Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока.



Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока.

Понятие. Египтяне называли его «Абет», по-семитски: «Кедеш». Латинский вариант – «Orient». Понятие «Древний Восток» возникло еще в античной Греции.

Хронология. Рамки: от 4 тыс. до македонского завоевания (334-327) или до 5 в. н.э. (Средняя Азия, Индия, Дальний Восток). Ранняя древность 3-2 тыс. Поздняя древность 1 тыс. Перелом 1 тыс. Дьяконов – периодизация по развитию общины. Еще есть периодизация по развитию государств (номовые, территориальные, мировые).

Территория. Грубо говоря – это азиатские и североафриканские страны. От 10* восточной долготы (Карфаген) до океана, и от 42* северной широты до экватора. Для греков запад – это они сами, а восток – это Персидская империя. Отсюда – соответствующий деспотический имидж востока в противопоставлении с демократическим западом. Запад + Восток в древнегреческом понимании этого слова – это то, что мы называем Древним миром.

Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.

1. Природные условия.

a. Страны долин великих рек. Реки, их сезонные разливы. Берега нужны – низкие, течение – тихое. Вокруг – пустыня. Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация. Чем больше территория, тем государство прочнее.

Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к обр. единого гос-ва, иначе все передерутся. Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.

b. «Неречные» страны. Обычно в предгорьях, где разливы вполне предсказуемы и растет все, что ни воткни. К тому же, там нет пустынь. Нет необходимости в массовой организованной работе. Главенство общины.

2. Природные ископаемые. Там, где они есть – ранний железный век. Там, где их нет – стимул ко внешней политике или к приспособлению к тому, что есть.

3. Связь с религией. Природа обожествляется, а потому религия не очень-то дружелюбная, боги – ребята не самые приятные (смертоносные насекомые, жара, пустынные ветры и др.). Своеобразие религии (обожествление Нила и глиняные мотивы в шумерской космогонии).

4. Экологические проблемы. Засоление почв, наступление морских вод, потопы, пустынные ветры.

Расы, языки и народности древнего Востока. Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.

Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.

Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.

1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.

a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)

b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)

c. Кушитская ветвь (Нубия)

d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).

2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно-Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.

a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).

b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).

c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).

d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)

e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.

3. Северо-кавказская яз. семья:

a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)

b. Хатты (Каски, Хатты)

4. Дравидийская яз. семья.

Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.

5. Сино-Тибетская яз. семья.

Китай, Корея, Вьетнам.

6. Никуда не относится шумерский.

Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо-тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско-полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.

Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.

Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более древним языкам-основам (не подтверждена).

Рабство и община на древнем Востоке.

Рабство

1. Историография.

a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.

b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.

2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.

3. Источники рабства.

a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).

b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.

c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).

4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.

5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:

a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).

b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).

6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:

i. несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)

ii. нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)

iii. родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;

а потому два варианта:

1. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.

2. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

Община

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.

Важнейшие достижения.

a. Письменность.

i. Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

ii. Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово) - Особый случай и изолированное возникновение. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

b. Мифы и фольклор (пословицы, басни, притчи, мудрости) Мифы – основа религии. Связь с природой.

c. Эпос. Рамаяна, Махабхарата, Эпос о Гильгамеше. Взаимопроникновение.

d. Прото-наука. Пока только накопление эмпирического знания и его систематизация. Все не спроста: медицина – так как вокруг полно змей и нужно бальзамировать покойника, геометрия – например, для планировки сложных алтарей и в связи с наличием открытых пространств, необходимостью делить землю, астрономия – из-за религии, филология (в Индии – из-за того, что изустно передаваемые веды на опр. этапе стали непонятны самим брахманам, они начали разбираться и возникла наука). Школы Шумера.

2. Особенности.

a. Огромное значение традиций. Медленное и консервативное развитие.

b. Зависимость от природы.

c. Преемственность культуры при смене культурных слоев.

d. Неравномерность развития.

e. Религиозный синкретизм и как следствие - толерантность.

f. Сакральный характер культуры.

g. Древний Восток – родина всех мировых религий.

h. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость.

Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. в. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово). Особый случай. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный (важна краткость письма для экономии материалов) => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия + многозначность. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и полифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э

Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски).

Право на древнем Востоке.

Право – характерная черта поздней древности. Связь с индивидуализацией человека на фоне обесценивания общины, возникновнием мировых религий спасения, где все тоже индивидуально, прежде всего – ответственность за содеянное на земле. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость. Право на ДВ связано прежде всего с выдающимися памятниками права (Ур-Наму, Иссина, Ларсы, Хаммурапи, Хеттские, Моисея, Ману, Цинь-Шинь-Хуанди). По ним и пойдем. В таких памятниках обычная структура – «введение-законы-заключение».

Источники права.

Община. Локальное, бытовое, традиционное право.

Государство. Прецедентальное, коньюнктурное право. Нет стремления описать все правовое поле.

Законы Ур-Намму. 22 в. Шумер, III династия Ура. Дошли две таблички, но обе разбиты => сохранились плохо (всего 29 статей). Семейное право, судопроизводство (суд Реки), членовредительство (нет талиона, компенсация), о рабстве, об аренде земли, о ее затоплении и невозделывании.

Законы Хаммурапи. 18 в., Вавилон. Найдены в начале 20 века в Сузах, сейчас в Лувре. Черный базальтовый столб в свое время был захвачен в качестве трофея эламитами. На одной из сторон столба – сам царь в молитвенной позе перед богом Шамашем, дающим ему законы. 35 из 282 статей были, очевидно, выскоблены эламским царем-победителем, видимо, для реляции о собств. победе. Первый хорошо сохранившийся случай кодификации прежде существовавшего, но не записанного права. Введение, заключение, 282 статьи (нумерация и структура – исследователи). Введение и заключение – ритмически. Выделяются три группы людей: полноправные, мушкенумы, рабы. Статьи по собственности и по семейному праву занимают наибольшую часть (залог, аренда, наемный труд, собственность за службу, кредиты, ростовщичество). Постатейное содержание законов:

1-5 О судопроизводстве

6-13 О краже движимой собственности

14 О краже человека

15-20 О краже раба

21-25 О краже с разбоем и мародерстве

26-39, 41 О редум и баирум, а также об их собственности

40 О собственности надитум и тамкаров

42-52 О пашне и ее аренде для обработки

53-56 Об ирригации

57-58 О пастушестве

59-66 О садах и их аренде для обработки

71 О покупке недвижимости

73 Об арнеде недвижимости

88 О процентном максимуме для ростовщиков

94 О ростовщичестве

96 О ростовщичестве

99 О паях

100-107 Об отношения тамкаров и шамаллумов

108-111 О шинкарках

112 О доставке ценных грузов

113-119 О долгах и долговом рабстве

120-125 Об аренде склада

126-127 О ложном обвинении

128-195 О семье, наследстве, приданом

196-214 О членовредительстве и убийстве (талион)

215-225 О лекарях и ветеринарах

226-227 О цирюльниках

228-233 О строителях и строительстве

234-240 О лодочниках и судах

241-272 Об аренде скота и с/х техники

273-274 О найме мастерового

275-277 О найме судна

278-282 О рабстве

Хеттские законы. В нескольких копиях, самая древнияя – 16 в. Найдены в Хаттусасе, столице Хеттского царства. Божественное происхождение зкаонов. Две основные таблицы по 200 статей. Защита собственности. В особенности - свободного человека. Твердые цены (признак развития товарно-денежной системы, наличия общего эквивалента). Семейное право. Патриархальная семья. Браки между различными категориями свободных и несвободных. Брак выкупом (причем в обе стороны). Брак похищением. Ощущается сильная власть царя и бюрократии – №173. Военнопленных зажают на землю.

Законы Ману. См. сами.

Дешифровка клинописи.

1) XVIII в. – первое научное путешествие в Месопотамию и Персию датчанина Нибура, копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе

2) 1802 – Гротефенд прочел имена Дария, Ксеркса и Гистаспа, дешифровал 10 из 39 знаков, 3 надписи определены как древнеперсидская, вавилонская и, впоследствии, как эламская. Эта трилингва – первый источник.

