Сущность и специфические понятия профессиональной педагогики (профессия, специальность, специализация, квалификация).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и специфические понятия профессиональной педагогики (профессия, специальность, специализация, квалификация).



Под педагогикой профессионального образования, или под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практического научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Профессиональная педагогика изучает закономерности образования, воспитания, обучения и развития учащихся, разрабатывает принципы обучения и воспитания, информационные и педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений и систему их управления. Она обобщает знания о педагогических теориях, путях дальнейшего развития системы. Это наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения рабочего класса, о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Профессиональная педагогика как ветвь общей педагогики формируется вместе с совершенствованием системы профессионально - технического образования.

Профессия – устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Специальность – вид трудовой деятельности на основе соответствующей профелированной, теоретической и практической подготовки.

Специализация – совокупность трудовых функций в рамках конкретной профессии или мпециальности

Квалификация – уровень подготовленности к профессии.

 

6 Сущность и структура непрерывного многоуровневого профессионального образования (начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование)

Непрерывность характеризуется тем, что созданы условия для продолжения обучения в любой период жизни человека за счет приемственности содержания между уровнями проф образования.

Образование может быть длиною в жизнь – на протяжении всей жизни: д/с - школа – лицей – университет,… и шириною в жизнь: формальное – в стенах учебн заведения, неформальное – без получения диплома, самообразование.

Система образования представляет собой совокупность:

1. Содержание основных образовательных программ и стандартов

2. Сети учебных заведений реализующих это содержание

3. Соответствующих органов управления образования

В систему образования входят:

Дошкольное и школьное образование – составляют систему общего образования. Школьное образование – начальное (1-4), основное общее (5-9) и полное общее (10,11).

Основной целью профессионального образования является подготовка человека к деятельности попрофессии.

Система проф обучения включает:

1. НПО ( Рабочий, служащий, проф училища, проф лицеи, 3-4 года )

2. СПО (специалист среднего звена (мастер производственного обучения), техникум, колледж(различие в содержании), 3-4 года)

3. ВПО (бакалавр, магистр, институт, академия, университет(тем больше специальностей, тем выше статус) 4-6 лет)

Послевузовское образование представляет возможность повысить уровень образования научной и педагогической квалификации на базе ВПО.

Дополнит. образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения потребностей. Задача: непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с непрерывной модернизацией системы образования. Получают в общеобразовательных учреждениях и проф учебных заведениях на курсах и в центрах повышения квалификации.

 

7 Основные тенденции развития системы профессионального образования.

Современное состояние российского профессионального образования оценивается многими авторами как кризисное, что связано как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в России.

Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить следующие:

1. Гуманизация – ориентация на развитие и становление отношений, взаимоуважения учащихся и педагого.

2. Гуманитаризация - ориентация на освоение содержания образования, позволяющее с готовностью решать соц проблемы. (знание родного языка, истории, культуры)

3. Индивидуализация – учет и развитие индивид особенностей учащихся и студентов.

4. Дифференциация – ориентация образоват учреждения на достижения студентов при учете удовлетволетворения и развития интересов, склонностей и способностей (группировка учащихся по успеваемости, группировка учащихся с задержками в развитии и др.).

5. Стандартизация – ориентация образоват системы на реализацию ГОСтов.

6. Многовариантность – создание условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху (возможность выбрать темп обучения, выбор типа образоват учреждения)

7. Многоуровневость – направлена на обеспечение возможного достижения того уровня образованности, кот способствуют возможностям и интересам, на каждом этапе образования.

8. Фундаментализация – применение взаимосвязи теоретической и практической подготовки (освоение знаний по специальности)

9. Информатизация – связано с широким и более массовым производством вычислительной техники, компьютеров, информационных технологий.

10. Непрерывность – процесс постоянного образования в связи с быстро меняющимися условиями жизни.

 

8 Законодательно-правовая база профессионального образования. Федеральный Закон «Об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования.

Законодательная база образования делится на:

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция РФ

- Законы РФ об образовании

- Законы субъектов РФ об образовании

Закон «Об образовании» принят в 1992 г. – федеральный нормативно-правовой документ. Регламентирует принципы государственной политики в области образования, систему образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений.

Некоторые положения закона «Об образовании»:

- образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интереах личности, общества и государства.

- гос-во гарантирует получение на бесплатной основе общего и на конкурсной бесплатного проф обр

- система образования включает: дошкольное, начальное общее, основное, среднее, дополнительное и высшее проф обр.

- образовательным учреждениям предоставлено самим выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации.

 

9 Система непрерывного профессионально-педагогического образования: сущность, структура. Виды профессионально-педагогических учебных заведений, их название и особенности.

Непрерывное образование – новый способ образовательной деятельности, целевой ориентацией которой является процесс целостного развития личности.

Система образования представляет собой совокупность:

1.Содержание основных образовательных программ и стандартов

2.Сети учебных заведентй реализующих это содержание

3.орган управления образования

Уровни проф образования

1. Начальное

2. Средне-профессиональное

3. Высшее

4. Послевузовское

5. Видами профессионально-педагогических учебных заведений НПО являются училища и лицеи. Они готовят рабочих по профессии. Разряд при выпуске – III. Срок обучения – 3года после 11 класса, 4 года – после 10 класса.

Видами профессионально-педагогических учебных заведений СПО являются колледжи – углубленная подготовка (срок обучения 4 года) и техникумы – базовая подготовка (срок обучения 2,3 года в зависимости от специальности). Обучают по специальностям, имеют целью подготовку специалистов среднего звена.

Подготовка по ВПО ведется в институтах, академиях, университетах. Учреждения ВПО готовят специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, осуществляют научно-исследовательскую работу, объединяют в себе несколько факультетов.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной форме обучения.

В университетах ведется обучение по нескольким ступеням:

специалист – 5 лет

бакалавр – 4 года - базовое высшее образование

Магистр – 2 года – углубление знаний по выбранному проф образованию

Послевузовское - Ученая степень: аспирантура – 3 года (кандидат)

докторантура – 2 года (доктор наук)

Непрерывность характеризуется тем, что созданы условия для продолжения обучения в любой период жизни человека. За счет приемственности содержания между уровнями проф образования. Принципы непрерывного образования:

1. Охватывание образованием всей жизни человека

2. Горизонтальная интеграция: дом, соседи, общество,мир труда, СМИ, организации.

3. Вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования, разными соц.ролями.

4. Акцент на самоуправление, самообразование, самооценку

5. Совершенствование в умении учиться

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.007 с.)