Краткие методические указания К работе на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие методические указания К работе на



ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ.

В начале занятия осуществляется определение уровня подготовки студентов к занятию при помощи фронтальной беседы.

Следующим этапом является выполнение лабораторной работы с использованием приведенной инструкции. После завершения практической части, студенты оформляют протокол, в который вносят уравнения проведенных реакций и наблюдаемые при поведении опытов аналитические сигналы. После выполнения лабораторной работы, студенты выполняют самостоятельную работу путем решения ситуационных задач по теме: «Дисперсные системы. Получение, очистка и свойства коллоидных растворов».

Далее происходит анализ и коррекция знаний студентов путем рассмотрения теоретических вопросов решения обучающих задач.

Следующим этапом проводится тестовый контроль знаний студентов по теме: «Дисперсные системы. Получение, очистка и свойства коллоидных растворов» с использованием тестов формата А.

Занятие заканчивается подведением итогов работы и оцениванием знаний студентов: объявляются результаты тестового контроля, и осуществляется проверка протоколов выполненной лабораторной работы.

ЛИОФОБНЫЕ ЗОЛИ И ИХ СВОЙСТВА. КОАГУЛЯЦИЯ.

КОЛЛОИДНАЯ ЗАЩИТА.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

К лиофобным дисперсным системам относятся золи благородных металлов, ряда неорганических соединений, коллоидные растворы крахмала, желатина. Эти системы характеризуются относительно слабым взаимодействием между частичками дисперсной фазы и дисперсионной среды.

Основной структурной единицей лиофобных золей является мицелла. В соответствии с современными представлениями, мицелла является образованием со сложной структурой: состоит из электронейтрального ядра и ионогенной части. Явление мицеллообразования играет большую роль в жизнедеятельности организма. Мицеллы способны образовывать нерастворимые в воде твердые вещества. Так, например, содержание карбонатов и фосфатов кальция в крови значительно превышает их растворимость в воде, поэтому часть их присутствует в крови в виде мицелл. В таком же состоянии находится в крови нерастворимый в воде холестерин.

Стабилизации этих гидрофобных систем способствуют защитные соединения крови (белки, полисахариды), которые обеспечивают коллоидную защиту. При различных патологических состояниях наблюдается снижение уровня коллоидной защиты жидких сред организма, что приводит к коагуляции фосфатов, карбонатов кальция, холестерина, которые образуют осадки на внутренней поверхности кровеносных сосудов. Вскипание крови, слипание эритроцитов и так называемые «монетные столбики» - процессы аналогичные коагуляции. Растворы некоторых лекарственных препаратов, например, протаргола и колларгола – гидрофобные золи серебра, защищенные белком.

Таким образом, знания свойств лиофобных золей, механизмов коагуляции и «коллоидной защиты» необходимы для изучения ряда общемедицинских и клинических дисциплин, таких как терапия, фармакология, биохимия, клиническая лабораторная диагностика, кардиология.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ.

Уметь интерпретировать строение и свойства лиофобных золей, явления коагуляции и коллоидной защиты применительно к биологии и медицинской практике.

 

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ.

УМЕТЬ:

1. Интерпретировать понятие лиофобных золей, а также основные положения мицеллярной теории строения лиофобных золей.

2. Интерпретировать виды устойчивости коллоидных растворов, факторы устойчивости мицеллы лиофобного золя, а также понятие электрокинетического потенциала.

3. Интерпретировать электрокинетические явления в лиофобных золях (электрофорез и электроосмос) применительно к биологии и медицинской практике.

4. Интерпретировать влияние электролитов на физико-химическое состояние коллоидного раствора, исходя из понятий порога коагуляции, коагулирующей способности электролитов, правила Шульце-Гарди.

5. Трактовать применение лиофильных систем с целью стабилизации коллоидных растворов и коллоидной защиты в биологических системах и медицинской практике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

1. Понятие лиофобных золей. Мицеллярная теория строения лиофобных золей (мицелла, ядро, ионогенная часть, гранула).

2. Агрегативная и кинетическая устойчивость коллоидных растворов. Факторы устойчивости мицеллы лиофобного золя. Электрокинетический потенциал.

3. Электрокинетические явления в золях. Электрофорез. Электроосмос.

4. Коагуляция золей под влиянием электролита. Седиментация. Порог коагуляции, коагулирующая способность электролитов. Правило Шульце-Гарди.

5. Коллоидная защита, стабилизация коллоидных растворов. Биомедицинское значение коллоидной защиты.


2. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ.



3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

Основная литература.

1. Мороз А.С., Луцевич Д.Д., Яворська Л.П. Медична хімія. – Вінниця: Нова книга, 2006. – С. 646-674.

2. Калибабчук В.А., Грищенко Л.И., Галинская В.И. и др. Медицинская химия: учебник. – К.: Медицина, 2008. – С. 267-304.

Дополнительная литература.

3. Л.П. Садовничая, В.Г. Хухрянский, А.Я. Цыганенко. Биофизическая химия. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. – С. 210-237.

4. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. Учебник для ин-тов. – М.: Высш. школа, 1975. – С. 175-187.

5. Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.З. Общая химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 491 – 523.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.008 с.)