3) 30-40-е гг. XIX в. – англичанин Раулинсон обнаружил Бехистунскую скалу, к 1847 определил 250 из 600 знаков вавилонской части

4) Опперт и Хинкс вносят вклад в дешифровку глин. табличек на аккадском

5) 1855 – дешифрована третья часть Бехистунской скалы

6) 90-е XIX в. – Делич создал грамматику и словарь аккадского языка

7) пер. пол. XX в. – дешифровка шумерской письменности Тюро-Данженом, Пебелем, Даймелем, Фалькенштейном и др.

8) пиктография до сих пор в стадии дешифровки

 

Археологическое изучение.

1) сер.XIX в.– археологические раскопки начались

2) 1842 – Ботта начал раскопки холма Куюнджик, 1843 – раскопки у деревни Хорсабад, обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II – города Дур-Шаррукина

3) 1845-1847 – Лэйард начал раскопки холма Нимруд и обнаружил Кальху, 1847 – он открыл на раскопках Ботта холма Куюнджик руины Ниневии, дворец Синаххериба (VII), библиотеки Ашшурбанапала

4) вт.пол. XIX – нач. XX в. – Рассам обнаружил дворец Ашшурбанапала, Балаватские ворота, развалины Сиппара с храмом Шамаша, «Цилиндр Рассама» – летопись Ашшурбанапала

5) вт.пол. XIX в. – англичане открыли Урук, Ур, Ларсу и Эреду

6) конец XIX в. – французы раскопали Ларсу: статуи Гудеа, сереб. и алебастр. вазы, «Стелу коршунов», надписи Уруинимгины

7) конец XIX в. – американцы разрыли Ниппур: храм Энлиля, библиотека на 60000 табличек, прочая дребедень

8) 1899 – 1917 – Кольдевей обнаружил Вавилон: дворец Навуходоносора II, улица религиозных процессий, храм Мардука, гигантский зиккурат…

9) 1903 – 1914 – Андре раскопал Ашшур: храм Ашшура, склепы царей… Ведутся раскопки Шуруппака близ деревни Фара – древнейшие хозяйственные тексты, Борсиппы – 49 м зиккурат, обнаружен Умма

10) 1933 – 1939 – Парро раскопал Мари, дворец Зимлрилима, 20000 глиняных табличек, в 70-х обнаружено еще три дворца, храм Иштар, погребения…

11) 1922 – 1934 – Вулли вел раскопки Ура: храм Наннара и Нингаль, зиккурат Ур-Намму

12) 1925 – 1930 – американцы раскопали Аррапху

13) 1930 – 1936 – американцы отрыли Эшнуну – бассейн Диялы

14) характерные черты археологического изучения Месопотамии после ВМВ:

а) включение в работу иракских ученых:

- Фуад Сафар и Таха Бакир нашли судебник из Эшнуны при раскопках Шадуппума

- 50-60-е – раскопан дворец Асархаддона в Ниневии (холм Неби-Юнус)

- исследования археологов поставлены под государственный контроль

б) 50-80-е – повторное обращение к раскопанным памятникам:

- раскопки археологов из ФРГ в Уруке: храм Инанны, «стена Гильгамеша»

- Мэллоун раскопал Нимруд и обнаружил «форт Салманасара»

- американцы продолжили раскопки Ниппура

в) обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии

- палеолитические стоянки Шанидара

- неолитические стоянки Джармо, Хассуна

 

Государственное управление

1) власть «ишшиаккума» сливается с ф-ми укуллума

2) возрастает роль царя как верховного военачальника и погонялы

3) Ашшур-Убалит I употреб. Титул «шарру» (царь), затем «царь множеств, царь могучий, царь Ассирии»

4) Административный аппарат: от начальников областей до советов «великих» общины

5) Роль совета старейшин падает

6) «лимму» становятся в основном лица царской национальности

7) Тукульти-Нинурта лишил совет Ашшура общегос.значения

8) XV-XIV – среднеассирийские законы

9) В конце периода Ашшур получает иммунитет от налогов

10) Насаждение в провинциях воен. и гражд. Администрации, налоговая система

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Староассирийский период:

1. Хронология: ½ II тыс.

