Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.



1. Природные условия.

a. Страны долин великих рек. Реки, их сезонные разливы. Берега нужны – низкие, течение – тихое. Вокруг – пустыня. Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация. Чем больше территория, тем государство прочнее.

Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к обр. единого гос-ва, иначе все передерутся. Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.

b. «Неречные» страны. Обычно в предгорьях, где разливы вполне предсказуемы и растет все, что ни воткни. К тому же, там нет пустынь. Нет необходимости в массовой организованной работе. Главенство общины.

2. Природные ископаемые. Там, где они есть – ранний железный век. Там, где их нет – стимул ко внешней политике или к приспособлению к тому, что есть.

3. Связь с религией. Природа обожествляется, а потому религия не очень-то дружелюбная, боги – ребята не самые приятные (смертоносные насекомые, жара, пустынные ветры и др.). Своеобразие религии (обожествление Нила и глиняные мотивы в шумерской космогонии).

4. Экологические проблемы. Засоление почв, наступление морских вод, потопы, пустынные ветры.

Расы, языки и народности древнего Востока. Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.

Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.

Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.

1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.

a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)

b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)

c. Кушитская ветвь (Нубия)

d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).

2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно-Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.

a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).

b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).

c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).

d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)

e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.

3. Северо-кавказская яз. семья:

a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)

b. Хатты (Каски, Хатты)

4. Дравидийская яз. семья.

Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.

5. Сино-Тибетская яз. семья.

Китай, Корея, Вьетнам.

6. Никуда не относится шумерский.

Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо-тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско-полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.

Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.

Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более древним языкам-основам (не подтверждена).

Рабство и община на древнем Востоке.

Рабство

1. Историография.

a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.

b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.

2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.

3. Источники рабства.

a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).

b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.

c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).

4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.

5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:

a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).

b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).

6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:

i. несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)

ii. нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)

iii. родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;

а потому два варианта:

1. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.

2. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

Община

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.005 с.)