Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психолингвистика как наука↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Выберите правильный вариант: а) психолингвистика (ПЛ) изучает процессы речепорождения; б) ПЛ изучает человеческий фактор в языке и речи; в) ПЛ изучает процессы кодирования и декодирования речи в их соотно 2. Заполните таблицу «Объект и предмет изучения языкознания, психо- логии и психолингвистики»
3. Укажите, с какими науками тесно связана ПЛ. ПЛ находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой,теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса.
4. Найдите ошибки в определениях: а) язык - система знаков; б) речь - в) речевая деятельность - г) речевая организация - д) языковой материал - результат речевой деятельности. 5. Перечислите основные проблемы психолингвистики. психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта. . И.Н. Кавинкина. Психолингвистика 6. Укажите, где могут применяться результаты психолингвистических исследований. Например, в политической социологии, где психолингвистическая экспертиза содержания текстов может выявить отрицательно выраженные эмоциональные характеристики текста, негативно влияющие на восприятие электоратом кандидатов, и, соответственно, своевременно принять меры по их устранению; для бесконтактной психологической диагностики политических субъектов, с перспективой утилизации полученного знания в целях эффективного хода избирательной кампании. В криминалистике, где, например, письменные и устные сообщения изучаются с помощью аналитических психолингвистических методов в целях установления признаков, указывающих на происхождение, среду обитания, психолингвистические и иные черты личности источников речевой активности (преступников). Полученные результаты позволяют построить поисковый психолингвистический портрет неизвестного автора письменного текста или звуковой информации, который может содержать данные о возрастной и половой принадлежности, образовательном уровне, географической и этнической среде, роде занятий устанавливаемого лица. И др. 7. Опишите факторы, влияющие на психолингвистический анализ языка и речи. 8. Продолжите высказывания Л.В. Щербы об эксперименте: а) «Выводить языковую систему можно из________________________ ___________________________________________________________________________». б) «Исследователь должен исходить из___________________________ ___________________________________________________________________________». в) «Эксперимент может иметь как___________________________ так и__________________________________________________________ ____________________________________________________ результат». г) «Сделав какое-либо предположение,___________________________ следует попробовать,_____________________________________________ ___________________________________________________________________________». д) «Эксперимент позволяет____________________________________ ___________________________________________________________________________». 9. Приведите аргументы в пользу принципа эксперимента в ПЛ.
позволяет глубже проникнуть в понимание речевой деятельности позволяет проверить выводимые учеными языковые правила Тема 1. Психолингвистика как наука 10. Проанализируйте характеристику речевой организации человека и речевой деятельности, предложенную Л.В. Щербой (см. приложение 1). Объясните, как осуществляется взаимодействие а) между процессом и продуктом: б) между индивидуумом и социумом: 11. Укажите основные требования к взаимодействию теории и практики ПЛ исследований. 12*. Докажите, что эксперимент является «душой ПЛ». Тема 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 1. Выберите правильный вариант: а) термин ПЛ ввел в научный обиход Ч. Осгуд; б) монография «ПЛ. Обзор теории и исследования проблем» - первое за в) теоретическое основание ПЛ исследований можно найти в работах 2. Продолжите заполнение таблицы «Периоды развития ПЛ».
3. Установите соответствие «Ученые и их идеи о языке и речи».
Ответ: 1___, 2__, 3___, 4___, 5 4. Найдите ошибки в высказываниях: а) выделяют 4 источника американской ПЛ; б) исследование того, как усваивается язык, дает возможность постичь в) Н. Хомский выделяет языковую способность и языковую компетенцию; г) Р. Румметфейт подчеркивает, что необходимо изучать тексты, а не ре -8- Тема 2. Основы психолингвистики 5. Дайте определение следующим понятиям: направление в ПЛ, где язык рассматривается как средство познания, как результат и инструмент познавательной деятельности человека. б) механизм вероятностного прогнозирования - Человек в своей речевой деятельности прогнозирует будущее, к которому он хочет прийти (наличие в языке глаголов буд. времени, начиная строить фразу, мы уже приблизительно знаем, о чем хотим сказать и какими языковыми средствами это выразить) в) кодирование речи - то, как интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в некоторой культуре кода. г) трансформационно-генеративная теория – Н.Хомский полагал, что в основе механизма порождения фраз лежит перевод глубинных структур в поверхностные. Глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная – является звуковым воплощением этого смысла. д) восприятие речи – проникновение в лежащий за знаковой формой речи смысл. 6. Составьте таблицу «Истоки отечественной ПЛ».
7. Опишите основные постулаты Московской ПЛ школы: 1. 2. 3. И.Н. Кавинкина. Психолингвистика 4. 5. 8. Установите последовательность этапов порождения сообщения (по 1) механизм конструирования высказывания; 2) внутреннее программирование; 3) грамматико-семантическая реализация. Ответ:,,. 9. Раскройте суть концепции Сибеока-Осгуда. 10. Осветите стохастическую модель производства речи. -10- Тема 2. Основы психолингвистики 11. Согласны ли вы, что в соответствии с моделью непосредственно составляющих речь человека строится на основании ядерных структур (S - Р)? Аргументируйте свой ответ. Нет, т.к. в одинаковых по форме фразах могут быть различны синтаксические структуры, и в подобных случаях данная модель не работает. То же может относиться и к сочинительным конструкциям. При анализе по НС многие особенности структуры фразы выявить невозможно.
12. Восстановите схему преобразования глубинной структуры в поверхностную (по Н. Хомскому). рабочие строят
молодые строят быстро многоэтажный очень 13. Перечислите основные правила перехода глубинной структуры в поверхностную, введенные Н. Хомским: 1. -11-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.009 с.) |