2. Гео: север Месопотамии, по Тигру. Этн.: семиты

3. Тогда – небольшая территория вокруг города Ашшура. Живут на международной торговле и вся политика подчинена ей. C самого начала – активная колонизация (самая известная колония – Каниш в МА), но тем самым пилят свой сук – рассаживают государственность (см. хетты). Ситуация, сложившаяся в XX-XIX вв. (возвышение Мари, образование Хеттии, нашествие амореев), требует активной военной политики для сохранения большой торговли => первые походы. Особенно при Шамши-Ададе I (1813-1781)(аморей). Разгромлено Мари, завоёван ряд городов и племён по Евфрату. Пока ещё мир с югом, где начинает крепнуть Вавилон. Правление Ш-А выводит Ассирию в ранг великих держав. Однако к концу его правления Вавилон окреп настолько, что смог подчинить себе фактически всю Месопотамию (Хаммурапи), в т. ч. Ашшур. После Вавилона они под Митанни. Кислород перекрыт, торговля умирает.

Управление: изначально очень сильны догосударственные пережитки: много силы у «дома города» (совета старейшин), верховный судья и управитель («укуллума») выбирался, как и казначей («лимму»). Собственно царская должность развилась из не очень значимого тогда «ишшиаккума», который ведал войной, храмовым строительством и пр. общественными работами, верховный жрец. Когда А. Расширяется требуется реформа, которую и проводит Ш-АI: усилены позиции «ишшиаккума», административная реформа (вся территория – на области, которыми руководили царские назначенцы. Мелкая и главная единица – «алум» (община) с самоуправлением или кочевье (община кочевников)). Реформирована армия: костяк – профессионалы. Вокруг – ополчение.

4. Экономика и соц – см. политисторию из неё – всё. Очень большая роль и самостоятельность у общины.

 

Среднеассирийский период:

1. Хронология: XV-XI

2. Ассирия, будучи под Вавилоном и Митанни, ведёт успешные переговоры с Египтом. С такой поддержкой начинают резко усиливаться так, что уже к XIV в. ставят вавилонских царей (заслуга Ашшур-Убалита I). В XIII в. бьют и Митанни. При Тукульти-Нинурте I (2/2 XIII) расцвет. Удачный поход в Сирию. Однако это тревожит великие державы (Египет, Хеттия, Вавилон) и между ними союз. Ассирия в кольце фронтов. Пытается прорвать южный: ряд побед над Вавилоном и его захват (всё – Т-НI), увезли статую Мардука (Au). Также не столь важные успехи на севере (громят Закавказье). Но в конечном счёте неудача – XII упадок.

В XI совершенно новая ситуация: пали Хеттия и Египет. Нет соперников => новое возвышение: Тиглатпаласар I (1115-1077). Ряд успешных походов на запад и на север (Закавказье), даже захватили Финикию, установили влияние на Египет. На юге не так радужно: там переменные успехи в борьбе с Вавилоном. Но расцвет ненадолго: пришли арамеи. Они громят Ассирию и расселяются по её территории. А. Исчезает с арены на 1,5 века.

Управление: «ишшиаккум» поглощает «укуллума», получается царь-«шарру». В административную лестницу включаются элементы самоуправления общины: староста и «великие». Резко падает роль «дома города». Т-НI вообще переносит столицу из Ашшура. Сам Ашшур получает свободу от податей. Формируется система управления большими территориями, позволившая впоследствии создать первую «империю». + политика переселений «насаху».

3. Эк.: бОльшую роль начинает играть земледелие, строится ирригация. Развивается ремесло и строительство (т.к. металл с Закавказья). В XIV-XIII вв. – рост торговли. Большую роль играет дань и налоги. При арамеях всё сильно хуже.

4. Соц.: верхушка – крупные землевладельцы, купцы, жрецы, госэлита. Освобождены от повинностей. Община сильна, у неё собственность и самоуправление. Платят налоги, формируют войско, трудовая повинность. Ей отведена определённая территория, выходить за которую нельзя (видимо, здесь роста населения особо не было -?). Но общинники постепенно разоряются, появляются различные формы зависимости. Большое значение рабства.

