Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психолингвистика как наукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте 1. Выберите правильный вариант: а) психолингвистика (ПЛ) изучает процессы речепорождения; б) ПЛ изучает человеческий фактор в языке и речи; в) ПЛ изучает процессы кодирования и декодирования речи в их соотно 2. Заполните таблицу «Объект и предмет изучения языкознания, психо- логии и психолингвистики»
3. Укажите, с какими науками тесно связана ПЛ. ПЛ находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой,теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса.
4. Найдите ошибки в определениях: а) язык - система знаков; б) речь - в) речевая деятельность - г) речевая организация - д) языковой материал - результат речевой деятельности. 5. Перечислите основные проблемы психолингвистики. психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта. . И.Н. Кавинкина. Психолингвистика 6. Укажите, где могут применяться результаты психолингвистических исследований. Например, в политической социологии, где психолингвистическая экспертиза содержания текстов может выявить отрицательно выраженные эмоциональные характеристики текста, негативно влияющие на восприятие электоратом кандидатов, и, соответственно, своевременно принять меры по их устранению; для бесконтактной психологической диагностики политических субъектов, с перспективой утилизации полученного знания в целях эффективного хода избирательной кампании. В криминалистике, где, например, письменные и устные сообщения изучаются с помощью аналитических психолингвистических методов в целях установления признаков, указывающих на происхождение, среду обитания, психолингвистические и иные черты личности источников речевой активности (преступников). Полученные результаты позволяют построить поисковый психолингвистический портрет неизвестного автора письменного текста или звуковой информации, который может содержать данные о возрастной и половой принадлежности, образовательном уровне, географической и этнической среде, роде занятий устанавливаемого лица. И др. 7. Опишите факторы, влияющие на психолингвистический анализ языка и речи. 8. Продолжите высказывания Л.В. Щербы об эксперименте: а) «Выводить языковую систему можно из________________________ ___________________________________________________________________________». б) «Исследователь должен исходить из___________________________ ___________________________________________________________________________». в) «Эксперимент может иметь как___________________________ так и__________________________________________________________ ____________________________________________________ результат». г) «Сделав какое-либо предположение,___________________________ следует попробовать,_____________________________________________ ___________________________________________________________________________». д) «Эксперимент позволяет____________________________________ ___________________________________________________________________________». 9. Приведите аргументы в пользу принципа эксперимента в ПЛ.
позволяет глубже проникнуть в понимание речевой деятельности позволяет проверить выводимые учеными языковые правила Тема 1. Психолингвистика как наука 10. Проанализируйте характеристику речевой организации человека и речевой деятельности, предложенную Л.В. Щербой (см. приложение 1). Объясните, как осуществляется взаимодействие а) между процессом и продуктом: б) между индивидуумом и социумом: 11. Укажите основные требования к взаимодействию теории и практики ПЛ исследований. 12*. Докажите, что эксперимент является «душой ПЛ». Тема 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 1. Выберите правильный вариант: а) термин ПЛ ввел в научный обиход Ч. Осгуд; б) монография «ПЛ. Обзор теории и исследования проблем» - первое за в) теоретическое основание ПЛ исследований можно найти в работах 2. Продолжите заполнение таблицы «Периоды развития ПЛ».
3. Установите соответствие «Ученые и их идеи о языке и речи».
Ответ: 1___, 2__, 3___, 4___, 5 4. Найдите ошибки в высказываниях: а) выделяют 4 источника американской ПЛ; б) исследование того, как усваивается язык, дает возможность постичь в) Н. Хомский выделяет языковую способность и языковую компетенцию; г) Р. Румметфейт подчеркивает, что необходимо изучать тексты, а не ре -8- Тема 2. Основы психолингвистики 5. Дайте определение следующим понятиям: направление в ПЛ, где язык рассматривается как средство познания, как результат и инструмент познавательной деятельности человека. б) механизм вероятностного прогнозирования - Человек в своей речевой деятельности прогнозирует будущее, к которому он хочет прийти (наличие в языке глаголов буд. времени, начиная строить фразу, мы уже приблизительно знаем, о чем хотим сказать и какими языковыми средствами это выразить) в) кодирование речи - то, как интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в некоторой культуре кода. г) трансформационно-генеративная теория – Н.Хомский полагал, что в основе механизма порождения фраз лежит перевод глубинных структур в поверхностные. Глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная – является звуковым воплощением этого смысла. д) восприятие речи – проникновение в лежащий за знаковой формой речи смысл. 6. Составьте таблицу «Истоки отечественной ПЛ».
7. Опишите основные постулаты Московской ПЛ школы: 1. 2. 3. И.Н. Кавинкина. Психолингвистика 4. 5. 8. Установите последовательность этапов порождения сообщения (по 1) механизм конструирования высказывания; 2) внутреннее программирование; 3) грамматико-семантическая реализация. Ответ:,,. 9. Раскройте суть концепции Сибеока-Осгуда. 10. Осветите стохастическую модель производства речи. -10- Тема 2. Основы психолингвистики 11. Согласны ли вы, что в соответствии с моделью непосредственно составляющих речь человека строится на основании ядерных структур (S - Р)? Аргументируйте свой ответ. Нет, т.к. в одинаковых по форме фразах могут быть различны синтаксические структуры, и в подобных случаях данная модель не работает. То же может относиться и к сочинительным конструкциям. При анализе по НС многие особенности структуры фразы выявить невозможно.
12. Восстановите схему преобразования глубинной структуры в поверхностную (по Н. Хомскому). рабочие строят
молодые строят быстро многоэтажный очень 13. Перечислите основные правила перехода глубинной структуры в поверхностную, введенные Н. Хомским: 1. -11-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.) |