Блок 2.Общая и профессиональная педагогика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 2.Общая и профессиональная педагогика



Блок 2.Общая и профессиональная педагогика

Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет. функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики.

Педагогика- это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Проф. Педагогика- это наука о закономерностях, особенностях принц условия образования, обучения и воспитания личности, специалиста профессионала, раскрывающая основы пед процесса в профессиональной школе (нач, сред, высш.) в системе переподготовки, краткосрочной подготовки и в повышении квалификации.

Объект-это образование, проф образование

Предмет- пед.процесс, педагогический процесс в профессиональной школе

Функции педагогики.

-теоретическая

1 уровень - описательный - происходит изучение передового педагогического опыта.

2 уровень - диагностический – пояснение состояния пед явлений, успешности или эффективности деятельности педагога или учащегося, установление причин их обеспечивать.

3 Уровень – прогностический - исследования педагогической действительности и построение на их основе модели преобразования этой действительности.

-технологическая

1 Проективный (проект)-связан с разработкой методических материалов, учебный план, программы, методических орган, воплощающих в себе теоретические концепции, определением нормативного плана педагогической деятельности, ее содержание и характер.

2 Преобразовательный– направлен на внедрение достижений науки в практику.

3 Рефлексирно-корректировочный – предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их последующую коррекцию.

Отрасли педагогики.

Общая, профессиональная, ясельная, дошкольная, педагогические школы, вузовская, педагогическая высшей школы, производственная, педагог проф техн, военная педагогика, социальная, исправительно-трудовая педагогика, специальные педагогические науки, лечебная педагогика, история педагогики.

 

Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные методы.

Исследование- это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмов, в содержании, принципах и технологий.

Методы педагогического исследования - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение новых связей. Они условно подразделяются на:

1) Теоретические методы – позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов.

• Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

• Синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловые целые.

• Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

• Абстрагирование – мысленное ответвление какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

• Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание.

• Обобщение – выделение в процессах или явлениях общих черт.

• Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

• Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирических данных (индукция-суждение от частного к общему выводу, дедукция - от общего к частному).

2) Эмпирические методы:

• методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);

• методы контроля и измерения (тест);

• методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

• методы оценивания (самооценка, рейтинг, пед.консилиум);

• методы внедрения результатов исследования в пед.практику (эксперимент);

3) математические: регистрация, ранжирование, шкалирование

4) Инструментальные методы:

-хронометраж

-фотографирование

-методика определения функционального

Состав содержания обучения( по Лернору)

1. знания

2. умения и навыки

3. Опыт творческой деятельности

4. опыт эмоционально целостных отношений.

Принцип отбора содержания

1.Соответствие содерж образования производства и общества.

2. Содержательная и процессуальная сторона обучения

3. Уравновешенность и гармоничность компонентов содержания образования.

Критерии отбора содержания.

1. Целостного отображения содержания образования. Задач формирования всесторонне развитой личности.

2. критерий научной, высокой и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.

3. Критерий соответствия сложности содержания в реальной учебной возможности учащихся данного возраста.

4. критерий соответствия объему содержания имеющегося времени на изучение данного предмета.

5. критерии учета международного опыта построения содержания образования.

Рефлексия- процесс осмысления того, на сколько наша цель соответствует результату и его последующей коррекцией.

 

Методы осуществления педагогического процесса.

Методы осуществления целостного педагогического процесса - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п.

Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Урок-консультация

проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.

Урок-семинар

Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:

-самостоятельное изучение учащимися программного материала;

-обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

Комбинированный урок

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения
Практикуются различные виды зачетов:

· текущий и тематический;

· зачет-практикум;

· дифференцированный зачет;

зачет-экстерн и т. д.

Структура урока:

1. Организационное начало, постановка цели и задачи урока.

2. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку дом задания.

3. объяснение нового материала

4. закрепление и повторение изученного

5. Контроль и текущая оценка учебных достижений.

6. Подведение итогов

7. задание домашнего задания

 

Сущность процесса воспитания в профессиональной школе. Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании).

Процесс воспитания — это целенаправленный педагогический процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя.

Его сущность состоит в организации жизнедеятельности каждого студента и группы в целом, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Принцип воспитания - это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей

1.Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.

3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).

4. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п

5. Индивидуальный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

 

22 Сущность педагогической технологии. Характеристика педагогической технологии (на выбор) (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.).

Педагогическая технология – система методов, способов и средств проектирования, организации и реализации взаимодействия педагога и обучаемого, направленная на формирование личности с заданными качествами.

Пед технология представляет собой процесс, которое предусматривает целенаправленное развивающее взаимодействие преподавателя и обучающихся по решению конкретных задач, направленных на формирование и развитие определенных качеств личности.

Дидактич процесс= мотивационный компонент дидактич процесса + познавват деятельность обуч + управление уч-познават деятельности со стороны педагога

Специфика пед тех состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации процесса обучения на цели обучения является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:

· Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

· Теоретические знания играют ведущую роль.

· Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

· Общее развитие всех учащихся.

 

Проектирование педагогического процесса. Принципы проектирования содержания педагогического процесса: гуманистической направленности, непрерывности, многоуровневости, интеграции и дифференциации, системности, научности, доступности, профессиональной направленности, технологичности.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектирования содержания, материальных и материализованных средств и деятельности.

Принципы:

1. гуманистической направленности – ориентированно на развитие отношений взаимного уважения учащихся, основанного на уважении прав каждого человека, на сохранение, укрепление их здоровья, достоинства и развития личностного потенциала.

2. непрерывности - образование не получают раз и навсегда, процесс образования постаянный, человек занимается самообразованием в течении всей жизни.

3. Многоуровневости - организация многоэтажного позновательного процесса, обеспечивающего возможность достигнуть на каждом этапе образования того уровня, который сообтветствует возможностям и интересам человека.

4. Интеграции и дифференциации – ориентация образовательных учреждений на достижения студентов при учете удовлетворения и развития интересов, склонностей и способностей всех участников процесса.

5. Системности- пед проектирование организуется с учетом взаимодействия его компонентов внешних условий.

6. Научности – требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности.

7. Доступности – требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определенных усилий учащихся в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.

8. Технологичности – предполагает широкое использование педагогических технологий проектировочной практики.

 

26 Методы и формы воспитания в профессиональном образовательном учреждении.

Методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

1. Методы организации коллектива:

-дисциплина-формирование культуры взаимоотношений кол-ва

- самообслуживание – создание благоприятных условий для жизни коллектива

- соревнование – стимулирует индивидуальный и коллективный труд

- самоуправление – формирование отношений взаимной ответственности и организаторских качеств

2. Методы убеждения – предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, формирование своей системы взглядов на мир, реализуется через : чтение отрывка из литературных произведений, историч аналоги, басни, дискуссии.

- информация

- поиск – самостоят преобретение знаний

- дискуссия – обмен мнениями

- взаимное просвещение – умение пропагандировать свои знания

3. Методы стимулирования:

- Поощрение – положительная оценка действий воспитанников

- наказание – отрицательная оценка

- требование – соблюдать те или иные нормы поведения

- перспектива –выдвижение интересных целей перед воспитанниками.

- общественное мнение – поддержку и развитие общественно-полезн деятельности.

Формы воспитания:

1. индивидуальные (для микрогрупп)

2. групповые(коллективные)

3. массовые

в зависимости от решаемой пед задачи делятся на :

1. Формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги)

2. познавательные формы (экскурсии, походы, газеты, секции)

3. развлекательные (КВН, вечера и тд)

 

 

Блок 2.Общая и профессиональная педагогика



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.012 с.)