Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Проблемы функционирования единиц лексикона человека. ФоносемантикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Выберите определения, характеризующие структуру лексикона: а) динамическая структура; б) монофункциональная; в) комплементарная; г) многоуровневая; д) предметно организованная. 2. Проанализируйте определения лексикона, данные разными учеными. Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших механизмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезентации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от воспринимаемых единиц - перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от интенций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон - это скорее процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков. При этом подчеркивается происхождение семантических признаков из опыта, их формирование в качестве наиболее обобщенного вида знания о мире и обязательность эмоционально-оценочного отношения к носителям признаков (последнее выражается через биполяр-ностъ признаков). А.Н. Баранов и Д.О. Добровольский под лексиконом понимают индивидуальный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти человека. Д. Кэрролл предполагает, что лексикон - это хранилище слов в памяти человека, память слов и т.п. без расшифровки того, что именно представляет собой слово в языковом /речевом механизме индивида. Нередко за использованием этого изначально психолингвистического термина скрывается традиционное толкование слова как единицы лексико-семантической системы языка, т.е. имеет место то, что Л.В. Щерба называл недопустимой подменой понятий. Иначе говоря, ментальный лексикон (явно или по умолчанию) приравнивается к известной индивиду части общенационального словарного запаса, хранимой в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологических исследованиях. -27- И.Н. Кавинкина. Психолингвистика Е.С. Кубрякова считает, что лексикон - это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выполняющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний. Согласно Л.В. Щербе и А.А. Залевской, лексикон человека составляет одну из сторон речевой организации человека.
Лексикон – это хранилище знаний о словах и словоформах в памяти человека и выполняющее сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними реалиями. Это динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами.
3. Как соотносятся друг с другом понятия «энциклопедическое знание», «информационная база человека» и «лексикон»? Какие еще понятия вовлекаются в обсуждение этого вопроса?
лексикон – средство доступа к информационной базе человека, которая, в свою очередь, обеспечивает становление психологической структуры значения слова на стыке общесистемного значения и всего комплекса знаний и переживаний (энциклопедическое знание). Вовлекаются понятия: механизм глубинной предикации, внутренний контекст, общесистемное значение слова и др. 4. Заполните таблицу «Различия в лексиконе и лексиче ской системе языка».
-28- Тема 7. Проблемы функционирования единиц лексикона человека 5. Проанализируйте схему Виллема Левелта, отражающую строение лексикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишите в прямоугольники необходимые элементы этой схемы. Между единицами лексикона, по мнению Левелта, существуют отношения двух видов: присущие самим единицам и ассоциативные. Первые устанавливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лексикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи и способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними. Выделите уровни репрезентации лексикона и опишите их: Звуковая Звуковая Форма форма -29-
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.006 с.) |