Формы текущего и рубежного контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы текущего и рубежного контроля



 

Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения теоретических вопросов, хорошо анализирует и интерпретирует тексты изучаемых художественных произведений, используя как традиционные, так и современные методологии.

Обучение ведется по кредино-модульно системе. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении небольших контрольных работ по отдельным вопросам курса, тестировании компьютерном и на бумажных носителях, подготовка сообщений, докладов, презентаций, проведение микро исследований, оформленный в виде кейса, сбор материалов в портфолио. Формами контроля является рубежный контроль, который включает в себя два этапа: итоговое тестирование и защита спецвопроса, представленного в виде портфолио и кейса.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

модуль «Зарубежная литература 19 в. (1 половина)»

Лекции

Тема 1. Романтизм как одна из основополагающих систем мировой литературы XIX в. (2 ч.)

Проблема терминологии, периодизации, метода. Романтизм как литературное направление. Основные и наиболее характерные черты метода: двойственность и стремление к универсальности (понятие о романтическом двоемирии), отказ от нормативности, субъективное начало, концепция личности, любви и природы. Открытие историзма романтиками, его своеобразие. Открытие «местного колорита», принципа «живописания». Основные жанры романтизма.

Тема 2, 3, 4 Две волны немецкого романтизма, причины явления, временные границы. Йенский этап. Гейдельбергский этап. (2 ч.)

Тема 5, 6,7. Английский романтизм. (2 ч.)

Периодизация. «Озерная школа». У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства («Предисловие к лирическим балладам»). Поэтичность обыденности, роль воображения – сонет «На Вестминстерском мосту». С.Т. Кольридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциативность художественного языка, отличие его от языка обыденной речи. «Старый моряк» - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, неосознанные действия человека, тайные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. «Кубла Хан» - живописность, загадочность. Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравственное.

Тема 8, 9. Английский романтизм. (2 ч.)

Байрон. Проблема воображения, действительности, мысли. Скептицизм и рационализм. Титанизм героев и конфликтов. Первый сборник «Часы досуга». Сатирический обзор современной поэзии в «Английских бардах и шотландских обозревателях». Жанровые особенности «Восточных поэм» - связи с новеллой, «вершинность» композиции.

В. Скотт. Связь его баллад с народным творчеством. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах В. Скотта. Своеобразие композиции. Воплощение исторических воззрений и эстетических принципов в романах «Айвенго», «Роб Рой», «Пуритане».

Тема 10, 11. Французский романтизм. (2 ч.)

Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Противостояние классицизму. Социальная тематика. Система жанров. «Коринна» Ж. де Сталь – зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувства, тема женской эмансипации.

Психологический роман: «Рене» Шатобриана, «Оберман» Сенанкура, «Адольф» Констана, «Исповедь сына века» Мюссе, романы Ж. Санд и Ш. Нодье. Эволюция героя психологического романа.

Тема 12, 13. Французский романтизм. (2 ч.)

Исторический роман: «Сен-Мар» Виньи (концепция Вико, герой и история); «Собор Парижской Богоматери» Гюго (специфика историзма романа, композиция, система образов, концепция романтического героя, символика, гротеск в романе); «Три мушкетера» А. Дюма (концепция истории, композиция, система образов); «Капитан Фракасс» Т. Готье (концепция истории, система образов, психологизм).

Романтическая новеллистика: Ш. Нодье. Формирование романтической поэзии во Франции. Лирика Ламартина – особенности образной системы. Трагическое мироощущение в поэзии Виньи («Смерть волка»). Тема поэта и поэзии у А. де Виньи и А. де Мюссе (цикл «Ночи»). Экзотизм и политические мотивы в лирике Гюго.

Американская литература

Тема 14, 15, 16. Американский романтизм. (2 ч.)

Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Специфика восприятия европейского опыта и складывающееся своеобразие национальной литературы на английском языке. Хронологические границы и периодизация. Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского романа: разработка разновидностей романного жанра (исторического, приключенческого, морского, бытового). Связь Купера с традицией В.Скотта. Цикл романов о Кожаном Чулке. Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья «Философия творчества» и поэтическое новаторство Э.По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли»). Новеллистическое искусство: психологические, научно-фантастические и логические новеллы. Формирование жанра детектива.

 

Практические занятия

Практическое занятие №1 (2 ч.)

Новалис. Роман-миф «Генрих фон Офтердинген» («Heinrich von Ofterdingen», 1800).

Основная цель: определить жанровое своеобразие и специфику символики романа.

Примерный план занятия

1. Формирование философского стиля Новалиса. Значение философии Фихте.

2. Роман-миф Новалиса «Генрих фон Офтердинген» в контексте эстетики романтизма.

3. Новый тип героя.

4. Символика романа.

5. Пространственно-временная концепция романа.

Литература

Тексты

Новалис. «Генрих фон Офтердинген» (пер. З. Венгеровой, пер. стихов В. Гиппиуса). «Фрагменты».

Основная

1.История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария: Учеб. для вузов/А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова; Под ред. А. Г. Березиной. М., 2003.

2.Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч./Под ред. Н. П. Михальской. М., 1997.

3.Зарубежная литература XIX века: Практикум. М., 2002.

4.Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976.

5.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2995.

6.Сашина Е. В. Темы и методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсам истории зарубежных литератур XVII-XIX вв. Псков, 2004.

7.Флоренский П. А. Обратная перспектива//Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.2.

8.Храповицкая Г. Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. М., 2003.

9.Шульц Г. Новалис. Челябинск, 1998.

Дополнительная

1.Литературные манифесты западно-европейских романтиков/Под ред. А. С. Дмитриева. М., 1980.

2.Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

3.Грешных В. И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

4.Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, Новалис). М., 1978.

5.Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-ч т./Вступ. ст., пер. с нем. Ю. Н. Попова; Примеч. Ал. В. Михайлова и Ю. Н. Попова. М., 1983. (История эстетики в памятниках и документах).

Вопросы и задания

– Какую роль в формировании философии романтиков (Новалиса, Ф. Шлегеля) играло «Наукоучение» Фихте?

Определите сущность основных суждений Новалиса, проанализировав его «Фрагменты» и суждения из притчи «Ученики в Саисе».

Проанализируйте роман «Генрих фон Офтердинген» в контексте эстетики романтизма по плану:

1) своеобразие жанра (альянс поэтики романа, мифа и сказки)

время в романе и мифологии;

понятие о «культурном герое»;

2) композиция романа

специфика сюжета;

3) характер персонажа в романе

4) пространственно-временные отношения

5) символизм романа

В процессе анализа

определите, что следует здесь понимать под сюжетом.

проследите, совпадает ли членение романа на главы с основными элементами композиции.

проследите, как соотносятся и сочетаются главы в романе.

охарактеризуйте личность Генриха в начале романа.

определите, соответствует ли образ Генриха концепции романного героя Новалиса.

соотнесите суждение Ф. Шлегеля об основном настроении романтика с характеристикой героя.

сопоставьте характеры и портретные характеристики Матильды и Клингсора; рудокопа; отшельника Гогенцоллерна (гл. 5).

охарактеризуйте два типа людей, описываемых Новалисом в гл.6.

Тема 5. Немецкий романтизм. Э.Т.А. Гофман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.025 с.)