Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нововавилонская держава. Рабство в поздней Вавилонии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С XII по VII века вавилоняне боролись за независимость. Сначала были касситы (это ещё средневавилонское), потом Элам в союзе с Ассирией и, главным образом, именно с Ассирией. Победа восставших и очень краткий период взлёта (626-539 гг.). До завоевания Киром (затем – лишь одна из сатрапий). Вождь восстания халдей Набопаласар. В союзе с Эламом победил. Это и есть «халдейский период». Помогли потом и мидийцы, взявшие Ниппур и Ашшур, заключившие потом союз с Вавилоном. После окончательной победы, стали поглядывать на остальные бывшие Ассирийские владения. Навуходоносор (605-562). В 597ом взял Иерусалим, потому что Иудея отпала от Вавилона при поддержке Египта. Воевал с финикийскими городами, но действовали скорее против Египта (те взяли Тир и Сидон). Вновь восстал Иерусалим. 587 год ликвидация Иудеи как царства. Увёл тысячи в плен. «Вавилонский плен» (Библия). Расцвет. 200.000 в Вавилоне, «Новый город» на другом берегу Евфрата, зиккураты и ворота Иштар. Но после его смерти кризис. Брожения в знати. У власти сын арамейского вождя Набонид (556-539). Он ввёл лунный культ бога Сина, сделав его главным. Бог арамейский. Взял мидийский Харран и восстановил там храм Сина. Но – уже шли персы. Набонидом недовольны все (жречество – из-за бога, купцы – из-за потери торговли). Кир пришёл как избавитель. В последствии его называли «спасителем», а Набонида в Библии сделали сумасшедшим. Рабство. Естественно, СХ. Рабство уже сильно развилось, имеет богатую историю. Часто рабов отдают учиться ремеслу, у них самих есть рабы. Был движимый и недвижимый пекулий. Полные права в суде, вплоть до суда со свободными. Но есть и другое – развилось долговое рабство (теперь правда должник сидит в тюрьме, а не сразу идёт в рабы), но срок отработки долга теперь исчез. Трёх видов – царские, храмовые и частные. Неочевидная система, так как даже марксисты признают большую роль наёмников в СХ. Культура и менталитет народов древней Месопотамии. Шумер-Вавилония-Ассирия. После распада – обширное наследие грекам, персам, арамеям и др. Письменность. Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и плифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания. Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски). Школа. Совершенно светская. Граммтаика, математика, астрономия, язык. Литература. Эпос о Гильгамеше. Очевидные коннотации с индийским эпосом, библейской историей о потопе, подвигами Геракла. Плач о гибели жителей Ура (21 в.). Да прославлю я владыку мудрости – конец 2 тыс.; философское произв.; сюжет: балгочестивого мужа все время настигают несчастья; вопрос: за что?; ответ: воля богов непостижима и нечего задавать такие вопросы (ср. с билейской книгой Иова!). Поэма Вавилонская теодицея. Раб, повинуйся мне. Ассирийские анналы. Повесть об Ахикаре. Наука. В связи с ирригацией и равнинностью междуречья – необходимость обмеров и расчетов на больших площадях => развитие математики и геометрии. С вершины зиккуратов наблюдали за звездным небом. Накопление эмпирического знания по астрономии. Вавилонская астрономия 5 в. ни фига не уступает европейской эпохи раннего Возрождения. При этом – связь с астрологией и мифологией. Медицина. Хорошо развито траволечение и заговоры, однако с анатомией были знакомы плохо и внутренние болезни лечить не умели. Хорошо лечили вывихи и переломы. География. Неплохо, уже в 3 тыс. знали путь в Индию. Но иногда встречаются вавилоноцентрические представления (круглая земля, омываемая Персидским заливом, а в центре Вавилон). Карты – в библиотеке Ашшурбанапала. Искусство. Расписная керамика с геометрическим орнаментом (4 тыс.). Резьба по камню (нач. 3 тыс.), развитие глиптики (мифологические, бытовые, охотничьи сцены). Появление в 24-22 вв. идеализированных скульптурных портретов Саргона говорит о персонификации власти в лице единого правителя (централизация власти). Та же тенденция при 3 династии Ура (22-21 вв.). Единообразные цари в позе величавого спокойствия. Расцвет искусства – при Ассирийской державе (8-7 вв.). Динамичные жанровые сцены на рельефах дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Впервые – стекло (18 в.). Железный век – 11 в. (поздно). Архитектура. Семиэтажные зиккураты – обсерватории. Все постройки из сырца, но храмовые и дворцовые – на специальной платформе (дворец царей Мари – нач. 2 