Конкурентоспособность страны: подходы к определению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность страны: подходы к определению



Вес экономических показателей в общем рейтинге составляет около 25%, факторов технологического развития и инновационности – 50 и факторов, связанных с качеством общественных и государственных институтов, - оставшиеся 25%.

В первую десятку по рангу в 2006 г. входили Финляндия (5, 94 балла), США (5,81), Швеция (5,65), Дания (5,65), Тайвань(5,58), Сингапур, Исландия, Швейцария, Норвегия, Австралия, Нидерланды, 12. Япония (5,18), Великобритания, Канада, Германия, Новая Зеландия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, 20. Эстония (4,95).

У других стран Европы рейтинги таковы: Словения 32, Чешская Республика 38, Венгрия 39, Словакия 41 (4,31), Литва 43, Латвия 44, Польша 51 (4,00), Болгария 58, Казахстан 61 (3,77), Хорватия 62, Румыния 67 (3,67), Азербайджан (68), Россия 75 (3,53) на пять пунктов хуже прошлого результата, Армения 79, Сербия и Черногория 80, Молдова 82 (3,37), Македония 85, Грузия 86 (3,25), Босния и Герцеговина 95, Албания 100, Таджикистан 104, Киргизия 116 (2,61), Чад 117 (2,37).

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Приведем классификацию внешнеэкономических связей по структурному признаку:

Внешнеторговые

· товары: торговля и бартер

· услуги: туризм, инжиниринг, реинжиниринг, информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание

· интеллектуальная собственность: франчайзинг, ноу-хау, консалтинг

Финансовые

· кредитование

· страхование

· обслуживание платежей

· депозиты и другие банковские операции

Производственные

· лизинг

· франчайзинг

· кооперация

· совместное предпринимательство

Инвестиционные

· вложение капитала в ценные бумаги

· вложение капитала в недвижимость

· вложение капитала в предпринимательство

Во второй половине ХХ в. начался процесс глобализации, поскольку усилилась экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, а также благодаря более быстрой и широкой диффузии технологий.

На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализациивнешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.В соответствии с действующим законодательством в РФ практически любое предприятие имеет право самостоятельного выхода на внешний рынок. Основополагающим видом ВЭД, реализуемым российскими предприятиями, является внешняя торговля. Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ.Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении РФ находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налога и сборы, федеральные фонды регионального развития. Наиболее важным документом, регламентирующим возможность использования всего известного мировой практике арсенала регулирующего воздействия на внешнюю торговлю страны и ее хозяйствующих субъектов, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».

Закон определяет: цели, терминологию, принципы ВЭД; компетенцию РФ; совместного ведения и субъектов Российской Федерации во внешнеторговой сфере; участников внешнеторговой деятельности; органы, ответственные за государственное регулирование, методы и их характеристика; межгосударственные отношения в области ВЭД: защиту экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности; контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

· единство внешнеэкономической политики;

· единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

· перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

· чёткое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов в области управления ВЭД;

· обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Следует заметить, что вырабатывается текущая и долговременная внешнеэкономическая политика, ниже определены её основные направления и виды.

Внешнеторговая политика:

- экспортная внешнеторговая политика

- импортная внешнеторговая политика

Внешнеинвестиционная политика:

- политика импорта иностранных инвестиций

- политика экспорта российских инвестиций

Валютная политика:

- дисконтная политика

- девизная политика

- валютное субсидирование

- диверсификация валютных резервов

Таможенная политика

В практике международной торговли применяются следующие основные источники регулирования отношения внешнеторговой купли-продажи:

· Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

· Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961 г.);

· Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.);

· Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (1980);

· Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.);

· Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.);

· Соглашение между государствами — участниками СНГ от 20 марта 1992г. «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств» и другие международные Конвенции, соглашения и прочие акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

ВЭК включает следующие звенья:

Ø государственные органы, ведающие вопросами ВЭД;

Ø хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;

Ø хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

Ø организации, содействующие ВЭД;

Ø заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

С 2002 г. Ведется Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Общероссийским классификатором «Предприятия и организации» (ОКПО).

Организация управления ВЭД в России осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и на уровне предприятия. Высшим уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судебной власти: Федерального Собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) является ведущей организацией в России по осуществлению государственной политики в экономике страны.

Центральный банк России (ЦБ) в части внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции:

· управляет золотовалютными резервами страны;

· регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств;

выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютного контроля по экспорту и импорту.

Государственный таможенный комитет (ГТК) является ведущим органом по защите государственных интересов во внешнеэкономической деятельности:

· осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;

· принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

· принимает участие в валютном и экспортном контроле;

· осуществляет защиту экономических и иных интересов РФ через борьбу с незаконным вывозом товаров, ценностей из России и путём предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и др.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов (ст. 155 ТК РФ):

1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы, установленные ст. 268 ТК РФ.

