Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Проблемы функционирования единиц лексикона человека. Фоносемантика

Поиск

1. Выберите определения, характеризующие структуру лексикона:

а) динамическая структура;

б) монофункциональная;

в) комплементарная;

г) многоуровневая;

д) предметно организованная.

2. Проанализируйте определения лексикона, данные разными учеными.
Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефи­
ниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое «лексикон».

Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших меха­низмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезен­тации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от восприни­маемых единиц - перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от интенций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон - это скорее процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков. При этом подчеркивается происхожде­ние семантических признаков из опыта, их формирование в качестве наиболее обобщенного вида знания о мире и обязательность эмоционально-оценочного отношения к носителям признаков (последнее выражается через биполяр-ностъ признаков).

А.Н. Баранов и Д.О. Добровольский под лексиконом понимают индивиду­альный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти чело­века.

Д. Кэрролл предполагает, что лексикон - это хранилище слов в памяти человека, память слов и т.п. без расшифровки того, что именно представля­ет собой слово в языковом /речевом механизме индивида.

Нередко за использованием этого изначально психолингвистического термина скрывается традиционное толкование слова как единицы лексико-семантической системы языка, т.е. имеет место то, что Л.В. Щерба на­зывал недопустимой подменой понятий. Иначе говоря, ментальный лексикон (явно или по умолчанию) приравнивается к известной индивиду части общена­ционального словарного запаса, хранимой в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологи­ческих исследованиях.

-27-


И.Н. Кавинкина. Психолингвистика

Е.С. Кубрякова считает, что лексикон - это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выпол­няющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний.

Согласно Л.В. Щербе и А.А. Залевской, лексикон человека составляет одну из сторон речевой организации человека.

 

 

Лексикон – это хранилище знаний о словах и словоформах в памяти человека и выполняющее сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними реалиями. Это динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами.

 

3. Как соотносятся друг с другом понятия «энциклопедическое знание», «информационная база человека» и «лексикон»? Какие еще понятия вовлека­ются в обсуждение этого вопроса?

 

лексикон – средство доступа к информационной базе человека, которая, в свою очередь, обеспечивает становление психологической структуры значения слова на стыке общесистемного значения и всего комплекса знаний и переживаний (энциклопедическое знание).

Вовлекаются понятия: механизм глубинной предикации, внутренний контекст, общесистемное значение слова и др.

4. Заполните таблицу «Различия в лексиконе и лексиче ской системе языка».

 

Понятия Определение Особенности структуры Основные единицы
Лексическая система языка      
Лексикон      

-28-


Тема 7. Проблемы функционирования единиц лексикона человека

5. Проанализируйте схему Виллема Левелта, отражающую строение лек­сикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишите в прямоугольники необходимые элементы этой схемы.

Между единицами лексикона, по мнению Левелта, существуют отно­шения двух видов: присущие самим единицам и ассоциативные. Первые уста­навливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лек­сикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи и способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними.

Выделите уровни репрезентации лексикона и опишите их:

Звуковая Звуковая

Форма форма

-29-




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.006 с.)