Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.



Проф. обучение – это целенаправленное дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся, в ходе которого решаются задачи проф. образования.

Дидактические средства — это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Существует деление на простым средства (словесные – учебники и другие тексты; визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр).

К сложным средствам обучения можно отнести:

- механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;

- аудиальные средства – проигрыватель, магнитофон, радио;

- аудиовизуальные средства – кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон;

- средства автоматизирующие процесс обучения – лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети

П.И. Пидкасистый делит средства обучения на материальные или идеальные объекты,

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения принимаются общепринятые знаковые системы, такие как язык, письмо, система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), методы и формы организации учебной деятельности....

При этом акцентируется, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

19 Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.

Форма организации обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Классификация форм:

По степени сложности различают простые, составные и комплексные

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа; лекция; экскурсия; зачет; экзамен; инструктаж;

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; урок-конкурс профмастерства; урок-конференция и др.

Комплексные формы обучения - это целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. К ним относят: тематические лектории, совмещенные уроки по нескольким предметам и др.

Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся.

Формы учебной деятельности Теоретическое обучение: - Урок - Семинар - Консультация - Лабораторно-практическое занятие - Дополнительные занятия – Зачет – Экзамен Практическое обучение: - Урок производственного обучения – Производственная практика – Выпускной квалификационный экзамен

Формы внеучебной деятельности По профилю специальности: - Факультативы – Профессиональные кружки – Кружки изобретателей – Научно-технические кружки – Объединения по специальности

По интересам: - Кружки по предметам – Кружки технического творчества – Кружки прикладного творчества – Клубы по направлениям – Кружки художественной самодеятельности – Спортсекции

Формы самообразования – Деятельность по интересам – Самостоятельное изучение наук, искусства – Самостоятельная творческая деятельность – Наблюдение за окружающей жизнью

Урок – наиболее распространенная форма организации обучения. Для него характерно: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения.

Лекция – занятие на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Цель – сформировать систему знаний об изучаемом объекте. Лекция бывает вводная (вхождение в тему), обзорная (в конце курса), эпизодическая (не планируеся, по мере необходимости), информационная (классическая, монологич. Изложение материала), проблемная (приобщение учащихся к противоречиям развития научного знания)

Семинар – самостоятельная предворительная работа и обсуждение учамися вопросов, призванных обеспечить углубление и расширение знаний, выработку познавательных умений.

Лабораторно практические занятия – учебная деятельность учащихся под рук. преподавателя в которой доминирует их практическая деятельность, на основе специальных заданий в условиях лаборатории. (вводная часть, сам работа, заключит. часть)

Консультация – форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных тем. Бывают вводные, текущие, заключительные, а также обзорными и тематическими.

Конференция – это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы.)

 

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Структура урока.

Урок – преподаватель в течении точно установленного времени руководит познавательной деятельностью у обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели. Включает в себя в разных вариантах следующие компоненты – опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. Форма организации – урок продолжительностью 40-45 минОрганизация урока:- постановка целей и задач урока;- организация начала урока;- актуализация опорных знаний;- опрос учащихся;- решение задач для повторения изученного;- формирование нов. Понятий;- применение сформированных знаний и умений;- опрос учащихся, решение задач;- дом. Задание;Типы уроков:

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения и систематизации знаний

- Урок проверки и коррекции знаний и умений

- Комбинированный урок

Виды уроков:

1.Урок-лекция: излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

По характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть:

· информационной;

· объяснительной;

· лекцией-беседой.

 

Урок-консультация

проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.

Урок-семинар

Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:

-самостоятельное изучение учащимися программного материала;

-обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

Комбинированный урок

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения
Практикуются различные виды зачетов:

· текущий и тематический;

· зачет-практикум;

· дифференцированный зачет;

зачет-экстерн и т. д.

Структура урока:

1. Организационное начало, постановка цели и задачи урока.

2. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку дом задания.

3. объяснение нового материала

4. закрепление и повторение изученного

5. Контроль и текущая оценка учебных достижений.

6. Подведение итогов

7. задание домашнего задания

 

Сущность процесса воспитания в профессиональной школе. Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании).

Процесс воспитания — это целенаправленный педагогический процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя.

Его сущность состоит в организации жизнедеятельности каждого студента и группы в целом, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Принцип воспитания - это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей

1.Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.

3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).

4. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п

5. Индивидуальный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

 

22 Сущность педагогической технологии. Характеристика педагогической технологии (на выбор) (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.).

Педагогическая технология – система методов, способов и средств проектирования, организации и реализации взаимодействия педагога и обучаемого, направленная на формирование личности с заданными качествами.

Пед технология представляет собой процесс, которое предусматривает целенаправленное развивающее взаимодействие преподавателя и обучающихся по решению конкретных задач, направленных на формирование и развитие определенных качеств личности.

Дидактич процесс= мотивационный компонент дидактич процесса + познавват деятельность обуч + управление уч-познават деятельности со стороны педагога

Специфика пед тех состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации процесса обучения на цели обучения является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:

· Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

· Теоретические знания играют ведущую роль.

· Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

· Общее развитие всех учащихся.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.011 с.)