Билет №12. Этапы согласования ялтинско-потсдамской концепции безопасности в Центральной и Юго-Восточной Европе и места в ней славянских стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №12. Этапы согласования ялтинско-потсдамской концепции безопасности в Центральной и Юго-Восточной Европе и места в ней славянских стран.



К концу 1944 становится понятен результат окончания 2МВ. Державы-победительницы – прежде всего Большая тройка – задолго начинают заниматься архитектурой новой системы безопасности. Вместо ВВ системы МО межвоенной системы появляется ялтинско-потсдамская система.

В к. 1943 – Тегеранская конференция – первый шаг. Побудительным мотивом стала невозможность МО системы на конференции в Париже как-то структурировать МО. Лига Наций формально существовала до 1946, но она все же была бессильна. Политическое развитие славянских государств в межвоененый период было тесто связано с ней. Польша, Чехословакия и Югославия – для них Лига Наций была гарантом территориальной целостности, но мы уже знаем, что из этого вышло. Для Болгарии по-другому: Лига Наций – фактор устрашения, Болгария получила несправедливее границы и ограничение в количестве вооруженных сил. Лига Наций обладала большим моральным потенциалом в стремени к миру. В 1928 – пакт Брианна-Келвуда, а в 1939 начинается 2МВ. В межвоенной Европе был очаг конфликтов

1. Здесь пересекались интересы всех главных игроков Европы: Франция, Англия, Германия, Италия, СССР

2. Характер территориального разграничения в 1МВ оказался для многих унизительным и оскорбительным. Это привело к резкому возрастанию националистических настроений во всех странах региона, в том числе и в СССР. Национализм, который вроде как остался в «большом 19 в.», остается господствующей идеологией в Центральной и Восточной Европы.

Нации, которые становятся не титульными, в 1918-1919 гг. получили лучик надежды: хорваты, организация украинских националистов. Во время войны эти настроения привели к геноциду, особенно там, где господствовали немцы и итальянцы: геноцид сербов, польского населения. 50 или 60 тыс. поляков на Волыни стали жертвами украинских националистов.

3. Непростую этническую и политическую ситуацию усугубляло стремление «новых» стран проводить свою собственную внешнюю политику без великих держав: Польша, Венгрия. В условиях, когда в Европе начинаются и заканчиваются две мировые войны, непредсказуемость во внешней политике славянских стран могла привести к катастрофе.

К 1938 г. Лига Наций утратила свою дееспособность как инструмент поддержания мира. В этих условиях неэффективность Версальской системы диктовала необходимость придумать что-то новое. Это понимали по обе стороны фронта. Противники Германии обречены были принадлежать к различным общественно-политическим системам (речь о капитализме и социализме). Нужно было искать пути схождения, ведь Гитлеру и Японии надо было стравить союзников.

Параметры компромисса все время менялись. Британия и Штаты готовы были идти на уступки. Первая не церемонилась с Польшей вообще: к примеру, введение линии Керзона. Про 1939 вообще говорить не нужно. В 1941 она снова нагло поступила по отношению к Югославии. То, что в системе оказались США, вполне естественно. Когда наступает холодная война, Штаты изменят свою позицию, но пока все так.

1. Все государства антигитлеровской коалиции считали, что нужно ликвидировать зону между Германией и Союзом. Не идет речи о включении этих государств в СССР или об их советизации. Выход нашелся классический: Сталин Черчилль и Рузвельт в годы войны занимались дележкой Европы на зоны ответственности.

В декабре 1941 МИД Великобритании Иден появляется в Москве, и Сталин предлагает Британии признать за точку отсчета границу СССР на 1941 и согласиться на переход Румынии и Финляндии в зону ответственности СССР. Иден получил сигнал о том, чтобы дать согласие. Весь ход военных действий ведет к тому, что Сталин, который умеет ждать, начинает планировать будущее Европы. Появление там КА ни для кого не было неожиданностью.

На рубеже 1941-1942 создается проект о послевоенном устройстве стран Европы. Комиссия была призвана отражать спорные территориальные и национальные проблемы. В условиях тяжелых военных действий она прекращала свою работу, но в августе 1943 снова была создана комиссия по вопросу мирных договоров и послевоенного устройства (Литвинов). В сентябре – другая комиссия Ворошилова. Она создавалась для выработки условий капитуляции Германии.

Рубежом работы стала конференция в Тегеране. СССР добился уступок со стороны Запада. Британия признала законность перехода к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Взамен Сталин предложил передать Польше территории, которые до 1939 принадлежали Германии. Союзники дают на это согласие, не проконсультировавшись с польским лондонским правительством в эмиграции. Польше было отказано в праве на полный суверенитет над военным контролем своей территории. Передача вышеуказанных территорий Польше обрекала ее на поиск сильного покровителя, то есть только СССР.

Именно это решение Тегерана показало, что все сидящие в Лондоне правительства должны были четко понимать, кто теперь будет контролировать Центральную Европу. 12 декабря Бенош в Москве подписал договор о дружбе с Чехословакией. Сталин соглашался на восстановление Чехословакии в границах до Мюнхена. Бенош предложил Сталин отказаться от Закарпатской Руси, а после войны Сталин «забыл» вернуть чехословакам Тешинскую Силезию.

В к. 1943 СССР вышел из состояния дипломатических отношений с правительством короля Югославии Петра 2. Признавалась новая власть – партизаны Тито. В начале 1944 в Югославию направляется советская миссия.

