётной политики должен быть использован счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) для отражения текущего учёта выпуска готовой продукции (работ, услуг) по нормативной себестоимости.

В течение отчётного периода в бухгалтерском учёте делаются записи по Дт 43 и Кт 40 по нормативной себестоимости. В конце учётного периода, после определения объёма незавершённого производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции, которая отражается в бухгалтерском учёте по Дт 40 и Кт 20.

Таким образом, по дебету и кредиту 40 счёта фиксируется один и тот же объём продукции, но в разной оценке: по дебету – по фактической себестоимости, по кредиту – по плановой себестоимости. Сопоставляем дебетовых и кредитовых оборотов счёта 40 выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной себестоимости, которые списываются с Кт 40 в Дт 90 дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от характера этих отклонений.

Являясь признаком организации нормативного учёта, аналогичного системе «стандарт-кост», счёт 40 даёт возможности применения в отечественном учёте нормативного учёта или системы «стандарт-кост».

Система «АВ-костинг»

 

В последнее десятилетие 20 века в США активно развивался новый подход в менеджменте и учёте, основанный на управлении операциями. Он включает АВМ – менеджмент операций, АВС – пооперационное калькулирование и АВВ – пооперационное бюджетирование.

Метод «Activity Based costing» (АВС) получил широкое распределение на предприятиях различного профиля. Этот метод означает учёт затрат по операциям (функциональный учёт затрат). Он возник в результате изменения мнений на методику учёта затрат и расчёта себестоимости продукции. Применение «директ-костинга» эффективно только при определённых условиях: прямые затраты составляют большую часть расходов, предприятие должно выпускать 1–2 вида продукции с примерно одинаковыми расходами. Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут искажены: занижена наценка на мелкосерийную продукцию и завышена на крупносерийную продукцию, высокая прибыльность сложных продуктов по сравнению с простыми продуктами и др.

Поиск новых методов получения объективной информации привёл к появлению метода АВС, по которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций. В процессе работы потребляются ресурсы, возникает результат.

«АВ-костинг» – калькуляционная система, рассматривающая операции в качестве основных объектов учёта затрат и калькулирования в целях исчисления себестоимости продукции и определения эффективности бизнес-процессов. Использует метод поэтапного распределения на себестоимость продукции косвенных расходов.

Соответственно начальной стадией применения АВС является определение перечня и последовательности работ путём разложения сложных рабочих операций на простейшие, расчёт потребления ресурсов.

Операция – это событие, задание или единица работы, имеющая определённую цель. АВС использует себестоимость этих операций как промежуточную ступень для отнесения затрат на продукцию (работы, услуги).

В рамках АВС выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции:

- Unit level (штучная работа);

- Batch level (пакетная работа);

- Product level (продуктовая работа).

Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами.

Для учёта затрат, обеспечивающих функционирование предприятия в целом, вводится четвёртый тип работ – Facility Level (общехозяйственные работы).

Первые три категории могли быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ распределяются с помощью различных баз распределения.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют её стоимость.

В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми ресурсами.

Однако для расчёта себестоимости конечной продукции рабочая операция должна иметь индекс-измеритель выходного результата – «кост-драйвер». Например, для статьи затрат «Снабжения» – количество закупок и т.д. «Кост-драйвер» является аналогом базы распределения затрат в классических системах.

Второй этап применения АВС заключается в расчёте кост-драйверов и показателей потребления каждого ресурса. Этот показатель умножается на себестоимость единицы выхода работы.

Сумма работ, которая затрачена для производства продукта, является его себестоимостью. Эти расчёты составляют третий этап применения методики АВС.

С помощью метода АВС распределяются не все затраты, а лишь те, по которым экономически целесообразно обособить группы затрат по операциям и найти адекватные «кост-драйверы». Остальные косвенные расходы распределяются традиционным методом.

Таким образом, схема распределения косвенных расходов на обслуживание и управление производством заключается в следующем:

– Обособление групп затрат косвенных расходов;

– Выбор операций;

– Выбор баз распределения затрат «кост-драйверов» для каждой операции;

– Расчёт коэффициента распределения затрат (ставки «кост-драйвера»);

– Определение себестоимости операций;

– Выбор баз распределения себестоимости операций (драйверов операций) для каждого объекта калькулирования;

– Расчёт коэффициента распределения (ставки драйверов операций);

– Определение суммы косвенных расходов по объектам калькулирования.

АВС-информацию можно использовать как для текущего управления, так и для стратегических решений.

На уровне тактического управления эту информацию можно использовать для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом уровне – как помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продукции и услуг, выхода на новые рынки. АВС-информация даёт возможность принять решение, как перераспределить ресурсы с максимальной выгодой, позволяет выявить те факторы (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоёмкости), которые имеют наибольшее значение.

Основная проблема применения «АВС-костинга» на практике – значительное усложнение учёта затрат и повышение трудоёмкости калькулирования. Но данная система обладает следующими преимуществами:

– Более точное калькулирование себестоимости единицы продукции в случае значительного удельного веса косвенных расходов.

– Обосновывает управленческие решения по ценообразованию, выбору производственной программы и др.

– Обеспечивает исчисление себестоимости бизнес-процессов как новых объектов калькулирования.

– Формирует информационную базу внутрифирменного управления, способствует оптимизации бизнес-процессов.

– Объективная оценка деятельности сегментов, эффективная мотивация.

– Обеспечивает информацией стратегический учёт, использующий полную себестоимость.

 

Система «Jit»

В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на её производство. В связи с этим особый интерес представляет метод управления производством по системе Jit «Just-in-time» (точно в срок).

Суть системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создаётся непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение осуществляется столь малыми партиями, что превращается в штучное. С практической точки зрения главной целью системы является уничтожение лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия. Отсутствие больших материальных запасов увеличивает финансовые ресурсы, манёвренность и конкурентоспособность предприятия.

Система увязана со спросом, так как производится столько продукции, сколько требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через производственный процесс. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции не поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Материалы доставляются только к моменту их использования.

Система предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, ликвидацию незавершённого производства, сведение к минимальному объёму товароматериальных запасов. При этом упрощается система производственного учёта, так как появляется возможность осуществлять учёт материалов и затрат на производство на данном счёте. Кроме того, часть затрат переходит из косвенных затрат в прямые затраты. Это увеличивает точность исчисления себестоимости.

Применение принципов системы упрощает учёт производственных затрат и помогает менеджерам регулировать и контролировать расходы.

Бухгалтерские записи по движению материальных ценностей осуществляется следующим способом:

1. Поступление запасов от поставщиков.

Дт «Ресурсы в незавершённом производстве»

Кт «Расчёты с поставщиками»

2. Выпуск и реализация готовой продукции

Дт «Продажи»

Кт «Ресурсы в незавершённом производстве»

По системе затраты на оплату труда и накладные расходы не списываются на счета производства, а непосредственно на себестоимость проданной продукции.

Большинство затрат, относящихся к категории косвенных, при этой системе переводятся в разряд прямых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.011 с.)