Хурритский мир и Митанни.

1) Становление государства.

- Хурриты – народ восточно-кавказской этнич.общности. К нач. III тыс. занимали горы к Ю и В от оз. Ван. В пер.пол III тыс. проникали в Палестину, Загрос и Центр. Иран.

- XXII-XX вв. – государство с центром в Уркеше – образец госстроительства у хурритов.

- Вт.пол.XVIII – нач.XVII – наступление на страны Плодородного Полумесяца, захват власти на большей части Сирии – Палестины, ВМ, Северного Загроса, Ю-В Малой Азии. Колесничные армии вне конкуренции.

- Крупнейшее государство – Хурри-Ханигальбат на территории амореев. Борьба с Древнехеттским царством, истощение сил.

- Индоарийские «манда» пришли к власти в Хурри-Хан. и основали Митанни (Майттанне ок.1560-1260)

- Столица – Вассокканн на верховьях Хабура

- Коренная территория к 1500 – ВМ: горы Тур-Абдин, долина Ср.Евфрата, Ср.Тигра, Ниневия

- Аррапхи – вассальное гос-во. Архив в Нузе

- Пантеон – индоарийские боги (Индра, Митра-Варуна, Насатьям), верховный хурритский бог – Тессоб

2) Экономика:

- богарное земледелие

- скотоводство – крупнейшее коневодство

- отличная металлургическая база

- активная торговля на перекрестке стратегических путей Ближнего Востока

3) Общественный строй

- двор (военно-бюрократическая верхушка: старшая дружина, воины-«марйанне», представители царя за рубежом, вассальные владетели)

- земля (обложенные данью самоуправ.общины)

- царские и храмовые хозяйства, отсутствие «царских людей» - есть рабы и свободные

- тер.сел.общины «алу» и большесем.домовые общины «димту»

- непосредственная купля-продажа земли запрещена

- ѕ II тыс. – рост имущественного расслоения, «усыновления»

- верховная власть осуществлялась царем и «синагилой» («второй после царя»)

- надзор на местах - областеначальники

- колесничное войско, «марйанне»

4) Внешняя политика:

- кон.XVI – Митанни – всехурритская империя от Загроса до Сев.Сирии

- столкновение с Египтом после проникновения в Сирию – кон.XVI-кон.XV – непрерывные войны

- Тутмос I отбросил Митанни за Евфрат

- Парраттарна ок.1475 покорил ВостСред-морье от Киликии до Центр.Палестины, борьба за Киццувадна, ответные вторжения хеттов в Сев.Сирию

- Тутмос III дошел до Евфрата, конец правления – граница по Кадешу

- Тогда же Сауссадаттар разгромил Ашшур

- Аменхотеп II заключил позорный мир с Митанни

- После захвата Ам.II Халпы в Сев.Сирии Тутмос подписал компромиссный мир с Ардадамой I (ок.1410). Юж.Сирия за Египтом, Сев.Сирия за Митанни

- «Амарнский порядок» Египет + Митанни + Вавилон (пер.пол.XIV)

- Ардадама I нанес сокрушительное поражение хеттам и отодвинул границу до Тавра и Верхнего Галиса в Малой Азии

- Нач.XIV в. – дворцовые смуты и династический кризис, ухудшение отношений с Египтом ослабили Митанни, отложился Ашшур

- Тужратта (1380-1355) отбил натиск хеттского царя Суппилулиумы

- После ссоры с Эхнатоном Митанни в изоляции, Суппилулиума завоевал Сев.Сирию

- В Митанни борьба за власть, на него влияют Ашшур и Алзи (Верх.Тигр)

- Союз с Ассирией, интервенция хеттов, возведен на престол Саттиваса

- Ашшурубалит (Ассирия) аннексировал восток страны, Ниневию, часть земель перешла Вавилону (Аррапхи), Ассирии, Хатти

- Ок.1260 – Салманасар I (Ассирия) уничтожил Митанни

- Последнее хурритское гос-во Шубрия (Хурри) – погибло в 673 от рук ассирийцев

Хурриты остались одним из крупнейших этносов в сер.-пер.пол. I тыс., известные, как «матиены»

Хеттское царство.