тыс.). Особенный расцвет – после перелома 1 тыс. При Синаххерибе – отстройка Ниневии, столицы Ассирии. Также велик Вавилон (при Навуходоносоре II). Комнаты дома обычно располагаются вокруг центрального дворика (ср. римский атриум), неск. этажей (обычно – 2), полы вымощены обожженным кирпичом, сверху – природный асфальт (он же – «раданака» по Геродоту). Внутри – побелка. Мифология и религия Месопотамии. Общие слова. У каждого города свой бог-покровитель. Кроме того – несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов – множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне – я тебе», никакого абсолютного поклонения. Боги вообще-то существа довольно неприятные, а потому этика никак не связана с религией (это будет при переходе к монотеизму). Основное внимание – религии Шумера, так как из нее с незначительными изменениями все вытекает. Связь религии и мифологии. Шумер. Очень популярны: Уту (солнце), Наннар (луна), Инанна (любовь и плодородие; она же - Иштар), Думузи (олицетворение аграрного цикла), Нергал (бог болезней, войны и смерти). Есть и общешумерские боги со своими ценрами культа: Ану (небо), Энлиль (культ. центр - Ниппур; бог земли, судьбы, создатель городов, изобретатель мотыги и плуга), Энки (культ. центр – Эреду; бог воды, мудрости и заклинаний, создатель людей и культуры). Миф о сотворении мира, снезначительными изменениями заимствованный вавилонянами: сначала был хаос в образе Тиамту. Она родила всех богов, те начали бузить и мамаша решила их уничтожить. Но тут Энлиль (Мардук) вызвался убить Тиамту с тем условием, что в случает его победы все боги ему подчинятся. Убил, а из тела – землю, небо, животных, рыб и растения (ср. китайский Паньгу). Из смеси глины с кровью неверного бога – человек. Есть представление о загробном мире. Крайне неприятное место, никакого царства небесного – темное место, где все жрут глину и песок. Вавилония. Вариации из шумерского пантеона + Мардук во главе его. Мардук – покровитель Вавилона. Ассирия. Вариации из шумерского пантеона + верховный племенной бог Ашшур. Хеттское царство. 1. Хронология и периодизация: древнехеттское царство (18-16 вв.), смута (15 в.), новохеттское царство (14-13 вв.) 2. Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс. 3. Источники – Амарнский архив (см. воп. 11), архив Богазкёя, Хамматский камень (от него хеттология и плясала). 4. Политика. ДХ. Первые гособразования – начало 2 тыс. Этатизация подстёгнута ассирийскими колониями в этом регионе (центр востока Малой Азии). В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (ок. 150 км от нынешней Анкары, Турция). Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия. ДХ достигает апогея в нач. 16 века, когда захватывает Вавилон. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств + нашествие касков. Отсюда – кризис. НХ. Государство-временщик (см. ниже). Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумом. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш, который будет главным оплотом хеттов в СевСирии). Подчиняет Митани. Таким образом – уже великая держава. При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и 1296 – битва при Кадеше (по сути, за Переднюю Азию). Египет проиграл, но в НХ внутренние проблемы и 1280 – договор (см. воп. 11). Затем постепенный упадок (хотя есть и определённые внешнеполит. удачи) и к 1190 – развал на ряд маленьких государств (НХ разгромлено «народами моря»), которые впоследствии поглощены Ассирией. Управление: у царя власти больше (он даже обожествляется), однако же ограничен тем же собранием и (!) его верхушкой тулией. Само государство не едино – множество зависимых областей, на завоёванных территориях остаётся старая администрация. 5. Экономика. Про ДХ ничего не знаем. НХ. Основа – сельское хозяйство (ячмень, пшеница), но без ирригации (см. воп. 5). Садоводство, виноградарство. Силён частный сектор. Развитое ремесло. Главное – (!) железо. Его хорошо обрабатывают, главный товар, но ещё не основа. 6. Социум. Верхушка – царь, знать, жрецы и крупные землевладельцы – не платят податей. Ниже – общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк), не считаются в полном смысле свободными). Самый низ – рабы. Это сословие не едино. Отдельно государственные рабы, отдельно частные. Судя по законам, есть пекулий, но может принадлежать просто владельцу. Возможно, рабы – клиенты владельцев. В целом – ничего не ясно, споры до сих пор, слишком мало материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |