Практическое занятие №6 (4 ч.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №6 (4 ч.)



Французская литература. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831): специфика историзма романа, композиция, система образов, концепция романтического героя, символика, гротеск в романе.

Основная цель: выявить специфику философии истории и теории исторического романа В. Гюго; определить проблематику романа и охарактеризовать концепцию героя исторического романа, символику и гротеск в романе.

Примерный план занятия

1. Принцип изображения истории в литературе и философия истории В. Гюго.

2. Концепция исторического романа Гюго (сходство и различие с эстетикой Скотта).

3. Тематика и проблематика романа «Собор Парижской Богоматери»:

а) почему роман называется именно «Собор Парижской Богоматери»?

б) своеобразие сюжета;

в) способы создания исторической атмосферы:

– местный колорит;

– принцип живописания;

– прием гротеска.

4. Система образов в романе:

а) основные принципы построения системы образов:

– исторические деятели;

– вымышленные герои;

– толпа/народ;

– Париж как предмет художественно-исторического изображения: декорация или персонаж?

б) способы создания нравов и характеров;

в) автор-рассказчик как герой романа;

г) своеобразие изображения исторических деятелей и народа в романе.

5. Своеобразие композиции романа.

Литература

Тексты

Гюго В. «Собор Парижской Богоматери».Статья «Вальтер Скотт. «Легенда о Монтрозе». «Ламмермурская невеста» (1819). Предисловие к драме «Кромвель» (1827).

Основная

  1. История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия. Учебник/Под ред. Т. В. Соколовой. СПб., М., 2003.
  2. Литературные манифесты западно-европейских романтиков/Под ред. А. С. Дмитриева. М., 1980.
  3. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. Л., 1956.
  4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX в. М., 1969.
  5. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
  6. Храповицкая Г. Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. М., 2003.

Дополнительная

  1. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч./Под ред. Н. П. Михальской. М., 1997.
  2. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1: Французская литература XIX века/ Сост. О. Б. Вайнштейн. М.,1998.
  3. Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. М., 1989.

Вопросы и задания

1. Прочитайте предисловие к драме «Кромвель» и законспектируйте, выделяя его основные положения по плану:

– три этапа становления человеческого общества;

– роль христианства в формировании романтического этапа развития общества;

– концепция мира и человека;

– связь христианства с развитием свойств души человека;

– понятие «меланхолия»;

– принцип отражения как основной принцип любой эстетической системы;

– представление о местном колорите;

– принцип живописания;

– принцип контраста;

– понятие «гротеск»;

– принцип историзма

2. Прочитайте статью Гюго «Вальтер Скотт. «Легенда о Монтрозе». «Ламмермурская невеста» (1819) и определите характер восприятия В. Гюго эстетики Вальтера Скотта: что усваивается и что подвергается критике.

3. Как связаны первые фразы романа с концепцией историзма Гюго?

4. Какие общественные группы показаны в романе?

– Чем они заняты 6 января 1482 года?

– Какая роль отводится в романе королю Людовику XI. Чем занят король в своих покоях в Бастилии во время осады собора (кн. IX, гл. 5)? Имеют ли его занятия отношение к управлению государством и к событиям государственного значения?

– Что входит в круг интересов горожан? Как описывается движение толп народа? Какой образ использует Гюго при изображении народа?

– Почему Двор чудес (Cour des Miracles) так называется? Кто его обитатели и чем они занимаются? Какой прием использует Гюго, чтобы познакомить читателей с нравами и обычаями Двора чудес?

– Что служит развлечением для парижан того времени? Как они воспринимают цыган и колдовство? Как относятся к публичной смертной казни, к закону?

5. Какими средствами передает Гюго особенности истории, как создается местный колорит?

6. Проблематика сюжета романа:

– Почему автор неоднократно повторяет греческое слово АNÁГКН? Где автор увидел его? Кого, когда и почему он заставил в романе написать это слово?

– Почему Клод Фролло в гл.1 кн.V читает латинскую книгу Гонория Отенского «О предопределении и свободе воли»?

– Свободный выбор или неведомая случайность (рок) соединяет Эсмеральду, Клода Фролло, Феба, Квазимодо, Гренгуара и Гудулу?

– Почему попытки обитателей Двора чудес спасти Эсмеральду остаются тщетными?