После 10 сталинских ударов 10 октября 1944 после визита в Москву британских представителей, достигнуто соглашение о сферах влияния на Балканах и в Венгрии. Влияние советское и западных держав: Румыния 80% и 20%, Греция 10% и 90%, Югославия 50% и 50% (но 20 октября освобожден Белград, поэтому проценты условные), Венгрия 50% и 50%, но ее еще нужно освободить, Болгария 75% и 25%, но там уже советские войска. Соглашение почти полностью блокировали попытки запада участвовать в делах (точно) Болгарии и Югославии. Запад, по сути, получил только Грецию.

Кремль шел на уступки Западу: роспуск Коминтерна в 1943, в общем-то эфемерный. Союз не лезет в Западную. Европу, хотя компартии там (особенно во Франции) довольно сильны. Все это фиксируется на двух других встречах большой тройки: в Ялте в феврале 1945 и Потсдаме в августе 1945

Это тактический компромисс: то, что эти договоренности оказались долговечными, было не видно в 1945. Для англичан и американцев особенно важно было, что Союз действительно будет участвовать в антигитлеровской коалиции вплоть до капитуляции Японии. Договоренности оказались действенными до начала 1990х.

2. Свобода рук для Сталина в решении национального вопроса. Западные союзники признают депортации не только в СССР, но и на территории Восточной Европы. Показалась опасность в нарушении прав национальных меньшинств, которые должны была гарантировать Лига Наций. В итоге страны Большой тройки договариваются о том, что деятельность ООН с 1945 не предусматривает защиту прав деятельности национальных меньшинств, зато признает защиту прав одного человека.

Это решение горячо поддерживают представители тех стран, которые не могли решить национальный вопрос – Бенош. Для него это манна небесная: надо переселить немцев и венгров на родные территории. Великие державы одобряют: начинается переселение немцев с новой территории Польши, из нынешней Калининградской области, Румынии, Югославии – всего около 6 млн. чел. С немцами почти не церемонились. Декреты Беноша в 1945 стали основой для переселения немецкого и венгерского населения почти что в открытое поле – в местах, где они должны были появляться, их никто не ждал. До сих пор это решение является проблемой во взаимоотношении Германии и Чехии. Чешская республика выторговала для себя условие о том, что в рамках ЕС она не обязана возвращать собственность выселенным в 1945.

Решение польской проблемы шло в течение почти 10 лет после 2МВ. Завершилась она при Хрущеве в 1956-1957. Смысл переселения в том, что с территории Западной Украины и Белоруссии поляки переселялись на новые земли, на которых раньше жили немцы. В городах жили немцы, но их изгоняли, а в них вводили свои порядки. Украинцы, оказавшиеся на советской территории, получили возможность вернуться на земли советской Украины или на польские территории. Это было сделано для уменьшения влияния украинских националистов.

Последствия этого шага привели к ситуации: послевоенная Польша по сути становится мононациональным государством. Ни украинцев, ни белорусов, ни тем более немцев нет и близко. Осталось еврейское национальное меньшинство, но и его потихоньку вытесняют. Евреи массово уезжают в Израиль после 1968.

Чехословацкая республика становится государством без немцев и венгров. Здесь нет поляков – Тешинская Силезия осталась у Польши. Остались только чехи и словаки, но и им в итоге не удалось договориться между собой.

3. Выбор модели общественно-политического устройства, такое, чтобы Союзу легче было контролировать территории. У Сталина было два пути. Многие пишут сейчас, что государствам надо было идти по пути Финляндии – дружественная СССР внешняя политика и стабильность внутри страны. Но для этого нужно было найти надежных политиков – друзей СССР. В Чехословакии такие были, но им существовали и противовесы.

Второй вариант. Финляндия все-таки на периферии, а угроза с Запада шла через Польшу и Чехословакию Вариант Австрии – запасной, а основа – режимы «народной демократии» - соединение в рамках одной модели советской системы и буржуазной демократии. Союз предполагал, что такой вариант возможен в странах Восточной Европы, особенно в Польше и Чехословакии. На такое развитие отводилось 30 лет. Но фактические сроки существования такого режима – 1944-1948. За этот период все страны успели перескочить от народной демократии к сталинской модели социализма.

Создание коалиционных правительств с участим любых партий, главное – чтобы не было фашистов. В Чехословакии условия выполняются полностью. 5 сентября 1944 Союз объявил Болгарии войну. 9 сентября произошел переворот, когда появилась КА, она беспрепятственно вошли на территорию. Коммунисты взяли власть в рамках отечественного фронта. В Польше коммунисты делают серьезную заявку на власть. Главное сопротивление – армия Крайова. Она готова была встречать КА, но армия как – то не особо хотела такой встречи. Высшее руководство было арестовано, рядовым бойцам предоставили выбор: либо идти в армию Людова, идти на Берлин, то есть воевать, либо как у тех, кто отказался идти – зачисление в тыл и на лесоповал. 22 июля 1944 на территорию, которая до 1939 охватывала только Польшу, вступила КА и создала Польский комитет национального освобождения – коммунисты. Они в своем манифесте провозглашали принципы народной демократии.

На это армия Крайова отвечает восстанием в Польше. Лондонское правительство действовало вразрез с участниками Большой тройки. Восстание было обречено на поражение.

Несмотря на это, после окончания войны деятели лондонской эмиграции получат возможность вернуться в политическую жизнь Польши. Но во всех странах ведущие позиции будут принадлежать коммунистам, даже если они непосредственно не будут руководить. Коммунисты контролировали органы госбезопасности, органы внутренних дел почти полностью и армию. При этом оппозиция испытывала дискомфорт: ее представители в правящих коалициях, то есть несут ответственность за принимаемые решения. Она по идее может предложить альтернативу. В Польше в 1946 проходят первые послевоенные выборы. Коммунисты прибегли к откровенным фальсификациям в ходе выборов. Значительная часть общества не поддерживала коммунистов, но в итоге значительная часть населения тихо отнеслась к коммунистической фальсификации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.012 с.)