1. Хронология и периодизация: древнехеттское царство (18-16 вв.), смута (15 в.), новохеттское царство (14-13 вв.)

2. Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.

3. Источники – Амарнский архив (см. воп. 11), архив Богазкёя, Хамматский камень (от него хеттология и плясала).

4. Политика. ДХ. Первые гособразования – начало 2 тыс. Этатизация подстёгнута ассирийскими колониями в этом регионе (центр востока Малой Азии). В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (ок. 150 км от нынешней Анкары, Турция). Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия. ДХ достигает апогея в нач. 16 века, когда захватывает Вавилон. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств + нашествие касков. Отсюда – кризис. НХ. Государство-временщик (см. ниже). Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумом. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш, который будет главным оплотом хеттов в СевСирии). Подчиняет Митани. Таким образом – уже великая держава. При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и 1296 – битва при Кадеше (по сути, за Переднюю Азию). Египет проиграл, но в НХ внутренние проблемы и 1280 – договор (см. воп. 11). Затем постепенный упадок (хотя есть и определённые внешнеполит. удачи) и к 1190 – развал на ряд маленьких государств (НХ разгромлено «народами моря»), которые впоследствии поглощены Ассирией. Управление: у царя власти больше (он даже обожествляется), однако же ограничен тем же собранием и (!) его верхушкой тулией. Само государство не едино – множество зависимых областей, на завоёванных территориях остаётся старая администрация.

5. Экономика. Про ДХ ничего не знаем. НХ. Основа – сельское хозяйство (ячмень, пшеница), но без ирригации (см. воп. 5). Садоводство, виноградарство. Силён частный сектор. Развитое ремесло. Главное – (!) железо. Его хорошо обрабатывают, главный товар, но ещё не основа.

6. Социум. Верхушка – царь, знать, жрецы и крупные землевладельцы – не платят податей. Ниже – общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк), не считаются в полном смысле свободными). Самый низ – рабы. Это сословие не едино. Отдельно государственные рабы, отдельно частные. Судя по законам, есть пекулий, но может принадлежать просто владельцу. Возможно, рабы – клиенты владельцев. В целом – ничего не ясно, споры до сих пор, слишком мало материала.

История и культура Элама.

1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь.

2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад.

Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются.

Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней.

К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном

Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились.

До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы.

Управление: главные особенности – власть в руках трёх лиц (которые друг друга заменяют в случае смерти кого-либо) + левират (правление легитимно только в том случае, если преемник (чаще – брат. С XIII в. - сын) женится на вдове умершего царя) + браки с сёстрами. Главные лица: сукаллмах (верховный правитель в Сузах), суккал (правитель рангом ниже, в Симаше) и наместник города Сузы. Власть наследственная, однако (если кто-то умирает и нет преемников?) можно прыгнуть на ступень выше. Суды вроде месопотамских. Законы – оттуда же + обычное право.

3. Экономика: в основном, с/х. Торговля в меньшей степени, хотя важна. Большую роль играет частный и общинный сектор земли. Община постепенно разлагается. Но, в основном, храмы. На храмовых землях трудятся местные рабочие + они сдаются в аренду.

4. Соц.: наверху – чиновничество, общинная знать (часто – наместники на территории общины) и жрецы. Большая роль у общины (т. к. гидравлическая цивилизация). Общинники несут повинности храмам. Важную роль, по всей видимости играло рабство.

5. Культ.: письменность немного младше шумерской (различные). Пиктографическая. Не расшифрована. Этапы становления: 3000 – появление протоэламской, 2/2 III тыс – эламское линейное письмо (словесно-слоговая система, расшифрована). С XXII – аккадская клинопись, со 2/2 II тыс. пользуют клинопись для записей на эламском (расшифровано). С V – арамейский язык. Религ.: куча богов, главный центр – Сузы. Иск.: в общем, под влиянием Месопотамии. Своё только совсем рано – IV –1/2 III тыс.: клёвые изображения животных, бытовые сцены. Расцвет – XIII-XII в., когда самое масштабное сооружение – зиккурат в Дур-Унташе.

История Мидии.

1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.15 с.)