Назначение таможенных режимов состоит в упрощении и гармонизации таможенных процедур.

К ВЭК тесно примыкают все отрасли экономики, входящие в различные хозяйственные комплексы: топливно-энергетический (ТЭК), машиностроительный (МСК), аграрно-промышленный (АПК), лесохозяйственный (ЛХК), рыбохозяйственный (РХК), транспортный (ТК).

Наиболее экспортоориентированы компании и предприятия ТЭК (добыча, выработка и экспорт нефти, газа, угля и электроэнергии), ЛХК (заготовка и экспорт лесотоваров), а также РХК (добыча и экспорт рыбы и морепродуктов) и отчасти МСК (производство и экспорт машинотехнической продукции).

Важнейшим направлением современной внешнеэкономической деятельности является вступление России в ВТО на выгодных для нашей страны условиях.

Международный контракт купли-продажи

Контракт купли-продажи — это согласованный сторонами коммерческий документ, по которому продавец, обязан передать товар в собственность покупателя, а покупатель обязан принять и оплатить товар. По форме изложения контракты купли-продажи должны быть составлены в письменном виде. Но в международной практике часто заключаются сделки в устной форме: по телефону, на аукционах, на биржах. Однако устная договоренность затем обязательно подтверждается письменным контрактом, подписываемым обеими сторонами.

Обязательным условием полноты контракта является определение момента перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

Условия контракта по назначению группируются следующим образом:

1. Коммерческие условия определяют:

— количество и качество товара;

— условия поставки и платежа;

— упаковку и маркировку грузов;

— порядок сдачи и приемки товара.

2. Транспортные условия определяют (обычно через базисные условия) обязанности сторон по доставкам товара,

3. Юридические условия определяют санкции при невыполнении одной из сторон своих обязательств по контракту.

Отечественным участникам ВТД следует руководствоваться «Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» (1996 г.)

Исходя из мировой практики и положений Венской конвенции, в контракте могут содержаться существенные и дополнительные условия.

В соответствии с Венской конвенцией для заключения контракта его сторонами достаточно согласовать три существенных условия: обозначить товар (предмет контракта), определить его количество и цену, причем последние два условия могут установлены прямо или косвенно либо предусмотрен порядок их определения (ст. 14.1 Венской конвенции). Более того, считается допустимым, что договаривающиеся стороны подразумевают ссылку на цену, которая в момент заключения контракта обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли (ст. 55 Венской конвенции).

Согласование вышеуказанных трех условий, как правило, недостаточно для заключения добротного контракта. В Венской конвенции (ст.19.3) предусмотрено, что существенными могут признаваться и другие условия: в отношении цены, платежа, качества и количества, места и срока поставки, объема ответственности одной из сторон перед другой или разрешения споров.

В действительности при исполнении сделки может приобретать существенное значение практически любое условие контракта

Из определения договора купли-продажи, содержащегося в ГК РФ, следует, что существенными его пунктами являются в силу закона предмет контракта (точное наименование товара и указание его количества) и цена. Отсутствие хотя бы одного из существенных условий приводит к признанию договора незаключенным.

Условия, регулирующие взаимоотношения сторон во внешнеторговой сделке, могут определяться не только на основе взаимного их согласия, но также в порядке, обязательном для сторон, а именно — императивныминормами межгосударственных и межправительственных соглашений.

Классификация контрактов

1. По времени поставки различают три вида контрактов: разовые, срочные и долгосрочные.

Разовые контракты: а) с коротким сроком поставки (сырьевые товары); б) с длительными сроками поставки (на комплектное оборудование); в) с периодической поставкой.

Срочные контракты заключаются с целью получения товара в обусловленный срок, при этом остальные условия имеют меньшее значение.

Долгосрочные контракты заключаются на поставку промышленного сырья и полуфабрикатов.

2. По форме оплаты контракты бывают с оплатой либо в денежной, либо в товарной форме.

3. По характеру и особенностям оформления контракты бывают следующих видов:

· предварительные – это договоры, по которым стороны обязуются заключить в будущем договоры на передачу товаров на условиях, предусмотренных в предварительных договорах, при этом, на сторону, необоснованно уклоняющуюся от заключения договоров, возлагаются убытки, вызванные уклонением от заключения окончательного договора;

· специальные – на проектные, монтажные работы, техническое обслуживание, поставку специализированной продукции, проведение испытаний, геологоразведочные работы;

· рамочные – содержат лишь основные согласованные условия, которые не считаются окончательными и подлежат последующему уточнению в ходе выполнения соответствующих работ, поскольку точно определить их объем и стоимость затруднительно во время заключения сделки;

· намерения– устанавливаются намерения импортера приобрести товар без твердых обязательств.

4. В зависимости от объекта купли-продажи контракты подразделяют:

- купля-продажа товаров в вещественно-материальной форме;

- купля-продажа результатов творческой деятельности, в том числе лицензий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.057 с.)