– Свободны ли герои в своих чувствах: Клод и Квазимодо – к Эсмеральде; Эсмеральда – к Фебу? Что в романе подчинено роковой предопределенности? Когда проявляется свобода воли и всегда ли она дает необходимый результат?

7. Как строится сюжет романа? Что можно считать завязкой, кульминацией, развязкой? Почему?

8. Почему всю III книгу Гюго посвящает Парижу и собору?

– Почему в 1 гл. V кн. Клод Фролло предлагает королю, желающему постичь тайны алхимии, изучать не книги, но архитектурные сооружения древности?

– Что означают слова Клода Фролло: «Вот это убьет то. Книга убьет здание» (Ceci tuera cela. Le livre tuera l’édifice)? Как они соотносятся с авторской концепцией человека и окружающего его, созданного им предметного мира?

9. Какую роль играет Гревская площадь в развитии сюжета романа?

10. Как история народа отражается в архитектуре собора Парижской Богоматери (кн. III, гл.1)? Что является идейным и композиционным центром романа?

11.Проанализируйте название глав книги и определите их идейно-композиционную роль.

12. Проанализируйте систему образов:

Клод Фролло

– Можно ли на основании портрета Клода Фролло судить о его характере?

– Какие черты его характера являются ведущими?

– Как характеризуют Клода Фролло его образование и занятия? Почему авто делает своего героя алхимиком? Как к архидиакону относился народ и почему?

– Какие черты личности проявились в герое, когда он стал воспитывать своего брата? Характер Клода эволюционирует или ломается?

– Чем и почему отличается причина, по которой Клод Фролло взял на воспитание брата от той, по которой он стал приемным отцом Квазимодо? Каким образом в этом отличии проявились воззрения и уровень образованности героя?

– Почему Клод Фролло пишет греческое слово АNÁГКН (рок), определяя им то состояние, в которое его приводит зависимость от цыганки? Что в занятиях и образе жизни героя привело к тому, что любовь стала восприниматься им как проявление порочности, непристойности, скверны? Что движет архидиаконом: высокое чувство любви или только стремление к физической близости? Как он называет свое чувство и почему?

– Как сам он объясняет свое стремление погубить Эсмеральду? Можно ли характер Клода Фролло отнести к числу гротескных? Свой ответ аргументируйте.

– Прослеживается ли связь этого персонажа с героями В. Скотта?

Квазимодо

– Как и почему автор начинает знакомить нас с Квазимодо?

– Какие принципы эстетики Гюго реализуются в этом нагромождении уродств? Какова эстетическая задача этого персонажа, его внешнего уродства? Как раскрывается связь Квазимодо с собором?

– Как проявляется любовь Квазимодо к Клоду Фролло?

– Что предпринимает Квазимодо для спасения Эсмеральды, в чем проявляется его любовь к ней? Как раскрывает автор характеры и эмоциональный мир просвещенного архидиакона и едва умеющего говорить звонаря через их любовь к Эсмеральде?

Эсмеральда

а) Как раскрывает личность Эсмеральды:

– отношение к ней толпы (кн. I, гл.6);

– портрет, данный автором (кн. II, гл.3);

– описание ее внешности и танца с Клодом Фролло (кн. VIII, гл.4);

– отношение ее к Гренгуару (кн. II, гл.6-7);

б) отношение к Квазимодо в соборе после того, как он ее спас?

в) О какой любви она мечтает и каким видится ей возлюбленный (кн. II, гл.7)? Насколько Феб отвечает ее идеалу, и как характеризует Эсмеральду выраженное ею восхищение офицером? Способна ли Эсмеральда оценивать людей по их истинным достоинствам? Кто стал реальной причиной ее гибели? Отразилось ли на личности героини ее существование среди обитателей Двора чудес?

г) Можно ли Эсмеральду считать гротескным персонажем? Свой ответ аргументируйте.

13. В чем отличительные черты историзма Гюго?

– как в романе представлен народ;

– в чем особенности сюжета и композиции романа;

– как автор связывает своих героев с окружающим миром

– какова функция предметного мира в романе

– как создаются характеры и какую роль играют страсти

– рок или свобода воли определяют жизнь человека

14. В чем своеобразие гротеска Гюго?

15. Какова роль контраста, живописности?

16. Что автор понимает под прекрасным?

17.Каковы основные черты стиля Гюго?

18. Есть ли в романе символы? Какова их роль?



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.007 с.)